Файл: Титульный лист Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы справиться с негативными последствиями бюрократии, многие государства и организации стремятся к уменьшению рутинной работы, снижению количества уровней иерархии, а также к развитию системы самоорганизации и автоматизации. Это позволяет ускорить процессы, улучшить качество принимаемых решений и снизить затраты на управление.
2.2. Бюрократия и бюрократизм в Российской Федерации: проблемы и перспективы
Бюрократия в России возникла в XVI веке, когда действующие особые государственные органы, «порядок», сначала появились в Московском регионе, а затем работавшие в них неопытные секретари постепенно стали играть более важную роль, чем дворянские мальчишки. И, несмотря на то, что бюрократии в России около шестисот лет, она остается бездействующей.
На современном этапе власть Российской Федерации, с точки зрения населения, власть – это «олигархия». Некоторые исследователи считают, что власть – это национальный институт, имеющий три равномерно распределенные ветви – президент, парламент и правительство (в данном случае являющаяся федеральной властью) – бюрократия – олигархия1.
Государственная власть – это в первую очередь государственное управление. Методы государственного управления напрямую связаны с качеством управления государственной власти. Организация государственного управления заключается в том, что государственная власть должна функционировать качественно, обеспечивая политико-правовую реальность государственного развития. Положения, зависимые от фундаментальных изменений социально-экономической сферы жизни, должны формировать систему власти и государственного управления, которое идет в ногу со временем.
Система власти – это комплекс политических и юридических элементов науки. Изучение политических и юридических элементов науки формирует нормативно-правовую базу отношений в сфере государственного управления.
Государственная власть – понятие широкое, включающее характеристики всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все ветви власти осуществляют свою деятельность на основе нормативноправовой базы. Нормативно-правовая база регламентирует действия и полномочия государственной власти. Сущность ветвей власти в обеспечении качественного, безопасного существования современного общества. Государственная власть тесно связано с политической, экономической и юридической составляющей современного общества
1.
Государственное управление, осуществляемое государственной властью, производится на основе разделения полномочий и разделения компетенций. Современная Россия – это разделение ветвей власти, а следовательно гарантия демократии общества. Каждая ветвь власти осуществляет свои полномочия, которые необходимы для обеспечения интересов граждан и развития современного общества, институтов общества1.
Ключевым фактором развития бюрократии в России является увеличение числа чиновников и усиление их полномочий. С каждым новым циклом развития бюрократии в России руководителей становилось больше, а их права и полномочия увеличивались, но, несмотря на это, эффективность существенно не росла. Кроме того, при таком способе управления Россией всегда существовала тенденция к неформальным отношениям, поэтому не было четкой экспертизы и опоры на прогресс работы чиновника с юридическими полномочиями.
Согласно бюрократии, в обществе может быть только одна организованная власть и один источник контроля, самая суть. Все другие силы и структуры, претендующие на независимость, пытаются подорвать или, если последнее невозможно, подчиниться любыми средствами. Пока эти вопросы не будут решены, отношение общества к общественным или государственным учреждениям будет ухудшаться. Представление о том, что российская бюрократия не работает, приняло характер последовательного общественного мнения, существующего во всех классах и группах людей.
По традиции, чем более развитые технологии используются в системе публичного управления, тем больше они наряду с позитивными вызывают и негативные социальные последствия1. В качестве крайне негативного примера, можно указать на внедрение системы тотального социального контроля при помощи сети Интернет, гаджетов и систем видеонаблюдения. Но даже благие начинания могут вести к негативным последствиям. Современное государство декларирует, что относится к гражданину как клиенту, получающему от него определённый набор услуг. А оказать эти услуги оно может при помощи соответствующих интернет порталов. Поэтому слово «клиентоориентированность» довольно часто встречается в докладах государственных чиновников, существенно улучшивших сервисы, создав условия для оказания проактивных и комплексных услуг, то есть услуг, которые оказываются, исходя из ситуации, в которую попадает человек (например, достижение пенсионного возраста, рождение ребёнка). Решение о возможности оказания этой услуги и сам процесс оказания делается на основе информации соответствующих структур и цифрового профиля пользователя. В дальнейшем, к процессу принятия решений при оказании услуг будет присоединён анализ цифровых следов в сетевом пространстве (например, при решении о выдаче лицензии на ношение оружия – это анализ на предмет агрессии и экстремизма).
Но парадокс состоит в том, что это ведёт также к созданию полноценной системы цифрового контроля над своими гражданами. Но более того, идет замена старой бюрократии, которая была связана с персоной чиновника, на новую, связанные с принятием решений системами искусственного интеллекта. Человек превращается в элемент, винтик государственной мегамашины, происходит его отчуждение.
В итоге цифровые сервисы, которые изначально были призваны решать проблемы людей, продолжают бюрократическую практику обезличивания гражданина как объекта государственного управления. Каждая личная проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается единообразно. В результате происходит дегуманизация человека и превращение его проблем в стандартное «дело» на портале государственных услуг.
«Бюрократический ритуализм» (Роберт Мертон) заменяется «документализацией» (Феррарис Маурицио). Если раньше из-за того, что процедура принятия решений из-за прохождения всех необходимых инстанций и согласований занимало столько времени, что само принимаемое решение становилось уже устаревшим и ненужным, то сегодня процесс обращения в органы превращается в ритуал, в рамках которого необходимо пройти пользовательскую регистрацию, идентификацию (по учётной записи), ввод требуемых документов, открывание / закрывание доступа, использование электронной подписи. Кроме того, новые опасности – «непрозрачность алгоритмов принятия решений; ошибочное принятие решений цифровым сервисом; предвзятое отношение сервиса к проблемам/запросам гражданина»1.
Таким образом, в процессе структурной реформы экономики России формирование и реализация приоритетных направлений и основных задач системы невозможны без участия национальных учреждений на всех уровнях в ее задачах.
Для того, чтобы покончить с государством как системой власти, необходима основа, коренное изменение общественной жизни, интеграция интегральных, групповых и общественных интересов, полная отмена всех форм сегрегации работников в системе социального обеспечения, реализация общества и создание общественного строя, при котором общественная жизнь будет процветать упорядоченно, самодовлеюще и демократично - подлинно демократично.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Бюрократия и бюрократизм - два связанных между собой понятия, которые имеют глубокое историческое происхождение. Они связаны с упорядоченностью и организацией государственной власти и ее административно-бюрократического аппарата.
Бюрократия - это система организации управления, которая предполагает иерархическую структуру и строгую регламентацию деятельности органов государственной власти. Бюрократия была разработана в начале XIX века немецким социологом Максом Вебером в его работе «Экономия и общество». Он описывает бюрократию как систему, которая основывается на определенных принципах, таких как официальная власть, иерархия, формализованные процедуры и документооборот.
Основным принципом бюрократии является осуществление управления на основе формальных правил и процедур. Это означает, что деятельность государственного аппарата должна быть описана документально и подходить к определенному набору правил и процедур. Это позволяет добиться стандартизации процессов и обеспечить их предсказуемость, что в свою очередь повышает эффективность работы государственных органов.
Однако бюрократия также имеет свои недостатки. Во-первых, это сильно затрудняет внесение изменений в управленческие процессы. Все изменения должны проходить строгие формальные процедуры, что требует огромного времени и сил, что может приводить к замедлению реформ и снижению гибкости государственного управления. Во-вторых, бюрократия может привести к формальному выполнению правил и процедур без учета реальных обстоятельств и необходимости принятия нестандартных решений.
Бюрократизм - это практика, в которой государственные органы следуют формальным правилам и процедурам без учета конкретной ситуации. В этом случае бюрократия становится неэффективной и даже вредной, поскольку государственные служащие приводят себя к жестокому выполнению правил и норм, которые не имеют отношения к реальным потребностям общества.
В своих проявлениях бюрократизм может иметь различные формы. Он может проявляться в форме бюрократических процедур, которые затрудняют или ставят под угрозу решение реальных задач.
Вопрос о механизмах и формах взаимодействия между различными институтами общества предполагает поиск наиболее идеальной модели их организации. В связи с этим появился ряд научных исследований на эту тему. Наиболее распространенным объектом этих исследований были национальные институты. Национальный институт в данном случае рассматривается как социальный, экономический институт страны. Исследования подтверждают, что на современном этапе власть привлекает такие сферы как юридическую, философскую, экономическую. Экономическая, в частности, рассматривается с точки зрения социально-экономического развития страны.
Правильно действующие национальные институты являются основой развития современного государства, Российской Федерации. Нельзя рассмотреть отдельно функционирование государства и политикоправовую систему. Государство ведет свою деятельность в нормативноправовом поле страны. Нормативно-правовое поле страны является основой социально-правового развития государства. То есть это постоянно функционирующая система, звенья которой нельзя рассматривать отдельно друг от друга.
Бюрократия же в свою очередь может быть рассмотрена отдельно от функционирования сферы администрации, некоторых ее частей, а в частности от интересов народа. Тем самым многие исследователи отрицают, что бюрократии образуют особый социальный слой, обладающий определенной независимостью, преследующий собственные интересы, считая бюрократию особой формой организации, в которой власть не зависит от большинства членов общества.
Бюрократия в России возникла в XVI веке, когда действующие особые государственные органы, «порядок», сначала появились в Московском регионе, а затем работавшие в них неопытные секретари постепенно стали играть более важную роль, чем дворянские мальчишки. И, несмотря на то, что бюрократии в России около шестисот лет, она остается бездействующей.
Таким образом, в процессе структурной реформы экономики России формирование и реализация приоритетных направлений и основных задач системы невозможны без участия национальных учреждений на всех уровнях в ее задачах.
Для того, чтобы покончить с государством как системой власти, необходима основа, коренное изменение общественной жизни, интеграция интегральных, групповых и общественных интересов, полная отмена всех форм сегрегации работников в системе социального обеспечения, реализация общества и создание общественного строя, при котором общественная жизнь будет процветать упорядоченно, самодовлеюще и демократично - подлинно демократично.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 4 июля 2020 г. № 144 (8198). -
Большаков, Е. В. Соотношение понятий «аппарат государства» и «механизм государства» / Е. В. Большаков // Наукосфера. – 2022. – № 9-2. – С. 210-215. -
Бызов Л.Г. Бюрократия при В. Путине – субъект развития или его тормоз? // Социологические исследования. 2019. № 3. C. 26–28. -
Василенко Л. А., Зотов В.В. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы // Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 2. С. 4-16. – -
Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. 416 с. -
Воробьева, Е. Ю. Бюрократия и меритократия в управлении: социологический аспект / Е. Ю. Воробьева // Управление социально-экономическими системами в условиях неопределенности. – Мюнхен : GRIN Verlag, 2021. – С. 44-61. -
Дзюба, О. В. Бюрократия в современной России: проблемы, методы, основные пути решения / О. В. Дзюба, А. А. Крицкая // Интернаука. – 2021. – № 18-2(194). – С. 36-39. -
Дулунц, Г. А. Бюрократия как социальный институт / Г. А. Дулунц // Социально-гуманитарный аспект научного знания: современность и перспективы развития. 2021. – С. 94-99. -
Загрийчук, А. В. К вопросу о бюрократии как системы рационального управления / А. В. Загрийчук, Н. Н. Кочеткова // Высшая школа: научные исследования. 2021. – С. 30-32. -
Зотов В.В. Опасности и риски принятия решений системами искусственного интеллекта при оказании государственных услуг // Материалы XII международной социологической Грушинской конференции «Общество в поисках баланса», 23-27 мая 2022 г. / отв. ред. А. В. Кулешова. М.: ВЦИОМ, 2022. С.76-80. -
Крупенина, А. О. Демократия и бюрократия в государственном управлении / А. О. Крупенина // Интернаука. – 2023. – № 10-3(280). – С. 29-31. -
Кузнецов, А. С. Государственный аппарат и механизм государства: к проблеме соотношения понятий / А. С. Кузнецов // Эволюция российского права. 2022. – С. 1133-1140. -
Макаров, И. Н. Отечественные социолого-управленческие концепции бюрократии: история и современность / И. Н. Макаров // Социологический альманах. 2021. – С. 53-60. -
Машенцев, А. В. Патримониальная бюрократия в социологии М. Вебера / А. В. Машенцев // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2021. – Т. 12, № 5(52). – С. 99-103. -
Нижник Н. С., Семенова О. В., Стоцкий А. П. Теория государства и права: Учебное наглядное пособие / Под ред. Н. С. Нижник. СПб., 2020. С. 40. -
Плехова, О. А. «Бюрократия»: проблемы определения / О. А. Плехова // Юридические науки: вопросы теории и практики. 2021. – С. 24-26. -
Пронина, А. А. Понятие и принципы организации и деятельности механизма государства / А. А. Пронина // Инновационные исследования как основа развития научной мысли. 2022. – С. 9-13. -
Сизиков, А. А. Система механизма государства Российской Федерации / А. А. Сизиков, А. В. Швец // Правовая система России: история, современность, тенденции развития. 2022. – С. 193-201. -
Соловьев, И. И. История Российской бюрократии / И. И. Соловьев, Е. В. Крикун // Горинские чтения. Инновационные решения для АПК. 2021. – С. 211. -
Тиунова Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство (К концепции демократического конституционализма правового государства): дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2022. С. 58–66. -
Фастович Г.Г., Жикулина А.С., Рахвалова Н.А. Правовое регулирование отношений в области персональных данных // Юриспруденция. 2019. № 3. С. 199. -
Чернова, Э. Р. К вопросу о взаимосвязь бюрократии и государственной власти / Э. Р. Чернова // Верховенство права и правовое государство. 2021. – С. 20-22. -
Шадринцева, М. А. Сравнительный анализ теорий бюрократии М.Вебера и Кайдзен / М. А. Шадринцева, С. Н. Конопатов // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности. 2021. – С. 267-272. -
Шансулов Д.Ю. Народовластие (опыт политико-правового исследования): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021. С. 44–102. -
Щукина, Е. В. Современная Российская бюрократия: состояние и перспективы / Е. В. Щукина // Государственный аппарат управления в империи Романовых: эффективность деятельности властных структур и бюрократии. 2021. – С. 291-296.