Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свободной федерации индивидов,

общин, провинций, наций.

П.Н. Ткачев выступал за террор против самодержавия –

«единственное средство нравственного и общественного возрождения

России». «Партия меньшинства» должна подталкивать государство к

социальной революции, уничтожению существующего государства и

созданию нового - государства революционной диктатуры.

П.Л.Лавров («Исторические письма») считал, что главная

движущая сила исторического процесса – это критически мыслящие

личности, т.е. передовая интеллигенция. Лишь они способна

сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с

помощью пропаганды. Он призывал интеллигенцию к активной

пропаганде социалистических идей среди русского народа: для

подготовки революции надо идти в народ, слиться с ним и разбудить

его. Вместе с тем, Лавров прекрасно осознавал, что революция не

может быть искусственной– она должна созреть в недрах общества.

8.Русский космизм.

Это учение о неразрывном единстве человека,

Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных

возможностях по освоению космоса.

Представители: Н.Федоров, Вл. Вернадский, К.Циолковский,

А.Чижевский. Два направления: естественно-научный и религиозный.

Основная идея «философии общего дела» Н.Федорова – победа

над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение

всех прежних поколений. Нравственный долг потомков - вернутьжизнь

всем предшествующим поколениям. Для воскрешения мертвых

необходимо прекращение всякой вражды между людьми, нравственное

объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и

техники. Задача науки: 1) максимальнопродлитьжизнь человека, сделать

его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие

предшествующие поколения местом для существования – путем

освоения космоса и переселения на другие планеты.

К.Циолковский Грезы о земле и небе») полагал, что жизнь и

разум на Земле не являются единственными во Вселенной.


Безграничное космическое пространство населено разумными

существами различного уровня развития: более «совершенные» и

менее «совершенные». Более «совершенные» следят за порядком во

Вселенной. Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех

разумных высших существ космоса. Сначала– в виде союза населяющих

ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности,

так как бесконечна сама Вселенная. Земля – «поздняя» планета, и ей

дано право на самостоятельное развитие. Нравственная, космическая

задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса.

Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования

мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос.

Изобретение ракеты для него как ученого не самоцель, а «метод

проникновения в глубины Космоса». Суть его космической

философии: «в переселении с Земли и в заселении Космоса».

А.Л.Чижевский – основатель гелиобиологии – науки о Солнце и

о его влиянии на земные процессы. Ученый доказывает существование

природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от

пульса Космоса. Солнце влияет не только на здоровье человека, но и на

социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы

(войны, бунты, революции) во многом предопределяются поведением

Солнца. По подсчетам Чижевского во время минимальной солнечной

активности– минимум массовых социальных движений 5%, во время

пика – 60%. Цикл солнечной активности составляет 12 лет. Фатальные

годы для России - 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1989 – пик солнечной

активности.

9.Религиозно-идеалистическое направление.
В.С.Соловьев

Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о

Богочеловечестве»). Основные идеи: всеединства, Богочеловечества,

цельного знания. Ни одно явление не может существовать и быть

познанным вне его отношения к другим явлениям. Любая вещь

познается в ее отношении в ее отношении к целому. А целое – это не

просто множество вещей, а всеединство. Всеединое существует во всех

своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств.

Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие

Бог) и

обусловленное (материя). «Всеединство» постигается «цельным

знанием», представляющим собой синтез религии, философии и науки,

или, иначе– веры, мысли и опыта.

Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в

которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология –

обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал

общества.

Мир, созданный Богом, проходит три этапа:

- Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращение

природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых

для появления человека.

- Исторический процесс: с появлением человека начинается

внутреннее преображение космоса, человек – посредник в

воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и

природным миром». Его задача – в преодолении всех проявлений зла и

несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека –

служение Добру. Идеал совершенного человека есть – это Иисус

Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя

одухотворятся, становится живой.

- Богочеловеческий процесс: история человечества движется к

Царств у Божиему – преображению и воссоединению с Богом. И

указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и

человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная

личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к

вечнойжизни. Соединение человека и мира с Богом возможно только

в Христе и через него– в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и

воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовь

– свободную, это подчеркивается и Вю.Соловьевым и всеми его

последователями. Любовь должна осуществить тройное воссоединение:

восстановить индивидуального человека - союз мужчины сженщиной;

восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу;

восстановить универсального человека, его внутреннее живое единение

со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и

мира с Богом – «в любви, через любовь с любовью».

Л.Шестов критикует рационализм, столь характерный для


западной философии. Мир иррационален и полон бесчисленных тайн.

Мы даже не подозреваем, что творится во вселенной. Окружающий

нас мир – это мир хаоса, господства стихии и случайности. Наш разум

способен познать лишь необходимое, закономерное, а случайное и

хаотичное, то, что составляет сущность мира, скрыто от него. Поэтому

претензии науки и рациональной философии на познание

действительности несостоятельны. Подлинная истина находится по ту

сторону разума.

10.Философия русского зарубежья.

Н.А.Бердяев («Дух и реальность», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»,

«О рабстве и свободе человека») – прошел путь от марксиста до

религиозногофилософа. Бердяев говорит о кризисе философии: бытие

рационально, западная же философия пытается познать его

рациональным способом.

Основные идеи его философской концепции:

1) дух и природа противоположны. Дух есть субъект, жизнь,

свобода, огонь, творческая деятельность – различия преодолеваются

любовью; природа – объект, вещь, необходимость, пассивная

деятельность– все, чтомножественно и делимо. Бог есть дух. Природа

вторична и производна. Только человек, обладающий свободой и

способность к творчеству, способен преобразить и одухотворить

природу.

2) примат свободы над бытием. Бог не отвечает за зло, творимое

в мире – он не сотворил свободу, которая привела человека к

грехопадению. Существует три вида свободы: первичная

иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека и

из которой все возникло; рациональная свобода, т.е исполнение

рационального долга; и свобода, проникнутая любовью. Человек

свободно отпадает от Бога, движимой иррациональной свободой и

призван свободно вернуться к Богу по своей воле и привести,

объединенный любовью весь мир к нему.

2) антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка

пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие)

и мир низший - в этой двойственности заключается сложность его

существования. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и

подобие Бога, человек является личностью. Личность - категория

духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем

общество
, нация, государство. Человек – со-творец Бога, он призван

к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы

продолжать творение Богом мира. Человек творит из ничего, исходя

из свободы как «безосновной основы бытия». И именно в творчестве

человек совершает преодоление костной материи и он прорывается в

высшую духовную реальность.
Вопросы:

  1. Какие этапы в истории русской философии выделяются?

  2. В чем смысл почвенничества?

  3. Какую роль играет любовь в религиозном миропонимании Вл. Соловьева?

  4. Какие 3 этапа проходит мир, созданный Богом, по мысли Вл. Соловьев?

  5. В чем заключалось противоборство славянофилов и западников?

  6. Какова роль разума в познании мира, по мнению Л.Шестова?

  7. Кто из русских философов вам ближе всего? Почему?