Файл: Теории выбора брачного партнера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Специфика добрачного периода: функции и факторы.

Психологические проблемы современной семьи

10. Понятие ненормативного кризиса семьи

17. РОДИТЕЛСКИЕ УСТАНОВКИИ И ПОЗИЦИИ.

18. СТИЛИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

19. Типы внутренней позиции ребенка.

20. Типология неблагополучной семьи

21. Роль родителей в формировании личности ребенка

22. Особенности взаимодействия отца и матери с детьми разного пола

23. Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка

24.Особенности отношения сиблингов в семье

25.НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЯ АБЬЮЗА

26.ПСИХОЛОГИЯ РАЗВОДА: МОТИВЫ, СТАДИИ РАСПАДА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

27.МОДЕЛИ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ

28. Концепции распада эмоциональных отношений

29. Стратегии поведения в ситуации развода

30.ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

31.МОТИВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕБРАЧНЫХ СВЯЗЕЙ

32.ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ВСТУПАЮЩИЕ ВО ВНЕБРАЧНОЙ СВЯЗИ

Психологические особенности повторного брака

Тяжелая болезнь члена семьи как ненормативный семейный кризис

Инцест как ненормативный кризис семьи

37. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ




20. Типология неблагополучной семьи



Неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Современные исследователи выделяют ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие, а именно:

– низкий жизненный уровень;

– увеличение числа неполных семей;

– неблагоприятный эмоциональный фон в семье, конфликтность;

– деформация нравственных ценностей семьи, алкоголизм и наркомания родителей.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе имеется несколько типологий неблагополучных семей. С учетом доминирующих факторов (В. М. Целуйко) неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первою группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Второю группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:



1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов: неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, оставляя детей без внимания.

2. Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны.

3. Нравственно-деформированные семьи.

4. Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность

21. Роль родителей в формировании личности ребенка



Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения. Как правило, первым человеком, который дает ребенку представление об окружающем мире и положении в нем является мать. Ребенок еще не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери, она уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и способностями. После рождения осознанно или неосознанно мать начинает воспитывать своего ребенка в соответствии со своим первоначальным проектом, согласно которому ребенку могут приписываться положительные или негативные качества. Формирование тех или иных личностных черт у ребенка происходит через создание матерью для своего ребенка зоны свободы или ограничений и запретов, говорящих о доверии или недоверии матери к своему ребенку. Именно этот посыл «считывает» ребенок через свое бессознательное начало в общении с матерью.

Исследования показали, что лишение материнской заботы почти всегда ведет к задержке развития ребенка – физического, интеллектуального, социального, могут появиться симптомы физических и психических болезней. Родительская депривация – главная причина психогенной патологии, и низкая самооценка – один из ее первых результатов. Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло, потребность в близости – базовая потребность ребенка.

Нарушение отношений между матерью и ребенком в дальнейшем может проявиться в возникновении различного рода девиаций в поведении ребенка.


По Адлеру, идеальный отец – это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, что приводит к дефектному стилю жизни. Доказано влияние отцов на раннее развитие ребенка. Данные многих исследований говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими подрастающими детьми и заботиться о них.

Роль отца в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности – у сыновей. Говорят: мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец – за эмоциональную независимость

22. Особенности взаимодействия отца и матери с детьми разного пола


Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации. Как утверждают многие исследователи, первый ее этап происходит в семье. В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители, при этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны.

 Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков.

Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами. Но тем не менее матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.

Ряд исследований посвящен влиянию отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка:

 - Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки.

 - В семьях, без отца, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее.

 - Мальчики, лишенные отца, более зависимы и агрессивны, чем мальчики из полных семей. Им труднее дается усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость и драчливость.

- Отсутствие отца влияет на полоролевую ориентацию ребенка в возрасте до 4-х лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте.