Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.Д.Кавелин и др.), напротив, были
убеждены, что России предстоит пройти тот же путь, что и Западу.
Россия отстала от Западной Европы, законсервировалась сама в себе,
и теперь должна наверстывать упущенное. Никакого особого
«уникального» исторического пути у нее нет. Они одобряли признаки
буржуазного общества, которые появлялись тогда в России и
положительно оценивали деятельность Петра Великого по европеизации
страны. Западная культура привлекала их прежде всего своим
гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинства личности,
жаждой справедливости. Они критиковали деспотическую
самодержавную власть и невежество народа. Россия должна освоить
западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Общее для этих течений попытка нарисовать такой путь развития
России, который отвечал бы национальным интересам России, вывел
страну из отсталости и поднял до уровня разрешения не только
собственных. Но и общечеловеческих проблем. Славянофилы и
западники решали общую задачу, но пути и средства предлагали разные.
У них была «одна любовь к России, но не одинаковая» (А.И.Герцен).
Ф.М.Достоевский как идеолог почвенничества
говорил о негативных последствиях петровских реформ. Народ не
принял европейскую цивилизацию. Задача русских «создать себе
новую форму, собственную, родную, взятую из почвы, из народных
начал и духа». Достоевский отмечает противоречивость русского
характера. В котором уживаются и смирение и самомнение, и
страстность, и совестливость. Русский народ – «народ-богоносец, ему
предназначена всечеловеческая миссия – духовное оздоровление
Европы и создание новой мировой цивилизации. Русский
«коллективизм» и «соборность» – великие преимущества русского
народа.
Основная темы произведений Достоевского – человек, свобода,
борьба добра и зла в человеке. Человек – микрокосм, центр бытия,
вокруг которого все вращается.. Человеческая природа противоречива
и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба
между добром и злом. Главное в
человеке – это свобода. Прийти к
добру человек может только через свободу. Именно поэтому
Достоевский категорически против насильственного способа
приведения к счастью людей - «принудительной гармонии» в обществе
(навязывания добра!), будь то католической или социалистической
неважно (именно об этом известная притча о «Великом инквизиторе»).
Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и
свобода неоднозначна: она может быть корнем и добра и зла и у нее
есть свои пределы (знаменитый вопрос– все ли дозволено человеку?)
Нет не все. Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит
в своеволие, своеволие ведет к злу, зло к преступлению, а преступление
к наказанию. Свобода, переходящая в своеволие не хочет знать никаких
ограничений, никаких святынь. Если нет Бога, если есть сам человек
– Бог, то все позволено. Но кто в своеволии своем не знает границ
своей свободы, теряет свободу, становится одержимым своей «идеей».
Страдание – последствие зла. Но страдание и очищает от зла: через
покаяние душа преображается и происходит нравственное
перерождение личности. Достоевский проводит в своих романах героев
через этот процесс: свобода-зло-искупление.
Н.Я.Данилевский («Россия и Европа») для обоснования особого
пути России создает оригинальную философско-историческую
концепцию, которая положила начало целому направлению в этой
области. Нет единого человеческой цивилизации. Человечество – это
абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-исторические
типы, которые проходят один и тот же путь развития: периоды
зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели. Всякие
разговоры о превосходстве той или иной культуры беспредметны: они
не хуже и не лучше друг друга, только находятся на разных этапах
развития. Европа и Россия – это две разные, не смешиваемые
цивилизации, с различными культурными основаниями. «Европа не
случайно, а существенно нам враждебна», - настаивает
Н.Я.Данилевский. Европейская цивилизация прошла период своего
расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит
зарождающаяся славяно-русская цивилизация.
К.Н. Леонтьев («Византизм и славянство
»)
разделял учение Данилевского о множестве «культурно-исторических
типов», однако он значительно видоизменил это учение. Прежде всего
Леонтьев пытался установить законы созревания и гибели культур.
Каждая культура проходит три периода: «первоначальной простоты»,
«цветущей сложности» и «умирания» (через «вторичное упрощение»)
в процессе «уравнительного смешения». Второй период – цветущей
сложности – характеризуется многообразием частей, при единстве
целого. Это есть период социального неравенства, образования элиты
– родовой и культурной, сильного государства с жесткой
централизацией. Для периода смесительного упрощения характерно
стремление ко всеобщему равенству и демократизации, результатом
ее являются: расцвет техники, умирание искусства, опошление жизни,
жажда удовольствий, не творчество, а механическая работа. Западная
Европа закончила к началуХ1Х века период «цветущей сложности» и
находится на пути «эгалитарного процесса», т. е. демократизации и
умирания культуры. Перед Россией стоит главная задача – не
подчиниться Европе в эгалитарном прогрессе «устоять в своей
отдельности». С этой целью он предлагал «подморозить Россию,
чтобы она не жила», т.е. застыла в существующем виде до лучших
времен. «Пора учиться делать реакцию»,- заявлял идеолог
консерватизма. Оплот реакции – византизм, основанный на
православии и сильной самодержавной власти.
Л.Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой
считает, что решить существующие социальные проблемы и создать
гармоническое общество можно только при помощи нравственной
проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие должно быть
исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать
ничего кроме насилия. Толстой одинаков осуждает за насилие и
правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для
этого:
1) перестать самому совершать прямое насилие, а также
готовиться к нему,
2) не принимать участия в каком бы то ни было насилии,
совершаемом другими людьми (в частности, чтобы нейтрализовать
насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе,
в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном
учении и т.д.»),
3) не одобрять никакого насилия.
Толстой сомневается в прогрессе общества. Прогресс коснулся
лишь меньшинства, которое пользуется достижениями цивилизации за
счет огромного большинства. Отрицательно писатель и философ
относится и к культуре (!). Он целиком на стороне «природы» против
«культуры», а «природа» - это народ. В духе славянофилов Толстой
идеализирует народ, называя его носителем истинной веры и чистой
нравственности.
7. Революционно-демократическое направление.
А.И. Герцен –
концепция «русского социализма». Россия очень отстала от Запада,
но русский человек сохранил свою душу и национальный характер.
Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ прямой
демократии: мирского схода, совместного труда, совместного бытия. В
этом смысле крестьянская община представляет собой как бы
«инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать
буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Но в той
же врем индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна
западная наука, политические свободы и правовые нормы. Социализм
должен быть средством освобождения личности. Террор он резко
отвергает террор.
Н.Г. Чернышевский («Что делать?») считал, что в истории действует
закон нарастания прогресса, роль основного двигателя играет знание,
а революция - средство коренного изменения всего общественного
строя. Единственный способ решения острейших проблем России
Чернышевский видел в крестьянской революции. На смену
крепостному праву должен прийти строй производственно-
сельскохозяйственных ассоциаций.
М.Бакунин («Государство и анархия») отстаивал идею
безгосударственного социализма, анархизма. Вся история человечества
представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в
«царство свободы». Основным угнетателем человеческого рода,
источником зла и несчастий является государство. Оно представляет
собой организованное выражение насилия и эгоизм чиновников.
Осуществлять господство над людьми также помогает религия. Чтобы
привести человечество к состоянию свободы, необходимо «взорвать»
государство, исключить принцип власти из жизни общества. Бакунин
был убежден, что русский мужик всегда готов к революции, так как он
бунтарь по своей природе. В связи с этим революционерам следует
идти в народа и звать его к бунту. На месте государства должно
возникнуть общественное устройство, основанное на началах
самоуправления, автономии и
убеждены, что России предстоит пройти тот же путь, что и Западу.
Россия отстала от Западной Европы, законсервировалась сама в себе,
и теперь должна наверстывать упущенное. Никакого особого
«уникального» исторического пути у нее нет. Они одобряли признаки
буржуазного общества, которые появлялись тогда в России и
положительно оценивали деятельность Петра Великого по европеизации
страны. Западная культура привлекала их прежде всего своим
гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинства личности,
жаждой справедливости. Они критиковали деспотическую
самодержавную власть и невежество народа. Россия должна освоить
западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Общее для этих течений попытка нарисовать такой путь развития
России, который отвечал бы национальным интересам России, вывел
страну из отсталости и поднял до уровня разрешения не только
собственных. Но и общечеловеческих проблем. Славянофилы и
западники решали общую задачу, но пути и средства предлагали разные.
У них была «одна любовь к России, но не одинаковая» (А.И.Герцен).
-
Почвенничество.
Ф.М.Достоевский как идеолог почвенничества
говорил о негативных последствиях петровских реформ. Народ не
принял европейскую цивилизацию. Задача русских «создать себе
новую форму, собственную, родную, взятую из почвы, из народных
начал и духа». Достоевский отмечает противоречивость русского
характера. В котором уживаются и смирение и самомнение, и
страстность, и совестливость. Русский народ – «народ-богоносец, ему
предназначена всечеловеческая миссия – духовное оздоровление
Европы и создание новой мировой цивилизации. Русский
«коллективизм» и «соборность» – великие преимущества русского
народа.
Основная темы произведений Достоевского – человек, свобода,
борьба добра и зла в человеке. Человек – микрокосм, центр бытия,
вокруг которого все вращается.. Человеческая природа противоречива
и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба
между добром и злом. Главное в
человеке – это свобода. Прийти к
добру человек может только через свободу. Именно поэтому
Достоевский категорически против насильственного способа
приведения к счастью людей - «принудительной гармонии» в обществе
(навязывания добра!), будь то католической или социалистической
неважно (именно об этом известная притча о «Великом инквизиторе»).
Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и
свобода неоднозначна: она может быть корнем и добра и зла и у нее
есть свои пределы (знаменитый вопрос– все ли дозволено человеку?)
Нет не все. Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит
в своеволие, своеволие ведет к злу, зло к преступлению, а преступление
к наказанию. Свобода, переходящая в своеволие не хочет знать никаких
ограничений, никаких святынь. Если нет Бога, если есть сам человек
– Бог, то все позволено. Но кто в своеволии своем не знает границ
своей свободы, теряет свободу, становится одержимым своей «идеей».
Страдание – последствие зла. Но страдание и очищает от зла: через
покаяние душа преображается и происходит нравственное
перерождение личности. Достоевский проводит в своих романах героев
через этот процесс: свобода-зло-искупление.
Н.Я.Данилевский («Россия и Европа») для обоснования особого
пути России создает оригинальную философско-историческую
концепцию, которая положила начало целому направлению в этой
области. Нет единого человеческой цивилизации. Человечество – это
абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-исторические
типы, которые проходят один и тот же путь развития: периоды
зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели. Всякие
разговоры о превосходстве той или иной культуры беспредметны: они
не хуже и не лучше друг друга, только находятся на разных этапах
развития. Европа и Россия – это две разные, не смешиваемые
цивилизации, с различными культурными основаниями. «Европа не
случайно, а существенно нам враждебна», - настаивает
Н.Я.Данилевский. Европейская цивилизация прошла период своего
расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит
зарождающаяся славяно-русская цивилизация.
-
Консерватизм.
К.Н. Леонтьев («Византизм и славянство
»)
разделял учение Данилевского о множестве «культурно-исторических
типов», однако он значительно видоизменил это учение. Прежде всего
Леонтьев пытался установить законы созревания и гибели культур.
Каждая культура проходит три периода: «первоначальной простоты»,
«цветущей сложности» и «умирания» (через «вторичное упрощение»)
в процессе «уравнительного смешения». Второй период – цветущей
сложности – характеризуется многообразием частей, при единстве
целого. Это есть период социального неравенства, образования элиты
– родовой и культурной, сильного государства с жесткой
централизацией. Для периода смесительного упрощения характерно
стремление ко всеобщему равенству и демократизации, результатом
ее являются: расцвет техники, умирание искусства, опошление жизни,
жажда удовольствий, не творчество, а механическая работа. Западная
Европа закончила к началуХ1Х века период «цветущей сложности» и
находится на пути «эгалитарного процесса», т. е. демократизации и
умирания культуры. Перед Россией стоит главная задача – не
подчиниться Европе в эгалитарном прогрессе «устоять в своей
отдельности». С этой целью он предлагал «подморозить Россию,
чтобы она не жила», т.е. застыла в существующем виде до лучших
времен. «Пора учиться делать реакцию»,- заявлял идеолог
консерватизма. Оплот реакции – византизм, основанный на
православии и сильной самодержавной власти.
Л.Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой
считает, что решить существующие социальные проблемы и создать
гармоническое общество можно только при помощи нравственной
проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие должно быть
исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать
ничего кроме насилия. Толстой одинаков осуждает за насилие и
правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для
этого:
1) перестать самому совершать прямое насилие, а также
готовиться к нему,
2) не принимать участия в каком бы то ни было насилии,
совершаемом другими людьми (в частности, чтобы нейтрализовать
насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе,
в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном
учении и т.д.»),
3) не одобрять никакого насилия.
Толстой сомневается в прогрессе общества. Прогресс коснулся
лишь меньшинства, которое пользуется достижениями цивилизации за
счет огромного большинства. Отрицательно писатель и философ
относится и к культуре (!). Он целиком на стороне «природы» против
«культуры», а «природа» - это народ. В духе славянофилов Толстой
идеализирует народ, называя его носителем истинной веры и чистой
нравственности.
7. Революционно-демократическое направление.
А.И. Герцен –
концепция «русского социализма». Россия очень отстала от Запада,
но русский человек сохранил свою душу и национальный характер.
Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ прямой
демократии: мирского схода, совместного труда, совместного бытия. В
этом смысле крестьянская община представляет собой как бы
«инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать
буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Но в той
же врем индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна
западная наука, политические свободы и правовые нормы. Социализм
должен быть средством освобождения личности. Террор он резко
отвергает террор.
Н.Г. Чернышевский («Что делать?») считал, что в истории действует
закон нарастания прогресса, роль основного двигателя играет знание,
а революция - средство коренного изменения всего общественного
строя. Единственный способ решения острейших проблем России
Чернышевский видел в крестьянской революции. На смену
крепостному праву должен прийти строй производственно-
сельскохозяйственных ассоциаций.
М.Бакунин («Государство и анархия») отстаивал идею
безгосударственного социализма, анархизма. Вся история человечества
представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в
«царство свободы». Основным угнетателем человеческого рода,
источником зла и несчастий является государство. Оно представляет
собой организованное выражение насилия и эгоизм чиновников.
Осуществлять господство над людьми также помогает религия. Чтобы
привести человечество к состоянию свободы, необходимо «взорвать»
государство, исключить принцип власти из жизни общества. Бакунин
был убежден, что русский мужик всегда готов к революции, так как он
бунтарь по своей природе. В связи с этим революционерам следует
идти в народа и звать его к бунту. На месте государства должно
возникнуть общественное устройство, основанное на началах
самоуправления, автономии и