Файл: Ов. В первом разделе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако профессор Черданцев определяет только лишь политический режим, под которым понимает совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти. С позиции определения понятия только политического, а не государственного режима исходит и профессор Корельский. Политический режим, на взгляд автора, – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Виды государственно-правовых режимов.

  1. Демократический. Народ является источником власти, верховенство право, политический плюрализм, свобода слова. и т.д.

Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти;

2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность;

10) наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов различают:

А) Либерально-демократическийрежим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны 
следующие признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности;

2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

Б) Собственно демократический режимисходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

  1. Антидемократический: тоталитаризм, авторитаризм.

Тоталитаризм — одна партия, идеология и полный контроль всех сфер жизни, борьба против всего народа.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1) идеологизация всей общественной жизни:;

2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;

3) монополия на информацию, введение государственной цензуры;

4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;

5) слияние государственного и партийного аппарата;

6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного самоуправления;

8) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Авторитаризм — одна партия, идеология, борьба против оппозиции, контроль в политической сфере.



Для авторитарного режима характерно:

1) власть элиты не ограничена законом;

2) народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

3) в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;

4) имеются сферы, свободные от политического контроля, – экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

34. Особенности формы правления в Российской Федерации.

Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством.

Для РФ характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную - Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд;

- особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей;
- избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

- сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ;

- отсутствие должности вице-президента;

- исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, депутат не может быть одновременно членом правительства;

- не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;

- по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;


- согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент;

- Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства;

- часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел);

- вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не Парламент;

- наличие института парламентской ответственности правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, при этом для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу;

- наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).

35.История возникновения и развития теории правового государства.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, а также связывание гос. власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.
Идейный отец ПГ — И. Кант. Рассматривал "государство в идее", как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.
Л.А. Морозова выделяет такие этапы развития концепции правового государства:

- античный;

- естественно-правовой (эпохи Просвещения);

- немецкий (первая половина XIX века);

- современный (XX век).

А.Н. Соколов отмечает, что классическая немецкая идея ПГ возникла в эпоху "Права разума" (конец 18-нач. 19 вв.). Затем развивалась в русле догматизм и формализма. Далее, с конституцией ФРГ 1949 г. обретает новое демократическое начало.

Т.К. Велькер использовал впервые термин ПГ в 1813 году. Роберт Моль ввел в науку термин ПГ в 1832.


. Сущность, признаки и определение правового государства.

Правовое государство — организация государственной власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод граждан, для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений.
Подходы к ценности ПГ:

  1. Отрицание ценности ПГ:

  1. термин ПГ не несет самостоятельной смысловой нагрузки, т.к. в каждом государстве есть право. (Г. Кельзен)

  2. концепция ПГ является буржуазным обманом для манипулирования интересами трудящихся людей. (марксизм-ленинизм)

  1. Признание ценности ПГ:

  1. сторонники умеренного подхода к ПГ. ПГ — для властвующих и подвластных законы обязательны и должны соблюдаться (нем. авт. 1-я половина 19 в.)

  2. сторонники радикального подхода. ПГ — господство в обществе права, как воплощения справедливости и свободы, признающее права и свободы личности. В полной мере реализована теория разделения властей, существует эффективная система сдержек и противовесов. (С.С. Алексеев, В.С. Нерсесянц.)


Признаки ПГ:
По Княгинину:


  1. Содержательные признаки (статус человека в государстве):

  • объем закрепленных НПА прав и свобод

  • равенство граждан перед законом и судом

  • возможность использования гражданином своих субъективных прав

  • взаимная ответственность гражданина и государства




  1. Формально-юридические признаки (совокупность юр. средств, обеспечивающих защиту прав граждан в государстве):

  • закрепление прав и свобод конституционально

  • обеспечение гос. защиты прав граждан

  • дозволительный порядок регулирования




  1. Организационные признаки (строение ПГ, его структура):

  • разделение властей

  • конституционная ответственность высших гос. лиц и гос. органов

  • парламентаризм

  • демократизм

  • особая роль суда, как высшей инстанции в гос-ве




  1. Социально-политические признаки (соц. роль ПГ в обществе):

  • многопартийность

  • экономическая свобода

  • идеологический плюрализм

  • индивидуалистический тип культуры, ориентация на личность.

36. Советское государство, сущность, форма, основные этапы его развития, распад.