ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Специфика добрачного периода: функции и факторы.
Психологические проблемы современной семьи
10. Понятие ненормативного кризиса семьи
17. РОДИТЕЛСКИЕ УСТАНОВКИИ И ПОЗИЦИИ.
18. СТИЛИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
19. Типы внутренней позиции ребенка.
20. Типология неблагополучной семьи
21. Роль родителей в формировании личности ребенка
22. Особенности взаимодействия отца и матери с детьми разного пола
23. Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка
24.Особенности отношения сиблингов в семье
25.НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЯ АБЬЮЗА
26.ПСИХОЛОГИЯ РАЗВОДА: МОТИВЫ, СТАДИИ РАСПАДА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
28. Концепции распада эмоциональных отношений
29. Стратегии поведения в ситуации развода
30.ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
31.МОТИВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕБРАЧНЫХ СВЯЗЕЙ
32.ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ВСТУПАЮЩИЕ ВО ВНЕБРАЧНОЙ СВЯЗИ
Психологические особенности повторного брака
Тяжелая болезнь члена семьи как ненормативный семейный кризис
17. РОДИТЕЛСКИЕ УСТАНОВКИИ И ПОЗИЦИИ.
Родительская позиция представляет собой систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ребенком и способов поведения с ним. А.Я. Варга и В.А. Смехов определяют родительскую позицию как триединство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка (образа ребенка глазами родителей). Как следует из приведенных понятий, родительская позиция определяется следующими составляющими:
1) эмоциональным отношением в терминах принятия-отвержения;
2) особенностями родительского образа ребенка;
3) определенным стилем общения и способами поведения с ребенком.
Это и есть структурные компоненты родительской позиции. Исследователи выделяют также основные признаки родительской позиции:
1. Адекватность-неадекватность. Этот признак отражает степень ориентированности родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, неадекватность проявляется в приписывании ребенку несуществующих качеств.
2. Динамичность-ригидность. Отражает степень подвижности родительской позиции, её способности к изменению; степень вариативности родительских воздействий на ребенка, гибкости в общении с ним.
3. Прогностичность. Характеризует способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка, способность планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития.
Выделяют глобальный и дифференцированный образ ребенка:
1. Глобальный образ – образ, который отражает черты ребенка данного возраста, т. е. возрастные особенности ребенка. Мера адекватности глобального образа определяется степенью психолого-педагогической компетентности родителя и объемом воспитательного опыта. В отношении второго, третьего, четвертого и т.д. ребенка у родителя, как правило, возникает более адекватный глобальный образ.
2. Дифференцированный образ – образ, который характеризует индивидуаль-ноличностные качества ребенка (темпераментные, характерологические и др. особенности).
Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Можно выделить следующие механизмы такого влияния:
1) механизм создания «зоны ближайшего развития» и организация сотрудничества в её пределах. Родитель может видеть ребенка таким, каким он может стать в потенциале своих возможностей, т.е. ориентироваться в своем видении ребенка на «зону его ближайшего развития»;
2) механизм идентификации ребенка с предлагаемым родителями образом. Ребенок полностью отождествляет себя с предлагаемым образом, хотя может ему и не соответствовать (при неадекватной родительской позиции);
3) механизм обусловливания. Родитель наказывает ребенка или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка и проявляемые качества соответствуют родительскому образу.
Родительские установки – это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах.
Родительские установки имеют трехкомпонентную структуру.
1. Когнитивный компонент – совокупность знаний и идей, рассматривающихся в качестве достоверных и использующихся родителями для построения стратегии и тактики воспитания.
2. Эмоционально- оценочный – представляющий собой оценку ребенка и ситуации воспитания и определяющий эмоциональное отношение к ребенку.
3. Поведенческий, включающий в себя реализацию намерений вести себя определенным образом по отношению к ребенку, проявляющийся в конкретной практике, в стиле воспитания.
Родительские установки и ожидания включают три уровня:
– «мы – родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
– «мы – родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);
– «это – наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка).
Первый уровень: характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и ее особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида». На формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; и др.
Второй уровень: реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка.
Третий уровень: касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него. Основными факторами, определяющие родительские установки в семье выступают: разница в гендерных особенностях родителей. Отношение матери к ребенку имеет ключевое значение для формирования чувства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безусловного эмоционального его принятия, мать своим образцом нежности и заботы демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Ф-ция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей. И от того, как относятся родители к нему, в будущем зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.
18. СТИЛИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Выделяются 4 типа воспитания:
-
Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля) -
Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля) -
Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля) -
Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).
-
По параметру "интенсивность" эмоционального контакта родителей по отношению к детям, стили воспитания: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
По параметру "контроль": разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный
По последовательности воспитания:
-
последовательность – непоследовательность
По параметру эмоциональной устойчивости: -
устойчивое воспитание - неустойчивость.
Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, "ограничительство", аффективная неустойчивость со стороны родителей может привести к развитию у ребенка фобий. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию "истерического невроза". Выраженное "ограничительство" – к "неврозу навязчивых состояний".
Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них:
-
уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку; -
полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных); -
степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка; -
степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения; -
строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания; -
устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.
19. Типы внутренней позиции ребенка.
4 типа внутренней позиции ребенка (по Г.Т. Хоментаускасу)
Тип внутренней позиции | Особенности тина семейного воспитания | Особенности личностного развития ребенка |
«Я нелюбим, но всей душой стремлюсь приблизиться к вам» | Низкое эмоциональное принятие ребенка, амбивалентность, явное или скрытое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной ответственности; феномен делегирования и перфекционизма | Низкая самооценка и самопринятие; искажение развития Я-концепции; чувство вины и неполноценности; тревожность и фрустрированность; перфекционизм; конформизм; эмоциональная зависимость; тревожный избегающий или амбивалентный тип привязанности |
«Я нужен и любим, и я люблю вас тоже» | Эмоциональное принятие сотрудничество и кооперация; взаимное уважение и демократический стиль общения; авторитетный тип воспитания | Доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая самооценка и самопринятие; социальная компетентность; надежная привязанность |
«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня» | Воспитание по типу кумира семьи; потворствующая гиперпротекция; культ ребенка и его желаний Эмоционально-личностный эгоцентризм; неадекватно завышенная самооценка и искажение | Я-концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность: аффект неадекватности; амбивалентная привязанность |
«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое» | Амбивалентность принятия, явное или скрытое отвержение; гипопротекция, безнадзорность; доминирующая гиперпротекция строгость санкций и жестокое обращение; авторитарнодирективный стиль общения; отстраненность родителей | Тревожные типы привязанности (амбивалентный и избегающий); низкое самопринятие и самооценка; агрессивность и враждебность; высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; отсутствие базового доверия к миру |