Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа на тему «Финансовая система России»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы России
1.1. Сущность и функции финансов
1.2. Финансовая система России
1.3. Структура финансовой системы РФ
Глава 2. Оценка финансовой системы РФ
2.1. Оценка федерального бюджета РФ как фактор бюджетно-налоговой политики в России 2.2. Оценка государственного долга РФ
Глава 3. Проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ
3.1. Управление финансовой системой РФ
3.2. Проблема теневой экономики России и пути ее решения
3.3. Общие направления совершенствования финансовой политики в РФ Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах собственности, появление новых собственников — как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений.
Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Целью курсовой работы является изучение финансовой системы России и изучение основных направлений ее реформирования.
Задачи работы:
— изучить теоретические основы организации финансовой системы России;
— дать оценку финансовой системы РФ.
— рассмотреть проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ. Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы России
-
Сущность и функции финансов
Термин «финансы» произошел от французского finance- «уплата денег», что, в свою очередь, происходит от латинского finis — окончание дела, денежного спора, срок уплаты чего-либо. А уже с ХУII в. этот термин становится международным и применяется для определения всех отношений, связанных с доходами и расходами государства.
В экономической и правовой литературе понятие «финансы» обычно рассматривается в двух аспектах:
как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач;
как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих функций.
Финансы — это не только сами денежные средства, а и отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.
Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Т
аким образом, финансы РФ — это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и нужд населения.
Посредством финансов происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Все финансовые ресурсы в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Централизованные фонды находятся в распоряжении государства как субъекта власти, к ним относится государственный бюджет, бюджеты местных советов, целевые фонды — пенсионные фонды, фонды социального страхования, профсоюзов. децентрализованные фонды образуются во всех отраслях народного хозяйства [19,С.89].
Государственные финансы — это система денежных отношений, которые возникли одновременно с государством и неразрывно связаны с его существованием и функционированием. Главное предназначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием денежных ресурсов.
Финансовая деятельность государства — одна из наиболее важных сфер ее деятельности, которая проявляется в отношениях, регламентируемых законодательством РФ. На современном этапе, когда в РФ осуществляется переход к рыночным отношениям, значение финансовой деятельности государства возрастает. Государство при управлении социальными и экономическими процессами активно использует такие экономические рычаги, как деньги, кредит, налоги и т.д. Финансовая деятельность обусловливает процесс развития экономики в государстве.
Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению (перераспределению) и использованию финансовых ресурсов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны [12,с.145].
Характеризуя финансовую деятельность государства, следует подчеркнуть, что — это особая сфера государственного управления, специальной задачей которой является планомерная мобилизация средств для всех других сфер его деятельности.
Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.
Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.
Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:
а) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
б) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
д) отдельными звеньями бюджетной системы;
е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.
Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.
Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему — налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д [12,С.45].
Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.
Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме. Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.
Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.
Основное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.