Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.Д.Кавелин и др.), напротив, были

убеждены, что России предстоит пройти тот же путь, что и Западу.

Россия отстала от Западной Европы, законсервировалась сама в себе,

и теперь должна наверстывать упущенное. Никакого особого

«уникального» исторического пути у нее нет. Они одобряли признаки

буржуазного общества, которые появлялись тогда в России и

положительно оценивали деятельность Петра Великого по европеизации

страны. Западная культура привлекала их прежде всего своим

гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинства личности,

жаждой справедливости. Они критиковали деспотическую

самодержавную власть и невежество народа. Россия должна освоить

западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Общее для этих течений попытка нарисовать такой путь развития

России, который отвечал бы национальным интересам России, вывел

страну из отсталости и поднял до уровня разрешения не только

собственных. Но и общечеловеческих проблем. Славянофилы и

западники решали общую задачу, но пути и средства предлагали разные.

У них была «одна любовь к России, но не одинаковая» (А.И.Герцен).

  1. Почвенничество.

Ф.М.Достоевский как идеолог почвенничества

говорил о негативных последствиях петровских реформ. Народ не

принял европейскую цивилизацию. Задача русских «создать себе

новую форму, собственную, родную, взятую из почвы, из народных

начал и духа». Достоевский отмечает противоречивость русского

характера. В котором уживаются и смирение и самомнение, и

страстность, и совестливость. Русский народ – «народ-богоносец, ему

предназначена всечеловеческая миссия – духовное оздоровление

Европы и создание новой мировой цивилизации. Русский

«коллективизм» и «соборность» – великие преимущества русского

народа.

Основная темы произведений Достоевского – человек, свобода,

борьба добра и зла в человеке. Человек – микрокосм, центр бытия,

вокруг которого все вращается.. Человеческая природа противоречива

и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба

между добром и злом. Главное в
человеке это свобода. Прийти к

добру человек может только через свободу. Именно поэтому

Достоевский категорически против насильственного способа

приведения к счастью людей - «принудительной гармонии» в обществе

(навязывания добра!), будь то католической или социалистической

неважно (именно об этом известная притча о «Великом инквизиторе»).

Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и

свобода неоднозначна: она может быть корнем и добра и зла и у нее

есть свои пределы (знаменитый вопрос– все ли дозволено человеку?)

Нет не все. Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит

в своеволие, своеволие ведет к злу, зло к преступлению, а преступление

к наказанию. Свобода, переходящая в своеволие не хочет знать никаких

ограничений, никаких святынь. Если нет Бога, если есть сам человек

Бог, то все позволено. Но кто в своеволии своем не знает границ

своей свободы, теряет свободу, становится одержимым своей «идеей».

Страдание – последствие зла. Но страдание и очищает от зла: через

покаяние душа преображается и происходит нравственное

перерождение личности. Достоевский проводит в своих романах героев

через этот процесс: свобода-зло-искупление.

Н.Я.Данилевский Россия и Европа») для обоснования особого

пути России создает оригинальную философско-историческую

концепцию, которая положила начало целому направлению в этой

области. Нет единого человеческой цивилизации. Человечество – это

абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-исторические

типы, которые проходят один и тот же путь развития: периоды

зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели. Всякие

разговоры о превосходстве той или иной культуры беспредметны: они

не хуже и не лучше друг друга, только находятся на разных этапах

развития. Европа и Россия – это две разные, не смешиваемые

цивилизации, с различными культурными основаниями. «Европа не

случайно, а существенно нам враждебна», - настаивает

Н.Я.Данилевский. Европейская цивилизация прошла период своего

расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит

зарождающаяся славяно-русская цивилизация.

  1. Консерватизм.

К.Н. Леонтьев Византизм и славянство

»)

разделял учение Данилевского о множестве «культурно-исторических

типов», однако он значительно видоизменил это учение. Прежде всего

Леонтьев пытался установить законы созревания и гибели культур.

Каждая культура проходит три периода: «первоначальной простоты»,

«цветущей сложности» и «умирания» (через «вторичное упрощение»)

в процессе «уравнительного смешения». Второй период – цветущей

сложности – характеризуется многообразием частей, при единстве

целого. Это есть период социального неравенства, образования элиты

– родовой и культурной, сильного государства с жесткой

централизацией. Для периода смесительного упрощения характерно

стремление ко всеобщему равенству и демократизации, результатом

ее являются: расцвет техники, умирание искусства, опошление жизни,

жажда удовольствий, не творчество, а механическая работа. Западная

Европа закончила к началуХ1Х века период «цветущей сложности» и

находится на пути «эгалитарного процесса», т. е. демократизации и

умирания культуры. Перед Россией стоит главная задача не

подчиниться Европе в эгалитарном прогрессе «устоять в своей

отдельности». С этой целью он предлагал «подморозить Россию,

чтобы она не жила», т.е. застыла в существующем виде до лучших

времен. «Пора учиться делать реакцию»,- заявлял идеолог

консерватизма. Оплот реакции – византизм, основанный на

православии и сильной самодержавной власти.

Л.Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой

считает, что решить существующие социальные проблемы и создать

гармоническое общество можно только при помощи нравственной

проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие должно быть

исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать

ничего кроме насилия. Толстой одинаков осуждает за насилие и

правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для

этого:

1) перестать самому совершать прямое насилие, а также

готовиться к нему,

2) не принимать участия в каком бы то ни было насилии,

совершаемом другими людьми (в частности, чтобы нейтрализовать

насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе,

в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном


учении и т.д.»),

3) не одобрять никакого насилия.

Толстой сомневается в прогрессе общества. Прогресс коснулся

лишь меньшинства, которое пользуется достижениями цивилизации за

счет огромного большинства. Отрицательно писатель и философ

относится и к культуре (!). Он целиком на стороне «природы» против

«культуры», а «природа» - это народ. В духе славянофилов Толстой

идеализирует народ, называя его носителем истинной веры и чистой

нравственности.


7. Революционно-демократическое направление.

А.И. Герцен

концепция «русского социализма». Россия очень отстала от Запада,

но русский человек сохранил свою душу и национальный характер.

Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ прямой

демократии: мирского схода, совместного труда, совместного бытия. В

этом смысле крестьянская община представляет собой как бы

«инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать

буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Но в той

же врем индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна

западная наука, политические свободы и правовые нормы. Социализм

должен быть средством освобождения личности. Террор он резко

отвергает террор.

Н.Г. Чернышевский («Что делать?») считал, что в истории действует

закон нарастания прогресса, роль основного двигателя играет знание,

а революция - средство коренного изменения всего общественного

строя. Единственный способ решения острейших проблем России

Чернышевский видел в крестьянской революции. На смену

крепостному праву должен прийти строй производственно-

сельскохозяйственных ассоциаций.

М.Бакунин («Государство и анархия») отстаивал идею

безгосударственного социализма, анархизма. Вся история человечества

представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в

«царство свободы». Основным угнетателем человеческого рода,

источником зла и несчастий является государство. Оно представляет

собой организованное выражение насилия и эгоизм чиновников.

Осуществлять господство над людьми также помогает религия. Чтобы

привести человечество к состоянию свободы, необходимо «взорвать»

государство, исключить принцип власти из жизни общества. Бакунин

был убежден, что русский мужик всегда готов к революции, так как он

бунтарь по своей природе. В связи с этим революционерам следует

идти в народа и звать его к бунту. На месте государства должно

возникнуть общественное устройство, основанное на началах

самоуправления, автономии и