Файл: Программа Интегрированные системы управления качеством Факультет фэм кафедра мск к защите допустить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15 только на основе достоверной информации и ее анализа, ходе процесса или о его результатах, о его характеристиках и тенденциях к их изменению.
Например, при использовании статистических методов управления, одним из признаков изменения хода процесса могут служить так называемые «тренды» на контрольных картах.
Примерами потенциальных несоответствий могут быть: возможные появление несоответствующей продукции, возможное повышение материало-, ресурсо- или трудоемкости процесса по сравнению с предшествующим периодом при прочих равных условиях, возможное нарушение технологии, неожиданный выход из строя технологического агрегата и др.
Заметим еще раз, что правильно и обоснованно спрогнозировать возможное появление того или иного несоответствия можно только на основе сбора и последующего анализа объективных данных. Правильная реализация основных направлений, по которым разрабатываются предупреждающие мероприятия, также невозможна без анализа, например:
– проверка знаний технологических инструкций и нормативной документации рабочими ведущих профессий и ИТР – а какие инструкции знают лучше, какие – хуже, какие инструкции соблюдают всегда, имеют ли место отступления от требований инструкций, если да, то каких;
Анализ, единственный способ получить точные ответы на поставленные вопросы.
Если эффективность работы в подразделения над предупреждающим действиям недостаточна, соответственно могут иметь место несоответствия.
Несоответствия могут проявляться в виде отклонений от нормального хода технологического процесса, в виде брака, неудовлетворенности внутренних потребителей, а так же могут выявляться контролерами ОТК, техническо, отдела менеджмента качества, службы главного метролога, а также вышестоящими руководителями и др.
Алгоритм нахождения потенциального несоответствия представлен на рис. 3.
16
Рисунок 3 Алгоритм выявления потенциального несоответствия
Шаг второй: анализ возможного или уже имеющего место
несоответствия и поиск его коренной причины
При анализе любого несоответствия необходимо выполнить следующие действия и получить точные ответы на ряд вопросов:
- Уточнение и восприятие сути несоответствия.
- Точно ли формулировка отражает суть несоответствия?
- Все ли заинтересованные в устранении несоответствия и его причины стороны одинаково понимают несоответствие, нет ли расхождений в понимании?
2. Сбор дополнительных данных о выявленном несоответствии или уточнение данных о потенциальном несоответствии. Следует опираться на данные, а не на мнения, производить анализ на основе фактов.
2.1 Все ли нужные данные собраны? Ничего ли не упущено?
17 3. Поиск коренной (ключевой, исходной) причины несоответствия.
4. Рассмотрение сил, которые могут способствовать либо, наоборот, препятствовать устранению причины несоответствия.
5. Рассмотрение масштаба бедствия несоответствия.
5.1 Ограничен ли масштаб несоответствия данным участком, службой, цехом и т.п.?
5.2 Находится ли причина несоответствия под контролем и влиянием руководителей данного уровня управления (бригадира, мастера, старшего мастера, начальника участка, начальника смены, начальника цеха), или для успешного устранения выявленной причины несоответствия следует обратиться за содействием к другим подразделениям завода, службам, отделам, либо к руководителям более высокого уровня?
Графически алгоритм анализа и поиска коренной причины несоответствия представлен на рис. 4.
Шаг третий: выработка возможных решений по устранению
коренной причины несоответствия
После нахождения коренной причины несоответствия следует рассмотреть возможные варианты устранения выявленной причины с целью исключения повторного появления несоответствия, а значит, повторения всех связанных с ним затрат и издержек.
При разработке вариантов устранения исходной причины несоответствия нужно обратить внимание на следующие моменты.
1. Выяснение, не случалось ли такого когда-то в прошлом, нельзя ли устранить причину несоответствия, используя прошлый опыт.
2. Сбор идей по возможным вариантам устранения коренной причины несоответствия.
3. Всестороннее рассмотрение каждой из предложенных идей, способов минимизации противодействующих и максимизации способствующих устранению причины несоответствия сил и выработка одного из возможных вариантов устранения причины несоответствия.
18 4. Уточнение сути и подробное рассмотрение каждого разработанного варианта.
5. Формирование на этой основе ряда возможных решений по устранению причины несоответствия.
Графически весь этот процесс представлен на рис. 5.
19
Рисунок 4 Алгоритм поиска коренной причины несоответствия
20
Рисунок 5 Алгоритм создания набора возможных решений по устранению коренной
причины несоответствия
21
Шаг четвертый: выбор оптимального варианта устранения причины
несоответствия и планирование его реализации
Из всех возможных вариантов устранения причины несоответствия следует выбрать наиболее оптимальный, требующий наименьших затрат труда, времени, ресурсов и средств.
После выбора такого варианта необходимо произвести планирование его реализации, обратив внимание на следующие моменты:
– весь процесс реализации выбранного решения следует разделить на последовательные, простые, легко управляемые этапы;
– нужно определить сроки реализации и назначить ответственных за каждый этап;
– нужно довести до сведения каждого исполнителя полную информацию о том, что ему следует сделать и убедиться в четком понимании этого;
– необходимо заинтересовать и мотивировать исполнителей;
– следует определить, каким образом будет контролироваться исполнение каждого этапа и обеспечить сбор данных для осуществления такого контроля;
– определить способ оценки результативности выполнения принятого решения в целом, т.е. проверки того, позволили ли запланированные и выполненные мероприятия действительно устранить причину несоответствия.
Алгоритм планирования реализации решения представлен на рис. 6.
Шаг пятый: реализация выбранного варианта устранения причины
несоответствия по разработанному плану
При реализации выбранного варианта устранения причины несоответствия следует производить последовательное выполнение каждого отдельного этапа в точном соответствии с ранее намеченным планом. При этом необходимо обеспечить своевременную передачу информации о ходе и выполнении работ по каждому этапу должностному лицу, ответственному за реализацию выбранного мероприятия по устранению причины несоответствия
(например, начальнику цеха, его заместителю или др.).
22
Шаг шестой: контроль и проверка исполнения намеченных действий
По ходу реализации выбранного варианта устранения причины несоответствия нужно контролировать выполнение каждого отдельного этапа, а по окончании работ – дополнительно провести проверку точности и выполнения планируемых мероприятий.
Алгоритм реализации выбранного варианта устранения причины несоответствия и контроля за исполнением намеченных действий представлен на рис. 7.
В том случае, если контроль показывает, что в ходе реализации решения возникают трудности, следует еще раз оценить намеченный план, проверить, был ли он точно доведен до сведения исполнителей, заинтересованы ли они в успехе и пр.
23
Рисунок 6 Алгоритм планирования реализации выбранного варианта устранения
причины несоответствия
24
Рисунок 7 Алгоритм реализации выбранного варианта устранения причины
несоответствия и контроля за его исполнением.
Шаг седьмой: анализ и оценка проведенной работы
В соответствии с установленным при планировании реализации решения вариантом оценки результативности его готовности, следует собрать необходимую информацию для проверки того, позволило ли мероприятие устранить причину несоответствия. При этом для точной и объективной оценки результативности предпринятого КД или ПД следует также сравнить вновь получаемые данные о ходе процесса с данными, которые были собраны ранее –
25 на первом и втором этапах работы, т.е. при анализе причины проблемы и поиске путей ее устранения. Это может помочь оценить динамику положительных изменений в ходе процесса после применения корректирующих или предупреждающих действий.
Следует обратить внимание на то, не спровоцировали ли в результате предпринятого КД или ПД новые проблемы. В том случае, если при анализе и оценке результатов мероприятий такие проблемы будут выявлены, следует принять какое-то решение – что лучше, отказаться от начального варианта и выбрать другой вариант устранения причины имевшего место несоответствия, пусть даже он будет не таким эффективным, как начальный, либо устранить эти, спровоцированные проведенными мероприятиями новые проблемы.
Алгоритм анализа и оценки результативности предпринятого корректирующего или предупреждающего действия представлен на рис. 8.
Рисунок 8 Алгоритм анализа и оценки результативности предпринятого
корректирующего или предупреждающего действия.
26
Вывод: Как видно из представленного материала, только своевременная и полноценная работа по устранению причин произошедших и предупреждению причин потенциальных несоответствий способна уверенно вести предприятие по пути постоянного улучшения, а это значит – удовлетворенность потребителей, прибыль и успех на рынке.
1.3 Метод восьми шагов (8D method)
Метод 8D применяется для обработки внутренних и внешних претензий.
Изначально 8D отчет пришел из автомобильной среды, но в настоящее время используется во всех отраслях промышленности. Реализация всех 8 шагов должна помочь команде понять проблемы, найти их причину и устранить.
Задача заключается в том, чтобы возникшие ошибки, дефекты не происходили в будущем.
8 шагов 8D-метода представляется следующим образом:
Шаг 1
Формирование команды
Для идентификации проблемы, члены команды должны состоять из лиц, имеющих знание о продукте и процессе. В команде назначается лидер.
Шаг 2
Описать проблему
Зачастую это самый важный шаг. Сбор предварительных данных очень важен, от них зависит, как в дальнейшем будет складываться вся работа.
Команде необходимо ответить на следующие вопросы:
- В чем проблема?
- Когда и кем эта проблема была обнаружена?
- Как влияет проблема?
- Что влияет?
Шаг 3
27
Временные меры
Целью данного шага является предотвращение дальнейших дефектов или несоответствий. Это происходит еще до анализа причин, например, с помощью остановки производства, при необходимости блокировки продукции на складе и другие меры возможные предотвратить попадание некачественной продукции или услуги к заказчикам.
Шаг 4
Анализ причин
Необходимо определить коренные причины несоответствий. Какая причина отвечает за возникшую проблему. Лучше всего это осуществляется с помощью диаграммы Ишикавы в рамках мозгового штурма. Выявленные коренные причины могут быть исследованы потом еще глубже на основании метода 5-ти почему.
Шаг 5
Определить корректирующие меры
После того как основная причина была определена, вырабатываются корректирующие действия и проводится верификация корректирующих действий. На данном этапе нужно обозначить ответственных за проведение мероприятий, сроки и этапы работ. Позаботиться об экономической составляющей.
Шаг 6
Реализация корректирующих действий
Происходит реализация корректирующих действий на практике. Этап завершается тогда, когда подтверждается эффективность проведенных мероприятий.
Шаг 7
Меры профилактики, предотвращение проблем.
Целью данного шага является исключить проблему окончательно. Этот шаг является определенным отличием от «обычного» решения проблемы, когда устраняют проблему, но не причину.
28
Шаг 8
Завершение решения проблем
На данном этапе заполняется финальный отчет «8 шагов». Участники команды возможно могут получить какие-то поощрения. Руководитель команды должен убедиться что все мероприятия завершены, команда расформировывается, полученные документы архивируются.
На реализацию метода 8 шагов в среднем уходит несколько недель. На рисунке () представлен график выполнения 8 шагов.
Рисунок 9
Далее представлена таблица достоинств и недостатков метода 8 шагов.
(таблица №***)
Таблица 2
Достоинства
Недостатки
Главное достоинство процедуры
8D заключается в устранении самой коренной причины проблемы за счет досконального изучения системы, что позволяет уменьшить вероятность или даже в отдельных случаях исключить повторение ситуации с дефектами или несоответствиями. Командная работа способствует благоприятной атмосфере внутри коллектива.
В плане обучения персонала достаточно трудоемкий процесс по причине необходимости изучения и использования других инструментов качества.
Жесткие временные ограничения на реализацию шага.
Заблуждения при внедрении методики 8 шагов.
Самая большая ошибка это считать что,- простая методика не требует обучения персонала – это не так. Ошибки при проведении данной процедуры
29 могут дорого стоить организации, мероприятия которые будут приняты не компетентной командой отразятся самым негативным образом.
В разных странах, на предприятиях, в организациях, методика 8-ми шагов может иметь особенности, возможны изменения по количеству шагов, возможны какие-либо «подшаги», но суть метода остается прежней – это срочное исправление сложившейся ситуации, выявление проблем, нахождение коренной причины этой проблемы, разработка долговременных действий с отражением их в системе, верификацию решений и внедрение действий, а также командная работа и цель удовлетворить потребителя.
30