Файл: Титульный лист Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
«Бюрократия и бюрократизм в механизме государства»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюрократии в механизме государства 5
1.1. Понятие и сущность механизма государства 5
1.2. Бюрократия как социальное явление 10
Глава 2. Особенности бюрократии и бюрократизма в Российской Федерации 16
2.1. Характеристика бюрократизма как социально-политического феномена 16
2.2. Бюрократия и бюрократизм в Российской Федерации: проблемы и перспективы 19
Заключение 23
Список использованной литературы 26
ВВЕДЕНИЕ
Бюрократия – это способ организации работы, который имеет свои преимущества и недостатки. Однако, если использовать организационные принципы бюрократии с учетом своих целей и задач, бизнес может достигать успешных результатов и легко адаптироваться к изменению условий рынка. Важно помнить, что бюрократическая система не является идеальной, и ее следует использовать с учетом предпочтений и потребностей конкретной компании.
Наука о бюрократии является одной из отраслей политико-правовой науки, рассматривающих политико-правовые взаимоотношения. Исследователи западных стран на современном этапе рассматривают бюрократию как отдельную дисциплину, которая изучает обширный круг вопросов, которые возникают в данной сфере. Кроме этого, выпущено много пособий по данной дисциплине, проводятся множества курсов и мастер классов. Современный этап развития общества предполагает образованного юриста, политика, менеджера, экономиста, который отлично знает данную дисциплину.
Давно замечено, что формирование и развитие института демократии Российской Федерации сопровождается появлением новых политикоправовых структур, которые требуют теоретического обоснования. Отсюда появляется феномен лоббизма, который становится частью функциональной деятельности современного конституционного механизма. Несмотря на это, лоббизм вызывает противоречия.
Бюрократия как форма политико-правового процесса, влияющего на важную деятельность в обществе – рассматривает фундаментальное различие между категориями власти и управления, а именно: власть – это господство воли авторитета и предполагает подчинение одной воли другой. С другой стороны, управление – это процесс межличностного общения, в котором понятие господства, не говоря уже о понятии воли, в некоторых случаях сходно с понятием власти, которая присуща сама по себе.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросами изучения бюрократии и бюрократизма в механизме государства, в том числе России, занимались и продолжают заниматься следующие авторы: Е.В. Большаков, Л.А. Василенко, В.И. Власов, Е.Ю. Воробьева, А.В. Загрийчук, А.С. Кузнецов, О.А. Плехова, А.А. Сизиков, Л.Б. Тиунова, Г.Г. Фастович, Е.В. Щукина и пр.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в рамках функционирования бюрократии и бюрократизма
Предметом исследования являются нормы законодательства, с помощью которых устанавливаются сущностные характеристики бюрократии и бюрократизма, а также доктринальные разработки в данной области.
Целью курсовой работы является изучение бюрократии и бюрократизма в механизме государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать понятие и определить сущность механизма государства.
2. Проанализировать бюрократию как социальное явление.
3. Провести характеристику бюрократизма как социально-политического феномена.
4. Рассмотреть проблемы и перспективы бюрократии и бюрократизма в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также общие и частные методы исследования: исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой и иные.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, включающая в себя две главы и четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮРОКРАТИИ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и сущность механизма государства
Механизм государства – это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.
Некоторые авторы отождествляют механизм государства с государством (зачастую), однако, по нашему мнению, это неверно1. Полагаем, что механизм - одно из проявлений государства. Слово "механизм" выбрано для того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм - взаимосвязанное целое, это та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя вовне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Мы считаем, что без механизма государство не существует.
Категория «механизм государства» является одной из важнейших в понятийном ряду отечественной юриспруденции. Механизм государства можно охарактеризовать как совокупность государственный органов, институтов и предприятий, а также методов управления, при помощи которых обеспечивается выполнение вынесенных государственновластных предписаний, а также реализация функций и задач государства1.
Реформирование государственного механизма призвано найти пути для движения к постиндустриальному, высокотехнологичному информационному обществу, каковым должна стать Российская Федерация. Это позволит решить ряд специфических проблем, связанных с задачей построения нового, дееспособного, «сильного», демократического государства, а также создания соответствующего ему эффективного государственного механизма2. Безусловно, оптимизация государственного управления и разработка мероприятий по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти способны создать необходимые предпосылки для модернизации российского государства и общества в целом. Для того чтобы оптимизировать и модернизировать систему управления необходимо, прежде всего, провести объективный анализ содержательных компанентов государственного механизма в целом, в т.ч. современной России.
Обращаясь к общим признакам (характеристикам) категории государственный механизм и механизм государства можно говорить о следующем:
1) Институциональное наполнение этих явлений состоит из системы государственных органов, организаций, предприятий и учреждений. Действительно, «государственный механизм» и «механизм государства» следует рассматривать как сложную систему взаимосвязанных между собой государственных органов, организаций, учреждений, наделенных императивно-властными полномочиями, которые посредством нормативных правовых средств осуществляют выполнение публичных задач и функций государства в пределах суверенной территории. В своих исследованиях В.В. Копейчиков и М.И. Хмелин позволил всесторонне рассмотреть и определить качества указанных категорий.
2) Наличие общих целей, публичных задач и функций, которые устанавливаются государством, а также объединяют категории «государственный механизм» и «механизм государства» . Здесь можно говорить о том, что «государственный механизм» и «механизм государства» в свою орбиту включает штатные, наиболее обобщенные способы, приемы, методы, технологию выполнения публичных задач и функций, где особое место отводится взаимодействию государственных органов между собой, которые действуют на основе принципов разделения властей, федерализма, демократизма, наличие системы «сдержек и противовесов»
1.
Механизм государства определяет структуру и подходы, которые используются государственными органами для управления обществом. Ключевыми целями механизма государства являются охрана безопасности и защита прав и свобод граждан, а также регулирование экономических и социальных отношений в обществе1.
Процессы, которые включаются в механизм государства, включают разработку и утверждение законов, создание структур управления и общественного контроля, формирование процедур и стандартов для принятия решений, а также сбор и анализ информации об обществе и его потребностях.
Механизм государства также определяет механизмы управления обществом. Это направленные на продвижение государственных политик и принятие управленческих решений процессы, в том числе планирование, координация, контроль и мониторинг. Планирование - это разработка и утверждение стратегических целей и приоритетов для управления обществом. Координация - это проведение различных мероприятий и деятельности для достижения этих целей. Контроль и мониторинг - это контроль за реализацией и отслеживание эффективности государственных программ и мероприятий.
Механизм государства - это система институтов и процедур, которые обеспечивают функционирование государственного аппарата. Эта система охватывает все аспекты жизни общества, включая законодательство, исполнительную и судебную власти, а также социальные, культурные и экономические институты. В течение веков люди разработали и укрепляли механизмы государства, основанные на жестких принципах и правилах. Однако, с течением времени ситуация в обществе и в мире в целом продолжала меняться. Необходимость адаптации механизмов государства и подходов к управлению становились все более актуальными и требовали постоянной работы в этом направлении1.
Механизм государства представляет собой совокупность институтов, процессов и механизмов, которые обеспечивают функционирование государства и его взаимодействие с обществом. Этот механизм позволяет гарантировать соблюдение прав и свобод граждан, обеспечивать безопасность и устойчивый экономический рост.
В механизм государства входят следующие институты: законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть формируется посредством выборов, и ее главным достоинством является представительство интересов населения. Исполнительная власть является ответственной за реализацию законов, разработку стратегий и планирование развития страны. Судебная власть регулирует споры и выносит решения по законам.
Однако механизм государства является не только системой власти, но и множеством процессов и механизмов, которые влияют на его работу. Важными аспектами являются образование и наука, социальная политика, экономика, культура и международные отношения.
Правительство обеспечивает нужды общества через реализацию социальных программ. Оно регулирует экономическую деятельность, при этом поощряя развитие и поддерживая конкуренцию на рынках.
Образование и наука являются ключевыми факторами в развитии государства в современном мире. Общественное образование должно обучать и воспитывать граждан, чтобы они стали активными участниками общественной жизни. Наука занимается исследованием и разработкой новых технологий, что помогает государству следовать курсу на инновации и улучшение экономической эффективности.
Культура - это еще один необходимый компонент механизма государства, который влияет на идентичность и ценности населения. Он позволяет государству приводить людей вместе, создавая общую культуру и общие интересы.
Международные отношения являются обязательным компонентом для государства, поскольку они обеспечивают взаимодействие и сотрудничество между странами, что важно для укрепления международной безопасности.
Механизм государства зависит от многих факторов, которые изменились за последние десятилетия. Быстрое развитие новых технологий и изменения в экономике создали новые возможности и вызовы для государства. Однако, несмотря на все эти изменения, ключевой принцип механизма государства остается неизменным - обеспечение благосостояния общества1.
Кроме того, важно учитывать роль гражданского общества в механизме государства. Это включает в себя некоммерческие организации, институты гражданского общества и добровольческие организации. Гражданское общество является важным фактором, который обеспечивает ответственность государства перед населением и содействует развитию гражданской культуры и демократических институтов.
Механизм государства не может быть рассмотрен без учета глобальных вызовов и проблем, которые стоят перед государственными институтами. Одним из главных вызовов является изменение климата, которое негативно влияет на окружающую среду и экономику. К другим проблемам относятся международный терроризм, миграция и распространение наркотиков. Государственные институты должны проявлять решимость и сотрудничество, чтобы справиться с этими глобальными вызовами.