Файл: Ов. В первом разделе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  • Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Каждые 4 года в России проходят выборы главы государства - Президента России; выборы депутатов Государственной Думы - нижней палаты Парламента страны.

Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления.

  • Конституция России была принята референдумом - всеобщим голосованием - в 1993 г. На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.



  • В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.



  • Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.



  • В России существует местное самоуправление. Нельзя, однако, не заметить, что местное самоуправление находится пока в стадии становления.



  • Важнейший признак демократии как государственного режима - учет мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.



  • Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

  • И, наконец, пожалуй, самая главная черта демократического режима в России - признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Светское государство

В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.

  • Светским государством считается такое государство, в котором:

- не существует официальной, государственной религии;

- ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.


Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкии с той или иной степенью последовательности установлен в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или  обязательной».

Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»,* где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Правовое государство


 

  • В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.

Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом.

  • Сущность идеи правового государства – утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовым является такое государство, которое признаёт:

  • в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей,

  • независимость суда;

  • законность управления;

  • правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.



  • Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.

  • Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами.

Социальное государство


 

  • Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством.

Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на  закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ  исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

  • Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им.

Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция Российской Федерации, должно стремиться лишь к Максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

  • Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. 

  • Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связана с семьей. 

1.Семья является одним из устоев общества.

2.Она важнейший компонент общества, связывающий его с государством.

3.Семья всегда была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан.

Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

38. Механизм (аппарат) современного Российского государства: структура, общая характеристика элементов.

Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма.

Согласно федеральному Закону «Об основах государственной службы Российской Федерации»,4 государственные должности подразделяются на:

1) государственные должности категории «А» – государственные должности Российской Федерации, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, и государственные должности субъектов Российской Федерации (Президент РФ, Председатель Правительства РФ);

2) государственные должности категории «Б», учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации в порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

3) государственные должности категории «В», учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Орган государства, по общему правилу, состоит из коллектива, группы государственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ или Государственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная администрация. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться и в одном лице, занимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Президент РФ, президент республики в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ.

Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества располагает необходимыми материальными средствами. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности - демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, федерализма и профессионализма.

Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу.

В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан - важнейшая конституционная обязанность органов государства.

Разделение властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.

Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали.

Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации , и субординации.

Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. персонала государственного аппарата зависит качество его работы. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм.

Молодой механизм (аппарат) Российского государства уже успел "приобрести" тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чиновников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определенную часть государственных служащих.

На качественное совершенствование механизма Российского государства направлен Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации от 5 июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы Российской Федерации, права, обязанности и ответственность государственных служащих.

Целью современного Российского государства является формирование гражданского общества.

39. Понятие и формы народовластия.

Народовластие – принадлежность всей власти народу, осуществление этой власти в соответствии с суверенной волей и коренными интересами.

Формы осуществления народовластия:

1) непосредственно (через референдум, выборы)

2) путем делегирования властных полномочий представительным органам (деятельность органов государственной власти и местного самоуправления).

Формы непосредственной демократии (народовластия): Референдум - это непосредственное участие граждан в принятии коллективного решения (конституции, закона и др.). Выборы – прямое волеизъявление граждан по выдвижению из своей среды путем голосования представителей для осуществления народовластия (или выполнения ими функций по осуществлению власти в государственных органах или органах местного самоуправления в соответствии с волей и интересами граждан).

40. Власть и социальное управление.

Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения и других. Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

Социальное управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Отношение между понятиями родовидовое, не всякое социальное управление-власть, но всякая власть-это социальное управление. Понятие социального управления шире, оно может исходить и не от властных субъектов.

41. Правовое государство в РФ: формирование теории, юридическое закрепление и практика осуществления.

Идеи правого государства нашли широкое отражение и в русской политико- правовой науке. В основном этой теорией занимались знаменитые мыслители Д.И. Писарев. А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский подвергавшие обоснованной критике беззакония феодализма.

Правовое государство - это прежде всего конституционное государство, которое является практическим воплощением идеи правового государства.

Практика осуществления принципов правового государствав РФ:

1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина .

2. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Принцип федерализма.

4. Верховенство закона и его господство в общественной жизни.

5. Взаимная ответственность государства и личности.

6. Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе.

7. Наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

42. Общественные объединения в политической системе РФ: определение, место и роль.

Добровольные объединения в РФ создаются и действуют на основе законодательства об общественных объединениях в связи с реализацией гражданами права на объединение. Нормативной основой деятельности общественных объединений в РФ является:

- Конституция РФ (ст.30 предоставляет гражданам право на объединение);

- Федеральный Закон РФ «Об общественных объединениях»

*Указанный закон является базовым и предусматривает возможность принятия законов, регулирующих деятельность отдельных видов общественных объединений.

Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы создания общественных объединений:

- общественная организация;- общественное движение;- общественный фонд;- общественное учреждение;- орган общественной самодеятельности.

Роль:

политическая социализация и мобилизация (ориентация индивида на конкретные политические роли);

агрегация (аккумуляция) и артикуляция политических интересов; - социальная интеграция (включение граждан в политическую систему через сотрудничество или конфликт);

представительство социальных интересов и связь между другими политическими институтами и общественностью;

создание дополнительных каналов политического участия, компенсирующих недостаток таковых на формально-институциональном уровне;

моделирование новых политических структур, поиск и испытание новых нетрадиционных форм социальных связей.

43. . Государство в политической системе общества

Политическая система общества– это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности».Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность

Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1.Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

2.Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

3.Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4.Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

5.Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6.Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

7.Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

8.Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;

9.Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;

10.Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;

44. Типы государств в цивилизационных типологиях. Типология Аристотеля.

В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств:

а) Рабовладельческое государство – экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, а также орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные и мелкие земледельцы.

б) Феодальное государство – экономической основой выступало собственность феодалов на землю неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы – городские ремесленники, торговые люди и др.

в) Буржуазное государство – экономическую основу составляло капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми в следствии экономических и политических классовых интересов носили антагонический характер. Данный тип государства в своём развитии прошёл несколько этапов: первый этап, характеризуются периодом становления и развития капиталистического государства (т.е. свободная конкуренция большого числа собственников, развития стихийных рынков и конкуренция между ними). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путём государственной власти и использования её в своих интересах.

г) Социалистическое государство – политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т.д.).

Типология Аристотеля

Осуществляемой государством цель (по данному критерию все государства делились на правильные, т.е. достигались общие для всех блага и неправильные – достигались частные цели отдельных индивидов).

При этом Аристотель основное внимание обращал на место роль человека, которые он занимает в государстве и как последнее защищает его права и свободы

45. Гражданское общество и государство.

государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения.

Правовое государство — это такая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека; гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.

Отличительные признаки правового государства:

1. Правовое государство, прежде всего предпо­лагает существование гражданского общества.

гражданское общество — это общество с" развитыми экономическими, культурными, независимое от госу­дарства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, по­литического, морального и культурного статуса, соз­дающих совместно с государством развитые право­вые отношения.правовыми и политическими отноше­ниями между его субъектами,

2. Разделение власти. Как известно, теория разделения власти исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Это препятствует сосредоточению власти в руках одного лица или органа. В данном случае каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не в состоянии вы­полнить. Законодательная власть — принимает законы, исполнительная — обеспечивает их исполнение судебная — выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов правительства как, частных лиц.

3. Верховенство права. Данный признак правового государства означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни Правовое государство. Любая попытка - государственного органа ил и должностного лица выйти за Пределы права и поставить себя над людьми должна расцениваться как правонарушение.

4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и Свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при котором возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в конституции.

5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без Существования многочисленных политических организаций, партий и оппозиции.