ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для участка дороги строят в соответствующем масштабе графики скоростей движения легкового и грузового автомобилей для обоих направлений движения.

Так же, как при построении эпюры итоговых коэффициентов аварийности, в отдельных графах строятся план и продольный профиль дороги, указываются расстояния видимости (в плане и в профиле), ширина проезжей части и обочины, интенсивность движения.

Для наглядности при анализе под графиком скоростей движения строят линейные графики коэффициента безопасности, учитывая следующие положения:

  • на участках с повышением скорости коэффициент безопасности равен 1;

  • на участках с понижением скорости коэффициент безопасности равен отношению самой низкой скорости к самой высокой на этом участке;

  • если после участка со сниженной скоростью следует участок с постоянной скоростью, то их следует объединять, а значение коэффициента безопасности определяют по минимальной скорости движения.


Графики коэффициента безопасности строятся для прямого и обратного направления движения с учетом легковых и грузовых автомобилей. После расчета определяется общий коэффициент безопасности для обоих направлений, представляющий собой ломаную линию, проходящую через самые низкие значения коэффициента безопасности.

По степени опасности участок дороги оценивают в соответствии с таблицей 20 исходя из значения общего коэффициента безопасности.


Таблица 20 – Степень опасности участков дороги

Коэффициент безопасности

0,4

0,4...0,6

0,6...0,8

0,8

Характеристика условий движения

очень опасный участок

опасный участок

мало опасный участок

практически не опасный участок


Необходимо учесть, что в проектах новых дорог не должно быть участков с коэффициентом безопасности менее 0,8, а при реконструкции и капитальном ремонте – со значением коэффициента безопасности менее 0,6.


3. РАСЧЕТ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ОДИНОЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


Скорости движения, обеспечиваемые определенным участком дороги, определяются для одного грузового и одного легкового автомобиля с помощью специальной программы на ЭВМ. Работа программы основана на упрощенных методах А.Е. Вельского, К.А.Хавкина и Н.Ф. Хорошилова. Для работы необходимо самостоятельно заполнить бланк исходных данных для расчета.

Основными данными для расчета скоростей являются проектные отметки, данные кривых в плане и на участках с ограничением скорости.

1. Проектная отметка – высота бровки земляного полотна над уровнем Балтийского моря (рисунок 1).


Рисунок 1 – Продольный профиль дороги


Начальную проектную отметку дороги задает преподаватель. Проектные отметки определяются на каждом пикете, начиная с 0-го (т.е. для заданного участка длиной 3 км количество отметок будет равно 31). Особую трудность представляет собой расчет проектных отметок на подъеме и спуске. Для упрощения расчета представим трассу заданного участка в виде ломаной линии (рисунок 2).



Рисунок 2 – Упрощенный продольный профиль дороги


Продольный уклон равен:

где – превышение точки на данном отрезке дороги (м),

– длина горизонтальной проекции данного отрезка дороги.

Так как на автомобильных дорогах угол очень мал (до 5...7°), то допускается, что:

где – длина отрезка дороги (так как измерения ведутся на каждом пикете, то ).

Из данного выражения можно рассчитать превышение точки на данном участке:

Обычно продольный уклон дороги измеряется в промиллях (‰), где .

Зная высоту точки на участке дороги, легко рассчитать проектную отметку в данной точке. Она будет равна сумме (при подъеме) или разности (при спуске) предыдущей проектной отметки и превышения h в данной точке дороги:

где и – последующая и предыдущая отметки бровки земляного полотна.

2. После ввода проектных отметок следует рассчитать начало и окончание участков с ограничением скорости движения (населенные пункты, кривые в плане и мосты). Координаты начала и протяженность этих участков определяются по формулам, указанным в задании.

3. При расчете скоростей движения на ПЭВМ следует ввести значения коэффициента сопротивления качению (0,015...0,020), начальную и максимальную скорость движения автомобилей. Начальная скорость движения задается преподавателем, а максимальная составляет 120 км/ч для легковых автомобилей и 100 км/ч для грузовых.


4. РАСЧЕТ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТА ЗАГРУЗКИ


Пропускная способность автомобильных дорог, пересечений в одном и разных уровнях, железнодорожных переездов и других характеризуется практической пропускной способностью Р.

Практическая пропускная способность – максимальное количество автомобилей, которое может пропустить участок с конкретными дорожными условиями в единицу времени (обычно за час).

где – максимальная практическая пропускная способность эталонного участка дороги. принимают: для двухполосных дорог 2000 авт./ч; для трехполосных дорог 4000 авт./ч.

– итоговый коэффициент снижения пропускной способности представляющий собой произведение частных коэффициентов;

где , – частные коэффициенты, определяемые по таблицам 21...32.







Таблица 21 – Коэффициент в зависимости от ширины полосы движения

Ширина проезжей части, м

Значения для проезжей части

многополосной

двухполосной

<3

0,9

0,85

3,5

0,96

0,9

3,75

1,0

1,0


Таблица 22 – Коэффициент в зависимости от ширины обочины

Ширина обочины, м


Ширина обочины, м

3,75

1,0

2,0

0,8

3,0

0,97

1,5

0,7

2,5

0,92




Таблица 23 – Коэффициент в зависимости от бокового препятствия

Расстояние от кромки проезжей части до бокового препятствия в пределах обочины, м

Значение при ширине полосы движения, м

боковые помехи с одной стороны

боковые помехи с обеих сторон

3,75

3,5

3,0

3,75

3,5

3,0

2,5

1,00

1,00

0,98

1,00

0,98

0,96

2,0

0,99

0,99

0,95

0,98

0,97

0,93

1,5

0,97

0,95

0,94

0,96

0,93

0,91

1,0

0,95

0,90

0,87

0,91

0,88

0,85

0,5

0,92

0,83

0,80

0,88

0,78

0,75

0

0,85

0,78

0,75

0,82

0,73

0,70








Таблица 24 – Коэффициент в зависимости от состава движения

Количество автопоездов в потоке, %

Значение при доле легких и средних грузовых автомобилей, %

10

20

50

60

70

1

0,99

0,98

0,94

0,90

0,86

5

0,97

0,96

0,91

0,88

0,84

10

0,95

0,93

0,88

0,85

0,81

15

0,92

0,90

0,85

0,82

0,78

20

0,90

0,87

0,82

0,79

0,76

25

0,87

0,84

0,79

0,76

0,73

30

0,84

0,81

0,76

0,72

0,70


Таблица 25 – Коэффициент в зависимости от продольного уклона

Продольный уклон, ‰

Длина подъема, м

Значение при доле автомобильных поездов в потоке, %

2

5

10

15

20

200

0,98

0,97

0,94

0,89

500

0,97

0,94

0,92

0,87

800

0,96

0,92

0,90

0,84

30

200

0,96

0,95

0,93

0,86

500

0,95

0,93

0,91

0,83

800

0,93

0,90

0,88

0,80

40

200

0,93

0,90

0,86

0,80

500

0,91

0,88

0,83

0,76

800

0,88

0,85

0,80

0,72

50

200

0,90

0,85

0,80

0,74

500

0,86

0,80

0,75

0,70

800

0,82

0,76

0,71

0,64

60

200

0,83

0,77

0,70

0,63

500

0,77

0,71

0,64

0,55

800

0,70

0,63

0,53

0,47

70

200

0,75

0,68

0,60

0,55

300

0,63

0,55

0,48

0,41

Таблица 26 – Коэффициент в зависимости от расстояния видимости

Расстояние видимости, м

Коэффициент


Расстояние видимости, м

Коэффициент

<50

0,69

50... 250

0,90

50...100

0,73

250...350

0,98

100...150

0,84

>350

1,0


Таблица 27 – Коэффициент в зависимости от горизонтальных кривых

Радиус кривой в плане, м

Коэффициент


Радиус кривой в плане, м

Коэффициент

<100

0,85

450... 600

0,99

100...250

0,90

>600

1,0

250...450

0,96




Таблица 28 – Коэффициент в зависимости от скорости движения

Ограничение скорости движения, км/ч

Коэффициент


Ограничение скорости движения, км/ч

Коэффициент

10

0,44

40

0,96

20

0,76

50

0,98

30

0,88

60

1,0











Таблица 29 – Коэффициент в зависимости от вида пересечения

Доля автомобилей, совершающих левый поворот, %

Примыкания

Пересечения

значение при ширине проезжей части основной дороги, м

7,0

7,5

10,5

7,0

7,5

10,5

Необорудованные

0

0,97

0,98

1,0

0,94

0,95

0,98

20

0,85

0,87

0,92

0,82

0,83

0,91

40

0,73

0,75

0,83

0,70

0,71

0,82

60

0,60

0,62

0,75

0,57

0,58

0,73

80

0,45

0,47

0,72

0,41

0,41

0,70

Частично канализированные с островками безопасности без переходно-скоростных полос

0

1,0

1,0

1,0

0,98

0,99

1,0

20

0,97

0,98

1,0

0,98

0,97

0,99

40

0,93

0,94

0,97

0,91

LA92

0,97

60

0,87

0,88

0,93

0,84

0,85

0,93

80

0,87

0,88

0,92

0,84

0,85

0,92

Полностью канализированные

0...60

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

80

0,97

0,98

0,99

0,95

0,97

0,98



Таблица 30 – Коэффициент в зависимости от состояния обочины

Тип укрепления и состояние обочин

Значение

Усовершенствованное покрытие

1,0

Укрепление щебнем

0,99

Дерновый газон

0,95

Сухие укрепления

0,90

Мокрые, грязные

0,45





Таблица 31 – Коэффициент в зависимости от типа покрытия

Тип покрытия

Значение

Шероховатое асфальтобетонное щебеночное

1,0

Гладкое асфальтобетонное

0,91

Сборное бетонное

0,86

Булыжная мостовая

0,42

Грунтовая дорога в хорошем состоянии

0,9

Грунтовая дорога, размокшая

0,1...0,3


Таблица 32 – Коэффициент в зависимости от дорожных знаков

Средства организации движения

Значение

Осевая разметка

1,02

Осевая и краевая разметка

1,05

Двойная осевая разметка

1,12

Знак ограничения максимальной скорости

Указатели полос движения

1,1


Влияние некоторых опасных участков распространяется и на прилегающие к нему зоны влияния, для которых принимают те же значения коэффициентов. Эти зоны показаны в таблице 33.


Таблица 33 – Зоны влияния опасных участков

Элементы дороги

Зоны влияния, м

Подъемы

150 от вершины подъема

Пересечения в одном уровне

В каждую сторону 600

Мосты и путепроводы

В каждую сторону 75


Для оценки пропускной способности автомобильной дороги строят линейный график изменения практической пропускной способности дороги , и коэффициента загрузки- движением . Методика построения графика аналогична той, которая использовалась при построении графика коэффициентов аварийности.

Коэффициент загрузки дороги движением определяют следующим образом:

где – расчетная часовая интенсивность движения, определяемая по формуле

Коэффициент загрузки дороги движением подразделяется по следующим уровням (таблица 34).


Таблица 34 – Уровни загрузки дороги движением

Уровни загрузки

Допустимые значения

А

<0,25

Б

0,25...0,5

В

0,5...0,75

Г, Д

>0,75


При реконструкции существующих дорог целесообразно, чтобы значения коэффициента загрузки не превышали 0,75. В противном случае значение коэффициента следует снизить с помощью различных мероприятий (строительство тротуаров, укрепление обочин и т.п.).

График строится в следующем порядке:

  • в отдельных графах строятся план и продольный график дороги, указываются расстояния видимости (в плане и профиле), ширина проезжей части и обочины, интенсивность движения;

  • выписываются значения частных коэффициентов снижения пропускной способности;

  • для каждого участка вычисляются значения итогового коэффициента пропускной способности, практической пропускной способности и коэффициента загрузки дороги движением;

  • строится график практической пропускной способности;

  • над графиком практической пропускной способности строится график коэффициента загрузки, где указываются допустимые значения и уровни;

  • на графике выделяют участки, где коэффициент загрузки превышает допустимые значения.



5. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ


В результате работы на основе анализа построенных графиков необходимо выявить неблагоприятные участки, состояние которых оказывает влияние на безопасность движения и пропускную способность дороги. По результатам этого анализа необходимо предложить мероприятия по повышению транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог. Правильность предлагаемых инженерных решений необходимо проверить, построив новые графики и убедившись в том, что рассматриваемые коэффициенты соответствуют требуемым значениям.

При разработке предложений необходимо руководствоваться принципом «от простого к сложному», т.е. сначала предлагаются мероприятия, требующие минимальных трудозотрат (например, укрепление обочин), а затем – более сложные. Например, изменение продольного уклона дороги следует назначать в последнюю очередь. Также необходимо обращать внимание на то, что изменение некоторых параметров может повлиять на другие. Например, увеличение радиуса кривой в плане неизбежно приведет к увеличению ее длины и т.п. Поэтому процесс работы студента должен быть творческим.


6. РЕКОМЕДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ


При выполнении данной работы графики рекомендуется вычерчивать на листе миллиметровки формата A3. Пояснительная записка оформляется только от руки аккуратным и разборчивым почерком на листах А4. Записка должна состоять из титульного листа по форме, приведенной в приложении А, содержания, выданного преподавателем задания, результатов расчетов на ЭВМ, необходимых расчетов и пояснений, графиков, образцы которых приведены в приложениях Б…Г, а также анализа дорожных условий и предлагаемых мероприятий.





Литература


  1. Бабков В.Ф., Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог. Ч. 1. – М.: Транспорт, 1985.

  2. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. – М.: Транспорт, 1993.

  3. Сильянов В.В. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1984.

  4. Федотов ГА. Проектирование автомобильных дорог: Справочник. – М.: Транспорт, 1989.