ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2021
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению дипломных работ студентами очного и заочного обучения по специальности 110305 – технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Тверь - 2011.
УДК
ББК
При составлении методического пособия использованы соответствующие пособия Оренбургского ГАУ, Рязанской ГСХА, Самарской ГСХА и др.
Методическое пособие рассмотрено на заседании методической комиссии агрономического факультета от 20 апреля 2011 года, протокол № 8
Родионова А.Е.
Методические указания по правилам выполнения и оформления дипломных работ студентами очного и заочного обучения по специальности 110305 – технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции. – Тверь: Агросфера.- ____с.
Рецензенты:
доктор сельскохозяйственных наук, профессор УСАНОВА З.И.
кандидат ветеринарных наук, доцент ПРОКОФЬЕВА Г.Н.
В методических указаниях даны структура дипломной работы, краткое содержание каждого раздела, правила оформления с учетом стандартов и инструкций.
© Родионова А.Е.
© Тверь: Агросфера Издательский центр ТГСХА
Введение
Дипломная работа – это комплексная самостоятельная работа студента, главной целью которой является разработка технологических процессов по производству продукции сельского хозяйства, ее переработке и хранению. В ней решаются организационные, технологические, экономические и др. вопросов производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также защиты окружающей среды и охраны труда.
При выполнении дипломной работы закрепляются и расширяются теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении циклов дисциплин, предусмотренных основной образовательной программой подготовки специалистов: общих гуманитарных и социально-экономических (ГСЭ), общих математических и естественно-научных (ЕН), общепрофессиональных (ОПД) и специальных (СД), включая дисциплины специализаций. Кроме этого, при написании дипломной работы закрепляются и углубляются умения студентов работать с технической и справочной литературой, развиваются способности анализировать достижения науки и производства используя современные компьютерные программы.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна быть направлена на решение актуальных задач в сфере получения, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства. Она учитывает специализацию подготовки технолога сельскохозяйственного производства и выполняется на основе экспериментальных данных или по результатам анализа технологий производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства. В работе должны быть отражены вопросы ресурсосбережения, экологической и экономической эффективности.
Дипломная работа наряду с государственным экзаменом – вид аттестационного испытания для проверки профессиональной подготовленности выпускника высшего учебного заведения, обучающегося по специальности 110305 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Особенность данной специальности заключается в том, что дипломная работа может быть выполнена по шести основным направлениям:
-
Производство продукции растениеводства;
-
Производство продукции животноводства;
-
Переработка продукции растениеводства;
-
Переработка продукции животноводства;
-
Хранение продукции растениеводства;
-
Хранение продукции животноводства.
Но несмотря на такое кажущееся различие, опыт защиты дипломных работ по данной специальности показывает, что общие положения и содержание разделов могут быть унифицированы, с тем чтобы все работы, представленные на защиту имели одинаковую структуру. При составлении методических указаний были проанализированы и учтены рекомендации Минобразования РФ, а также использованы методические указания по курсовому и дипломному проектированию, разработанные преподавателями агрономического факультета и факультета ветеринарной медицины и биотехнологии, методические рекомендации ряда ВУЗов (Оренбургского ГАУ, Рязанской ГСХА, Самарской ГСХА и др.), занимающихся подготовкой специалистов по данной специальности, обобщен их опыт.
В настоящих методических указаниях основное внимание уделено составлению и оформлению текстовых документов (пояснительной записки и графических документов). Они могут быть полезны бакалаврам и магистрам при написании выпускных работ, а некоторые главы помогут аспирантам во время оформлении диссертации.
Уважаемые студенты!
Помните, что оформление во многом определяет впечатление, которое производит работа. Не пренебрегайте этой стороной дела.
-
Задача научных исследований и дипломных работ
– 3адачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по специальности 110305 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к выполнению следующих профессиональных задач:
производственно-технологическая деятельность
-
реализация технологии производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв;
-
реализация технологий производства продукции животноводства;
-
обоснование методов, способов и режимов переработки продукции растениеводства и животноводства;
-
эффективное использование материальных ресурсов при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции;
-
организация контроля за качеством сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
-
обоснование методов, способов и режимов хранения продукции растениеводства и животноводства;
организационно-управленческая деятельность
-
организация производственных коллективов по производству и переработки сельскохозяйственной продукции и управление ими;
-
организация производства продукции растениеводства и животноводства и принятие управленческих решений в различных условиях хозяйствования;
-
организация хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и принятие оптимальных технологических решений;
-
определение энергетической и экономической эффективности производства и переработки сельскохозяйственной продукции и принятие решений по повышению конкурентной способности продуктов переработки;
научно-исследовательская деятельность
-
анализ состояния и перспектив повышения продуктивности растениеводства и животноводства хозяйства;
-
разработка планов, программ и методик проведения исследований по совершенствованию технологии производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства;
-
организация и проведение научных исследований, обобщение результатов опыта и формулирование выводов.
Квалификационные требования
Для решения профессиональных задач технолог сельскохозяйственного производства:
-
адаптирует современные экологически безопасные технологии производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства для конкретных условий хозяйства;
-
обеспечивает рациональное использование сельскохозяйственных угодий, животноводческих помещений, техники, технологического оборудования по переработке продукции;
-
проводит расчет экономической эффективности производства и переработки продукции растениеводства и животноводства;
-
контролирует соблюдение работниками технологической и трудовой дисциплины, обеспечивает выполнение правил по охране труда, противопожарной защите и производственной санитарии;
-
участвует в проведении научных исследований по влиянию технологических приемов на продуктивность сельскохозяйственных культур и животных, качество переработки сельскохозяйственной продукции;
-
изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной сельскохозяйственной науки.
Технолог сельскохозяйственного производства должен знать:
-
законы, указы, постановления, нормативные материалы по производству и переработке продукции растениеводства и животноводства;
-
оптимальные параметры и режимы плодородия почв, содержания животных, переработки сельскохозяйственной продукции;
-
технологии производства продукции растениеводства и животноводства;
-
методы, способы и технологии хранения и переработки растениеводческой и животноводческой продукции;
-
стандарты на продукцию растениеводства и животноводства;
-
принципы устройства, работы и регулировки технических средств, применяемых при производстве и переработке продукции растениеводства и животноводства;
-
принципы и методы организации, планирования и управления производством и переработкой продукции растениеводства и животноводства;
-
методы расчета экономической эффективности производства, переработки и реализации продукции растениеводства и животноводства;
-
методы научных исследований, планирование и проведение экспериментов.
2. Примерный план и содержание разделов дипломной работы.
Дипломную работу рекомендуется писать по следующему примерному плану:
-
- Введение (2-3 стр.)
-
- ГЛАВА I. Обзор литературы по теме исследования (12-15 стр.)
-
- ГЛАВА II Экспериментальная часть
-
- Раздел 2.1 Условия и методика проведения исследований (10-12 стр.)
-
- Раздел 2.2 Результаты исследований и их анализ (20-25стр.)
-
- Раздел 2.3 Экономическое обоснование результатов исследований (3-5стр.)
-
- ГЛАВА III Экологическая безопасность (4-5 стр)
-
- Выводы и предложения производству по результатам проведенных исследований (1-2 стр.)
-
- Список использованной литературы (2-3 стр.)
-
- Приложения (3-5 стр.).
Общий объем дипломной работы должен быть в пределах 60-70 страниц рукописного текста и 50-55 страниц машинописного напечатанного текста через 1,5 интервал, включая таблицы, рисунки и графики.
Степень раскрытия содержания этих разделов показывает грамотность студентов, умение формулировать свои мысли и правильно оформлять результаты проведенных исследований. Содержание названных основных разделов дипломной работы, конечно же, зависит от темы исследования, но и здесь можно отметить ряд общих положений, поэтому приводим рекомендации общего характера по составлению отдельных разделов пояснительной записки при выполнении дипломной работы.
Введение. Раздел «Введение» является важной частью дипломной работы т. к. он показывает насколько студент знаком с экономическими и технологическими вопросами, знает состояние и проблемы развития АПК страны и области, представляет актуальность и направленность темы работы.
Во «Введении» следует привести характерные и конкретные цифровые показатели по состоянию и перспективам развития соответствующей отрасли (растениеводства, животноводства, переработки продукции сельского хозяйства). Отразить основные направления технического прогресса отрасли, связать с темой дипломной работы. Исходным материалом для написания данного раздела могут служить государственные и отраслевые документы, отраслевые журналы, информационные издания.
Обязательно должны быть сделаны ссылки на использованную литературу. Раздел «Введение» завершается указанием места и времени проведения исследований, формулированием цели дипломной работы, а задач исследований. Объем раздела 2 – 3 с.
-
ГЛАВА I. Обзор литературы по теме дипломной работы (объем 12 – 15 с). В данном разделе необходимо дать объективный критический анализ современной отечественной и зарубежной научно – технической литературы по вопросу, которому посвящена дипломная работа. В результате анализа литературных данных должно быть получено четкое представление о том, что по данному вопросу выяснено, и твердо установлено, что осталось пока неясным, вызывает сомнения, и требует проверки, что осталось нерешенным вообще.
Противоречивые сведения должны быть тщательно проанализированы и лишь затем помещены в раздел. В обзоре литературы должно быть отражено личное отношение студента к тем или иным данным, не следует увлекаться вопросами описательного характера и вопросами, которые хорошо изложены в любом учебнике и пособии, не следует приводить сведения, которые не имеют отношения к дипломной работе. Раздел должен включать в себя 30 – 50 источников, на которые должны быть даны ссылки в тексте. При написании раздела главное внимание должно быть обращено на современные монографии, статьи в научных и научно – производственных журналах, научных сборниках, диссертации, авторефераты, научные отчеты, труды местных ученых. Обзор литературы необходимо закончить кратким заключением о целесообразности проведения исследований.
-
ГЛАВА II Экспериментальная часть. Дается ее название, соответствующее теме квалификационной работы и последовательно излагаются содержания разделов.
Раздел 2.1 Условия и методика проведения исследований (10-12 стр.) В данном разделе указывается место проведения исследований или выполнения работы; дается организационно – экономическая характеристика хозяйства по производству продукции сельского хозяйства, перерабатывающего предприятия, в котором проводилось экспериментальная работа, либо характеристика опытного участка. Подробно излагается методика проводимых наблюдений и анализов, дается ссылка на применяемые в работе методики в соответствии с ГОСТами. Раздел «Методика проведения исследований» должен включать в себя также сведения об эксперименте или экспериментальных установках (обязательно приводится схема, порядок проведения опытов, описание использованных приборов, методах анализа и обработки результатов). Раздел должен давать полное представление о том, как проводились все этапы исследования. Здесь же дается перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов. Обговаривается метод статистической обработки полученных результатов. При необходимости дается описание сортов сельскохозяйственных культур, пород животных, агрометеорологические условия на годы исследований.
Раздел 2.2 Результаты исследований и их анализ (20-25стр.) Результаты опыта или исследования обычно отражают в таблицах или представляют в виде графиков, диаграмм и фотографий. Поэтому весь имеющийся материал необходимо обработать статистически, сгруппировать по основным вопросам и направлениям. Обязательным современным требованием является математическая обработка полученных результатов, позволяющая достоверно точно определить действия изучаемых в опыте вариантов. Результаты математической обработки материала должны быть отражены в таблицах и в тексте дипломной работы. Полученные данные сопоставляют с результатами исследований других авторов, либо подтверждая свои выводы, либо противопоставляя их. Выводы и рекомендации формулируют после каждого подраздела на основании полученных данных, при этом желательно подчеркнуть их практическую значимость.