Файл: Формы организации уроков окружающего мира в начальной школе Сущность и классификация организационных форм обучения естествознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внеклассная работа –это форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы.

Внеклассные занятия имеют следующие цели:

  1. расширение кругозора и углубление знаний учащихся по предмету;

  2. развитие исследовательских умений, проведение длительных наблюдений, постановку простейших экспериментов и т.п.;

  3. экологическое образование; развитие природоохранных умений, доступных для младших школьников;

  4. формирование умения пропагандировать знания о природе; 5) развитие коммуникативных качеств личности.



Массовая работа позволяет привлечь к участию практически всех младших школьников. Сценарии массовых внеклассных мероприятий учитель может найти в журналах «Начальная школа», «Биология в школе», «География в школе», в приложении к газете «Первое сентября» и в других методических изданиях.

Факультативные занятия –особая форма организацииучебнопознавательной деятельности учащихся. Факультативы относят к массовой форме внеклассной работы, они служат дополнением к школьным курсам. Цель их – дать учащимся естественнонаучные знания и умения в объеме, значительно превышающем школьную программу.

Групповая работа в школе предполагает организациюкружков с природоведческой тематикой.Руководителем кружка может быть сам учитель или педагог дополнительного образования, являющийся специалистом в определенной области.

Индивидуальная работа проводится с заинтересованными учащимися, добровольно берущими задания у учителя. Такая работа обычно носит эпизодический характер и по существу является разновидностью выполнения домашних и внеурочных заданий.


7.Контроль и оценка результатов обучения естествознанию


Проверка и оценивание результатов учебных достижений младших школьников является важной составляющей педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки не может ограничиваться только утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений. Она ставит и более важную социальную задачу: развитие у школьников умения самоконтроля и самопроверки и нахождения путей устранения допущенных ошибок.

Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций.

Социальная функция проявляется в реализации требований ФГОС. Таким образом, система контроля служит инструментом оповещения государства и заинтересованных людей (родителей, учеников, учителей и др.) о состоянии и проблемах образования в данном обществе.


Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого результата обучения с действительным. Учитель может оценить эффективность применяемых им форм, методов и средств обучения, проанализировать, какое содержание следует расширить, а какое исключить из учебной программы.

Воспитательная функция выражается в рассмотренииформирования готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности. Правильно организованный контроль помогает выработке положительных мотивов учения, снижает страх перед контрольными работами.

Эмоциональная функция проявляется в том,что оценкавсегда вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Анализ неудачных результатов поможет наметить пути улучшения учебного процесса.

Функция управления важна для развития самоконтроляшкольника, умения правильно оценивать свою деятельность и принимать оценку педагога. Учителю она помогает осуществить корректировку учебного процесса.

Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль осуществляется оперативно в процессе приобретения знаний и умений. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущая проверка позволяет учителю своевременно откорректировать свою деятельность, спланировать меры по предупреждению низкой успеваемости.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой большой теме. Результат фиксируется с помощью отметки.

Итоговый контроль проводится по окончании четверти,триместра, полугодия или года. При выставлении переводных отметок отдается предпочтение более высоким.

Методы и формы организации контроля

Устный опрос требует устного изложения учащимися пройденного материала. Он может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос делится на фронтальный, когда учитель обращается с вопросами и заданиями ко всему классу, и индивидуальный – с под-бором вопросов и заданий для конкретного ученика.

Письменный опрос заключается в проведении самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная письменная работа

проводится притекущей проверке знаний. Она обычно занимает 5–7 минут урока. Главной целью самостоятельной работы является проверка усвоения школьниками новых понятий и видов деятельности.

Контрольная работа применяется при тематическом иитоговом контроле. Она оценивается отметкой. Работа может выполняться по одноуровневым или разноуровневым (различным по степени сложности) вариантам. Последние целесообразно подбирать для развития самоконтроля и самооценки учащихся. Учитель должен объяснить, что каждый ученик может выбрать работу любой сложности. При желании ученик может посоветоваться с учителем.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они помогают быстро, достаточно точно и объективно получить общую картину уровня подготовки класса по предмету. Задания могут носить практический характер.

Критерием отметки могут служить уровни обученности (по П.И.

Третьякову):

Первый уровень – различение.Он соответствует эмпирическому уровню развития понятий и оценивается тремя баллами. Учащиеся,усвоившие материал на этом уровне,могут справиться только с теми заданиями, в которых требуется узнать предметы и явления по их существенным признакам.

Второй уровень – воспроизведение. На данном,репродуктивном, уровне обученности учащиеся справляются с заданиями, в которых требуется дать определение, привести примеры.

Третий уровень – понимание. Он требует от учащихсяумения устанавливать причинно-следственные связи и оценивается четверкой или пятеркой в зависимости от сложности заданий и индивидуальных особенностей ребенка. Для проверки используются задания, содержащие вопросы «Почему?», «Зачем?», «По какой причине?».

Четвертый уровень – уровень сформированных умений и навыков. На этом уровне учащиеся способны выполнить задание по образцу. Задания этого уровня выясняют развитие умений применять знания на практике.

Пятый уровень – переноса предполагает развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях. На этом уровне используются творческие задания: «построй схему», «составь кроссворд», «придумай прибор» и т.п.