ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако профессор Черданцев определяет только лишь политический режим, под которым понимает совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти. С позиции определения понятия только политического, а не государственного режима исходит и профессор Корельский. Политический режим, на взгляд автора, – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Виды государственно-правовых режимов.
-
Демократический. Народ является источником власти, верховенство право, политический плюрализм, свобода слова. и т.д.
Для демократического режима характерны следующие черты:
1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти;
2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;
3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
5) выборность и сменяемость органов государственной власти;
6) децентрализация государственной власти;
7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность;
10) наличие легальной оппозиции.
Среди демократических режимов различают:
А) Либерально-демократическийрежим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.
Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны
следующие признаки:
1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности;
2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;
3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;
4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.
Б) Собственно демократический режимисходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям относятся:
а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;
б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;
в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);
г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.
-
Антидемократический: тоталитаризм, авторитаризм.
Тоталитаризм — одна партия, идеология и полный контроль всех сфер жизни, борьба против всего народа.
Для тоталитарного режима характерны следующие черты:
1) идеологизация всей общественной жизни:;
2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;
3) монополия на информацию, введение государственной цензуры;
4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;
5) слияние государственного и партийного аппарата;
6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);
7) упразднение местного самоуправления;
8) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.
Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).
Авторитаризм — одна партия, идеология, борьба против оппозиции, контроль в политической сфере.
Для авторитарного режима характерно:
1) власть элиты не ограничена законом;
2) народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;
3) в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;
4) имеются сферы, свободные от политического контроля, – экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;
5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.
Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.
34. Особенности формы правления в Российской Федерации.
Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством.
Для РФ характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную - Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд;
- особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей;
- избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;
- сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ;
- отсутствие должности вице-президента;
- исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, депутат не может быть одновременно членом правительства;
- не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;
- по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
- согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент;
- Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства;
- часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел);
- вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не Парламент;
- наличие института парламентской ответственности правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, при этом для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу;
- наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).
35.История возникновения и развития теории правового государства.
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, а также связывание гос. власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.
Идейный отец ПГ — И. Кант. Рассматривал "государство в идее", как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.
Л.А. Морозова выделяет такие этапы развития концепции правового государства:
- античный;
- естественно-правовой (эпохи Просвещения);
- немецкий (первая половина XIX века);
- современный (XX век).
А.Н. Соколов отмечает, что классическая немецкая идея ПГ возникла в эпоху "Права разума" (конец 18-нач. 19 вв.). Затем развивалась в русле догматизм и формализма. Далее, с конституцией ФРГ 1949 г. обретает новое демократическое начало.
Т.К. Велькер использовал впервые термин ПГ в 1813 году. Роберт Моль ввел в науку термин ПГ в 1832.
. Сущность, признаки и определение правового государства.
Правовое государство — организация государственной власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод граждан, для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений.
Подходы к ценности ПГ:
-
Отрицание ценности ПГ:
-
термин ПГ не несет самостоятельной смысловой нагрузки, т.к. в каждом государстве есть право. (Г. Кельзен) -
концепция ПГ является буржуазным обманом для манипулирования интересами трудящихся людей. (марксизм-ленинизм)
-
Признание ценности ПГ:
-
сторонники умеренного подхода к ПГ. ПГ — для властвующих и подвластных законы обязательны и должны соблюдаться (нем. авт. 1-я половина 19 в.) -
сторонники радикального подхода. ПГ — господство в обществе права, как воплощения справедливости и свободы, признающее права и свободы личности. В полной мере реализована теория разделения властей, существует эффективная система сдержек и противовесов. (С.С. Алексеев, В.С. Нерсесянц.)
Признаки ПГ:
По Княгинину:
-
Содержательные признаки (статус человека в государстве):
-
объем закрепленных НПА прав и свобод -
равенство граждан перед законом и судом -
возможность использования гражданином своих субъективных прав -
взаимная ответственность гражданина и государства
-
Формально-юридические признаки (совокупность юр. средств, обеспечивающих защиту прав граждан в государстве):
-
закрепление прав и свобод конституционально -
обеспечение гос. защиты прав граждан -
дозволительный порядок регулирования
-
Организационные признаки (строение ПГ, его структура):
-
разделение властей -
конституционная ответственность высших гос. лиц и гос. органов -
парламентаризм -
демократизм -
особая роль суда, как высшей инстанции в гос-ве
-
Социально-политические признаки (соц. роль ПГ в обществе):
-
многопартийность -
экономическая свобода -
идеологический плюрализм -
индивидуалистический тип культуры, ориентация на личность.
36. Советское государство, сущность, форма, основные этапы его развития, распад.