ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Специфика добрачного периода: функции и факторы.
Психологические проблемы современной семьи
10. Понятие ненормативного кризиса семьи
17. РОДИТЕЛСКИЕ УСТАНОВКИИ И ПОЗИЦИИ.
18. СТИЛИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
19. Типы внутренней позиции ребенка.
20. Типология неблагополучной семьи
21. Роль родителей в формировании личности ребенка
22. Особенности взаимодействия отца и матери с детьми разного пола
23. Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка
24.Особенности отношения сиблингов в семье
25.НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЯ АБЬЮЗА
26.ПСИХОЛОГИЯ РАЗВОДА: МОТИВЫ, СТАДИИ РАСПАДА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
28. Концепции распада эмоциональных отношений
29. Стратегии поведения в ситуации развода
30.ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
31.МОТИВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕБРАЧНЫХ СВЯЗЕЙ
32.ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ВСТУПАЮЩИЕ ВО ВНЕБРАЧНОЙ СВЯЗИ
Психологические особенности повторного брака
Тяжелая болезнь члена семьи как ненормативный семейный кризис
2. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.
существует в двух вариантах — для родителей детей и подростков.
Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал.
Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания;
12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи,
14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.:
3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Результаты опросника выражаются в пяти шкалах:
-
принятие-отвержение, -
социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), -
авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
4. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).
содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.
- блок чувствительности
- блок эмоционального принятия
- блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия
5. Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель–ребенок» глазами ребенка.
Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.
Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.
Наиболее продуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Даже если он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» - не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 сек.;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются различные вопросы
6. Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая
межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.
Тест Межличностные отношения ребенка позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. Тест является визуально-вербальным, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий, в среднем выполняется ребенком за 15-30 минут. Методика Рене Жиля может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет.
7. Эффективна методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой
«Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп:
-
для дошкольников и младших школьников; -
для подростков.