Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, духовность во всем многообразии подходов к ней выступает как способ самостроительства личности и как важнейшая характеристика человека на определенном этапе его развития. Духовность всегда связана с выбором собственного образа, судьбы, роли, определения смысла собственной жизни. По образному выражению СБ. Крымского, духовность всегда сопряжена с самим собой, требует этической рефлексии. Духовность часто несовместима с обыденностью, она сложна и требует от человека значительных духовно-волевых усилий. «Наша жизнь, — писал по этому поводу А.И. Герцен, — постоянное бегство от себя, точно угрызения совести преследуют, пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать, чтобы не слыхать речей, раздающихся внутри... налагает ер на ер себя ер чудовищные ер труды, ер и ер они ер ему ер все-таки ер легче ер кажутся, ер нежели ер какая-то ер угрожающая ер истина, ер дремлющая ер внутри ер него. ер В ер этой ер боязни ер исследовать, ер чтобы ер не ер увидеть ер вздор ер исследуемого, ер в ер этом
ер искусственно ер созданном ер недосуге... ер мы ер проходим ер по ер жизни ер спросонья ер и ер умираем ер в ер чаду ер нелепостей ер и ер пустяков, ер не ер пришедши ер путем ер в ер себя» ер [4]. ер Как ер считают ер некоторые ер исследователи, ер встреча ер с ер самим ер собой ер и ер является ер главной ер проблемой ер духовности. ер Духовное ер самоопределение ер становления ер человека ер — ер это ер условие ер преодоления ер антропологической ер катастрофы. ер Антропологическая ер катастрофа ер проявляется ер в ер нарушении ер равновесия ер и ер гармонии ер между ер природой ер и ер развитием ер общества, ер разрыве ер между ер социально ер значимым ер
и ер социальносущим, ер трансформацией ер бытия ер из ер высшего ер дара ер в ер средство, ер в ер мир ер инструментальной ер активности. ер Констатируя ер эту ер ситуацию, ер А. ер Камю ер писал: ер «Лишенные ер посредников, ер изгнанные ер из ер прекрасного ер мира ер природы, ер мы ер опять ер очутились ер в ер мире ер Ветхого ер завета, ер зажатые ер между ер царством ер жестоких ер фараонов ер и ер неумолимыми ер небесами»[3]. ер Антропологическая ер катастрофа ер проявилась ер и ер в ер том, ер что ер не ер только ер человеческая ер жизнь, ер но ер и ер человеческая ер смерть ер оказалась ер лишенной ер смысла. ер Смерть, ер по ер словам ер Сенеки, ер
это ер ценностное ер испытание, ер человека ер можно ер лишить ер всего, ер кроме ер смерти, ер она ер является ер индивидуальным ер завершением ер жизни. ер На ер пороге ер смерти, ер когда ер у ер жизни ер нет ер будущего ер (речь ер идет ер о ер жизни ер тела, ер человека, ер но ер не ер души), ер она ер открывает ер смысловые ер реализации ер прожитого. ер Девальвация ер жизни, ер имевшая ер место ер в ер XX ер столетии ер и ер проявившаяся ер массовым ер террором, ер безразличием ер к ер индивидуальной ер судьбе, ер к ер Богу, ер к ер императиву ер жизни, ер индустрия ер смерти ер в ер виде ер освенцимов ер и ер гулагов ер была ер
следствием ер утраты ер духовности ер как ер системообразующего ер качества ер жизни ер общества ер и ер человека. ер Однако ер самые ер ужасные ер катаклизмы ер порождают ер и ер образцы ер высочайшей ер духовности ер и ер тяги ер человека ер к ер поискам ер духовности ер в ер себе. ер Этот ер поиск ер духовности ер является ер одновременно ер и ер движением ер к ер ней, ер и ер показателем ер меры ер духовного ер в ер человеке. ер В ер данном ер контексте ер духовность ер понимается ер как ер принцип ер самостроительства ер человека[1].
Интересной ер является ер точка ер зрения ер на ер духовность, ер высказываемая ер С. ер Крымским. ер Согласно ер его ер воззрениям,