Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


понятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающего

мира; на научной (положительной)– человек, наблюдая за явлениями,

пытается установить между ними регулятивные связи (познание

внутренних причин явлений невозможно).

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные особенности постклассической философии и

определите отличие от классического периода.

2. Почему Ф.Ницше считал, что основа жизни – «воля к власти» и

почему он критиковал христианство?

3. Что такое экзистенциализм? Каковы основные положения этого

философского учения?

4. Объясните понятие «герменевтический круг».

5. Что является предметом исследования новой «положительной

философии» и за что он критикует «старую»?

6. Дайте определение понятиям:сверхчеловек,

жизненный порыв, интуиция, экзистенция, экзистенциализм,

герменевтика.


Тема 7:

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

ХI-ХХвв.

План:

  1. Русская философия. Этапы ее становления.

  2. Философия Просвещения.

  3. Декабристы

  4. Западники и славянофилы

  5. Почвенничество.

  6. Консерватизм.

  7. Революционно-демократическое направление.

  8. Русский космизм

  9. Религиозно-идеалистическое направление.

  10. Философия русского зарубежья.




  1. Русская философия. Этапы ее становления

Русская философская мысль– органическая

часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же

проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их

осмысления носили глубоко национальный характер. Русская

философия прошла долгий путь своего развития, в котором

выделяются следующие этапы:

-ХI-ХVII вв. – постановка философских проблем и поиск ответов

на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев,

Максим Грек и др.);

-ХVIII в. – первая четвертьХ1Хв. – распространение философии

в России в форме философского осмысления науки и культуры своего

времени – философия русского Просвещения (М.Ломоносов,

В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев), философия

декабристов (П.Пестель,М.Фонвизин, Н.Муравьева, И.Якушкина и др.)

- Вторая четверть Х1Х – начало ХХ в. – становление и развитие

самостоятельной философии в Росси включает множество

направлений:западническое (А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский,

Н.Станкевич) и славянофильское (А.Хомяков, И.Киреевский. К.Аксаков,

Ю.Самарин), революционно-демократическое (Н.Чернышевский,

В.Белинский; анархисты - М.Бакунин, П.Кропоткин; народники

Н.Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты - Г.Плеханов,

В.Ленин), почвенничество (А.Григорьев, Н.Данилевский,

Ф.Достоевский;консервативное (М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев,

К.П.Победоносцев); русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский.

В.Вернадский, А.Чижевский); религиозно-идеалистическое

(Вл. Соловьев, Н.Трубецкой, Г.Флоровский, П.Флоренский, Л.Шестов,

В.Розанов),

- Русская философия после 1922 г. – философия русского



зарубежья (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин. С.Франк, Б.Вышеславцев,

Л.Карсавин)

Основные темы и проблемы:

- тема человека, его судьбы и смысла жизни;

- проблема добра и зла;

- критика рационализма, обоснование особого «интуитивно-

мистического» метода познания действительности (целостным

духом);

· «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской

культуры и русского менталитета;

-поиск исторического пути развития России – между Западом и

Востоком;

- смысла истории человечества, ее будущее;

- тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной

метафизике – изначального единства космоса, природы, человека и Бога,

единства жизни, истории и познания;

-ХХ веке – осмысление кризиса мировой философской мысли и

поиск новых путей философствования.

Илларион, Х1 в. («Слово о Законе и благодати») – объясняет суть

христианского учения; утверждается идея равенства народов перед

«благодатью». Эпоха «закона» (до христианства) символизируется

образами тени, луны, а эпоха «благодати» – солнца. Прославляется

Русь и князь Владимир.

Филофей, ХVI в. создает религиозное учение о Москве как

«третьем Риме». «Старый Рим», бывший центром христианства, был

завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под

ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» - Москве –

предначертано исполнять роль продолжателя христианского

вероучения. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет

тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как

подлинной вере.

Иван Грозный и Андрей Курбский (ХVIв.) - переписка. Иван

Грозный, ссылаясь на историю римских императоров, выступал за

абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Андрей Курбский,

обращаясь к просвещенному европейскому монархизму, отстаивал

идею государства, основанного на соблюдении законности,

ограничении действий царя земским собором. Спор был решен в пользу

Ивана Грозного: в России установилась самодержавная форма

правления.

  1. Философия Просвещения.

М.Ломоносов, ХVIII в.– материалист


и атомист: сформулировал закон сохранения вещества и движения,

разработал корпускулярную теорию строения материи имеханическую

теорию теплоты. Выступал против норманнской теории образования

русского государства.

А.Н.Радищев, ХVIII в. («О человеке, о его смертности и

бессмертии», «Путешествие изПетербурга вМоскву») – человеческая

душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах,

поэтому человеческий род существует. Критикует деспотизм и

самоуправство помещиков. Крепостное право не только противоречит

естественным правам человека, но и неэффективно в экономическом

отношении. Самодержавие – тормоз общественного прогресса в

России.

3. Декабристы

(П.Пестель, Н.Муравьев, И.Якушкин, М.Лунин,

В.Кюхельбеккер и др.) ставили своей задачей положить конец

крепостничеству, разрушить самодержавный деспотизм, сословные

привилегии. Часть декабристов стояла за конституционное ограничение

самодержавия, другая за республику. Свобода личности, слова и

печати, свобода вероисповедания, наделение крестьян землей,

неприкосновенность частной собственности– первоочередные задачи,

которые надо решить в стране. Средство для их решения большинство

декабристов видело в военном перевороте (без участия народных масс);

некоторые считали целесообразным путь мирных реформ, проводимых

сверху. П .Чаадаев своими Философические письма» буквально

взорвал общественное мнение и вызвал бурные дискуссии на долгие

годы. В его оценки России увидели ниспровержение национальных

святынь. Чаадаев говорит, что Россия вместо того, чтобы объединить

Запад и Восток в силу своего географического положения, вообще как

бы выпала из исторического прогресса «мы принадлежим к числу

тех наций, которые не входят в состав человечеств…мы никогда не шли

вместе с другими народами…мы стоим как бы вне времени». В России

нет позитивной идейной традиции, так как в свое время она приняла

христианство в его византийской форме (православие) и оказалась

исключенной из
единства европейских народов, основанного на

католицизме. Если и было какое-то движение, то в нарастании рабства:

освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство

крепостничество.

Однако, бесплодность исторического прошлого России является

по Чаадаеву благом. Если в католичестве заложено некое

объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало

определенный политический уклад, философию, науку и литературу,

улучшило нравы, то православие в России сохранило сущность

христианства в первоначальной чистоте. Призвание России в сближении

православия и католицизма. Россия станет центром интеллектуальной

жизни Европы, если усвоит ценности Запада.

  1. Западники и славянофилы

После Чаадаева тема самоопределения России и поиска ее места

в системе «Запад-Восток» стала одной из главнейших в общественно-

политической и философской мысли России. Возникло два основных

направления: западники и славянофилы.

«Славянофилы» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин,

А.Н.Островский, братья К.С. иИ.С.Аксаковы) считали, что у России

свой путь развития. Русский народ обладает собственными

жизненными ценностями: православие с его духом соборности и

святости и «крестьянская община», основанная на коллективизме и

взаимовыручке. Для европейской культуры в отличие от русской

характерны индивидуализм, эгоизм, рационализм, «мещанство» и культ

посредственности. Славянофилы критиковали Петра 1 за то, что он

направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя

государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного

права и верили в великую миссию русского народа – именно Россия

призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения

и бездуховности.

«Западники» (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.И.Герцен,

Т.Г.Грановский, Н.П.Огарев, К