Файл: Производственная специалисты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При анализе издержек обращения необходимо сделать за­ключение о путях их уменьшения, уделив особое внимание тем статьям, которые занимают наибольший удельный вес в струк­туре расходов.

Кроме абсолютной суммы издержек обращения, которая определяется путем суммирования расходов по всем статьям, рассчитывают уровень издержек обращения (процентное отно­шение суммы издержек к объему товарооборота) и его отклоне­ние (экономию или перерасход). Уровень издержек обращения зависит от ассортиментного профиля торгового предприятия (расходы, связанные с транспортировкой, хранением, подготов­кой к продаже продовольственных товаров выше, чем в торговле непродовольственными товарами).

В таблице 12 должны быть отражены основные финансово-экономические показатели деятельности торгового предприятия.

Таблица 12 – Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия за исследуемый период за 3 последних года

Показатели

1 год

2 год

3 год

3 год ко 2 году

3 год к 1 году

откл. (+)

в %

откл. (+)

в %

Розничный товарооборот, тыс. руб.








Валовой доход, тыс. руб.








Издержки обращения, тыс. руб.








Уровень издержек обращения, %








Прибыль, тыс. руб.








Уровень рентабельности, %








К ним относятся валовой доход, прибыль и рентабельность. Анализ финансовых результатов деятельности торговых предприятий, как правило, начинают с изучения валового дохода (добавленной стоимости). Валовой доход торговли — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затра­тами по их приобретению за определенный период времени. Он отражает величину реализованной торговой надбавки или разницу между товарооборотом и покупной стоимостью товаров. Валовой доход характеризуется абсолютным значением (в рублях) и уровнем, т. е. отношением к величине товарооборота (в процен­тах). Уровень валового дохода во многом зависит от структуры товарооборота и того, насколько обоснована величина торговой надбавки для каждой товарной группы. Кроме того, важным является правильный выбор поставщиков, заключение с ними договоров на выгодных для покупателя условиях, что позволяет снизить стоимость приобретаемых товаров.

Прибыль от реализации товаров — показатель, харак­теризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода, за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени.


О том, насколько эффективно используются ресурсы тор­гового предприятия, судят по таким относительным показате­лям, как показатели рентабельности. Уровень рентабельности вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате реализации товаров, на товарооборот. Этот показа­тель определяет, сколько рублей прибыли получено торговым предприятием в результате реализации товаров на один рубль товарооборота. Аналогично могут быть рассчитаны и другие показатели рентабельности, например, отношение прибыли к издержкам обращения.

После проведения анализа каждого из перечисленных показателей следует сделать общий вывод об их взаимосвязи, а также предложить пути повышения эффективности работы предприятия.

Если студент анализирует работу торгово-складского комплекса, то ему необходимо изучить следующие данные:

-общий вес принятого товара;

  • стоимость принятого товара;

  • общий вес поставок;

  • количество грузовых мест;

  • количество приходных накладных;

  • среднее время на обработку партии товара при приемке;

  • общее количество отгрузок;

  • общий вес отгрузок;

  • среднее количество мест в отгрузке;

  • общий вес отгруженного товара;

  • стоимость отгруженного товара;

  • среднее время на обработку партии товара при отгрузке;

  • усредненные параметры одного грузового места;

  • средний вес;

  • средняя стоимость;

  • средний срок хранения.

На основании этих данных отслеживают производительность труда, загрузку персонала и техники, грузооборот, удельные нагрузки на площади и технику и др.

Эффективность операций по подготовке товаров к отгрузке


можно оценивать следующими показателями:

1. Среднее количество отобранных наименований, штук, килограммов и кубометров товаров в единицу времени – смену, неделю, месяц.

2. Количество сформированных грузовых единиц (контейнеров, поддонов и т.п.), их вес и объем в единицу времени - смену, неделю, месяц.

Для оценки работы крупных складов применяют три группы показателей:

  1. Показатели, характеризующие интенсивность работы склада:

1. Грузооборот (показатель, характеризующий трудоемкость работы) склада общий = Количество тонн всех полученных и отправленных грузов / анализируемый период времени (сутки, месяц, год), т/в сутки (месяц или год).

2. Грузооборот склада по прибытии = Количество тонн прибывших грузов / анализируемый период времени (сутки, месяц, год), т/в сутки (месяц или год).

3. Грузооборот склада по отправлении = Количество тонн отправленных грузов / анализируемый период времени (сутки, месяц, год), т/в сутки (месяц или год).

4. Удельный грузооборот склада = Грузооборот склада

общий/ площадь склада, т/период /м2.

5. Коэффициент неравномерности загрузки склада = Грузооборот наиболее напряженного месяца / среднемесячный грузооборот склада.

6. Показатель хранения = Количество тонн груза в партии х Количество суток хранения, тонно-сутки. Сроки хранения рассчитывают в сутках.


7. Коэффициент оборачиваемости грузов на складе (интенсивность прохождения грузов через склад) = Грузооборот склада общий/ Количество тонн грузов, вмещающихся в склад.

  1. Показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей:

  1. Вместимостъ склада = Количество груза в тоннах или м3, которое может одновременно вместить склад.

  2. Полезная площадь склада = Вместимость склада в м3/ Высота укладки груза.

  3. Коэффициент использования вместимости склада = Количество груза в тоннах или м3 в анализируемом периоде / Вместимость склада в тоннах или м3.

  4. Грузонапряженность склада = Количество груза в тоннах / Площадь склада, предназначенная для хранения груза, т/ м2.

  1. Показатели, характеризующие уровень сохранности грузов и финансовые показатели работы склада:

1. Количество случаев несохранности грузов и порчи грузов по вине работников склада.

2. Расходы склада = Сумма затрат на организацию хранения грузов и сумма административных расходов.

3. Себестоимость хранения грузов = Суммарные расходы склада / Количество тонно-суток хранения.

4. Производительность труда работников, занятых на складских работах = Грузооборот склада в анализируемом периоде / Численность всех оперативных и подсобных сотрудников склада.

5. Коэффициент оборачиваемости запасов по стоимости = Стоимость отгруженных товаров в анализируемом периоде / Средняя стоимость запасов в том же периоде.

Применяются следующие показателя оборачиваемости товарных запасов:

6. Отношение чистого объема реализации к среднему объему товарных запасов — его получают делением годового объема реализации на стоимость товарных запасов по балансу.

7. Оборачиваемость запасов = Себестоимость товаров, проданных из запасов за последние 12 месяцев / Средняя стоимость запасов в течение последних 12 месяцев.

Если полученный коэффициент слишком велик (по сравнению с предыдущим периодом или со средними данными), это показывает недостаточность запасов. Если же коэффициент слишком мал, это может означать, что товарные запасы чрезмерны или устарели и не пользуются спросом.

8.Объем товарных запасов к чистому объему оборотных средств = Стоимость товарных запасов, указанная в балансе / чистый объем оборотных средств.

Если это отношение показывает, что высокий процент краткосрочных оборотных средств вложен в товарные запасы, предприятие может столкнуться с недостатком оборотных средств и ему будет трудно выполнять свои обязательства в срок. Обычно отношение стоимости товарных запасов к объему оборотных средств не должно превышать 80%. Чем выше оборачиваемость запасов, тем меньше вероятность убытков из-за морального износа товаров и их порчи, тем выше ликвидность предприятия и предприятие может спокойно проводить операции с более низким коэффициентом ликвидности.


9. Обеспеченность товарооборота товарными запасами = Запас на конец периода / Однодневный товарооборот = Количество дней реализации, обеспеченных наличным запасом.

10. Период возобновления запасов =12 месяцев / Коэффициент оборачиваемости товаров = Количество месяцев, в течение которых запасы возобновляются.

11. Коэффициент неликвидов = Запас неликвидных товаров по стоимости, весу или объему / Общий запас по стоимости, весу или объему х 100 = К, %.

12. Запасоемкостъ — показатель, отражающий отношение величины запасов товарно-материальных ценностей к объему Реализации продукции, работ и услуг в масштабе конкретного предприятия, отрасли, страны. В торговых предприятиях пока­затель запасоемкости позволяет увязывать продажу товаров и товарные запасы.

Запасоемкостъ = Запас на конец периода / Чистый товарооборот за период.

Рост запасоемкости свидетельствует о сокращении спроса на продукцию, снижение запасоемкости показывает рост спроса.

13. Доля излишних запасов = Процент товарных позиций, объем запаса по которым превышает рассчитанный на X дней.

14. Скорректированный уровень прибыли = [Годовая выручка — (Средняя стоимость запасов х Коэффициент стоимости хранения, %)] / Годовой объем продаж.

Кроме того, анализ продаж товаров по группам помогает уточнить долю товарных групп в общем обороте и соответственно распределить внимание на контроль, заказы и т. д.

Учет и анализ упущенных продаж — заказываемых, но отсутствующих в наличии товаров, — ведут дилеры, региональ­ные склады и независимые торговцы, для того чтобы определить спрос и принимать решения о целесообразности хранить подоб­ные товары в запасах.

Анализ соотношения розничных и закупочных цен позво­ляет выявить доходность по каждому товару. Затем изучаются цены конкурентов и устанавливаются новые розничные цены. При снижении доходности либо повышают цены, либо добивают­ся скидок у поставщиков, либо шире используют предваритель­ные заказы с повышенной скидкой для пополнения склада.

Анализ расходов по закупке проводят с целью определения фактических расходов по закупкам. Пошлины на импортируе­мые товары установлены различные, и определить средний, размер пошлины по всем наименованиям в целом можно только обсчетом фактических расходов за год. Транспортные расходы, сборы в портах и на станциях прибытия, погрузочно-разгрузочные расходы также различны и зависят от расстояний, количества партий, числа мест и веса. При этом плата за перевоз партии весом до определенного предела, например до 100 кг такая же, как и за партию весом 20 кг. Средние расходы также можно уточнить только по результатам года.

Анализ издержек по содержанию запасов выполняют тематически в течение года для своевременного предотвращения их повышения. Проверяют целесообразность каждого вида расходов, возможности их снижения.


Для того чтобы определить, насколько эффективно исполь­зуются складские помещения основного производственного на­значения, применяют следующие показатели — коэффициент использования складской площади и коэффициент использова­ния складского объема.

  1. Коэффициент использования складской площади =

Грузовая (занятая оборудованием для хранения това­ров) площадь склада, м2 / Складская площадь (грузовая площадь и площадь, занятая проходами и проездами), м2.

С учетом типа складского помещения, его планировки и других факторов этот показатель должен иметь значения от 0,25 до 0,6.

2.Коэффициент использования складского объема = Грузовой объем склада (объем стеллажей, поддонов и контейнеров с товарами), зависящий от высоты укладки то­варов, м3 / Складской объем, м3.

Оптимальные значения этого показателя составляют 0,3-0,5.



Если выпускная работа выполняется на примере магазина, то особое внимание следует уделить анализу эффективности использования площади его торгового зала.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади.

Коэффициент установочной площади = Установочная площадь магазина, м2 / Площадь торгового зала, м2.

Оптимальными для данного показателя являются значения 0,27-0,33. Если значение коэффициента установочной площади низкое, то это говорит о нерациональном использовании торго­вой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено, то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препят­ствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изме­няться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно ее использовать под выкладку товаров. Это дости­гается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Степень использования площади торгового зала под вы­кладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади.

Коэффициент экспозиционной площади торгового зала = экспозиционная площадь магазина, м2 / Площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и ко­личества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной пло­щадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, равное примерно 0,7-0,75.