Файл: Формы организации уроков окружающего мира в начальной школе Сущность и классификация организационных форм обучения естествознанию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комбинированные уроки самые распространенные впрактике обучения. Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным. Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей:
-
Повторить и систематизировать ранее изученный материал. -
Добиться усвоения новых представлений и понятий. -
Развить практические умения. -
Закрепить полученные знания и умения.
На таком занятии можно применять комбинации структурных элементов различных типов уроков.
Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.
Цели обобщающего урока:
-
Обобщить и систематизировать знания детей. -
Отработать полученные умения и навыки. -
Научиться применять знания и умения в новых ситуациях. -
Установить уровень усвоения программного материала овладения практическими умениями.
Традиционная структура такого урока следующая:
-
организация класса; -
обобщение и систематизация знаний по изученной теме; -
отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы; -
использование знаний и умений в новой учебной ситуации; -
обобщающая беседа; 6) итог урока.
2.2. Подготовка учителя к уроку
Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматривая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами.
Содержание урока и объем представлений и понятий определяется по программе, учебнику и методической литера-туре. В зависимости от содержания и целей выбирается соответствующая структура урока.
Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.
-
Предварительная подготовка включает знакомство спрограммой, учебником, учебными пособиями и методической литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их проведения.
Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение предмета и количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы.
-
Непосредственная (текущая) подготовка включаетнаписание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тема урока; цели (планируемые результаты); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение. -
Перед уроком необходимо продумать и оформление доски. При подготовке конспекта решается проблема отбора материала, выбора обоснованных методических приемов его изложения, продумывается методика применения средств наглядности.
Вместе с тем задачи обучения не могут быть решены без вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность. Этому должны способствовать подробные и систематические вопросы, задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, организующие их самостоятельную работу с учебником, раздаточным материалом, заполнение рабочей тетради и т.д. Вопросы и задания должны учить школьников приемам умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сопоставление и т.д.) и приемам выполнения практических работ.
В то же время учитель всегда обладает свободой творческого решения педагогических проблем, возникающих в ходе учебной работы. Невозможно предусмотреть все факторы, влияющие на методические решения, поэтому в ходе урока учителю иногда приходится отступать от конспекта.
Вместе с тем теоретический анализ задач курса и содержания урока, педагогический опыт учителя позволяют выявить ряд устойчивых зависимостей, касающихся отбора материала, логики его раскрытия, применения тех или иных средств наглядности и приемов, дающих оптимальные результаты в обучении младших школьников.
Во многих школах требуют составления технологической карты урока – современной формы планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Согласно требованиям ФГОС НОО, в ней должна фиксироваться реализация системно-деятельностного подхода. Технологическая карта – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
К большинству начальных курсов по предмету «Окружающий мир» изданы методические рекомендации, которыми может пользоваться учитель. В методическом пособии во многих случаях может быть предложено однозначное решение, включающее в себя определенные рекомендации по отбору материала, логике его изложения и использованию методических средств и приемов, которые оправдали себя в педагогической практике. В ряде случаев могут быть рекомендованы различные решения (особенно там, где идет речь об организации работы учащихся, ибо уровень их подготовки различается).
3.Экскурсии по естествознанию
Экскурсия –это форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях.
Методические рекомендации к проведению экскурсий были впервые даны А.Я. Гердом. На всякой экскурсии непременная обязанность преподавателя развивать теплое эстетическое чувство к природе. Преподаватель обращает внимание детей на различные ландшафты и наводит их на анализ впечатлений, возбуждаемых местностью».
К недостаткам в организации экскурсий, по мнению Б.В. Всесвятского, относятся, во-первых, слабая ориентация учителей в местной природе, вовторых, неумение отобрать из обилия лишь тот материал, который необходим, в-третьих, незнание методики экскурсионной работы. Эти недостатки имеют место и в современной школе.
В настоящее время программы курса «Окружающий мир» предусматривают обязательное проведение экскурсий. Даты их проведения вносятся учителем в календарно-тематический план. Предусмотренные программой экскурсии проводятся в учебное время, их содержание должно быть связано с предыдущими и последующими уроками.
Структура экскурсии:
1. Предварительная подготовка учителя: постановка цели и задач экскурсии;
-
выбор маршрута и его посещение; -
подбор объектов для наблюдений и исследований; -
разработка заданий для работы учебных бригад; -
определение формы отчетности; -
составление конспекта проведения экскурсии; предварительная подготовка учащихся.
2. Проведение экскурсии:
а) вводная часть (перед выходом из школы):
-
постановка цели и задач экскурсии перед учащимися; -
раздача учебного оборудования и заданий бригадам; -
инструктаж учащихся – обсуждение правил поведения в природе; б) основная часть (на месте экскурсии): -
вводная беседа; -
самостоятельная работа бригад; -
отчет о работе на местах; -
обобщающая беседа. Подведение итогов; в) заключительная часть (в классе): -
обработка собранного материала; -
запись в тетрадь («Дневник наблюдений») результатов наблюдений; закрепление материала экскурсии.
Подготовка к экскурсии начинается примерно за неделюдо ее проведения.
Учитель определяет тему, цели и посещает место для проведения экскурсии, где выбирает природные объекты для наблюдений и исследований. Составляются задания для самостоятельной работы учащихся, пишется конспект. С темой экскурсии и заданиями детей следует познакомить заранее.
Проведение экскурсии. Перед выходом из школы учительнапоминает тему и цели экскурсии, раздает бригадам учебное оборудование.
На месте экскурсии не следует сразу начинать беседу. Попросите детей послушать звуки природы. Любую экскурсию следует начать образным описанием общего вида природного ландшафта, создающего у учащихся определенный эмоциональный настрой.
По окончании работы каждая группа на месте отчитывается о результатах проведенных наблюдений. Затем организуется обобщающая беседа, на которой подводятся итоги проделанной работы. При этом делаются выводы о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую природу, намечаются меры по ее охране, доступные для выполнения младшими школьниками. Закончить работу можно подвижными играми, связанными с темой экскурсии.
Обработка результатов экскурсии проводится по возвращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный природный материал систематизируется.
Очень важно провести закрепление материала экскурсии. Учитель должен «восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя углубляя затронутые на экскурсии вопросы.
4.Внеурочная работа по естествознанию
Внеурочная работа – это форма организации учащихся длясамостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса.
Внеурочные задания выполняются:
-
в классе (заполнение «Фенологического уголка»); -
в уголке живой природы (уход за комнатными растениями и домашними животными); -
на природе (проведение фенонаблюдений); -
на учебно-опытном участке (посадка культурных растений и уход за ними); -
на географической площадке (наблюдения за погодой). Необходимость организации внеурочных работ по естествознанию объясняется длительностью проведения многих наблюдений за растениями и животными, отсутствием возможности провести некоторые опыты с учащимися всего класса и др.
Внеурочная работа по изучению окружающего мира имеет следующие особенности:
-
обязательная краеведческая и экологическая направленность; -
все наблюдения должны быть доступны, обязательно фиксироваться и интерпретироваться; -
объекты исследования должны находиться недалеко от дома или школы, что обеспечивает безопасное самостоятельное их посещение; дальние экскурсии проводятся совместно с родителями; -
исследовательские проекты носят краткосрочный характер, т.к.
младшие школьники должны видеть достаточно быстрые результаты своей работы;
-
предпочитается коллективная работа с целью выработки коммуникативных умений учащихся; -
для организации сотрудничества к работе целесообразно подключать членов семьи младших школьников.
5.Домашняя работа по естествознанию
Домашняя работа есть форма организации учащихся длясамостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками.
Домашнее задание только тогда носит развивающий характер, когда активизирует мысль ученика, побуждает его к самостоятельной работе.
Выделяют несколько групп домашних заданий.
1.По дидактической цели:
а) закрепление полученных знаний. Например, после изучения темы «Охрана растений» учащиеся должны подготовить устный ответ на вопрос:
«Для чего на Земле нужны растения?»
б) систематизация знаний. Например, изучив классификацию животных по способу питания, дети дома выполняют задание: «Распредели животных по группам в зависимости от способа их питания: ворона, тушканчик, стрекоза, лягушка»;
в) подготовка к восприятию нового. Например, перед изучением темы «Размножение и развитие растений» ученики должны дома подумать над вопросом: «Какие условия необходимы для прорастания семян?» Для этого им нужно вспомнить, как они выращивали растения из семян на уроках трудового обучения.
-
По характеру деятельности:
а) репродуктивные – в этих заданиях требуется воспроизвести виды деятельности, которые дети выполняли на уроке. Например, чтение и пересказ статьи учебника по составленному на уроке плану;
б) творческие – они требуют использование знаний и умений, полученных
на уроке, в новых условиях.
-
По способу выполнения:
а) устные – чтение текстов учебника и дополнительной литературы, устные
ответы на вопросы, пересказ статьи по плану и т.п.
б) письменные задания и графические работы, которые чаще всего
выполняются в рабочих тетрадях или в «Дневниках наблюдений».
в) практические задания, связанные с отработкой умений навыков. Например, изучив свойства воды, дети дома выполняют задание: «С помощью опытов установи, какие из перечисленных веществ растворяются в воде, а какие – нет: песок, питьевая сода, крахмал, растительное масло».