Файл: Производственная специалисты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная

академия»





«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной и воспитательной работе

_____ __________Г.В. Бочаров

«____ »_______________ 2013г







ПРОГРАММА


ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»




















Тверь 2013

Введение

При прохождении производственной практики на базе конкретного торгового предприятия студенты собирают практический материал, который служит основой для написания выпускной квалификационной работы, в том числе и её экономического раздела. Материал, собранный студентами в период практики, позволит дать объективную и глубокую оценку результатам экономической деятельности торгового предприятия, помочь обоснованно разрабатывать и успешно выполнять планы, прогнозы, стратегические и тактические управленче­ские решения.


1. Цель и задачи производственной практики

Студент должен хорошо разбираться в сущно­сти и содержании коммерческой деятельности торгового предприятия, ее нормативно-правовом обеспечении и особенностях коммерческой работы на данном предприятии с учетом его специфики (оптовое или розничное торговое предприятие).

Основными задачами студентов в период производственной практики является изучение:

- организации торговли какой-нибудь группой или видом продовольственных товаров (желательно по теме дипломной работы);

- организации оптовых продаж пищевых продуктов;

- коммерческой работы по сбыту продовольственных товаров;

- организации коммерческой деятельности по сбыту продовольственных товаров в торговом предприятии;

- организации торгово-технологического процесса магазина;

- коммерческой работы по поступлению продовольственных товаров на торговое предприятие;

- методов стимулирования продвижения продовольственных товаров в розничной сети;

- эффективности использования товарных запасов в торговле.


2. Место и время прохождения практики

Производственная практика студентов 4 курса технологического факультета специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» организуется на оптовых и розничных торговых предприятиях (независимо от форм собственности) и предусматривает приобретение навыков и умений по организации торгово-технологической деятельности и экономической эффективности работы оптовых и розничных торговых предприятий.

Студенты проходят производственную практику в соответствии со специальностью на соответствующих должностях, а при отсутствии вакантных мест – в качестве практиканта.

Период прохождения практики осуществляется согласно графику учебного процесса.

Во время производственной практики студент ведет дневник, где ежедневно записывает то, чем он занимался в течение рабочего времени.


Направление практики студент выбирает вместе со своим научным руководителем. Во время практики студент осваивает торгово-технологическую деятельность предприятия и осуществляет сбор материала по написанию дипломной работы.

Во время практики студент выполняет индивидуальное задание, полученное в ВУЗе от дипломного руководителя. По итогам практики проводится аттестация на основании письменного отчета, оформленного в соответствии с установленными требованиями, и отзыва научного руководителя. Отчет и дневник заверяется руководителем торгового предприятия. Он же дает характеристику студенту-практиканту.


3. Обязанности студента во время практики

Во время практики студент обязан:

- полностью выполнить задание, предусмотренное программой;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками;

- строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- участвовать в торгово-технологическом процессе предприятия и общественной жизни коллектива;

- изучить торгово-технологический процесс и оборудование, а также организацию труда на торговом предприятии;

- изучить процесс формирования ассортимента товаров и управление товарными запасами на данном торговом предприятии;

- собирать материалы по заданию кафедры для написания дипломной работы;

- вести дневник, в котором ежедневно делаются записи о проделанной работе;

- по окончании практики получить характеристику с производства, заверить дневник и отчет подписью руководителя производственной практики и печатью торгового предприятия.

Студент должен знать:

- об организации работы торгового предприятия в целом;

- о качестве, составе и технологии производства различных групп товаров;

- о сроках и способах хранения различных групп товаров;

- о способах сокращения товарных потерь в процессе товародвижения;

- о способах повышения экономической эффективности работы торгового предприятия.

Студент обязан уметь:

- пользоваться нормативно-технической и сопроводительной документацией;

- отслеживать качественные характеристики различных групп товаров;

- проводить списание товарных потерь;

- разрешать спорные вопросы, возникающие у потребителей;

- оценивать экономическую эффективность работы торгового предприятия.

Студент должен владеть:

- навыками приемки товара по количеству и качеству;

- операциями торгово-технологического процесса доведения товара до потребителя;

- способами формирования ассортимента товаров;

- нормативно-технической документацией, регламентирующей качество товаров.

4. Организация практики

По прибытии на торговое предприятие студент зачисляется на рабочее место приказом директора (заведующего), который назначает руководителя практики от предприятия. Практика начинается с общего ознакомления студента с торговым предприятием и его структурой.


Перед началом работы студент должен быть ознакомлен со своими обязанностями, торговым оборудованием и техникой безопасности.

В процессе работы студент глубоко изучает организацию торгово-технологического процесса, приобретает профессиональные навыки и собирает материал для отчета.

Материал, собранный для выполнения индивидуального задания, обрабатывается и оформляется отчетом.

В период практики студент должен участвовать в общественной жизни предприятия, проявлять дисциплинированность, организованность.

Сведения о производственной работе студента заносятся в дневник, который ведется ежедневно и на каждой странице подписывается руководителем. Дневник является важнейшим документом о практике. По окончании практики руководитель от производства дает письменное заключение в дневнике о работе студента.


5. Варианты тематик отчетов по производственной практике

Приведенные ниже варианты рекомендованы доктором технических наук, профессором В.И. Криштафович для написания экономического раздела выпускной квалификаци­онной (дипломной) работы.

Вариант 1. Организация коммерческой работы на пред­приятии

1.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия (оптовой базы, магазина и т. п.)

1.2 Организация коммерческой работы по оптовым за­купкам товаров

1.3 Организация коммерческой работы по продаже товаров

1.4 Реклама товаров и услуг и ее эффективность

Вариант 2. Коммерческие и технологические операции на предприятии оптовой торговли и их эффективность

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Организация коммерческой работы на предприятии

2.3 Организация и технология операций по поступлению и хранению товаров

2.4 Организация и технология операций по отпуску то­варов оптовым покупателям

Вариант 3. Коммерческие и технологические операции на предприятии розничной торговли и их эффективность

  1. Краткая организационно-экономическая характери­стика магазина

  2. Организация коммерческой работы по закупкам товаров и завоза их в магазин

  3. Организация и технология приемки и хранения това­ров в магазине

  4. Подготовка товаров к продаже, их размещение и выкладка в торговом зале

  5. Организация продажи товаров и обслуживания поку­пателей и их эффективность

Вариант 4. Организация и технология оптовой торговли продовольственными товарами

  1. Организационно-экономическая характери­стика предприятия

  2. Организация и технология закупки продовольственных товаров

  3. Организация и технология операций по оптовой про­даже и отпуску товаров покупателям

  4. Реклама товаров и услуг на предприятии и ее эффек­тивность

Вариант 5. Организация и технология розничной торговли продовольственными товарами

5.1 Краткая организационно-экономическая характери­стика магазина


  1. Организация и технология закупки и завоза товаров в магазин

  2. Организация и технология приемки товаров и их хра­нения в магазине

  3. Подготовка товаров к продаже, их размещение и вы­кладка в торговом зале

  4. Организация и технология продажи товаров и их эффективность

Вариант 6. Современные методы продажи товаров и их эффективность

  1. Краткая организационно-экономическая характери­стика магазина

  2. Технологическая планировка торгового зала магазина и ее эффективность

  3. Характеристика методов продажи, применяемых в магазине, их эффективность

  4. Совершенствование обслуживания покупателей на основе внедрения современных методов продажи товаров

Вариант 7. Организация рекламной работы в магазине

  1. Краткая организационно-экономическая характери­стика магазина

  2. Средства рекламы, применяемые в магазине, их характеристика

  1. Рекламно-информационное оформление магазина

  1. Фирменный стиль и интерьер магазина

  2. Оформление мест продаж

7.4 Планирование и организация рекламной работы в ма­газине, ее эффективность

Во всех вышеперечисленных вариантах первым разделом является организационно-экономическая характери­стика объекта исследования. Она включает краткое описание торгового предприятия (по данным, содержащимся в учредительных документах) с указанием места его расположения и видов деятельности. Здесь же приводится организационная структура предприятия.

В данном параграфе студент также обязательно проводит анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за последние 2-3 года (на основании данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности). Ана­лизируемые данные должны быть представлены в виде таблиц 1-10. Рассмотрим их примерные формы подробнее.

Одним из основных показателей, по которым оценивается деятельность торгового предприятия, является розничный товарооборот (таблицы 1, 2). Это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного потребления, а также продажи товаров предприятиям и организациям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих, так и сопоставимых ценах. Анализ розничного товарооборота должен проводиться с целью определения тенденций экономического развития предприятия, а также выявления путей, возможностей и резервов его роста, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов. После изучения общего объема розничного товарооборота переходят к анализу его состава, который проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных (доля отдельных видов реализации в общем объеме розничного товарооборота) показателях.


Таблица 1 – Динамика ассортимента и структуры товарооборота торгового

предприятия_______________________ за 3 последних года

(наименование)

Товарная группа

1 год

2 год

3 год

Отклонение

3 года от 1 года

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

(+)

%

………

………









Всего


100


100


100



* анализ показателей проводится на основании данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности за последние 3 года.




Таблица 2 – Динамика ассортимента и структуры товарооборота в пределах

исследуемой товарной группы_______________________ за 3 последних года

(наименование товарной группы)

Позиции

ассортимента

в пределах

товарной группы

1 год

2 год

3 год

Отклонение

3 г. от 1 г.

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

(+)

%

………

………

............









Всего


100


100


100



*В данной таблице исследуются составляющие структуры ассортимента (например, производители, виды или разновидности, торговые марки) группы товаров, выбранных студентом для исследований.

Состав товарооборота изучают в динамике за ряд лет. Кроме того, полезно проводить анализ товарооборота не только за год, но и по кварталам и месяцам. Это позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года. Также анализ товарооборота может быть проведен не только по предприятию в целом, но и по отдельным его отделам, секциям, филиалам. После каждой таблицы делают краткий вывод.

Обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов – один из основных факторов успешного развития товарооборота. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов, а также от прочего выбытия товаров:

Зн + П = Т + В + Зк,,

где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;

П – поступление товаров;

Т – розничный товарооборот;

В – прочее выбытие товаров;

Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.

Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса (табл. 3).

Таблица 3 – Товарный баланс предприятия за 3 последних года, тыс. руб.

Показатели

1год

2год

3год

3 год ко 2 году

3 год к 1 году

откл. (+)

%

откл. (+)

%

Товарные запасы на начало года








Поступление товаров








Прочее выбытие товаров








Товарные запасы на конец года








Розничная реализация товаров








Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления





х


х


х


х