Файл: Ответы 1мнгообразие подходов к определению государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8- Форма государственного устройства
Государственно-территориальное устройство - это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве.
История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства – унитарную и федеративную.
1. Унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).
Унитарное государство может иметь в своем составе автономные территориальные образования, которые имеют относительную самостоятельность в решении вопросов языка, национальной культуры, религии, форм осуществления местного самоуправления (Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании).
Унитарное государство может быть однонациональным (Иран, Вьетнам) и многонациональным (Франция, Великобритания).
2. Федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ); предметы ведения и полномочия разграничены между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации.
Виды федераций можно выделять по различным основаниям:
А) по принципу формирования субъектов федерации:
- национальные федерации: территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия);
- территориальные федерации: территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США);
- смешанные (национально-территориальные) федерации: территории субъектов одной федерации определяются обоими вышеуказанными способами (Россия).
Б) по разграничению предметов ведения и полномочий:
- кооперативные федерации: имеют три сферы предметов ведения и полномочий - сферу исключительных предметов ведения и полномочий федерации, сферу исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации и сферу совместных предметов ведения и полномочий (ФРГ, Россия);
- дуалистические федерации: не имеют сферы совместных предметов ведения и полномочий (США).
В) по роли федерального центра:
- относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр - большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);
- относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр - большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).
Г) по статусу субъектов федерации:
- симметричные федерации: субъекты федерации равноправны (Бразилия, Австралия);
- асимметричные федерации: субъекты федерации не равноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом (Канада де-юре, Россия де-факто).
Конфедерация не является формой государственного устройства, так как имеет в своем составе суверенные государства. Это форма межгосударственного союза.
9-Политический режим
Политический (государственно‑правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.
Существуют следующие виды политического режима:
-
Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства; -
Переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан; -
Демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству;
Признаки авторитарного политического режима:
-
Происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти; -
Государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны; -
Происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом; -
Реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно ‑ полицейского аппарата; -
Доминирование противоправных решений;
Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:
-
Деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер; -
Тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны; -
Тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения, органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни; -
Конституционно ‑ авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы;
Признаки демократического политического режима:
-
Осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; -
Реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); -
Полное подчинение государства праву; -
Провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы;
Выделяют также следующие виды демократического политического режима:
-
Демократия участия (участие в управлении страной всего населения); -
Демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; -
Демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально ‑ религиозная, культурная самостоятельность;
10-понятие права с точки зрения естественно-правовой теирии
Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву. Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами. Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов. Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения. Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров. – материал взят с сайта Студворк
11-понятие права с точки зрения юридического позитивизма
Предпосылки его формирования:
-
Формировался в Западной Европе в абсолютических государствах XVI-XVII веков. -
XIX век – кодификация национальных законодательств. Государство является единственным монополистом в создании права.
Легистская традиция правопонимания – право создания государства. Надо отличать от юридического позитивизма + не имеет собственного метода.
Юридический позитивизм возник в первой половине XIX века когда у него появилась собственная методология исследования права.
В его основе лежит философский позитивизм (он стал методологической основой формирования юридического позитивизма).
Философский позитивизм: Огюст Конт, 30-е годы XIX века.
Образцом научного знания является естественная наука. Научное знание – знание опытное, эмпирическое.
Отказ от использования знаний, которые не получены опытным путем. Конт полагал, что человеческий разум неспособен проникать в сущность вещей, не может претендовать на раскрытие сущности явлений. Разум должен заниматься наблюдением, описанием и систематизацией явлений.
Юридический позитивизм:
-
Формировался как противоположность естественно-правовому подходу (главное отличие – метод). Рационалистический и опытный – индуктивный (индуктивный метод = догматический метод). -
Опытным материалом были установлены государством нормы права.
Право с точки зрения юридического позитивизма есть совокупность норм, установленных государством, и защищенных государственным принуждением.
Признаки права с т.з. юридического позитивизма:
-
Формальная определенность (нормы права существуют в установленных государством формах (закон)). -
Принудительный характер (без принуждения права не существует).
Сторонники – И. Бентам, Дж. Остин, К. Бергмон, Шершеневич.
По Ленину: право – возведенная в закон воля государства.
Теория права строится как догма права. Предмет теории права сужается до знаний, установленных в государственных нормах.
Метафизическое – не научное.
Теория права – наука опытная, описательная и систематизирующая. Естественнонаучный подход – не научный. Государство возникает до права, государство сообщает праву все необходимые ему свойства.