Файл: Формы организации уроков окружающего мира в начальной школе Сущность и классификация организационных форм обучения естествознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы организации уроков окружающего мира в начальной школе

1. Сущность и классификация организационных форм обучения естествознанию

Учебно-воспитательный процесс – это целостная система, позволяющая в комплексе реализовать основные цели начального естественнонаучного образования. Любая система состоит из взаимосвязанных частей, в методике к ним относятся формы обучения.

В «Философской энциклопедии» понятие «форма» определяется как внутренняя организация содержания, которая обнимает систему устойчивых связей предмета.

Применительно к обучению, форма – это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся78. Это со-держание является основой развития процесса обучения.

В то же время, по мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, сами организационные формы влияют на конкретный ход обучения, обусловливая, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности. От применяемых в школе организационных форм во многом зависят принципы, методы и средства обучения.

Форма обучения –этоорганизация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая условиям ее проведения и содержанию.

Можно выделить следующие формы организации изучения естествознания в начальной школе: урок, экскурсия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа.

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт требует организации проектной деятельности школьников,которая будет рассмотрена в этой главе как форма организации познавательной деятельности детей.

Главной формой организации обучения является урок. Вместе с тем изучение естествознания нельзя ограничить только уроком. Оставаясь основной формой организации обучения, урок должен взаимодействовать с экскурсиями, внеурочными работами, на которых осуществляется практическая деятельность детей по изучению природных объектов и процессов в естественных условиях. Закрепление и совершенствование полученных знаний, отработка практических умений проходит во время выполнения домашних заданий, которые обязательно связаны со всеми формами учебной работы. Расширить кругозор младших школьников, углубить предметные знания, развить исследовательские умения и навыки призваны внеклассные занятия.


2. Урок – основная форма организации естественнонаучного образования младших школьников

Урок – основная форма организации учебной работы,прикоторой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня под-готовки в течение определенного времени.

Классно-урочная система была впервые введена в школу Я.А. Коменским. В России она применялась уже М.В. Ломоносовым,который ввел уроки не только в академической гимназии,но и в Московском университете и кадетском корпусе.

М.Н. Скаткин считал, что «урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».

С учетом рекомендаций вышеназванных педагогов можно выделить главные требования к современному уроку.

  1. Общая дидактическая целенаправленность урока.

Часто учитель недооценивает специальное продумывание цели урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку целей (планируемых результатов) урока, помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. На современном уроке познавательная задача формулируется совместно с обучаемыми, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, созданную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.

  1. Достаточная материальная оснащенность.Вреденкак недостаток, так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения.

  2. Концентрация внимания на главном,существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала. Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведения-ми, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содержания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выписать на доску тему и задачи (или план) урока.

  3. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций.


Учитель, следуя замыслу урока, должен быть готов быстро перестроить его ход при изменении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические варианты ведения урока.

  1. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы на уроке.

Учитель должен стремиться к организации учебного труда как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцированными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного мате-риала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе.

  1. Оптимальный психологический режим на уроке. Дляэтого нужно поддерживать познавательный интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В со-временной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности. Нельзя недооценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате.

  2. Экономия и рациональное использование времени науроке. Учителю следует правильно определить тип урока и вы-брать его рациональную структуру. Грамотный расход времени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе.

  3. Восстановление делового равновесия при его нарушении. В классном коллективе с самого первого урока должныформироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке.

  4. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление совершенствование знаний учащихся. Любой вид учебнойработы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контролировать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для самопроверки и взаимопроверки детей.

  5. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала. Любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической единицей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа, и встраивать новые понятия в эту систему, формировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание.




2.1. Типы и структура уроков естествознания

Попытка классифицировать уроки, разбив их на несколько простых типов, предпринималась еще К.Д. Ушинским. Он утверждал, что только разумная система, выходящая из самой сущности предметов, дает прочную власть над нашими знания-ми. Ушинский выделял смешанные уроки, на которых повторяются знания, полученные ранее, изучается и закрепляется новый материал; уроки устных, письменных и практических упражнений,целью которых является повторение знаний,отработка умений и навыков; уроки оценки знаний, проводимые в конце определенного периода обучения.

В.В. Половцов писал в своем учебнике «Основы общей методики естествознания», что в основе курса должна лежать определенная система, связи в которой должны быть естественные, причинные, а не чисто внешние, искусственные. О системе ставился вопрос и в книге Б.Е. Райкова «Общая методика естествознания». Автор отмечал, что цель и план любого урока можно правильно наметить лишь в том случае, если мы ясно представляем структуру всей программы и ясно видим место разрабатываемого нами урока в ряду предшествующих ему и следующих за ним.

Существуют различные подходы к классификации уроков. Уроки классифицируют в зависимости от дидактической цели (И.Т. Огородников), содержания и способов проведения (М.И. Махмутов), методов обучения (И.Н. Борисов), основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов).

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом урока, поэтому классификация именно по этому признаку выступает наиболее близкой к реальному образовательному процессу. Например, Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская выделяют уроки вводные, раскрывающие содержание темы, и заключительные, или обобщающие.

Огородников И.Т. выделяет следующие типы уроков: изучения новых знаний, закрепления, упражнений и практических работ, лабораторный, повторительный и обобщающий, синтетический.

Казакова О.В. справедливо возражает против выделения урока «изучения новых знаний». «По существу на всех уроках, за исключением контрольных, естественно, сообщаются новые знания и на всех или почти на всех уроках проводится и закрепление их». Название же синтетический урок по своей сути является синонимом термину
смешанный, или комбинированный тип урока.

Большинство методистов в начальной школе выделяют следующие типы уроков естествознания:

1) вводные; 2) предметные; 3) комбинированные; 4) обобщающие.

Каждый тип урока имеет определенную структуру, кото-рая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвязанных этапов урока.

Вводные уроки проводятся в начале изучения курса,раз-дела или большой темы. По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока.

Основные дидактические цели таких уроков следующие:

  1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.

  2. Сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках.

  3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.

  4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). Поставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.

Вводные уроки могут иметь следующую примерную структуру:

  1. организация класса;

  2. постановка учебных задач;

  3. ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике;

  4. актуализация имеющихся знаний;

  5. формирование новых представлений и понятий;

  6. отработка приемов работы с учебником; 7) домашнее задание; 8) итог урока.



Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания начального курса естествознания.

Цели предметного урока:

  1. Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы.

  2. Развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований.

Этот тип урока требует серьезной предварительной под-готовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный мате-риал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их проведение.

Предметные уроки имеют следующую примерную структуру:

  1. организация класса;

  2. определение темы и постановка учебных задач;

  3. актуализация опорных знаний;

  4. проведение практической работы;

  5. закрепление; 6) домашнее задание; 7) итог урока.