Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Согласно материализму материя вечна, независима,

неуничтожима и первична – источник всех вещей; существует и

развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное –

вторично, определяется материальным. Достоинство материализма –

опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая

сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его

происхождение,прежде всего) и всего идеального.

Виды материализма:

· Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный

и наивный)– это первоначальный вид материализма, согласно которому

окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли,

воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается

сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес

Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).

· Метафизический (механистический) материализм Нового

времени – в основе его лежит изучение природы. Однако все

многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме

движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри.

К.Гельвеций и др.)

· Диалектический материализм – представляет органическое

единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя

находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по

законам диалектики. В результате этого самодвижения материя

приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы

развития (К.Маркс, Ф.Энгельс). Сознание– свойствоматерии отражать

самусебя. Бог - идеальный образ, созданный человеком для объяснения

непонятных явлений

· Вульгарный материализм – сводит идеальное кматериальному,

сознание отождествляет с материей – материя производит сознание

как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Согласно идеализму первично духовное начало (Бог, дух, идея

или индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется

ему. Идеализм также неоднороден:

· Объективный идеализм провозглашает независимость

идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский,

Гегель).

· Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего

мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).


Крайнейформой субъективного идеализма является солипсизм (от лат.

solus – один, единственный и ipse - сам), согласно которому с

достоверностью можно говорить о существовании только моего

собственного «Я» и моих ощущений.
Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Дайте определение понятиям: философия, мировоззрение, мифология,

наука, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, солипсизм, гносеология, онтология,антропология?

2. Когда и где зародилась философия? Каков предмет ее

исследования?

3. В чем отличие философии от религии и мифологии?

4. В чем состоит специфика философии? Является ли она наукой?

5. Назовите основные разделы философии.

6. Какова связь между аксиологической и воспитательной функциями философии?

7. Определите отличие объективного идеализма от субъективного.

8. В чем суть основного вопроса философии?

ТЕМА 2.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

План:

1. Античная философия досократовского периода. Поиск

первоначала бытия.

2. Классический период античной философии. Софисты.

Этический рационализм Сократа.

3. Объективный идеализм Платона.

4. Философские идеиАристотеля.

5. Философия эпохи эллинизма иДревнегомира. Киники. Учение

Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков.

Скептицизм.
1.Античнаяфилософиядосократовского периода. Поиск

Первоначала бытия.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах

(«полисах») на рубежеVIII-VI вв. до н.э. ). Испытав период блестящего

расцвета в VI -У вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпоху

АлександраМакедонского и Римской империи вплоть доначала VI в. н.э.

Периоды античной философии:

1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала

бытия)– милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

2) гуманистический или классический (софисты, Сократ)– пытались

определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья,

свободы, морали.

3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие

идеального бытия, формулировка основных философских проблем,

построение первых крупных метафизических систем.

4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра

Македонсткого и до конца языческой эры – книзм, эпикуреизм,



стоицизм, скептицизм.

Первый милетский философ Фалес полагал, что все

существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все

рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на

поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном.

Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху

свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из

него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем,

сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно

превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе

воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для

Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических

явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха.

Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном

процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее

подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы – «огонь».

Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из

огня происходят не только обычные материальные тела , но и души.

Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи

возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть

процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою

противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным,

влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение

обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и туже реку:

входящего Вов второй раз уже омывают новые воды. Превращение

всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она

всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся

противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих

тождественная основа. «Бог есть – день и ночь, зима и лето, война и

мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское

открытие Гераклита – закон единства и борьбы противоположностей.

По Эмпедоклу (У в.) основу вечного и неразрушимого мира

образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля.

Все существующее находится в постоянном процессе соединения и

разложения этих начал. Возникновение вещей– их соединение, «гибель»

- разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две

силы– любовь и вражда.

Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то


конкретное материальное вещество, а «апейрон» – вечную,

неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает,

все состоит и в которую все превращается.

Атомисты – материалистическая философская школа,

философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом»

всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Весь

материальный мир состоит из атомов. Атом – «первокирпичик» всего

существующего. Это неделимая плотная непроницаемая

самостоятельная, лишенная каких-либо чувственных свойств – цвета,

запаха, вкуса. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до

крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с

крючками, вогнутые, выпуклые). Между атомами существует

пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении,

которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно

пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы

изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален

и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь …

рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты

объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей –

изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и

неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались

построить картину мира, в которой возможны возникновение и

уничтожение, движение, множественность вещей.

2.Классический период античной философии.

Софисты. Этический рационализм Сократа.

Софисты.Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон,

Алкидам. Софисты– платные учителя красноречия и спора. Они ловко

и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать,

а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы

доказательства и опровержения. Софисты пренебрегали законом,

моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и

зла. Манифест релятивизма софистов - известное высказывание

Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они

существуют, и не существующих, что они существуют».

Нравственность – то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо –

вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все


относительно – и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и

опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм

«Рогатый»: «То. что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога,

следовательно, ты их имеешь». Вот еще пример, как два софиста решили

запутать простого человека по имени Ктисипп.: «Скажи-ка, есть ли у

тебя собака?» - «Есть и очень злая», - отвечал Ктисипп. «А есть ли у нее

щенята?» -«Да, тоже злые» - «И их отец конечно, тоже собака?» - «Да»

- «Что ж, эта собака твоя?» - «Конечно» - «Значит, этот отец – твой,

следовательно, твой отец – собака и ты – брат щенят». Аристотель в

качестве софистических приемов называл следующие: софист может

быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла его речи, или

напротив, нарочито растягивать свою речь, дабы его противнику было

трудно охватить весь ход его рассуждений, подменять понятия,

принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т.д.

Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в

выявлении противоречивости познавательного процесса

Сократ впервые в центр философии поставил проблему

человека. Он не оставил значительных философских произведений.

Свое учение излагал в форме открытой беседы (диалога), темами

которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло,

любовь, счастье, честность и т.д.

Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение

о том, как следует жить. Сократ выступает против ранних физиков. Знать

человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его

собственная душа. Поэтому главная задача познания – самопознание,

а принцип философии – «познай самого себя». Что же такое познание

и знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету

необходимо дать понятие, т.е определить ряд общих признаков,

характерных только для него. Сократ отождествляет добродетель

со знанием. Поведение человека определяется его понятиями одоблести

и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее,

стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому

незнанию или к заблуждению. Только тот человек мужественен, кто

знает, что такое мужество. Знание того, что такое добро и что такое зло

делает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никто

не может поступать плохо. Зло – результат незнания доброго.