Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
понятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающего
мира; на научной (положительной)– человек, наблюдая за явлениями,
пытается установить между ними регулятивные связи (познание
внутренних причин явлений невозможно).
Контрольные вопросы и задания:
1. Назовите основные особенности постклассической философии и
определите отличие от классического периода.
2. Почему Ф.Ницше считал, что основа жизни – «воля к власти» и
почему он критиковал христианство?
3. Что такое экзистенциализм? Каковы основные положения этого
философского учения?
4. Объясните понятие «герменевтический круг».
5. Что является предметом исследования новой «положительной
философии» и за что он критикует «старую»?
6. Дайте определение понятиям:сверхчеловек,
жизненный порыв, интуиция, экзистенция, экзистенциализм,
герменевтика.
Тема 7:
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
ХI-ХХвв.
План:
-
Русская философия. Этапы ее становления. -
Философия Просвещения. -
Декабристы -
Западники и славянофилы -
Почвенничество. -
Консерватизм. -
Революционно-демократическое направление. -
Русский космизм -
Религиозно-идеалистическое направление. -
Философия русского зарубежья.
-
Русская философия. Этапы ее становления
Русская философская мысль– органическая
часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же
проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их
осмысления носили глубоко национальный характер. Русская
философия прошла долгий путь своего развития, в котором
выделяются следующие этапы:
-ХI-ХVII вв. – постановка философских проблем и поиск ответов
на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев,
Максим Грек и др.);
-ХVIII в. – первая четвертьХ1Хв. – распространение философии
в России в форме философского осмысления науки и культуры своего
времени – философия русского Просвещения (М.Ломоносов,
В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев), философия
декабристов (П.Пестель,М.Фонвизин, Н.Муравьева, И.Якушкина и др.)
- Вторая четверть Х1Х – начало ХХ в. – становление и развитие
самостоятельной философии в Росси включает множество
направлений:западническое (А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский,
Н.Станкевич) и славянофильское (А.Хомяков, И.Киреевский. К.Аксаков,
Ю.Самарин), революционно-демократическое (Н.Чернышевский,
В.Белинский; анархисты - М.Бакунин, П.Кропоткин; народники –
Н.Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты - Г.Плеханов,
В.Ленин), почвенничество (А.Григорьев, Н.Данилевский,
Ф.Достоевский;консервативное (М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев,
К.П.Победоносцев); русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский.
В.Вернадский, А.Чижевский); религиозно-идеалистическое
(Вл. Соловьев, Н.Трубецкой, Г.Флоровский, П.Флоренский, Л.Шестов,
В.Розанов),
- Русская философия после 1922 г. – философия русского
зарубежья (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин. С.Франк, Б.Вышеславцев,
Л.Карсавин)
Основные темы и проблемы:
- тема человека, его судьбы и смысла жизни;
- проблема добра и зла;
- критика рационализма, обоснование особого «интуитивно-
мистического» метода познания действительности (целостным
духом);
· «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской
культуры и русского менталитета;
-поиск исторического пути развития России – между Западом и
Востоком;
- смысла истории человечества, ее будущее;
- тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной
метафизике – изначального единства космоса, природы, человека и Бога,
единства жизни, истории и познания;
-ХХ веке – осмысление кризиса мировой философской мысли и
поиск новых путей философствования.
Илларион, Х1 в. («Слово о Законе и благодати») – объясняет суть
христианского учения; утверждается идея равенства народов перед
«благодатью». Эпоха «закона» (до христианства) символизируется
образами тени, луны, а эпоха «благодати» – солнца. Прославляется
Русь и князь Владимир.
Филофей, ХVI в. создает религиозное учение о Москве как
«третьем Риме». «Старый Рим», бывший центром христианства, был
завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под
ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» - Москве –
предначертано исполнять роль продолжателя христианского
вероучения. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет
тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как
подлинной вере.
Иван Грозный и Андрей Курбский (ХVIв.) - переписка. Иван
Грозный, ссылаясь на историю римских императоров, выступал за
абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Андрей Курбский,
обращаясь к просвещенному европейскому монархизму, отстаивал
идею государства, основанного на соблюдении законности,
ограничении действий царя земским собором. Спор был решен в пользу
Ивана Грозного: в России установилась самодержавная форма
правления.
-
Философия Просвещения.
М.Ломоносов, ХVIII в.– материалист
и атомист: сформулировал закон сохранения вещества и движения,
разработал корпускулярную теорию строения материи имеханическую
теорию теплоты. Выступал против норманнской теории образования
русского государства.
А.Н.Радищев, ХVIII в. («О человеке, о его смертности и
бессмертии», «Путешествие изПетербурга вМоскву») – человеческая
душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах,
поэтому человеческий род существует. Критикует деспотизм и
самоуправство помещиков. Крепостное право не только противоречит
естественным правам человека, но и неэффективно в экономическом
отношении. Самодержавие – тормоз общественного прогресса в
России.
3. Декабристы
(П.Пестель, Н.Муравьев, И.Якушкин, М.Лунин,
В.Кюхельбеккер и др.) ставили своей задачей положить конец
крепостничеству, разрушить самодержавный деспотизм, сословные
привилегии. Часть декабристов стояла за конституционное ограничение
самодержавия, другая за республику. Свобода личности, слова и
печати, свобода вероисповедания, наделение крестьян землей,
неприкосновенность частной собственности– первоочередные задачи,
которые надо решить в стране. Средство для их решения большинство
декабристов видело в военном перевороте (без участия народных масс);
некоторые считали целесообразным путь мирных реформ, проводимых
сверху. П .Чаадаев своими («Философические письма» буквально
взорвал общественное мнение и вызвал бурные дискуссии на долгие
годы. В его оценки России увидели ниспровержение национальных
святынь. Чаадаев говорит, что Россия вместо того, чтобы объединить
Запад и Восток в силу своего географического положения, вообще как
бы выпала из исторического прогресса – «мы принадлежим к числу
тех наций, которые не входят в состав человечеств…мы никогда не шли
вместе с другими народами…мы стоим как бы вне времени». В России
нет позитивной идейной традиции, так как в свое время она приняла
христианство в его византийской форме (православие) и оказалась
исключенной из
единства европейских народов, основанного на
католицизме. Если и было какое-то движение, то в нарастании рабства:
освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство –
крепостничество.
Однако, бесплодность исторического прошлого России является
по Чаадаеву благом. Если в католичестве заложено некое
объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало
определенный политический уклад, философию, науку и литературу,
улучшило нравы, то православие в России сохранило сущность
христианства в первоначальной чистоте. Призвание России в сближении
православия и католицизма. Россия станет центром интеллектуальной
жизни Европы, если усвоит ценности Запада.
-
Западники и славянофилы
После Чаадаева тема самоопределения России и поиска ее места
в системе «Запад-Восток» стала одной из главнейших в общественно-
политической и философской мысли России. Возникло два основных
направления: западники и славянофилы.
«Славянофилы» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин,
А.Н.Островский, братья К.С. иИ.С.Аксаковы) считали, что у России
свой путь развития. Русский народ обладает собственными
жизненными ценностями: православие с его духом соборности и
святости и «крестьянская община», основанная на коллективизме и
взаимовыручке. Для европейской культуры в отличие от русской
характерны индивидуализм, эгоизм, рационализм, «мещанство» и культ
посредственности. Славянофилы критиковали Петра 1 за то, что он
направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя
государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного
права и верили в великую миссию русского народа – именно Россия
призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения
и бездуховности.
«Западники» (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.И.Герцен,
Т.Г.Грановский, Н.П.Огарев, К