Файл: Формы организации уроков окружающего мира в начальной школе Сущность и классификация организационных форм обучения естествознанию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внеклассная работа –это форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы.
Внеклассные занятия имеют следующие цели:
-
расширение кругозора и углубление знаний учащихся по предмету; -
развитие исследовательских умений, проведение длительных наблюдений, постановку простейших экспериментов и т.п.; -
экологическое образование; развитие природоохранных умений, доступных для младших школьников; -
формирование умения пропагандировать знания о природе; 5) развитие коммуникативных качеств личности.
Массовая работа позволяет привлечь к участию практически всех младших школьников. Сценарии массовых внеклассных мероприятий учитель может найти в журналах «Начальная школа», «Биология в школе», «География в школе», в приложении к газете «Первое сентября» и в других методических изданиях.
Факультативные занятия –особая форма организацииучебнопознавательной деятельности учащихся. Факультативы относят к массовой форме внеклассной работы, они служат дополнением к школьным курсам. Цель их – дать учащимся естественнонаучные знания и умения в объеме, значительно превышающем школьную программу.
Групповая работа в школе предполагает организациюкружков с природоведческой тематикой.Руководителем кружка может быть сам учитель или педагог дополнительного образования, являющийся специалистом в определенной области.
Индивидуальная работа проводится с заинтересованными учащимися, добровольно берущими задания у учителя. Такая работа обычно носит эпизодический характер и по существу является разновидностью выполнения домашних и внеурочных заданий.
7.Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
Проверка и оценивание результатов учебных достижений младших школьников является важной составляющей педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки не может ограничиваться только утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений. Она ставит и более важную социальную задачу: развитие у школьников умения самоконтроля и самопроверки и нахождения путей устранения допущенных ошибок.
Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций.
Социальная функция проявляется в реализации требований ФГОС. Таким образом, система контроля служит инструментом оповещения государства и заинтересованных людей (родителей, учеников, учителей и др.) о состоянии и проблемах образования в данном обществе.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого результата обучения с действительным. Учитель может оценить эффективность применяемых им форм, методов и средств обучения, проанализировать, какое содержание следует расширить, а какое исключить из учебной программы.
Воспитательная функция выражается в рассмотренииформирования готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности. Правильно организованный контроль помогает выработке положительных мотивов учения, снижает страх перед контрольными работами.
Эмоциональная функция проявляется в том,что оценкавсегда вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Анализ неудачных результатов поможет наметить пути улучшения учебного процесса.
Функция управления важна для развития самоконтроляшкольника, умения правильно оценивать свою деятельность и принимать оценку педагога. Учителю она помогает осуществить корректировку учебного процесса.
Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль осуществляется оперативно в процессе приобретения знаний и умений. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущая проверка позволяет учителю своевременно откорректировать свою деятельность, спланировать меры по предупреждению низкой успеваемости.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой большой теме. Результат фиксируется с помощью отметки.
Итоговый контроль проводится по окончании четверти,триместра, полугодия или года. При выставлении переводных отметок отдается предпочтение более высоким.
Методы и формы организации контроля
Устный опрос требует устного изложения учащимися пройденного материала. Он может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос делится на фронтальный, когда учитель обращается с вопросами и заданиями ко всему классу, и индивидуальный – с под-бором вопросов и заданий для конкретного ученика.
Письменный опрос заключается в проведении самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная письменная работа
проводится притекущей проверке знаний. Она обычно занимает 5–7 минут урока. Главной целью самостоятельной работы является проверка усвоения школьниками новых понятий и видов деятельности.
Контрольная работа применяется при тематическом иитоговом контроле. Она оценивается отметкой. Работа может выполняться по одноуровневым или разноуровневым (различным по степени сложности) вариантам. Последние целесообразно подбирать для развития самоконтроля и самооценки учащихся. Учитель должен объяснить, что каждый ученик может выбрать работу любой сложности. При желании ученик может посоветоваться с учителем.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они помогают быстро, достаточно точно и объективно получить общую картину уровня подготовки класса по предмету. Задания могут носить практический характер.
Критерием отметки могут служить уровни обученности (по П.И.
Третьякову):
Первый уровень – различение.Он соответствует эмпирическому уровню развития понятий и оценивается тремя баллами. Учащиеся,усвоившие материал на этом уровне,могут справиться только с теми заданиями, в которых требуется узнать предметы и явления по их существенным признакам.
Второй уровень – воспроизведение. На данном,репродуктивном, уровне обученности учащиеся справляются с заданиями, в которых требуется дать определение, привести примеры.
Третий уровень – понимание. Он требует от учащихсяумения устанавливать причинно-следственные связи и оценивается четверкой или пятеркой в зависимости от сложности заданий и индивидуальных особенностей ребенка. Для проверки используются задания, содержащие вопросы «Почему?», «Зачем?», «По какой причине?».
Четвертый уровень – уровень сформированных умений и навыков. На этом уровне учащиеся способны выполнить задание по образцу. Задания этого уровня выясняют развитие умений применять знания на практике.
Пятый уровень – переноса –предполагает развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях. На этом уровне используются творческие задания: «построй схему», «составь кроссворд», «придумай прибор» и т.п.