Файл: Теоретические основы понятия голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 4
1.1 Закономерности развития голосообразования у детей 4
1.2 Причины и проявления голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 6
Выводы по 1 главе 12
Глава 2. Экспериментальная работа по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 14
2.1 Методики изучения голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 14
2.2 Проявление голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 17
2.3 Коррекционная работа по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 20
Выводы по 2 главе 23
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложение 28
Введение
Качество голоса, способности владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи.
Работа над голосом является необходимым разделом работы над устной речью с детьми дошкольного возраста. Проблему формирования и становления голоса рассматривали различные ученые, такик как, Е.С. Алмазова, Л.Б. Дмитриева, И.И. Ермакова, Н.И. Жинкин, Е.В. Лаврова, М.Е. Хватцев и др.
В логопедии выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса, нарушения резонанса, изменения громкости, изменение высоты тона. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма.
Нарушение голоса может выступать, как самостоятельное нарушение, так и входить в структуру других сложных речевых дефектов, в том числе и дизартрии.
К сожалению, проблема выявления и устранения нарушения голоса недостаточно отражено в специальной литературе, этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Цель исследования: теоретически изучить, обосновать и определить содержание коррекционной работы по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс проявления голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности преодоления голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить особенности голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
3.Определить содержание коррекционной работы с дошкольниками по развитию и восстановлению у них основных качеств голоса.
Для проведения обследования нами были подобраны следующие диагностические методики, описанные в работах Е.С.Алмазовой, И.И. Ермаковой, В.И.Селиверстова.
Глава 1. Теоретические основы понятия голосовых расстройств у детей дошкольного возраста
1.1 Закономерности развития голосообразования у детей
Вопрос о механизме голосообразования до настоящего времени нельзя считать разрешенным. С момента изобретения метода ларингоскопии начала развиваться мио эластическая теория, согласно которой голосовые складки колеблются в результате прохождения между их сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого дыхательным аппаратом.
Орлова О.С. считает, что голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. [10, с. 220]
Нормальный голос должен быть: приятным на слух, владеть соответствующим балансом ротового и носового резонатора, довольно громким, соответствовать возрасту, объемам тела и полу, голос должен владеть соответствующими модуляциями. [11]
Голосообразование – это компонент фонации, в результате которого достигается основная цель – производится гортанный звук.
Голосообразование совершается именно в гортани, как уже говорилось, путем сложного взаимодействия энергии выдоха и сокращения тканей голосовых складок.
Е.В.Лаврова выделяет следующие возрастные особенности механизма голосообразования [10, с. 250]:
1. С 10 лет начинается формирование «переходного» механизма голосообразования;
2. Грудной механизм фонации становится возможным примерно с 12 лет;
3. Хрящи гортани и трахеи пока еще мягкие;
4. Основные рецепторные зоны гортани формируются только к 10 – 12 годам.
Голос как интегральный биосоциальный продукт жизнедеятельности организма в собственных характеристиках тесным образом связан с этапами биологоческого развития человека.
Лаврова Е.В. выделяет 6 периодов становления и функционирования голосового аппарата. Приведем их характеристику:
1. Дошкольный этап (от рождения до 7 лет). Внутри которого выделяют подэтапы новорожденности (до 1 года), раннего возраста (до 3 лет), старшего дошкольного. Фонация осуществляется за счет краевого натяжения коротких голосовых складок, состоящих из соединительной ткани и желез. С 5 лет начинают формироваться отдельные пучки вокальных мышц. Голос имеет высокое звучание, его диапазон составляет 5 – 6 нот.
2. Домутационный этап (от 7 до 13 лет). Голосовой аппарат динамически развивается. Происходит увеличение размера органов голосообразования и голосооформления.
3.Мутационный этап (от 13 до 15 лет). Нарастает гиперемия голосовых складок, они утолщаются, увеличивается количество выделяемой слизи. Масса голосовых складок увеличивается приблизительно на 1/3.
4. Постмутационный этап (от 15 до 17 лет) – закрепляется более низкий тембр звучания.
5. Период становления и уверенного функционирования (от 18 до 35 лет) – характеризуются устойчивостью механизмов голосообразования, наиболее широким диапазоном голоса, максимальными силовыми и интонационными возможностями.
6. Период угасания (60 лет и старше) – характеризуется снижением всех функциональных возможностей голосового аппарата вследствие возрастных изменений в прохождении нервных импульсов, атрофических процессов в голосовых мышцах [10, с. 250].
В соответствии с выделяемыми возрастными периодами изменяются анатомические структуры голосового аппарата и голос ребенка, что обуславливает изменения акустических характерстик: частоты основного тона, интенсивности голоса, диапазона и тембра.
Подробно рассмотрим закономерности голосообразования в дошкольном возрасте. В дошкольном периоде критичным для голосового аппарата является период новорожденности. Крик ребенка – одно из важнейших свидетельств начала самостоятельного дыхания. Вопреки укоренившимся представлениям рефлекторное смыкание голосовых складок происходит не при первом вдохе, а при первом выдохе.
Частота звука, издаваемого новорожденным, составляет в среднем 425Гц. Голос лишен тембра, что не позволяет на слух определить пол младенца. Впрочем, при некоторых отклонениях в состоянии малыша тональность голоса может заметно отличаться от нормальной. Так значительное превышение высоты звука имеет возможность указывать о нарушениях в функционировании нервной системы или же об аномалии в строении гортани [15].
В период новорожденности возможности изменения интонации крика значительно ограничены, вследствие незрелости нервно – мышечного аппарата гортани и нестабильности дыхания. Устойчивые возможности к изменению интонации формируются у детей, начиная с 2-3 месячного возраста [16].
Таким образом, голос имеет свои биологические основы становления и функционирования. Также голос тесным образом связан с этапами биологического становления человека. В соответствии с вышесказанным, целесообразно будет рассмотреть причины и проявления голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
1.2 Причины и проявления голосовых расстройств у детей дошкольного возраста
В логопедии под нарушением голоса понимается отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Наиболее заметным их симптомом считается изменение акустических свойств голоса.
Большинство нарушений голоса считаются следствием заболеваний и различных изменений собственного голосового аппарата. Кроме основных признаков нарушения (утраты силы, звучности голоса, изменения его высоты, искажений тембра в виде осиплости и охриплости, нарушений резонаторного баланса носовой и ротовой полостей) может отмечаться голосовая усталость и ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, к примеру постоянное першение с необходимостью откашляться, ощущение помехи, комка в горле.
О.С. Орлова подразделяет нарушения голоса на центральные и пери ферические, каждое из них может быть органическим и функциональным [10, c.300].
Нарушения голоса могут проявляться как признак самостоятельного заболевания или как составляющая речевых расстройств других видов – дизартрии, ринолалии, заикания.
При дизартрии нарушения голоса зависит от парезов мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. Наибольший смысл имеет паретичность мышц гортани. В особенности это относится к перстнещитовидным мышцам, натягивающим истинные голосовые связки. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.
Причина нарушения голоса при дизартрии является патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Причиной эфферентного нарушения считается ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса.
Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования. К периферическим относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах. Причинами считаются механическое повреждение гортани, резонаторных органов в результате несчастных случаев или же хирургического вмешательства, механическое или химическое повреждение слизистой оболочки и мышечной системы гортани, новообразование гортани, воспалительные процессы в гортани, нарушение кровоснабжения гортани.
Алмазова Е.С. относит к периферическим органическим расстройствам голоса, нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха. При патологоанатомических изменениях в надставной трубе наблюдаются ринолалия и ринофония [3].
Ринолалия – это патологическая перемена оттенка, тембра голоса и искаженное произношение звуков речи.
Ринофония – это изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением связи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения.
Орлова О.С. понимает под функциональными расстройствами, носящие временный преходящий характер. Главным симптомом при заболевании является функциональное нарушение голоса афония или дисфония различной степени выраженности [10, с.288].
Причиной психогенной афонии считается стрессовое состояние, испуг, конфликт, которое выступает как пусковое устройство, приводящий к абсолютной потере голоса.
Для гипо- и гиперкинетической афонии свойственна нестойкость патологических перемен в гортани и появление при попытках фонации звучного голоса на кашле.
Спастическая дисфония – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения, неверной техники голосоподачи [9].
Мутация – это физиологическая перемена голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате [7].
Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13 – 15 лет.
Орлова О.С. разделяет причины мутационных нарушений голоса на местные, нервно – психические, сенсорные и гормональные.
Временами встречается ранняя мутация, когда голос раньше времени становится невысоким, грубым. Причина этого явления – раннее наступление половой зрелости и длительная, излишне интенсивная работа голосового аппарата [10, c.300].
В иных случаях нарушение голоса проявляется в затянувшейся мутации. При этом голос на протяжении нескольких лет не переходит в нормальный голос, он продолжает оставаться детским или же фальцетные звуки прорываются на фоне доминирующего звучания.
По характеру нарушения голосовые расстройства делятся на функциональные и органические.
Данная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора способов фониатрического лечения и прогноза логопедических занятий. Так называемые функциональные расстройства связаны с временными, преходящими переменам в функции гортани, голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надставной трубы, вследствии этого, вполне вероятно восстановление коммуникативной функции голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей или же меньшей степени отличается от обычного звучания голоса [1].