Файл: Педсовет Педсовет Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе
Причиной выбора является следующее:
Технология коллективного взаимообучения
Технология «учебные портфолио»
Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по:
Технология обучения в сотрудничестве
Технология решения исследовательских (изобретательских)задач
-Дискуссии: диспут;конференция;дискуссии в печати ,по радио,по телевидению;прогрессивная дискуссия.
-индуктор;социализация –работа с материалом,информацией;
-обработка информации в виде коллективного творческогопродукта;
-представление своих открытий,проектов;
-рефлексия-общий анализ пережитого,открытого в себе.
Технология организации активных лекционных форм:
Лекция –визуализация(содержание представлено в образе:рисунок,графика,схема.
Лекция вдвоем-проблематизация происходит за счет формы и содержания.
Лекция с применением дидактических методов: «мозговой атаки», «метод конкретных ситуаций»
проигрываются реальные события;
приводимые факты должны быть интересными;
-подготовка к игре(тема,тезис,которые провоцируют интерес,затрагивают значимые проблемы).
-работа с информацией по теме(активизация знаний,поиск информации,составление кейсов).
-выступления(задача склонить судей и зрителей к своей точке зрения).
Методы:речь спикера,перекрестные вопросы,тайм-аут,свободные дебаты,симпозиум,эспресс-дебаты и т.д.
-работа в небольших группах,обмен мнениями по кругу проблем;
-общегрупповое обсуждение под руководством учителя;
Технология развивающего обучения
Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.
Педсовет
Педсовет
Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе
Адольф Дистервег
…Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования)Три важных момента:
Три важных момента:
- школа является важнейшим фактором развития личности;
- школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
- систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Причиной выбора является следующее:
- в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
- педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
- Технология обучения (педагогическая технология) – новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
- Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Критерии:
- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
развивающее обучение;
проблемное обучение;
кейс технология;
коллективную систему обучения (КСО);
Технология активного обучения, эвристическое обучение, дискуссионные технологии, педагогическая студия, педагогические мастерские, деловая игра и др
исследовательские методы в обучении;
проектные методы обучения;
технологию «дебаты»;
технологию тренингового обучения
лекционно-семинарско-зачетную систему обучения
технологию развития «критического мышления»;
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
систему инновационной оценки «портфолио» и др;
технологию дистанционного обучения и др.
К числу
современных
образовательных
технологий
можно отнести:
Технологии активного обучения
совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности .Активные методы обучения
- методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер;
- методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящегося на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы (Мирежиков В.А.).
- Интерактивные* методы обучения - специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
*Интерактивный - способный действовать или находиться в режиме диалога, беседы.
Эвристическое обучение
подразумевает не передачу учащимся опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции ориентированной на конструирование будущего.
Проблемное обучение
- Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
- В результате последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач и последовательного их разрешения, обучающие активно усваивают знания, развивая при этом познавательную активность и творческую самостоятельность.
Технология коллективного взаимообучения
- Парная работа используется в трех видах:
- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями («учитель» - «ученик»); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
- динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части: после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарища;
- вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его. анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Технология позволяет развивать навыки мыследеятельности, совершенствовать логическое мышление и понимание, способствует более прочному усвоению знаний через активную познавательную деятельность
Технология «учебные портфолио»
Технология учебные портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по:
- конечным результатам;
- материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности;
- приложенным усилиям.
- В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
- первый - папка достижений (грамота, благодарственные письма, табель успеваемости и т.д.)
- второй - рефлексивное портфолио (творческие работы учащегося: рисунки,поделки, видеокассеты)
- третий - проблемно-исследовательский (доклады, выступления, сообщения);
- четвертый - тематический (создание материалов в процессе изучения какой-либо большой темы).
- Портфолио могут представляется как в бумажном, так и в электронном виде. Данная технология прекрасное средство для развития интеллектуальных способностей, углубления и формирования познавательных интересов, формирования мотивации достижения.
Технология обучения в сотрудничестве
- Цель технологии обучения в сотрудничестве (обучениие в малых группах) - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
- Идея обучения в сотрудничестве:
- учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять.
- учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
- В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий:
- формирование групп происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности;
- группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками;
- оценивается работа не одного ученика, а всей
- учитель сам выбирает ученика, который
группы;
отчитывается за задание.
- Знакомство учащихся с работой со справочной литературой и другими способами получения информации
- Формирование навыков пользования различными источниками информации. Обучение различным способам работы с текстом и другими источниками информации
- Формирование способности
самостоятельно создать и
защитить учебно-исследовательскую
работу
Технология решения исследовательских (изобретательских)задач
- Сущность технологии состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы помочь учащимся в осознание проблемности, для нахождения способов разрешениия проблемных ситуации, научить видеть и анализировать их, выяснять проблемы и задачи. Основой решения творческо-поисковых задач является сочетание логического анализа и интуиции.
- Структура деятельности для решения задач.
- Анализ состава задачи (осознание задачи, актуализация и организация знания, перекодирование, переформулирование задачи)
- Осознание проблемности (формулировка проблемы)
- Поиск плана решения (гипотеза, доказательство)
- Осуществление решения ( реализация последовательности шагов плана)
- Ретроспективный анализ задачи (рефлексия)
Цель ТКМ: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д. )
- Разбивка на кластеры
- Синквейн
- Знаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-У
- Взаимообучение
- Разработки для самостоятельных занятий
- Двойные дневники
- Оставьте за мной последнее слово
- Пятиминутное эссе
- Модельные уроки:
- Чтение со стопами
- 6 шляп критического мышления
- Зигзаг и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТКМ
Игровая технология
- Технология игровой деятельности (игровая технология) - представляет собой определенную последовательность действий, операций специалиста (педагога, психолога, игротехника и т.д.) по отбору материала, разработке и подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов.
Информационные технологии
- Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
- приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Тренинговые технологии
- Тренинговые технологии - это система деятельности обучаемых по отработке определенных решений.
- Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки.
- Принципы построения:
- диалогизация;
- постоянная обратная связь;
- самодиагностика;
- добровольное участие;
- конфиденциальность.
- В основе тренинга лежат упражнения, которые предполагают при их организации: четкую постановку цели, контроль за правильностью выполнения, детальный анализ ситуации, возможность высказать свою точку зрения, поделится своими ощущениями и переживаниями, контроль за эмоциональным состоянием.
- Виды тренингов: психологические; тренировочные; интеллектуального развития; решения управленческой задачи; решения ситуации; общения; креативности и др.