Файл: Ов. В первом разделе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сущность:

  1. Экономическая основа - государственная собственность (плановом развитие народного хозяйства, отсутствие рыночной экономики).

  • Допускалась кооперативная форма собственности и личная собственность на предметы потребления (но не средства производства).

  • Отрицание принципа разделения властей. Соединение всех ветвей власти с мощной исполнительной властью.

  • Избрание формы республики Советов как наилучшей формы организации государства диктатуры пролетариата.

  • Максимальная централизация власти

  • Бесконтрольность органов власти

  • Срастание государственного и партийного аппарата (в 1936 году).

    • Партийному гос-ву характерен номенклатурный способ замещения должностей, директивный метод управления, принятие совместных партийных и советских (государственных) решений.

  • Всевластие одного человека. Диктатура

    • Антигуманные репрессивные методы строительства общества и государства, подавление несогласных с режимом.

    • Гос. режим согласно конституциям – социалистическая демократия, фактически – антидемократический, левый тоталитаризм.

    • «железный занавес»

    • Вождизм

  • Государственное устройство советского государства – федерация, образованная сверху по национальному принципу (Конституция 1977 г.)

    Форма:

    • Государство диктатуры пролетариата – социалистическое государство. Сущность этого государства позволяет его охарактеризовать как полугосударство, так имеет широкую социальную базу (пролетариат, беднейшее крестьянство) и поэтому обеспечивает господство социального большинства над меньшинством (а в государстве наоборот). Социалистическое государство имеет классовую природу, хотя предполагалось, что историческая миссия социалистического государства состоит в уничтожении классов.

    • Милитаристское государство – это государство, в котором граждане и вся государственная машина существуют для обеспечения функционирования военной машины – армии, ее руководства, военной промышленности и всего, что с этим связано.

    Этапы развития государства.

    1–й этап. 1917–1950–60—е годы, этап диктатуры пролетариата.

    • Характеризуется жесткой классовой борьбой, целью которой было уничтожение помещиков и капиталистов.

    • Военный коммунизм с примитивной уравниловкой, прямым продуктообменом, трудовой армией, военным принуждением

    • В 1922 году создан СССР, в которое вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская республика (Азербайджан, Грузия, Армения).

    • НЭП. Многоукладная экономика. В промышленности внедрялись хозяйственный расчет, оптовая торговля, в сельском хозяйстве – кооперация, взаимовыгодная смычка, обмен товарами с городом, в обществе – гласность, дискуссии, правовые начала.

    • 1924 – 1936 годы - построение государства рабочих и крестьян и власти советов депутатов трудящихся, что означает разрастание социальной базы социалистического государства, построение основ социализма во всех сферах общества.

    • Культ личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.

    • Во второй половине 50-х гг. Программы подъема сельского хозяйства, технического перевооружения промышленности, улучшения пенсионного обеспечения, повышалась заработная плата низкооплачиваемых слоев населения ( Н.С. Хрущев).



    2–ой этап. 1961 год – середина 1980–х. Построение развитого социализма.

    • Происходит переход от государства диктатуры пролетариата к общенародному государству рабочих, крестьян, интеллигенции.

    • Складывается новая историческая общность людей – советский народ (характеризовался единством цели (построение бесклассового коммунистического общества) и особой социальной однородностью).

    • Планировался переход к коммунистическому обществу.

    • 21 декабря 1972 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев впервые заявил о развитом социализме.

    • В 60-е и 70-е гг.. Советский же Союз находился в состоянии застоя. Постепенно ухудшалось экономическое положение в стране, непомерные военные расходы изматывали общество.


    3–й этап. 1980–е—1991 г. Этап кризиса и распада.

    • Уравнительность породила иждивенческие настроения.

    • Застой в экономической и политической жизни сменился кризисом.

    • В 1985–1986 гг. КПСС объявила об ускорении развития общества, а в 1987 г. о перестройке.

    • 12.06.1990 г. объявлен государственный суверенитет РСФСР, произошло явление, известное как «парад суверенитетов» союзных республик». Стала обсуждаться концепция нового договора о СССР на основе объединения суверенных государств. 19 августа 1991 г. к власти пришел ГКЧП. 23 августа 1991 г. объявлено о роспуске КПСС, произошло крушение ее монопольной власти.

    • 8 декабря 1991 г. в Боловежской Пуще (Белоруссия) Ельцин, Кравчук, Шушкевич подписали соглашение, согласно которому СССР прекратил свое существование. 25 декабря 1991 г. первый президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия.

    • В декабре 1991 г. образовано СНГ, в которое вошли бывшие республики СССР, за исключением Прибалтийских республик и Грузии.

    37 . Основные (конституционные) черты современного Российского государства.

    Конституция 1993 г., характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический (государственный) режим. Согласно ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.



    Каждые 4 года в России проходят выборы главы государства - Президента России; выборы депутатов Государственной Думы - нижней палаты Парламента страны. Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция России была принята референдумом - всеобщим голосованием - в 1993 г. На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

    В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

    Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

    В России существует местное самоуправление. Нельзя, однако, не заметить, что местное самоуправление находится пока в стадии становления.

    Важнейший признак демократии как государственного режима - учет мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

    Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

    И, наконец, пожалуй, самая главная черта демократического режима в России - признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

    1. Федерация в России возникла после Великой Октябрьской социалистической революции.

    Принятая 25 января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала Российскую республику как свободный союз свободных наций, как федерацию советских национальных республик.

    Фактически в момент провозглашения федерации в России не было национальных республик.

    • Кроме того, субъекты федерации создавались не только в форме национальных республик, но и в других формах:

    - национальные округа;

    - автономные области;

    - трудовые коммуны.

    Национально-территориальный принцип требовал создания субъекта федерации на территории компактного проживания тех или иных наций и народов. Этот принцип дополнялся принципом экономической самостоятельности территории. В РСФСР входили 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов.


    • В это же время получили проявления центробежные тенденции, а именно:

    а) республики в составе России провозгласили наличие государственного суверенитета. Договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе РФ юридически признали наличие у республик государственного суверенитета. В результате возникла проблема определения содержания этого суверенитета и соотношения его с государственным суверенитетом России;

    б) эти договоры были наделены большой юридической силой и были включены в текст Конституции страны;

    в) договор от 31 марта 1992 г. изменил природу федерации, которая из конституционной превратилась в договорно-конституционную. Данный договор не носил изначально и не приобрел в результате его практического осуществления учредительного характера и не является договором об образовании государства.

    • Строго говоря, это не федеративный договор, а договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, главная цель которого заключалась в рационализации государственной власти путем ее децентрализации.

    1) признание в качестве субъектов федерации не только национальногосударственных и национально-территориальных образований, но и административно-территориальных единиц высшего звена;

    2) равенство правового статуса субъектов Российской Федерации – национальных и территориальных;

    3) наличие общефедерального масштаба прав человека и признание равенства прав и свобод независимо от этнической, конфессиональной или иной принадлежности граждан на всей территории Российской Федерации;

    4) единство экономического, политического и конституционноправового пространства России;

    5) состояние единства и целостности федеративного государства с максимальной самостоятельностью его субъектов. 10 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов РФ принял постановление, в котором одобрил Федеративный договор и включил его в Конституцию РФ.

    Законом от 25 декабря 1991 г., принятым Верховным Советом РСФСР, было изменено наименование государства, что нашло конституционное закрепление. 21 апреля 1992 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) получила новое, двоякое наименование:

    1. «Российская Федерация», «Россия».


    Согласно Конституции 1993 г., Россия - федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования.

    • Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками:

    - территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории;

    - наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации;

    - в России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;

    - две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти;

    - субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ;

    - существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.

    • Как федерация, Россия строится на следующих принципах:

    1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации;

    2. Равноправие субъектов. Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России - Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации. Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.

    3. Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.

    4. Разграничение предметов ведения и полномочий.

    Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ (ст.11, 71, 72, 73...), предусматривающих предметы:

    1) исключительного ведения РФ (ст.71);

    2) совместного ведения (ст.72);

    3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73). Разграничение предметов ведения и полномочий предусматривается также Федеративным и иными договорами (ст.11).
    Основные (конституционные) черты современного Российского государства.


    • Конституция 1993 г., характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический (государственный) режим.