Файл: Финансовая система России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2. Оценка государственного долга РФ

Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона. В нем объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции – проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Основные характеристики бюджета 2013 года (доходы, расходы, государственный долг) определены исходя из прогноза, что объем валового внутреннего продукта (ВВП) достигнет в 2013 году 66 триллионов 515 миллиардов рублей, а уровень инфляции (декабрь 2013 к декабрю 2012 года) не превысит 5,5 процента. Планируется, что в 2013 году доходы бюджета составят 12,8 триллиона рублей, расходы — 13,3 триллиона. Исходя из этих цифр, дефицит рассчитан на уровне 0,8 процента ВВП (521,4 миллиарда рублей).

Государственный (федеральный) бюджет Российской Федерации – основной источник финансирования Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия. В 2012 году объем финансирования Инвестпрограммы в рамках составил 2 миллиарда 960 миллионов рублей. Из этой суммы 2 миллиарда 540 миллионов рублей составили перечисления из федерального бюджета РФ. Кроме этого, в Инвестпрограмму-2012 были заложены 3 миллиарда рублей, не освоенные в 2011 году. Планируемый в 2013 году объем финансирования мероприятий Инвестпрограммы оценен в 1 миллиарда 650 миллионов рублей

Целью управления государственным внешним долгом является нахождение оптимального состояния между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению [16,с.153].

В  связи  с  этим  совершенствование  национального  долгового  рынка,  его  модернизация  в  соответствии  с  потребностями  «новой  экономики»,  внедрение  финансовых  инноваций 
должны  стать  важнейшим  приоритетом  государственной  долговой  политики.


Ключевыми  задачами  можно  назвать:

совершенствование  инфраструктуры  рынка  государственных  ценных  бумаг;

повышение  его  ликвидности;

расширение  инвесторской  базы

В  настоящее  время  сохраняется  тенденция  к  снижение  государственного  долга  России  по  кредитам  международных  банков  развития.


При  этом  нельзя  игнорировать  возможность  как  менее,  так  и  более  благоприятных  сценариев  развития,  т.  е.  достижения  показателей,  существенно  отличающихся  от  российских  официальных  прогнозов.  К  примеру,  согласно  МВФ  (январь  2012  года),  отношение  государственного  долга  к  ВВП  в  России  в  2012—2013  годах  может  составить  11—12  % ,  что  заметно  ниже  официального  российского  ориентира  14—16  %.

В  краткосрочном  и  среднесрочном  аспекте  доля  внутреннего  долга  в  совокупном  объеме  государственного  долга,  по  официальным  прогнозам,  может  продолжать  расти  при  соответствующем  снижении  доли  внешнего  долга,  что  соответствует  прежним  ориентирам  по  замещению  внешних  заимствований  внутренним.

В  ближайшие  годы  могут  наблюдаться  повышенные  внешние  риски  и  связи  со  стагнацией  мировой  экономики,  возможным  снижением  цен  на  нефть  и  другими  факторами.  В  то  же  время  требуется  также  принимать  во  внимание  возможность  более  оптимистического  сценария,  учитывающего  вероятность  превышения  мировыми  ценами  на  нефть  официальных  российских  прогнозных  ориентиров.  В  таких  условиях  необходимо  стремиться  к  сбалансированной  долговой  политике.

Нельзя  игнорировать  то,  что  потенциал  банков  и  иных  инвесторов  в  сфере  долговой  политики  в  России,  возможно  остается  сравнительно  мало  реализованным.  Причем,  как  показывает  опыт  нынешних  кризисных  процессов  за  рубежом,  взвешенное  решение  проблем  долговой  политики  во  многом  определяет  успешное  развитие  экономики  в  целом  и  ее  основных  участников  –  государства,  компаний  и  банков.  Поэтому  правильные  подходы  к  решению  указанных  вопросов  крайне  важны  для  обеспечения  условий  для  устойчивого  экономического  роста,  создания  ликвидного  и  емкого  финансового  рынка,  формирования  адекватного  объема  финансовых  ресурсов  в  целом.

Глава 3. Проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ

3.1. Управление финансовой системой РФ

Управление финансовой системой — это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты. На макро-уровне органами управления финансами являются Федеральное собрание, Президент, Правительство, Министерство финансовой системы РФ, Государственный таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам. Федеральная служба налоговой полиции. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, исполнительные органы внебюджетных фондов. На микро-уровне органами управления финансовой системой РФ являются финансовые управления.



Финансы — это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность управления финансовой системой РФ проявляется в ее функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т. д.

Контрольная функция финансов в управлении финансовой системой РФ означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансовой системы РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д.

3.2. Проблема теневой экономики России и пути ее решения

Теневой сектор экономики представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом, что совершенно очевидна необходимость их анализа.   При объективной заинтересованности предпринимателей в минимизации своих издержек путем ухода от налогов сегодня созданы легальные возможности для реального решения этих задач. Следствием этого является целый ряд экономических процессов. Усиливается противоречие между глобальным характером экономики и локальным характером налогообложения [1]


Теневая экономика имеет как явно отрицательные стороны (уклонение от уплаты налогов, связи с криминалом), так и некоторые положительные моменты. Так, именно теневая экономика смягчает последствия рецессий и финансовых кризисов, в ходе которых уволенные работники, а также маргинальные слои населения, находят временные источники существования в более гибком неформальном секторе. В противном случае этим группам грозили бы голод и лишения, а обществу — социальный взрыв. По некоторым данным, существует оптимальный размер теневой экономики порядка 14-15% годового ВВП (Германия, США). Страны, значительно превосходящие эту планку (например, Румыния и Греция), или недотягивающие до неё (Франция) имеют те или иные социально-экономические проблемы или изъяны.[1].

Проблемы теневого сектора [5]:

низкая степень дифференциации населения по уровню материального достатка;

отсутствие крупных денежных сбережений у большинства населения;

жесткое законодательство и практика работы правоохранительных органов;

массовое сознание, негативно воспринимающее обход закона в корыстных целях;

ограниченность запросов населения из-за отсутствия информации.

По сообщениям Росстата и Минфина России, объём ВВП нашей страны в текущих ценах за 2013 год составил 66 689, 1 млрд рублей. Эксперты отмечают, что рост данного экономического показателя в России от года к году снижается, например:
в 2011 году ВВП увеличился на 4,3 %;

в 2012 году   —  вырос на 3,4% ;

в 2013 году —  повысился на 1,3%.

Кроме того, этот незначительный рост показателя происходит во многом за счёт роста потребления, которое, в свою очередь, увеличивается в стране благодаря кредитованию, поскольку кредиты стали более доступными для заёмщиков. Самый высокий рост ВВП в мире наблюдался в 2013 году в Китае – 7,6%. [2]

Отметим, что только за период с кризисного 2008г. по апрель 2014г. по официальным оценкам Центрального Банка России финансовыми и нефинансовыми организациями с нарушением действующего валютного, бюджетного, таможенного, финансового и прочего законодательство за рубеж были вывезены свыше 254 млрд. долл., что эквивалентно 8,35 трлн. рублей, или 12,3% ВВП России. За период 2000-2014г. незаконным образом из России в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны были вывезены свыше 446,8 млрд. долл., что превышает 13,4 трлн. рублей и сопоставимо с совокупными расходами федерального бюджета России в 2013г. [3]


С учётом не попадающих в поле зрения ЦБ РФ фиктивных внешнеэкономических операций (в том числе с занижением экспортных и завышением экспортных цен на товары и услуги, кредитованием аффилированных лиц и т.д.) уместно говорить о том, что ежегодно из России посредством теневого сектора экономики утекает не менее 95-110 млрд. долл.

Основное внимание необходимо обратить на прогнозирование развития следующих наиболее распространенных видов теневой экономики:

— уклонение от налогов; — коррупция;

— неформальная занятость;

— контрфактическое производство (торговое пиратство);

— нелегальная миграция.

Прогноз развития в России теневых экономических отношений должен обязательно включать и прогноз развития методов противоборства с теневой экономикой. При этом следует помнить, что целью борьбы с теневой экономикой должно быть не ее «искоренение», а минимизация негативных издержек (или даже максимизация выгод) для общества в целом. Главной проблемой является определение оптимального с точки зрения общества уровня развития теневой экономики и сдерживание ее масштабов на этом пороговом уровне.

3.3. Общие направления совершенствования финансовой политики в РФ

Государственная налоговая служба обеспечивает больше половины (56,9%) сбора платежей в государственный и местный бюджеты.

Последующее развитие государственной налоговой службы РФ в условиях превращений, которые проходят в нашем обществе, должно осуществляться на осознании необходимости коренного изменения философии общения с налогоплательщиками из фискальной на добровольную уплату налогов, что нуждается в переходе к мировым цивилизованным нормам в налогообложении.

Налоговая служба в современных условиях должна стимулировать экономическое развитие страны, способствовать созданию условий для привлечения инвестиций, развития частного бизнеса, способствовать снижению налогового груза, получению постоянных доходов в государственный бюджет. Необходимо трансформировать налоговую службу в ведущее демократическое и подотчетное обществу высокоэффективное государственное учреждение, которое действует на правовых основах и пользуется доверием и поддержкой общества.

Осуществление последовательных мероприятий по модернизации государственной налоговой службы начато в 1997 году из разработки Концепции и Стратегических направлений развития государственной налоговой службы РФ.