ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2021
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная
академия»
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной и воспитательной работе
_____ __________Г.В. Бочаров
«____ »_______________ 2013г
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»
Тверь 2013
Введение
При прохождении производственной практики на базе конкретного торгового предприятия студенты собирают практический материал, который служит основой для написания выпускной квалификационной работы, в том числе и её экономического раздела. Материал, собранный студентами в период практики, позволит дать объективную и глубокую оценку результатам экономической деятельности торгового предприятия, помочь обоснованно разрабатывать и успешно выполнять планы, прогнозы, стратегические и тактические управленческие решения.
1. Цель и задачи производственной практики
Студент должен хорошо разбираться в сущности и содержании коммерческой деятельности торгового предприятия, ее нормативно-правовом обеспечении и особенностях коммерческой работы на данном предприятии с учетом его специфики (оптовое или розничное торговое предприятие).
Основными задачами студентов в период производственной практики является изучение:
- организации торговли какой-нибудь группой или видом продовольственных товаров (желательно по теме дипломной работы);
- организации оптовых продаж пищевых продуктов;
- коммерческой работы по сбыту продовольственных товаров;
- организации коммерческой деятельности по сбыту продовольственных товаров в торговом предприятии;
- организации торгово-технологического процесса магазина;
- коммерческой работы по поступлению продовольственных товаров на торговое предприятие;
- методов стимулирования продвижения продовольственных товаров в розничной сети;
- эффективности использования товарных запасов в торговле.
2. Место и время прохождения практики
Производственная практика студентов 4 курса технологического факультета специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» организуется на оптовых и розничных торговых предприятиях (независимо от форм собственности) и предусматривает приобретение навыков и умений по организации торгово-технологической деятельности и экономической эффективности работы оптовых и розничных торговых предприятий.
Студенты проходят производственную практику в соответствии со специальностью на соответствующих должностях, а при отсутствии вакантных мест – в качестве практиканта.
Период прохождения практики осуществляется согласно графику учебного процесса.
Во время производственной практики студент ведет дневник, где ежедневно записывает то, чем он занимался в течение рабочего времени.
Направление практики студент выбирает вместе со своим научным руководителем. Во время практики студент осваивает торгово-технологическую деятельность предприятия и осуществляет сбор материала по написанию дипломной работы.
Во время практики студент выполняет индивидуальное задание, полученное в ВУЗе от дипломного руководителя. По итогам практики проводится аттестация на основании письменного отчета, оформленного в соответствии с установленными требованиями, и отзыва научного руководителя. Отчет и дневник заверяется руководителем торгового предприятия. Он же дает характеристику студенту-практиканту.
3. Обязанности студента во время практики
Во время практики студент обязан:
- полностью выполнить задание, предусмотренное программой;
- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками;
- строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- участвовать в торгово-технологическом процессе предприятия и общественной жизни коллектива;
- изучить торгово-технологический процесс и оборудование, а также организацию труда на торговом предприятии;
- изучить процесс формирования ассортимента товаров и управление товарными запасами на данном торговом предприятии;
- собирать материалы по заданию кафедры для написания дипломной работы;
- вести дневник, в котором ежедневно делаются записи о проделанной работе;
- по окончании практики получить характеристику с производства, заверить дневник и отчет подписью руководителя производственной практики и печатью торгового предприятия.
Студент должен знать:
- об организации работы торгового предприятия в целом;
- о качестве, составе и технологии производства различных групп товаров;
- о сроках и способах хранения различных групп товаров;
- о способах сокращения товарных потерь в процессе товародвижения;
- о способах повышения экономической эффективности работы торгового предприятия.
Студент обязан уметь:
- пользоваться нормативно-технической и сопроводительной документацией;
- отслеживать качественные характеристики различных групп товаров;
- проводить списание товарных потерь;
- разрешать спорные вопросы, возникающие у потребителей;
- оценивать экономическую эффективность работы торгового предприятия.
Студент должен владеть:
- навыками приемки товара по количеству и качеству;
- операциями торгово-технологического процесса доведения товара до потребителя;
- способами формирования ассортимента товаров;
- нормативно-технической документацией, регламентирующей качество товаров.
4. Организация практики
По прибытии на торговое предприятие студент зачисляется на рабочее место приказом директора (заведующего), который назначает руководителя практики от предприятия. Практика начинается с общего ознакомления студента с торговым предприятием и его структурой.
Перед началом работы студент должен быть ознакомлен со своими обязанностями, торговым оборудованием и техникой безопасности.
В процессе работы студент глубоко изучает организацию торгово-технологического процесса, приобретает профессиональные навыки и собирает материал для отчета.
Материал, собранный для выполнения индивидуального задания, обрабатывается и оформляется отчетом.
В период практики студент должен участвовать в общественной жизни предприятия, проявлять дисциплинированность, организованность.
Сведения о производственной работе студента заносятся в дневник, который ведется ежедневно и на каждой странице подписывается руководителем. Дневник является важнейшим документом о практике. По окончании практики руководитель от производства дает письменное заключение в дневнике о работе студента.
5. Варианты тематик отчетов по производственной практике
Приведенные ниже варианты рекомендованы доктором технических наук, профессором В.И. Криштафович для написания экономического раздела выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Вариант 1. Организация коммерческой работы на предприятии
1.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия (оптовой базы, магазина и т. п.)
1.2 Организация коммерческой работы по оптовым закупкам товаров
1.3 Организация коммерческой работы по продаже товаров
1.4 Реклама товаров и услуг и ее эффективность
Вариант 2. Коммерческие и технологические операции на предприятии оптовой торговли и их эффективность
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация коммерческой работы на предприятии
2.3 Организация и технология операций по поступлению и хранению товаров
2.4 Организация и технология операций по отпуску товаров оптовым покупателям
Вариант 3. Коммерческие и технологические операции на предприятии розничной торговли и их эффективность
-
Краткая организационно-экономическая характеристика магазина
-
Организация коммерческой работы по закупкам товаров и завоза их в магазин
-
Организация и технология приемки и хранения товаров в магазине
-
Подготовка товаров к продаже, их размещение и выкладка в торговом зале
-
Организация продажи товаров и обслуживания покупателей и их эффективность
Вариант 4. Организация и технология оптовой торговли продовольственными товарами
-
Организационно-экономическая характеристика предприятия
-
Организация и технология закупки продовольственных товаров
-
Организация и технология операций по оптовой продаже и отпуску товаров покупателям
-
Реклама товаров и услуг на предприятии и ее эффективность
Вариант 5. Организация и технология розничной торговли продовольственными товарами
5.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина
-
Организация и технология закупки и завоза товаров в магазин
-
Организация и технология приемки товаров и их хранения в магазине
-
Подготовка товаров к продаже, их размещение и выкладка в торговом зале
-
Организация и технология продажи товаров и их эффективность
Вариант 6. Современные методы продажи товаров и их эффективность
-
Краткая организационно-экономическая характеристика магазина
-
Технологическая планировка торгового зала магазина и ее эффективность
-
Характеристика методов продажи, применяемых в магазине, их эффективность
-
Совершенствование обслуживания покупателей на основе внедрения современных методов продажи товаров
Вариант 7. Организация рекламной работы в магазине
-
Краткая организационно-экономическая характеристика магазина
-
Средства рекламы, применяемые в магазине, их характеристика
-
Рекламно-информационное оформление магазина
-
Фирменный стиль и интерьер магазина
-
Оформление мест продаж
7.4 Планирование и организация рекламной работы в магазине, ее эффективность
Во всех вышеперечисленных вариантах первым разделом является организационно-экономическая характеристика объекта исследования. Она включает краткое описание торгового предприятия (по данным, содержащимся в учредительных документах) с указанием места его расположения и видов деятельности. Здесь же приводится организационная структура предприятия.
В данном параграфе студент также обязательно проводит анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за последние 2-3 года (на основании данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности). Анализируемые данные должны быть представлены в виде таблиц 1-10. Рассмотрим их примерные формы подробнее.
Одним из основных показателей, по которым оценивается деятельность торгового предприятия, является розничный товарооборот (таблицы 1, 2). Это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного потребления, а также продажи товаров предприятиям и организациям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих, так и сопоставимых ценах. Анализ розничного товарооборота должен проводиться с целью определения тенденций экономического развития предприятия, а также выявления путей, возможностей и резервов его роста, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов. После изучения общего объема розничного товарооборота переходят к анализу его состава, который проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных (доля отдельных видов реализации в общем объеме розничного товарооборота) показателях.
Таблица 1 – Динамика ассортимента и структуры товарооборота торгового
предприятия_______________________ за 3 последних года
(наименование)
Товарная группа |
1 год |
2 год |
3 год |
Отклонение 3 года от 1 года |
||||
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
(+) |
% |
|
……… ……… |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
100 |
|
100 |
|
100 |
|
|
* анализ показателей проводится на основании данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности за последние 3 года.
Таблица 2 – Динамика ассортимента и структуры товарооборота в пределах
исследуемой товарной группы_______________________ за 3 последних года
(наименование товарной группы)
Позиции ассортимента в пределах товарной группы |
1 год |
2 год |
3 год |
Отклонение 3 г. от 1 г. |
||||
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
(+) |
% |
|
……… ……… ............ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
100 |
|
100 |
|
100 |
|
|
*В данной таблице исследуются составляющие структуры ассортимента (например, производители, виды или разновидности, торговые марки) группы товаров, выбранных студентом для исследований.
Состав товарооборота изучают в динамике за ряд лет. Кроме того, полезно проводить анализ товарооборота не только за год, но и по кварталам и месяцам. Это позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года. Также анализ товарооборота может быть проведен не только по предприятию в целом, но и по отдельным его отделам, секциям, филиалам. После каждой таблицы делают краткий вывод.
Обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов – один из основных факторов успешного развития товарооборота. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов, а также от прочего выбытия товаров:
Зн + П = Т + В + Зк,,
где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;
П – поступление товаров;
Т – розничный товарооборот;
В – прочее выбытие товаров;
Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.
Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса (табл. 3).
Таблица 3 – Товарный баланс предприятия за 3 последних года, тыс. руб.
Показатели |
1год |
2год |
3год |
3 год ко 2 году |
3 год к 1 году |
||
откл. (+) |
% |
откл. (+) |
% |
||||
Товарные запасы на начало года |
|
|
|
|
|
|
|
Поступление товаров |
|
|
|
|
|
|
|
Прочее выбытие товаров |
|
|
|
|
|
|
|
Товарные запасы на конец года |
|
|
|
|
|
|
|
Розничная реализация товаров |
|
|
|
|
|
|
|
Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления |
|
|
|
х |
х |
х |
х |