Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свободной федерации индивидов,
общин, провинций, наций.
П.Н. Ткачев выступал за террор против самодержавия –
«единственное средство нравственного и общественного возрождения
России». «Партия меньшинства» должна подталкивать государство к
социальной революции, уничтожению существующего государства и
созданию нового - государства революционной диктатуры.
П.Л.Лавров («Исторические письма») считал, что главная
движущая сила исторического процесса – это критически мыслящие
личности, т.е. передовая интеллигенция. Лишь они способна
сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с
помощью пропаганды. Он призывал интеллигенцию к активной
пропаганде социалистических идей среди русского народа: для
подготовки революции надо идти в народ, слиться с ним и разбудить
его. Вместе с тем, Лавров прекрасно осознавал, что революция не
может быть искусственной– она должна созреть в недрах общества.
8.Русский космизм.
Это учение о неразрывном единстве человека,
Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных
возможностях по освоению космоса.
Представители: Н.Федоров, Вл. Вернадский, К.Циолковский,
А.Чижевский. Два направления: естественно-научный и религиозный.
Основная идея «философии общего дела» Н.Федорова – победа
над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение
всех прежних поколений. Нравственный долг потомков - вернутьжизнь
всем предшествующим поколениям. Для воскрешения мертвых
необходимо прекращение всякой вражды между людьми, нравственное
объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и
техники. Задача науки: 1) максимальнопродлитьжизнь человека, сделать
его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие
предшествующие поколения местом для существования – путем
освоения космоса и переселения на другие планеты.
К.Циолковский («Грезы о земле и небе») полагал, что жизнь и
разум на Земле не являются единственными во Вселенной.
Безграничное космическое пространство населено разумными
существами различного уровня развития: более «совершенные» и
менее «совершенные». Более «совершенные» следят за порядком во
Вселенной. Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех
разумных высших существ космоса. Сначала– в виде союза населяющих
ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности,
так как бесконечна сама Вселенная. Земля – «поздняя» планета, и ей
дано право на самостоятельное развитие. Нравственная, космическая
задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса.
Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования
мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос.
Изобретение ракеты для него как ученого не самоцель, а «метод
проникновения в глубины Космоса». Суть его космической
философии: «в переселении с Земли и в заселении Космоса».
А.Л.Чижевский – основатель гелиобиологии – науки о Солнце и
о его влиянии на земные процессы. Ученый доказывает существование
природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от
пульса Космоса. Солнце влияет не только на здоровье человека, но и на
социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы
(войны, бунты, революции) во многом предопределяются поведением
Солнца. По подсчетам Чижевского во время минимальной солнечной
активности– минимум массовых социальных движений 5%, во время
пика – 60%. Цикл солнечной активности составляет 12 лет. Фатальные
годы для России - 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1989 – пик солнечной
активности.
9.Религиозно-идеалистическое направление.
В.С.Соловьев
(«Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о
Богочеловечестве»). Основные идеи: всеединства, Богочеловечества,
цельного знания. Ни одно явление не может существовать и быть
познанным вне его отношения к другим явлениям. Любая вещь
познается в ее отношении в ее отношении к целому. А целое – это не
просто множество вещей, а всеединство. Всеединое существует во всех
своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств.
Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие
– Бог) и
обусловленное (материя). «Всеединство» постигается «цельным
знанием», представляющим собой синтез религии, философии и науки,
или, иначе– веры, мысли и опыта.
Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в
которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология –
обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал
общества.
Мир, созданный Богом, проходит три этапа:
- Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращение
природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых
для появления человека.
- Исторический процесс: с появлением человека начинается
внутреннее преображение космоса, человек – посредник в
воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и
природным миром». Его задача – в преодолении всех проявлений зла и
несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека –
служение Добру. Идеал совершенного человека есть – это Иисус
Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя
одухотворятся, становится живой.
- Богочеловеческий процесс: история человечества движется к
Царств у Божиему – преображению и воссоединению с Богом. И
указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и
человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная
личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к
вечнойжизни. Соединение человека и мира с Богом возможно только
в Христе и через него– в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и
воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовь
– свободную, это подчеркивается и Вю.Соловьевым и всеми его
последователями. Любовь должна осуществить тройное воссоединение:
восстановить индивидуального человека - союз мужчины сженщиной;
восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу;
восстановить универсального человека, его внутреннее живое единение
со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и
мира с Богом – «в любви, через любовь с любовью».
Л.Шестов критикует рационализм, столь характерный для
западной философии. Мир иррационален и полон бесчисленных тайн.
Мы даже не подозреваем, что творится во вселенной. Окружающий
нас мир – это мир хаоса, господства стихии и случайности. Наш разум
способен познать лишь необходимое, закономерное, а случайное и
хаотичное, то, что составляет сущность мира, скрыто от него. Поэтому
претензии науки и рациональной философии на познание
действительности несостоятельны. Подлинная истина находится по ту
сторону разума.
10.Философия русского зарубежья.
Н.А.Бердяев («Дух и реальность», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»,
«О рабстве и свободе человека») – прошел путь от марксиста до
религиозногофилософа. Бердяев говорит о кризисе философии: бытие
рационально, западная же философия пытается познать его
рациональным способом.
Основные идеи его философской концепции:
1) дух и природа противоположны. Дух есть субъект, жизнь,
свобода, огонь, творческая деятельность – различия преодолеваются
любовью; природа – объект, вещь, необходимость, пассивная
деятельность– все, чтомножественно и делимо. Бог есть дух. Природа
вторична и производна. Только человек, обладающий свободой и
способность к творчеству, способен преобразить и одухотворить
природу.
2) примат свободы над бытием. Бог не отвечает за зло, творимое
в мире – он не сотворил свободу, которая привела человека к
грехопадению. Существует три вида свободы: первичная
иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека и
из которой все возникло; рациональная свобода, т.е исполнение
рационального долга; и свобода, проникнутая любовью. Человек
свободно отпадает от Бога, движимой иррациональной свободой и
призван свободно вернуться к Богу по своей воле и привести,
объединенный любовью весь мир к нему.
2) антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка
пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие)
и мир низший - в этой двойственности заключается сложность его
существования. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и
подобие Бога, человек является личностью. Личность - категория
духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем
общество
, нация, государство. Человек – со-творец Бога, он призван
к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы
продолжать творение Богом мира. Человек творит из ничего, исходя
из свободы как «безосновной основы бытия». И именно в творчестве
человек совершает преодоление костной материи и он прорывается в
высшую духовную реальность.
Вопросы:
общин, провинций, наций.
П.Н. Ткачев выступал за террор против самодержавия –
«единственное средство нравственного и общественного возрождения
России». «Партия меньшинства» должна подталкивать государство к
социальной революции, уничтожению существующего государства и
созданию нового - государства революционной диктатуры.
П.Л.Лавров («Исторические письма») считал, что главная
движущая сила исторического процесса – это критически мыслящие
личности, т.е. передовая интеллигенция. Лишь они способна
сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с
помощью пропаганды. Он призывал интеллигенцию к активной
пропаганде социалистических идей среди русского народа: для
подготовки революции надо идти в народ, слиться с ним и разбудить
его. Вместе с тем, Лавров прекрасно осознавал, что революция не
может быть искусственной– она должна созреть в недрах общества.
8.Русский космизм.
Это учение о неразрывном единстве человека,
Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных
возможностях по освоению космоса.
Представители: Н.Федоров, Вл. Вернадский, К.Циолковский,
А.Чижевский. Два направления: естественно-научный и религиозный.
Основная идея «философии общего дела» Н.Федорова – победа
над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение
всех прежних поколений. Нравственный долг потомков - вернутьжизнь
всем предшествующим поколениям. Для воскрешения мертвых
необходимо прекращение всякой вражды между людьми, нравственное
объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и
техники. Задача науки: 1) максимальнопродлитьжизнь человека, сделать
его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие
предшествующие поколения местом для существования – путем
освоения космоса и переселения на другие планеты.
К.Циолковский («Грезы о земле и небе») полагал, что жизнь и
разум на Земле не являются единственными во Вселенной.
Безграничное космическое пространство населено разумными
существами различного уровня развития: более «совершенные» и
менее «совершенные». Более «совершенные» следят за порядком во
Вселенной. Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех
разумных высших существ космоса. Сначала– в виде союза населяющих
ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности,
так как бесконечна сама Вселенная. Земля – «поздняя» планета, и ей
дано право на самостоятельное развитие. Нравственная, космическая
задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса.
Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования
мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос.
Изобретение ракеты для него как ученого не самоцель, а «метод
проникновения в глубины Космоса». Суть его космической
философии: «в переселении с Земли и в заселении Космоса».
А.Л.Чижевский – основатель гелиобиологии – науки о Солнце и
о его влиянии на земные процессы. Ученый доказывает существование
природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от
пульса Космоса. Солнце влияет не только на здоровье человека, но и на
социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы
(войны, бунты, революции) во многом предопределяются поведением
Солнца. По подсчетам Чижевского во время минимальной солнечной
активности– минимум массовых социальных движений 5%, во время
пика – 60%. Цикл солнечной активности составляет 12 лет. Фатальные
годы для России - 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1989 – пик солнечной
активности.
9.Религиозно-идеалистическое направление.
В.С.Соловьев
(«Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о
Богочеловечестве»). Основные идеи: всеединства, Богочеловечества,
цельного знания. Ни одно явление не может существовать и быть
познанным вне его отношения к другим явлениям. Любая вещь
познается в ее отношении в ее отношении к целому. А целое – это не
просто множество вещей, а всеединство. Всеединое существует во всех
своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств.
Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие
– Бог) и
обусловленное (материя). «Всеединство» постигается «цельным
знанием», представляющим собой синтез религии, философии и науки,
или, иначе– веры, мысли и опыта.
Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в
которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология –
обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал
общества.
Мир, созданный Богом, проходит три этапа:
- Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращение
природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых
для появления человека.
- Исторический процесс: с появлением человека начинается
внутреннее преображение космоса, человек – посредник в
воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и
природным миром». Его задача – в преодолении всех проявлений зла и
несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека –
служение Добру. Идеал совершенного человека есть – это Иисус
Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя
одухотворятся, становится живой.
- Богочеловеческий процесс: история человечества движется к
Царств у Божиему – преображению и воссоединению с Богом. И
указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и
человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная
личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к
вечнойжизни. Соединение человека и мира с Богом возможно только
в Христе и через него– в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и
воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовь
– свободную, это подчеркивается и Вю.Соловьевым и всеми его
последователями. Любовь должна осуществить тройное воссоединение:
восстановить индивидуального человека - союз мужчины сженщиной;
восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу;
восстановить универсального человека, его внутреннее живое единение
со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и
мира с Богом – «в любви, через любовь с любовью».
Л.Шестов критикует рационализм, столь характерный для
западной философии. Мир иррационален и полон бесчисленных тайн.
Мы даже не подозреваем, что творится во вселенной. Окружающий
нас мир – это мир хаоса, господства стихии и случайности. Наш разум
способен познать лишь необходимое, закономерное, а случайное и
хаотичное, то, что составляет сущность мира, скрыто от него. Поэтому
претензии науки и рациональной философии на познание
действительности несостоятельны. Подлинная истина находится по ту
сторону разума.
10.Философия русского зарубежья.
Н.А.Бердяев («Дух и реальность», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»,
«О рабстве и свободе человека») – прошел путь от марксиста до
религиозногофилософа. Бердяев говорит о кризисе философии: бытие
рационально, западная же философия пытается познать его
рациональным способом.
Основные идеи его философской концепции:
1) дух и природа противоположны. Дух есть субъект, жизнь,
свобода, огонь, творческая деятельность – различия преодолеваются
любовью; природа – объект, вещь, необходимость, пассивная
деятельность– все, чтомножественно и делимо. Бог есть дух. Природа
вторична и производна. Только человек, обладающий свободой и
способность к творчеству, способен преобразить и одухотворить
природу.
2) примат свободы над бытием. Бог не отвечает за зло, творимое
в мире – он не сотворил свободу, которая привела человека к
грехопадению. Существует три вида свободы: первичная
иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека и
из которой все возникло; рациональная свобода, т.е исполнение
рационального долга; и свобода, проникнутая любовью. Человек
свободно отпадает от Бога, движимой иррациональной свободой и
призван свободно вернуться к Богу по своей воле и привести,
объединенный любовью весь мир к нему.
2) антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка
пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие)
и мир низший - в этой двойственности заключается сложность его
существования. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и
подобие Бога, человек является личностью. Личность - категория
духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем
общество
, нация, государство. Человек – со-творец Бога, он призван
к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы
продолжать творение Богом мира. Человек творит из ничего, исходя
из свободы как «безосновной основы бытия». И именно в творчестве
человек совершает преодоление костной материи и он прорывается в
высшую духовную реальность.
Вопросы:
-
Какие этапы в истории русской философии выделяются? -
В чем смысл почвенничества? -
Какую роль играет любовь в религиозном миропонимании Вл. Соловьева? -
Какие 3 этапа проходит мир, созданный Богом, по мысли Вл. Соловьев? -
В чем заключалось противоборство славянофилов и западников? -
Какова роль разума в познании мира, по мнению Л.Шестова? -
Кто из русских философов вам ближе всего? Почему?