Файл: Ов. В первом разделе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Есть и другие, менее важные теории правогенеза и политогенеза: органическая, психологическая, ирригационная, теория специализации, диффузионная, инцестная, спортивная и другие.

13. Термин и понятие «государство»: их многозначность

Понятие – это отображение основных сущностных характеристик (признаков)

Государство в узком смысле – состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориаль­ная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.
Государство в широком смысле (государственно-организованное общество) – политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.
Государство – это обладающая суверенитетом, публичная властная политическая организация общества, охватывающая всех его членов, проживающих на данной̆ территории и распространяющаяся на все сферы его жизнедеятельности.

Подходы к понятию государства

Широкий подход. Охватывает все общество. Союз людей на определенной территории, объединенных верховной властью.
Узкий подход. Организация власти. Включает системный, структурный, структурно-функциональный.
Арифметический подход:

1) Трехэлементный (классич.). Территория, население, власть.
2) Многоэлементный (Вебер). >40 признаков, вкл. форму гос-ва, гос. аппарат, легальность, легитимность.

Идеалистический. Идея, живущая в головах государственно настроенного населения.
Юридический. Совокупность некоторых признаков.
Правовой. Гос-во — осуществление правовых законов.
Институциональный. Гос-во — политический институт.
Социологический:

1) Конфликтный. Гос-ва — результат подавления одной частью населения другой.

Маркс — экономически господствующие подавляют бедствующий класс.

2) Кооперативный. Достижение равновесия, гармонии публичных и частных интересов достигается из чувства человеческой солидарности. Д. Юм.

Подходы к понятию государства:

1) Классовый. (К. Маркс и Ф. Энгельс). Государство –организация политической власти господствующего класса над экономически зависимым классом.

2)Цивилизационный. Государство – это продукт развития человечества (Цивилизации)


14. Сущность государства. Государство и общество..

Сущность государства - это смысл, главное в нём, что определяет его содержание и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства – это вопрос о том кому принадлежит гос. власть.

Так как государство — сложное соц. явление, являющееся многоуровневым, многомерным, => у гос-ва можно определить несколько уровней сущности:

  • Формальная сущность (внешнее выражение содержания). В ш. смысле — союз людей на определенной

территории, объединенных верховной властью.

В уз. смысле — суверенная организация политической и публичной власти ИЛИ политический институт общества.

  • Социальная сущность (в чьих интересах осуществляется власть):

  1. Общесоциальная. Гос-во — организация власти, выражающая интересы всего общество в целом.

  2. Сущность групповая. Гос-во — выражает интересы определенной соц. группы.

  3. Персоналистическая. Гос-во — организация власти в интересах одного конкретного человека.

15. Признаки и определение государства. Отличие государства от социальной организации первобытного общества.

Государство-это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющаяся посредством гос. механизма власти, придающее праву общеобязательный характер.

Государство – это обладающая суверенитетом, публичная властная политическая организация общества, охватывающая всех его членов, проживающих на данной̆ территории и распространяющаяся на все сферы его жизнедеятельности.

Признаки государства:

1.Политическая публичная власть.

Политическая власть — технология управления в соц. неоднородном обществе (интересы субъектов противоречат друг другу)

Публичная власть — распространяется на все население на определенной территории. Базируется на силе гос. принуждения.

2. Территориальная организация населения. Появляется сама территория гос-ва, которая может расширятся. Территория делится на части.

3. Гос. суверенитет. Государственный суверенитет представляет собой политико-правовое свойство государства, заключающееся в возможности самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, решать поставленные задачи.

Суверенитет государства имеет внутренний и внешний аспекты. Государство осуществляет деятельность независимо от власти иностранных держав, которые не могут навязывать ему свою волю. Кроме того, государство имеет приоритет над всеми другими властными организациями этого же общества.



4. Связанность с правом. Гос-во придает своим велениям общеобязательную силу при помощи права. Гос-во — монополист на издание законов. Гос-во в своей деятельности руководствуется законами.

Публичный характер власти, по мнению большинства, отличает гос.власть от власти в первобытном обществе. Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера.

16. Функции государства: понятие признаки и виды.

Признаки, характеризующие функции государства:

1. В функциях воплощается и раскрывается роль государства как субъекта политико-правовой системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене.

2. Функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти.

3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Исходя из перечисленных признаков, представляется возможным следующее определение:

Функции государства – это направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо и полно проявляется социальная и политико-правовая сущность государства.

К критериям классификации функций государства можно отнести следующие:

1) по сфере государственной деятельности – внутренние и внешние;

2) продолжительности – постоянные и временные;

3) содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические.

Внутренние функции государства
характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило, говоря о внутренних функциях государства, используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др. Рассмотрим некоторые из них:

    • политическая функция включает в себя направления государственной деятельности

в сфере обеспечения незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти, принятия властных решений и осуществления властных правомочий;

  • экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;




  • социальная функция в наиболее общем виде может рассматриваться как совокупность целевых установок, в основу которых положено стремление государства обеспечить условия для достойного образа жизни всех членов сообщества.

Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. К внешним следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее, его внешнего проявления – независимости в международной сфере.

В зависимости от продолжительности осуществления выделяются постоянные и временные функции государства.

  1. Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества, члены которого образуют данное государство. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.

  2. Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, например временными являются функции, выполняемые государством в условиях чрезвычайной ситуации.

17. Формы и методы осуществления функций государства.

Осуществление функций государства происходит в правовой и организационной формах.

Правовая форма реализации функций государства – это деятельность государства, которая влечёт правовые последствия. Она включает в себя правотворческую, правоисполнительную и правообеспечительную деятельность.
Правотворческая деятельность заключается в разработке и принятии разных нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов), содержащих в себе правила поведения. Правоисполнительная деятельность выражается в принятии системы мер, направленных на исполнение нормативноправовых актов. Правообеспечительная деятельность заключается в создании условий, благоприятствующих наиболее полному и эффективному осуществлению содержащихся в нормативно-правовых актах прав и свобод.

Организационные формы осуществления функций государства состоят в выполнении мероприятий, обеспечивающих решение стоящих перед обществом и государством задач. К организационным формам относятся подготовительные мероприятия, разработка проектов, их оценка, разъяснительная работа, и т.д. Явно-публичная форма осуществления функций государства проявляется, когда граждане вступают в непосредственный личный контакт с официальными представителями публичной власти. Латентно-публичная (скрытая) форма осуществления функций государства проявляется, когда граждане не вступают в непосредственный личный контакт с представителями публичной власти, но, тем не менее, взаимодействуют со сложившимся государственно-правовым порядком отношений в обществе.

Методы реализации функций государства – это особые приёмы, способы достижения государственных целей. В зависимости от способа воздействия на граждан методы реализации функций государства подразделяются на методыубеждения и методыпринуждения.

Убеждениепредставляет собой позитивную деятельность государства, связанную с обоснованием необходимости определённого правомерного поведения со стороны граждан, поддержания правопорядка.

Принуждение – это всегда крайняя мера, поскольку большинство государственных целей достигается путём добровольного правомерного поведения граждан. В поддержании определённого правопорядка заинтересованы все граждане. Большинство из них подчиняются закону в силу внутренней потребности и ведут себя правомерно, ожидая такого же правомерного поведения от своих сограждан.

Кроме того, принуждение всегда связано с определённой степенью насилия над личностью, и поэтому требует особо тщательной регламентации с точки зрения оснований и условий применения, процессуальной формы, объёма и т.д.