Файл: Теории выбора брачного партнера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 375

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Специфика добрачного периода: функции и факторы.

Психологические проблемы современной семьи

10. Понятие ненормативного кризиса семьи

17. РОДИТЕЛСКИЕ УСТАНОВКИИ И ПОЗИЦИИ.

18. СТИЛИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

19. Типы внутренней позиции ребенка.

20. Типология неблагополучной семьи

21. Роль родителей в формировании личности ребенка

22. Особенности взаимодействия отца и матери с детьми разного пола

23. Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка

24.Особенности отношения сиблингов в семье

25.НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЯ АБЬЮЗА

26.ПСИХОЛОГИЯ РАЗВОДА: МОТИВЫ, СТАДИИ РАСПАДА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

27.МОДЕЛИ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ

28. Концепции распада эмоциональных отношений

29. Стратегии поведения в ситуации развода

30.ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

31.МОТИВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕБРАЧНЫХ СВЯЗЕЙ

32.ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ВСТУПАЮЩИЕ ВО ВНЕБРАЧНОЙ СВЯЗИ

Психологические особенности повторного брака

Тяжелая болезнь члена семьи как ненормативный семейный кризис

Инцест как ненормативный кризис семьи

37. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Инцест как ненормативный кризис семьи


Инцестом называют интимные отношения между членами одной и той же семьи, например, между родителями и детьми, между сиблингами и т.д. Инцест в узком смысле понимают как сексуальный акт; в широком смысле как грубо отклоняющееся сексуальное поведение членов одной семьи.

В противоположность общественным нормам, в инцестных семьях возни­кает «внутреннее семейное право» (Старович 3., 1991), отображающее страх перед внешним миром и запрещающее выход за пределы семьи. Члены этих семей жертвуют своей индивидуальностью во имя тождественности семье, ко­торая воспринимается как группа, члены которой взаимно принадлежат друг другу, что распространяется и на половые взаимоотношения. Семейные роли при этом определены слабо. Подобное функционирование семьи требует тай­ного поведения, и беременности в ней нежелательны, поскольку, с одной сто­роны, приводят к временному распаду семейного монолита, а с другой — спо­собствуют разглашению семейной тайны. Сохранение тайны необходимо прежде всего для того, чтобы не получить репутацию «плохой» семьи. Поэтому каждый член семьи старается быть верным негласному договору о молчании.

Инцестные семьи, как правило, живут замкнуто с минимальным количе­ством контактов с внешним миром. Подобный образ жизни может объяснять­ся тем, что общественные нормы противоречат внутрисемейным. Лица извне воспринимаются членами семьи как чужаки. Внутри замкнутой семейной си­стемы может существовать множество факторов, предрасполагающих к семей­ной дисфункции, выражающейся в том числе и в инцесте. В случае возникно­вения связи «отец—дочь» мать, как правило, подсознательно или вполне осознанно передает ей свое право сексуального обслуживания отца (мужа). Установление же связи «брат—сестра» чаще всего имеет целью ослабить воз­действие матери на сына. Оба варианта инцестных связей всегда сопровожда­ются конфликтами между сторонами, обусловленными либо отсутствием ду­ховной общности, либо неудовлетворением сексуальных притязаний. Чащемать исключается из супружеской подсистемы и занимает по отношению к дочери амбивалентную позицию (Старович 3., 1991).


Анализ влияния семейных факторов на насилие над детьми включает в себя рассмотрение понятия «соблазняющий ребенок». Если ребенок начинает по­нимать, что сексуальное поведение — способ добиваться внимания взрослых, то он может использовать «соблазняющее» поведение с целью получения опре­деленных выгод. Однако, как уже подчеркивалось, в любом случае за этим сто­ит нарушение всей структуры функционирования семьи, а ответственность лежит на взрослом агрессоре.

Помимо инцеста первого рода, выделяют также психологический, или симво­лический (скрытый), инцест, не предполагающий сексуальных отношений меж­ду его участниками. При символических инцестных отношениях в семье ребе­нок может выступать как суррогат супруга или супруги. Квазисупружество находит выражение в том, что родитель начинает делиться с ребенком инфор­мацией глубоко личного или даже сексуального характера, делает сына (дочь) ответственным за собственные проблемы. При этом у ребенка возникают ам­бивалентные чувства и переживания: с одной стороны, гордость за оказывае­мое доверие, а с другой — отчаяние из-за невозможности нести ответствен­ность, не соответствующую возрасту и статусу. Это приводит к ролевому дисбалансу в семье.

В случае символического инцеста поведение ребенка характеризуется следующими признаками:

  • амбивалентные чувства любви и ненависти в адрес родителя: с одной сто­роны, ребенок чувствует себя в особом, привилегированном положении, а с другой — постоянно ощущает неуверенность в связи с невозможнос­тью соответствовать ожиданиям. У него может появляться чувство ярос­ти, злости, отчаяния, когда он ощущает неадекватность адресованных ему посланий;

  • чувство вины, неспособность определить собственные потребности и ожидания, что вызывает трудности в самоидентификации;

  • хроническое чувство неадекватности, недостаточной значимости, неса­мостоятельности;

  • стремление устанавливать поверхностные и кратковременные отноше­ния с большим числом лиц. Становясь взрослыми, такие люди впослед­ствии испытывают трудности в создании глубоких, основанных на вза­имности, отношений, легко вступают в поверхностные контакты и, не получая удовлетворения, легко их прерывают, что способствует разви­тию аддикций, сексуальных дисфункций, компульсивности. Это связа­но с хроническим страхом быть покинутыми людьми, которые сопереживают и заботятся о них. Характерен постоянный поиск «совершенно­го» партнера, желание установления уникальных отношений, основан­ных на взаимной любви. После прекращения очередных отношений, как правило, возникает чувство вины, сожаления, угрызения совести и не­довольство собой.


Инцест не типичен для хорошо функционирующих семей с прямыми и ясными внутрисемейными посланиями. С большей вероятностью он может воз­никать в семьях, для которых характерны нарушения сплоченности (сверхблизкие отношения или эмоциональная изоляция), ролевые дисфункции и нару­шения внутренних границ семьи. Это позволяет рассматривать инцест как результат глубокой семейной дисфунциональности.
  1. Диагностика супружеских отношений


Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов, психолог получает с помощью диагностирующих опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.

Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.

  • Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.

  • Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

  • Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

  • Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.

  • Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервнопсихическое напряжение; семейную тревожность.

  • Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.

  • Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, кафедра социальной психологии МГУ) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии:


1) отношение к людям;

2) альтернатива между чувством долга и удовольствием;

3) отношение к детям;

4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга;

5) отношение к разводу;

6) отношение к любви романтического типа;

7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;

8) отношение к «запретности секса»;

9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи;

10) отношение к деньгам.

  • Опросник «Интересы – досуг» (Т.М. Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.

  • Самоактуализационный тест (CAT) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) разработан на основе опросника личностных ориентации (РОУ) Шострома и используется индивидуально и в группах в исследовательских целях, а также в отдельных случаях коррекционной работы; позволяет определить ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к себе, самоуважение и самопринятие и т.д.

  • Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова, факультет психологии МГУ) предназначен для экспрессдиагностики степени удовлетворенности–неудовлетворенности, а также согласования–рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.

  • Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

  • Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления.

Кроме тестирования в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью.

Метод опроса позволяет практическому психологу выявить социально-экономические и демографические характеристики супружеской пары: жилищные условия, семейный бюджет, стаж брака, возраст супругов и разницу в возрасте, образование, род. занятий, количество и возраст детей. Положительное влияние на супружеский брак оказывают хорошие жилищные и материальные условия, приблизительное равенство возрастов супругов или более старший (3–7 лет) возраст мужа, отсутствие разницы в образовании, число детей от одного до четырех человек.


Метод беседы или интервью может быть использован в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, так как для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы.

Целесообразно после каждого комплексного исследования добрачного и брачного периодов супружеской пары составлять психограмму супружества (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова) по следующим направлениям:

  1. зоны конфликтов супружества, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;

  2. степень личной совместимости;

  3. общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;

  4. общий прогноз отношений в паре;

  5. рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и с каждым супругом в отдельности.

В основе психограммы супружества лежит сравнительный анализ результатов, полученных в процессе всестороннего исследования супружеских взаимоотношений.

37. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ


1. Тест "Pari"

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них – 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики.