Файл: Адвокат навыки профессионального мастерства под редакцией Л. А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 520

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-первых, юристы, постоянно работающие с нормативной базой, могут обнаружить, что норма какого-то закона явно нарушает конституционные права и свободы человека. Но без "жертвы" (термин, используемый Европейским судом по правам человека) конституционная жалоба не будет принята к рассмотрению по мотиву несоблюдения пп. 2 ст. 97 Закона о КС РФ.

Некоммерческие организации, занимающиеся защитой права общественных интересов, столкнувшись с такой "проблемой", решают ее двумя способами: либо осуществляют поиск "жертвы" (это может занять неопределенный период времени), либо искусственно "создают жертву". Последнее означает, что некоммерческие организации просто находят физическое или юридическое лицо, чьи конституционные права потенциально могут быть нарушены применением такой нормы закона. Далее инициируется судебное дело, например в судах общей юрисдикции, которое завершается применением предположительно неконституционной нормы закона. И в завершении такого дела может быть составлена конституционная жалоба. Конституционный Суд РФ несколько раз выносил решения по таким "искусственно созданным" делам. Одним из наиболее известных является Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова" <*>.

--------------------------------

<*> ВКС. 2003. N 6.
Во-вторых, рассматриваемый критерий следует толковать в узком смысле: недостаточно, чтобы гражданин (объединение граждан) в конкретном деле имел статус лица, участвующего в деле; он должен выступать либо стороной по делу (быть истцом или ответчиком), либо быть третьим лицом, что является своеобразной "гарантией" применения к нему закона.

Например, Конституционный Суд в Определении от 4 декабря 1997 г. N 123-О <*> указал, что

--------------------------------

<*> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. N 123-О "Об отказе в принятии жалобы гражданина Рогатина Ю.А. как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Документ официально опубликован не был
.
"если гражданин обращался в суд общей юрисдикции... не в связи с нарушением его прав и свобод, а в защиту определенным образом понимаемого им общественного интереса, нормы законов, обжалуемые им в Конституционном Суде Российской Федерации, не могут считаться примененными в его конкретном деле, а его жалоба по смыслу статьи 97 (пункт 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не является допустимой".
Наиболее сложным для заявителя (с точки зрения дальнейшей защиты прав и свобод) основанием для отказа в принятии жалобы на нарушение конституционных прав и свобод является ситуация, когда отказ мотивирован тем, что "по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу" (п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о КС РФ). Однако Секретариат в уведомлении заявителю о невозможности принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ зачастую использует иную формулировку, а именно - "по данному вопросу Конституционный Суд РФ уже сформулировал правовую позицию...". По мнению автора, термин "предмет обращения", о котором идет речь в ст. 43 Закона о КС РФ, и вышеприведенный оборот, используемый Секретариатом в ответах на поступающие конституционные жалобы, не одно и то же.

Поэтому перед составлением конституционной жалобы адвокату рекомендуется тщательно изучить практику Конституционного Суда РФ по интересующему вопросу. Наиболее эффективно, когда такое изучение проводится еще на стадии подготовки дела в суд общей юрисдикции (арбитражный суд) или в процессе рассмотрения дела по существу в целях использования правовых позиций Конституционного Суда РФ как одного из аргументов обоснованности или необоснованности заявленных требований. Возможно, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд воспримет уже сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции и тогда не будет необходимости обращаться с конституционной жалобой. К сожалению, как показывает практика, несмотря на обязательность всех решений Конституционного Суда РФ, другие суды не всегда обращают на это внимание. В этом случае у адвоката остается возможность обратиться в Конституционный Суд РФ, указав при этом в жалобе, что все попытки обратить внимание суда общей юрисдикции или арбитражного суда на уже имеющиеся по данному вопросу правовые позиции не увенчались успехом.

Но при этом следует иметь в виду, что при наличии по конкретному вопросу правовой позиции Конституционного Суда РФ конституционная жалоба будет иметь шанс на принятие и рассмотрение только в том случае, если из самой жалобы и прилагаемых к ней документов будет явно следовать: для защиты конституционных прав и свобод требуется именно решение Конституционного Суда РФ, а иным способом защитить конституционные права не представляется возможным.

Каких-либо специальных сроков, в течение которых Секретариат должен рассмотреть жалобу на предмет соответствия требованиям Закона о КС РФ, не установлено. Как правило, заявитель получает уведомление Секретариата о наличии препятствий для принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ в течение одного-полутора месяцев.

Если конституционная жалоба прошла предварительную проверку в Секретариате или поступило заявление в порядке ст. 40 Закона о КС РФ, Председатель Конституционного Суда РФ передает жалобу для предварительного изучения одному или нескольким судьям.

На этом этапе судья или судьи не более чем в двухмесячный срок с момента регистрации жалобы в Секретариате проверяют возможность принятия жалобы к рассмотрению Конституционного Суда РФ. По существу, вновь разрешается вопрос о допустимости жалобы и подведомственности спора Конституционному суду РФ. В соответствии с п. 11 Регламента Конституционного Суда РФ судья, изучающий обращение в предварительном порядке, может дать поручение одному или нескольким отделам.

В результате предварительного рассмотрения жалобы судья (судьи) дает заключение, которое рассылается всем судьям и вносится на рассмотрение в пленарное заседание Конституционного Суда РФ. Пленарное заседание завершается принятием одного из следующих решений, о котором уведомляется заявитель: либо о принятии жалобы к рассмотрению, либо об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. Секретариат Конституционного Суда РФ направляет заявителю уведомление о принятом решении.

До момента рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ у заявителя сохраняется право отозвать конституционную жалобу, что влечет за собой прекращение производства по делу.
2-й этап: подготовка и назначение дела к слушанию
После того как жалоба была принята к рассмотрению, принимается решение не позднее чем через месяц о назначении дела к слушанию (ст. 47 Закона о КС РФ). Рассмотрение конституционных жалоб на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, как следует из ст. 22 Закона о КС РФ, отнесено к вопросам, рассматриваемым в заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Для подготовки дела к слушанию назначается один или несколько судей-докладчиков. В соответствии со ст. 49 Закона о КС РФ судья-докладчик имеет следующие полномочия:

- истребовать необходимые документы и иные материалы;

- поручить провести проверку, исследование, экспертизу;

- воспользоваться консультациями специалистов;

- направлять запросы;

- определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в судебное заседание;

- отдает распоряжение об уведомлении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Пункт 21 Регламента Конституционного Суда РФ предусматривает, что судья-докладчик составляет проект итогового решения, а в зависимости от характера и сложности дела - также перечень вопросов, подлежащих, с его точки зрения, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. При этом судья-докладчик имеет право предложить мотивированные ответы на эти вопросы.

На стадии подготовки дела к слушанию Конституционный Суд РФ вправе предложить соответствующим органам власти приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела. По данному вопросу Конституционный Суд РФ принимает определение.

Участники процесса уведомляются о дате заседания, на котором будет рассмотрена жалоба, не позднее чем за 10 дней до судебного заседания. Одновременно с уведомлением участникам процесса направляются копии всех обращений, отзывов на них, копии проверяемых актов, заключения экспертов.
3-й этап: рассмотрение дела в заседании палаты Конституционного Суда
Согласно ст. 52 Закона о КС РФ участниками процесса являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

В гражданском судопроизводстве, как правило, есть две стороны: это истец и ответчик (если в суде рассматривается жалоба на неправомерные действия должностного лица или государственного органа, то сторонами являются гражданин-заявитель и должностное лицо или государственный орган, чьи действия обжалуются).

В Конституционном Суде РФ в качестве сторон по делу выступают:

- заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

- органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке.

Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может предоставлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Непосредственно в судебном заседании при рассмотрении жалобы первым выступает судья-докладчик, который оглашает суть жалобы, с которой обратился гражданин (объединение граждан или иное лицо, уполномоченное законом). После этого слово предоставляется сторонам. Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающих неконституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод гражданина. Выступление представителя органа, принявшего оспариваемый закон, сводится к опровержению доводов заявителей. После заслушивания пояснения одной стороны судья Конституционного Суда РФ и вторая сторона вправе задать вопросы. Исследование каких-либо документов в заседании Конституционного Суда РФ возможно по инициативе суда или по ходатайству сторон.

В случае если к участию в рассмотрении жалобы гражданина были приглашены эксперты и свидетели, то они выступают в заседании после выступления сторон. Затем сторонам предоставляется право выступить с заключительной речью по рассматриваемой жалобе.

Статья 68 Закона о КС РФ предоставляет Конституционному Суду РФ право на этой стадии принять решение о прекращении производства по делу, которое является, как и иные решения, окончательным и обжалованию не подлежит. Основаниями прекращения являются:

- выявление оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению Конституционного Суда РФ (по сути дела, установление факта, что конституционная жалоба не соответствует критериям допустимости);

- установление факта, что вопрос, разрешаемый законом, конституционность которого предполагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Конституционный Суд РФ объявляет об окончании слушания дела, если придет к выводу, что все вопросы по жалобе были полно и всесторонне исследованы.

Решение Конституционного Суда РФ, принимаемое по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, называется постановлением (Конституционный Суд РФ в определенных случаях может принимать определения, о чем было сказано выше). Решения Конституционного Суда РФ в форме постановления подлежит обязательному опубликованию в официальном издании того государственного органа, который принял оспариваемый закон (как правило, по конституционным жалобам речь идет об опубликовании в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации"). Также постановления Конституционного Суда РФ публикуются в "Вестнике Конституционного Суда РФ". Решения Конституционного Суда РФ в форме определения публикуются в официальных изданиях, если об этом специально указано в резолютивной части определения.
8. Правовые последствия решений Конституционного Суда РФ.

Определения с "положительным содержанием"
Как уже отмечалось, в силу положений ст. 79 Закона о КС РФ акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу, т.е. считаются недействующими. Постановления Конституционного Суда РФ, которыми норма закона или ее отдельные положения признаны неконституционными, имеют такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа.

Обратную силу решение Конституционного Суда РФ имеет только в отношении лиц, подавших конституционную жалобу, при рассмотрении которой была установлена неконституционность правового акта.

Например, в Определении от 4 декабря 2000 г. N 243-О Конституционный Суд РФ указал <*>:

--------------------------------

<*> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2000 г. N 243-О "Об отказе в удовлетворении ходатайства государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автоматотехники" (НИЦИАМТ) об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ".
"Юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.

Обратной силой постановление Конституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении дел обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации граждан или объединений граждан (организаций), а также в отношении неисполненных решений, вынесенных до принятия этого постановления. Дела, которые послужили для заявителей поводом для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, во всяком случае подлежат пересмотру компетентными органами. Такой пересмотр осуществляется безотносительно к истечению пресекательных сроков обращения в эти органы и независимо от того, имеются или отсутствуют основания для пересмотра, предусмотренные иными, помимо Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", актами".
Из вышеприведенной правовой позиции следует, что если акт или его отдельные положения признаны неконституционными по жалобе заявителя, то его дело, в котором был применен закон, признанный неконституционным, должно быть пересмотрено компетентными органами без каких-либо дополнительных условий. При этом не имеет правового значения факт истечения процессуальных и давностных сроков для обжалования и пересмотра дела заявителя. Так же как не имеет значения наличие или отсутствие в процессуальном законодательстве соответствующего основания для пересмотра дела заявителя. По смыслу Закона о КС РФ само решение Конституционного Суда РФ о признании нормы неконституционной является достаточным основанием для нового рассмотрения дела заявителя.

Данный вывод вытекает из ч. 2 ст. 100 Закона о КС РФ, из которой следует, что, если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. По мнению Т.Г. Морщаковой, "словосочетание "во всяком случае" должно иметь самое широкое толкование. Такой пересмотр осуществляется безотносительно к истечению пресекательных сроков обращения и независимо от наличия оснований для пересмотра дела, предусмотренных иными актами, помимо Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> Шугрина Е.С. Практика обращения в Конституционный Суд РФ: Актуальные проблемы.
Конституционный Суд РФ уже неоднократно рассматривал вопрос о конституционности ограничения круга оснований пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам и сформулировал правовую позицию, согласно которой
"...введение жестко ограниченного по объему понятия вновь открывшихся обстоятельств, позволяющих возобновить уголовное дело, по существу освобождает государство от обязанности обеспечивать приоритетную защиту прав и свобод в случаях судебных ошибок, не выявленных в обычном надзорном порядке, и ограничивает право каждого защищать свои интересы в таких ситуациях всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции РФ)" <*>.

--------------------------------

<*> См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова" // ВКС РФ. 1996. N 2; Определение Конституционного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N 290-О // ВКС РФ. 2003. N 6; Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. N 36-О // ВКС РФ. 2001. N 4.
По сути, приведенная правовая позиция имеет общеотраслевое значение и должна применяться не только в отношении уголовных дел, но и в гражданском и административном процессах.

Закон о КС РФ не дает ответа на вопрос, кто выступает инициатором пересмотра дела заявителя; но, руководствуясь соответствующими процессуальными нормами (гражданскими, уголовными и т.д.), можно сделать вывод, что инициатором выступает сам заявитель, который подает заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в точном соответствии с требованиями процессуального закона и с соблюдением правил подсудности.

В этом случае может возникнуть вопрос о судьбе тех дел, которые также были разрешены в соответствии с законом, который позже был признан неконституционным, однако заинтересованные лица не выступали заявителями по конституционной жалобе. В отличие от предыдущей ситуации в отношении данной категории заинтересованных лиц применяется положение ч. 3 ст. 79 Закона о КС РФ, согласно которому "решения судов или иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях".

Из данной нормы закона следует, что право на пересмотр дел этой категории граждан не носит абсолютного характера как у граждан, выступавших заявителями по конституционной жалобе. Толкование данной нормы было дано Конституционным Судом РФ в Определении от 14 января 1999 г. N 4-О, принятом по жалобе гражданки И.В. Петровой <*>.

--------------------------------

<*> Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 1999 г. N 4-О "По жалобе гражданки Петровой И.В. на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" // ВКС РФ. 1999. N 2.
Следовательно, для граждан, не являвшихся заявителями по конституционной жалобе, действует общий порядок пересмотра судебных решений (пересмотр в порядке судебного надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам) либо они могут воспользоваться институтом обжалования в суд действий и решений органов власти и должностных лиц, если речь идет о пересмотре решений иных, кроме судов, правоприменительных органов. В этом случае право граждан на пересмотр судебных и иных правоприменительных решений ограничено нормами о сроках исковой давности, о процессуальных сроках, установленных для пересмотра дела в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.

Постановления Конституционного Суда РФ, принятые в связи с рассмотрением жалобы на нарушение конституционных прав и свобод, не всегда констатируют неконституционность закона или его отдельных положений. Нередко Конституционный Суд РФ приходит к выводу о том, что оспариваемый закон соответствует Конституции РФ. Но при этом Конституционный Суд РФ дает официальное толкование нормы закона, выявляя ее конституционно-правовой смысл. И это толкование становится обязательным как для законодателя, так и для правоприменителя и не может быть отвергнуто или преодолено в законодательной и правоприменительной практике. Встречаются такие постановления Конституционного Суда РФ, в которых выявленный конституционный смысл правовой нормы расходится с толкованием, придаваемым этой норме иными судами и другими правоприменительными органами, в результате чего нарушаются конституционные права и свободы <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова" // ВКС РФ. 2001. N 3.
Т.Г. Морщакова в уже упоминавшемся выступлении обратила внимание, что есть несколько достаточно действенных средств защиты, которые редко используются заявителями. Одним из таких средств является ходатайство о разъяснении решения Конституционного Суда РФ. В текст ходатайства рекомендуется включать описание правоприменительной практики, которая сложилась после принятия решения Конституционным Судом РФ, если ей придается истолкование, расходящееся с конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ.

По общему правилу с таким ходатайством может обращаться только заявитель. На практике это означает, что все лица, кому разослано решение суда (например, по делу обманутых вкладчиков текст постановления суда рассылался примерно двум тысячам вкладчиков - соответственно, любой из них мог обратиться с ходатайством о разъяснении постановления). Процедура рассмотрения таких ходатайств аналогична процедуре принятия обычного постановления.

Другим средством защиты является просьба о распространении ранее выраженной правовой позиции Конституционного Суда РФ на новые дела. У заявителя есть право просить об этом суд в своем обращении. Фактически в этом случае Конституционный Суд РФ принимает определение об отказе в принятии дела. Но, по сути, этот отказ является "положительным" для заявителя - на него распространяется соответствующая правовая позиция, в таком определении суд может давать толкование норм обжалуемого закона, правоприменительной практики" <*>.

--------------------------------

<*> Шугрина Е.С. Практика обращения в Конституционный Суд РФ: Актуальные проблемы.
В практике Конституционного Суда РФ встречаются определения, получившие название "определений с положительным содержанием". Конституционный Суд РФ в результате рассмотрения конституционной жалобы может прийти к выводу, что для разрешения поставленного заявителем в жалобе вопроса не требуется вынесение предусмотренного ст. 71 Закона о КС РФ итогового решения в виде постановления. Как правило, к такому выводу Конституционный Суд РФ приходит тогда, когда в жалобе оспариваются такие же нормативные положения, какие ранее им уже были признаны не соответствующими Конституции РФ.

Определения с положительным содержанием также являются основанием для пересмотра дела заявителя, как и постановления Конституционного Суда РФ, которыми установлена неконституционность нормы или выявлен конституционно-правовой смысл нормы, с которым расходилась правоприменительная практика. В резолютивной части определения с положительным содержанием Конституционный Суд РФ отдельным пунктом указывает, что дело заявителя должно быть пересмотрено.

Подводя итог рассмотренным вопросам, можно предложить адвокатам следующий алгоритм подготовки конституционной жалобы:

- провести тщательный анализ документов, представленных заявителем с целью определения надлежащего заявителя по конституционной жалобе, конкретной нормы закона, которая была применена в деле заявителя, а также в целях проверки, что именно данная норма закона указана в судебном решении или акте иного органа;

- проверить, является ли примененный в деле заявителя закон действующим, не отменен ли он, не признан ли неконституционным;

- рассмотреть иные варианты защиты нарушенного права заявителя, кроме обращения в Конституционный Суд РФ;

- определить конституционное право или свободу, которые были нарушены;

- изучить практику Конституционного Суда РФ (как постановления, так и определения), касающуюся данного конституционного права;

- при получении уведомления Секретариата Конституционного Суда РФ проанализировать перечисленные аргументы, по которым жалоба не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом РФ. Возможно, что в ответе содержатся "скрытые" рекомендации о том, как лучше составить конституционную жалобу и устранить имеющиеся недостатки.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   41

Глава 18. НАВЫКИ РАБОТЫ С ЕВРОПЕЙСКИМ СУДОМ

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
1. Несколько общих замечаний
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): порядок обращения, процедура рассмотрения, обязательность решений Европейского суда - все вышеназванное относится в настоящее время к одной из наиболее "раскрученных" тем для публикаций. В книжных магазинах, на веб-сайтах различных организаций можно найти достаточно информации, чтобы сформировать свое мнение об этом международно-правовом органе <*>.

--------------------------------

<*> См., например: Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека: практика и комментарии. М., 1997; Европейский суд по правам человека. Избранные решения. М., 2000; Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М., 2001; Европейский суд по правам человека и защита свободы слова в России. М., 2002; Европейские стандарты права на справедливое судебное разбирательство и российская практика. Екатеринбург, 2003; Глашев А.А. Адвокатура и адвокатская деятельность в решениях Европейского суда по правам человека. М., 2004; Право на свободу и личную неприкосновенность: европейские стандарты и российская практика. Екатеринбург, 2005; Стандарты Европейского суда по правам человека и российская правоприменительная практика / Под ред. М. Воскобитовой. М., 2005.
Практическая сторона работы с Европейским судом по правам человека предполагает наличие определенных навыков у юриста, чтобы быть успешным в работе с этим судом.

В чем же заключается особенность тех навыков, которые необходимы при обращении в Европейский суд по правам человека? Конечно, адвокату потребуются все то, что он использует в своей практике внутри Российской Федерации, но ему необходимо будет взглянуть на эти навыки с другой точки зрения, а также добавить в свой арсенал некоторые дополнительные навыки, например умение читать решения Европейского суда по правам человека.

Но прежде чем подробно описать особенности необходимых адвокату навыков, следует обратить внимание на схему рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека (Приложение 1).

Итак, для заявителя, а значит, и для адвоката, его представляющего, общение с Европейским судом происходит в несколько этапов, и каждому из этапов соответствуют свои основные навыки.

Приложение 1
Жалоба заявителя

\

\

\/

Секретариат Европейского суда по правам человека

Юристы Секретариата анализируют жалобу

и готовят все необходимые материалы

/ │ \

/ │ \

\/ │ \/

Комитет (3 судьи) │ Палата (7 судей)

Единогласное решение о │ Коммуникация 1: ответы на вопросы

неприемлемости или жалоба │ ЕСПЧ и обмен возражениями между

передается на рассмотрение │ Правительством и заявителем по

в Палату │ вопросу приемлемости и по существу;

На этом этапе отклоняется │ 1) решение по вопросу о приемлемости

более 90% │ Признается приемлемыми до 50% жалоб

зарегистрированных жалоб │ Коммуникация 2: ответы на вопросы

│ ЕСПЧ по существу;

───────────────────> │ 2) постановление по существу

│ В 95% приемлемых жалоб признается

│ нарушение

│ ┌─────────────────────────────┐

│ │ │

\ / \ / │

Большая Палата (17 судей) │

1) апелляционные полномочия │

В течение трех месяцев с момента вынесения постановления Палатой │

стороны могут обратиться с апелляцией в Большую Палату, решение │

об этом принимает коллегия из пяти судей; │

2) рассмотрение дел между государствами; │

3) рассмотрение дел в случае вынесения решений, противоречащих │

предыдущей практике суда │

Палата может передать дело на рассмотрение Большой Палаты, │

если есть основания полагать, что практика ЕСПЧ может поменяться │

в случае вынесения постановления │

│ │

│ │

\ / │

Комитет министров Совета Европы <─────────────────┘

Исполнение решений ЕСПЧ
2. Выстраивание отношений с клиентом

по подготовке жалобы
Основным на данном этапе является:

а) установление психологического контакта с клиентом и выяснение фактических обстоятельств дела и целей заявителя;

б) разъяснение ему процедуры рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека, а также того, что именно заявитель может получить в результате процедуры, а что - нет;

в) проверка правил приемлемости.
Интервью
Первым шагом, что вполне предсказуемо, является интервью клиента. Устанавливая психологический контакт, адвокат должен иметь в виду, что его работа с клиентом может продлиться в течение пяти-шести лет и иметь большие перерывы между отдельными этапами процедуры. Поэтому адвокату необходимо с самого начала завоевать доверие клиента и стараться поддерживать его на протяжении всей работы. Что касается оформления отношений представительства, то у этого суда существует собственная форма доверенности, отличительной чертой которой является наличие подписи представителя, удостоверяющей тот факт, что он принимает на себя обязательства по ведению дела.


Во время интервью важно точно выяснить фактические обстоятельства, постараться определить относимые и неотносимые факты, а также проверить, может ли заявитель подтвердить документально каждый из тех фактов, на которые ссылается. Адвокат уже на этом этапе должен смотреть на факты через призму предмета ведения Европейского суда по правам человека, т.е. могут ли потенциально данные фактические обстоятельства быть квалифицированы как нарушение одной из статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <*>.

--------------------------------

<*> Информацию о стандартах Европейского суда по правам человека можно найти на сайтах , , , . На этих сайтах размещены книги тех авторов, которые готовили обзоры практики Европейского суда, эти книги могут помочь юристу сориентироваться, что Европейский суд может признать нарушением.
В том случае, если фактические обстоятельства скорее всего не относятся к сфере интересов Европейского суда, то лучше об этом сразу сказать клиенту и объяснить, почему его жалоба не будет рассмотрена в Европейском суде по правам человека. Если потенциальный заявитель продолжает настаивать на подготовке и подаче жалобы, то в этом случае предпочтительнее дать общие рекомендации к оформлению жалобы, но не принимать на себя полномочия представительства.

Если фактические обстоятельства заявителя таковы, что адвокат может оценить их как потенциальное нарушение, то он должен вместе с клиентом подобрать доказательства. Европейский суд считает доказательствами любые документы, медицинские справки, экспертные заключения, судебные решения, фотографии, видеозаписи, иными словами, любые свидетельства того, что заявитель говорит правду. Отдельно стоит упомянуть такие доказательства, как свидетельские показания, которые можно собрать специально для Европейского суда.
Например, если заявитель обжалует факт применения пыток и он говорит, что это может подтвердить его сосед по камере, то можно представить письменные показания этого соседа как доказательство, подтверждающее действительность позиции заявителя.
Адвокату целесообразно заверять такие показания у нотариуса. Это необходимо не столько для Европейского суда по правам человека, сколько для представителя Российской Федерации в Европейском суде, который скорее всего поставит под сомнение такое доказательство. Как правило, необходимость во "вновь созданных" доказательствах возникает по делам о применении пыток и нарушения права на жизнь, в частности по жалобам из Чечни.
Критерии приемлемости
В ходе интервью адвокат также должен выяснить вопросы приемлемости жалобы. Правила (критерии) приемлемости представляют собой определенный набор условий, при наличии которых жалоба будет рассмотрена Европейским судом по существу. Ниже приводится сводная таблица критериев приемлемости не только для Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), но и для двух других международно-правовых органов, открытых для обращений против России: Комитета по правам человека ООН (КПЧ ООН) и Комитета против пыток ООН (КПП ООН) <*> (Приложение 2).

--------------------------------

<*> КПЧ ООН вынес уже несколько решений, таких как "Гридин против России", "Ланцова против России" и других, в которых признал Россию виновной в нарушении прав человека, КПП ООН пока не рассмотрел ни одной жалобы против РФ, хотя основной причиной этого является отсутствие жалоб против России.
Приложение 2
Сравнительная таблица критериев приемлемости

для обращения в Европейский суд по правам человека,

Комитет по правам человека ООН, Комитет против пыток ООН
┌───────────────┬─────────────────────────┬──────────────────────┐

│ Правила │ ЕСПЧ │ КПЧ ООН, КПП ООН │

│ приемлемости │ │ │

├───────────────┼─────────────────────────┴──────────────────────┤

│КТО? │Физические лица, юридические лица │

│ │Граждане, иностранцы, лица без гражданства, │

│ │лица с двойным гражданством │

│ │Совершеннолетние дееспособные; душевнобольные, │

│ │несовершеннолетние │

├───────────────┼─────────────────────────┬──────────────────────┤

│ПРОТИВ КОГО? │Государства - члены Сове-│Государства, подписав-│

│ │та Европы, ратифицировав-│шие и ратифицировавшие│

│ │шие ЕКПЧ и протоколы │МПГПП и первый факуль-│

│ │к ней │тативный протокол к │

│ │ │нему для КПЧ ООН │

│ │ │Государства, подписав-│

│ │ │шие и ратифицировавшие│

│ │ │Конвенцию против пыток│

│ │ │и признавшие полномо- │

│ │ │чия КПП ООН по рас- │

│ │ │смотрению индивидуаль-│

│ │ │ных жалоб │

├───────────────┼─────────────────────────┼──────────────────────┤

│КОГДА? │С 5 мая 1998 г. │С 1 января 1992 г. │

├───────────────┼─────────────────────────┼──────────────────────┤

│ │В течение 6 месяцев с │ │

│ │момента: │ │

│ │- принятия последнего │ │

│ │ судебного решения; │ │

│ │- нарушения прав челове- │ │

│ │ ка; │ │

│ │- получения информации о │ │

│ │ нарушении прав челове- │ │

│ │ ка │ │

├───────────────┼─────────────────────────┴──────────────────────┤

│Исчерпание │Судебное обжалование до кассационной инстанции, │

│средств внут- │исчерпание надзорного порядка после подачи │

│ренней правовой│обращения в международно-правовые органы │

│защиты │ │

├───────────────┼─────────────────────────┬──────────────────────┤

│КАК? │Только в отношении прав, │Только в отношении │

│ │предусмотренных ЕКПЧ │прав, предусмотренных │

│ │ │МПГПП │

│ │ │При обращении в КПП │

│ │ │ООН только в отношении│

│ │ │пыток │

├───────────────┼─────────────────────────┴──────────────────────┤

│Содержание об- │Разделять описание фактов и описание нарушений │

│ращения (описа-│в разных разделах, для всех международно-право- │

│ние фактов) │вых органов принципиально, чтобы описание фак- │

│ │тов излагалось четко, безэмоционально, в хроно- │

│ │логическом порядке, а также каждый факт должен │

│ │быть подтвержден доказательствами, которые при- │

│ │лагаются к жалобе │

├───────────────┼─────────────────────────┬──────────────────────┤

│Обоснованность │Необходимо в жалобе сле- │Важно понимать значе- │

│ │довать той концепции прав│ние и структуру прав, │

│ │человека, которая принята│предусмотренных МПГПП,│

│ │в ЕСПЧ, использовать ком-│в соответствии с общи-│

│ │ментарии к ЕКПЧ, а также │ми комментариями КПЧ │

│ │прецеденты ЕСПЧ │ООН (general comments)│

│ │, │

│ │ │

├───────────────┼─────────────────────────┴──────────────────────┤

│Злоупотребление│Общий запрет оскорбительных высказываний в адрес│

│правом │государства или должностных лиц │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────────┤

│Анонимность │Общий запрет анонимности обращений, хотя заяви- │

│ │тель может ходатайствовать о том, чтобы его имя │

│ │публично не разглашалось │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────────┤

│Повторность │Общий запрет обращаться с одинаковой жалобой │

│обращений │(один и тот же заявитель, один и тот же предмет │

│ │обращения) в разные международно-правовые │

│ │инстанции │

└───────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
Среди названных критериев приемлемости некоторые являются сугубо формальными, например шестимесячный срок, который отсчитывается, как правило, от даты окончательного судебного решения, а именно кассационного определения, и является пресекательным, т.е. пропуск этого срока является абсолютным основанием для отклонения жалобы как неприемлемой. Такое основание, как содержание обращения, в большей мере является оценочным, но шансы жалобы повышаются, если адвокат знает, что именно является предметом интересов Европейского суда, т.е. знаком с его решениями, прецедентами и общими подходами.

Опять-таки если адвокат обнаружил, что хотя бы один из критериев приемлемости отсутствует, то ему лучше подробно и обстоятельно объяснить клиенту, что его жалоба может быть признана неприемлемой, но помочь ему оформить жалобу, если тот настаивает.
Первичное консультирование
Выяснив всю необходимую фактическую информацию и соблюдение условий приемлемости, адвокат должен разъяснить порядок рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека, включая такие аспекты, как:

- обязанность доказать нарушение прав заявителя лежит на заявителе;

- длительность рассмотрения, которая составляет в среднем пять лет;

- процентное соотношение неприемлемых и приемлемых жалоб (Приложение 1);

- необходимость ограничиться только теми аспектами, которые могут представлять интерес для Европейского суда по правам человека;

- невозможность обжаловать решение о неприемлемости;

- адрес, который будет указан для переписки с Европейским судом по правам человека;

- и некоторые другие аспекты.

Хотелось бы подчеркнуть, что адвокат должен обязательно выяснить цели клиента и достаточно подробно рассказать о том, что Европейский суд по правам человека не обязывает государство предпринять какие-либо действия в пользу заявителя: вернуть квартиру, пересмотреть приговор суда и т.д., хотя существует общее обязательство государства восстановить нарушенное право. Европейский суд по правам человека в своих решениях может только признать, что право заявителя было нарушено, и присудить ему справедливую компенсацию, как правило, морального вреда.

Поскольку процедура рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека в значительной мере отличается от судебных процедур в России, возможно, адвокату будет полезным подготовить письменное разъяснение для клиента и попросить его подписать второй вариант такого разъяснения и оставить себе, чтобы обезопасить себя от обвинений в непрофессионализме или других профессиональных нарушениях. Это связано в основном с тем, что клиент слишком погружен в свою проблему и свои эмоциональные переживания и часто не воспринимает тех разъяснений, которые ему дает адвокат. Это может привести к разногласиям между клиентом и его представителем в тот момент, когда нужно сосредоточиться на подготовке документов для суда, и юрист будет вынужден выяснять свои отношения с клиентом.
3. Подготовка формуляра жалобы
После того как адвокат выяснил все фактические обстоятельства дела, проверил соблюдение условий приемлемости, собрал доказательства, которые подтверждают фактические обстоятельства, и разъяснил порядок рассмотрения жалобы, предмет обращения, результаты обращения в Европейский суд по правам человека, он может приниматься за написание формуляра жалобы.
Формуляр
Формуляр <*> разработан таким образом, чтобы после первого прочтения можно было бы сделать первые выводы о приемлемости, и включает следующие разделы:

--------------------------------

<*> Формуляр жалобы можно найти на сайте .
- данные о заявителе (необходимо заполнять все пункты!);

- данные о представителе (на этапе направления жалобы наличие представителя необязательно);

- фактические обстоятельства дела (самый важный пункт!);

- описание нарушений;

- указание окончательного и остальных решений, принятых внутригосударственными органами;

- указание на обращение в другие международные инстанции;

- предмет нарушения (точнее, просительная часть, где указывается, какие именно права заявитель просит признать нарушенными);

- список приложений.
Описание фактов
Как уже было указано, самым важным пунктом в формуляре является описание фактов. Во-первых, именно факты объявляются приемлемыми, а не то, как адвокат их квалифицировал. Во-вторых, потенциально Европейский суд по правам человека может расширить круг рассматриваемых нарушений, но не может и не будет расширять фактические обстоятельства, поэтому, направляя формуляр, заявитель и адвокат тем самым ограничивают круг фактических обстоятельств, которые будут рассматриваться судом, иными словами, определяют предмет исследования для Европейского суда по правам человека. Безусловно, это не относится к вновь возникшим обстоятельствам после направления формуляра.

В связи с этим можно выделить две стратегии представления дел в Европейском суде по правам человека. В рамках первой стратегии следует описать максимально широко все фактические обстоятельства, даже если они не слишком хорошо доказаны, а также заявить о нарушении максимально возможного количества прав. Преимущество этой стратегии заключается в том, что заявитель избегает опасности не указать какой-нибудь важный факт, а адвокат - обвинений в том, что он пренебрег интересами клиента. В то же время опасность этой стратегии заключается в том, что в объеме фактических обстоятельств может "потеряться" правовая проблема, в связи с чем жалоба может быть признана неприемлемой как явно необоснованная - manifestly ill-founded. Кроме того, сама жалоба может рассматриваться более длительное время, чем жалобы других заявителей, по времени поданные одновременно с ней.

Вторая стратегия состоит в том, чтобы отобрать наиболее четкие и однозначные фактические обстоятельства, которые хорошо подтверждены доказательствами, и заявить о нарушение одного - трех прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека. Преимущество этой стратегии заключается в том, что жалоба становится простой и очевидной, а значит, увеличиваются ее шансы быть объявленной приемлемой. Кстати, большинство из объявленных приемлемыми жалоб и вынесенных постановлений Европейского суда по правам человека можно отнести ко второй категории жалоб. Основной недостаток этой стратегии заключается в том, что позже добавить какие-либо фактические обстоятельства к первоначально заявленным практически невозможно.

Выбор первой или второй стратегии в основном зависит от личного выбора заявителя и адвоката. Этот выбор прежде всего определяется существом дела, и обе стратегии можно применять, но помнить и учитывать их недостатки и стараться избежать негативных для доверителя последствий
Описание нарушений
В разделе "Описание нарушений" необходимо показать, в чем именно выразилось нарушение. Поэтому для заполнения этого раздела адвокату необходимо знать хотя бы общие подходы Европейского суда по правам человека к анализу прав, гарантированных указанной Конвенцией.

Анализ прав, гарантированных ст. 2 и 3: право на жизнь и запрет пыток, следует проводить по трем основным параметрам:

1) выполнение негативных обязательств государства, иными словами, действительно ли государственные служащие, сотрудники милиции и т.д. убили (избили) заявителя;

2) выполнение позитивных обязательств не допустить таких действий: обучение сотрудников спецслужб, планирование операций, контроль за действиями сотрудников спецслужб и т.д.;

3) процессуальные обязательства по расследованию факта избиения или убийства.

Следует отметить, что Европейский суд по правам человека признает нарушение права, если государство-участник не исполнило хотя бы одно из вышеназванных обязательств. На практике чаще всего указанный суд признает нарушение в связи с неисполнением позитивных или процессуальных обязательств, так как достаточно сложно доказать факт причинения смерти именно сотрудниками государственных органов, как, впрочем, и факт избиения.

Анализ права на свободу и личную неприкосновенность и права на справедливое судебное разбирательство зависит от конкретных обстоятельств. Статьи 5 и 6 Европейской конвенции по правам человека являются наиболее комплексными, и практика суда по этим статьям очень большая. Поэтому практически каждое слово в этих статьях представляет собой отдельную правовую концепцию <*>.

--------------------------------

<*> См.: Маковей М., Разумов С.А. Европейская конвенция о защите прав человека. Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность. М., 2002; Молл Н., Харби К., Алексеева Л.Б. Европейская конвенция о защите прав человека. Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство. М., 2002; Европейские стандарты права на справедливое судебное разбирательство и российская практика. Екатеринбург, 2003; Право на свободу и личную неприкосновенность: европейские стандарты и российская практика. Екатеринбург, 2005.
Схема анализа прав и свобод, гарантированных ст. 8 - 11, как и почти всех остальных прав Европейской конвенции по правам человека, иная. Необходимо:

- указать, какое именно право было нарушено, например право на свободу слова журналиста или право на доступ к информации общественности в случае экологически неблагополучной ситуации, оба из которых защищаются в рамках ст. 10;

- определить, каким именно образом было произведено вмешательство в осуществление заявителем своего права;

- исследовать законность вмешательства, т.е. существует ли нормативный акт, предусматривающий такое вмешательство, и является ли он достаточно четким, однозначно толкуемым, доступным и мог ли заявитель соотносить свои действия с этим нормативным документом;

- сравнить цели вмешательства с исчерпывающим списком, указанным в ч. 2 каждой из вышеназванных статей,

- обосновать, что такое вмешательство не было "необходимым в демократическом обществе", т.е. не был соблюден баланс общественных и частных интересов в данном случае.

Как правило, заявитель и его адвокат доказывают, что вмешательство было незаконным, т.е. примененный нормативный акт был не в достаточной мере четким и однозначным, а также то, что вмешательство не было пропорциональным, т.е. не был соблюден баланс общественных и частных интересов.

Тем не менее для обоснования своей жалобы нет необходимости подробно знать практику Европейского суда по правам человека, от адвоката требуется дать собственную оценку фактических обстоятельств.

Например, в фактических обстоятельствах указывается:
25 января 2004 г. Заявитель ходатайствовал о вызове в качестве свидетеля г-на А., который, по словам Заявителя, видел его в момент совершения преступления в другом месте. Заявителю было отказано в удовлетворении этого ходатайства в связи с тем, что свидетель А. является бывшим одноклассником подсудимого, поэтому у суда нет оснований доверять его показаниям.
Затем в описании нарушений следует анализ этой ситуации:
В отношении Заявителя было нарушено право на справедливое судебное разбирательство, которое выразилось в том, что Заявитель не имел возможности допросить свидетеля А. в свою защиту на тех же условиях, на которых допрашивались свидетели обвинения, хотя показания этого свидетеля были очень важными и могли повлиять на приговор суда в целом. Таким образом, в отношении Заявителя было нарушено право, гарантированное ст. 6 (3d) Конвенции. Кроме того, суд, не выслушав свидетеля защиты, заранее указал, что не доверяет этим показаниям, в связи с чем Заявитель полагает, что было нарушено его право на рассмотрение его дела беспристрастным судом, гарантированное статьей 6 (1) Конвенции.
Это пример одной из возможных интерпретаций фактических обстоятельств через призму практики Европейского суда по правам человека. В данном случае предложен авторский стиль изложения описания нарушений, и каждый адвокат, представляющий интересы заявителей в суде, может выработать свой собственный стиль, но при этом обязательно следует четко проводить грань между изложением фактов и изложением предположительных нарушений прав заявителя.
Подтверждение исчерпанности средств правовой защиты
Для проверки исчерпанности внутригосударственных средств защиты в формуляре поставлено три вопроса:

- окончательное судебное решение, как правило, кассационное определение;

- список других решений, принятых по делу;

- существуют ли еще какие-либо средства правовой защиты, к которым мог прибегнуть заявитель.

Последний вопрос требует некоторых пояснений. Применительно к России в этом вопросе можно указать, обращался или нет заявитель в надзорном порядке. Поскольку в Европейский суд по правам человека и надзорную инстанцию возможно обратиться одновременно, то в этом пункте можно написать:

а) заявитель имеет право обратиться в надзорном порядке, но не намерен этого делать, так как надзорный порядок является неэффективным <*>;

--------------------------------

<*> Надзорный порядок признан неэффективным в ряде решений Европейского суда по правам человека: AO "Uralmash" v. Russia, решение от 4 сентября 2003 г., Berdzenishvili v. Russia, решение от 29 января 2004 г. Denisov v. Russia, решение от 6 мая 2004 г.
б) заявитель обратился в надзорном порядке (и уточнить, когда и в какой именно суд).

Остальные разделы формуляра не требуют специального комментария, просто заявителю и его представителю следует ответить на вопросы.
Язык формуляра
Формуляр жалобы следует писать на русском языке. Это требования связано с тем, что, как правило, заявитель и его представитель понятно и грамотно с правовой точки зрения могут написать только на русском языке. Переводчики, к услугам которых может прибегнуть российский адвокат, чаще всего не владеют правовой терминологией и не могут правильно перевести правовой документ на английский или французский язык. В Секретариате Европейского суда по правам человека работают квалифицированные юристы, которые владеют и русским, и английским, и французским языками, поэтому лучше доверить перевод фактических обстоятельств им, а затем пользоваться их терминологией.
Предварительное обращение
Существует еще одна маленькая хитрость при направлении жалобы. Если до истечения шестимесячного срока, который является очень жестким, остается неделя, то в адрес Европейского суда по правам человека можно выслать предварительную жалобу. Она не должна соответствовать какой-то определенной форме, но адвокату и заявителю следует указать все фактические обстоятельства, которые они хотели бы представить суду, так как все, что говорилось выше об описании фактов, применимо и к предварительной жалобе.
Направление формуляра
Формуляр жалобы совместно с приложениями направляется в Европейский суд по правам человека заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу:
Au Secretaire de la Cour

Europeenne des Droits de l-Homme

Conseil de l-Europe

F-67075 Strasbourg Cedex
Регистрация жалобы в Европейском суде по правам человека
Как правило, уведомление о вручении возвращается отправителю через три-четыре недели. Если формуляр жалобы был заполнен правильно с точки зрения Секретариата Европейского суда по правам человека, то примерно через два-три месяца заявитель получит письмо о регистрации его жалобы, в котором будет указано, что жалоба будет рассмотрена, как только представится возможность.

Регистрационный номер жалобы следует указывать в любом письме, которое заявитель в последующем будет направлять в Европейский суд по правам человека. Суд также указывает этот номер в переписке с заявителем и его адвокатом. Следует отметить, что Европейский суд по правам человека высылает письма только в один адрес, поэтому заявителю и адвокату необходимо договориться, на какой адрес будут поступать письма из суда. Если в формуляре указаны данные представителя, то суд по умолчанию будет направлять письма в его адрес.

Если Секретариат счел, что формуляр заполнен ненадлежащим образом или заявитель высылал письмо в произвольной форме, то обращение будет зарегистрировано как предварительное, и заявителю предложат в течение года с момента предварительной регистрации направить формуляр жалобы, иначе по истечении года временное досье будет уничтожено.
После регистрации
После регистрации формуляра многие заявители полагают, что жалоба будет рассмотрена Европейским судом по правам человека по существу. Это неверное представление. Регистрация означает только то, что жалоба поставлена в очередь и будет проанализирована юристами Секретариата.

По опыту можно сказать, что период неопределенности дальнейшей судьбы жалобы составляет порядка двух-трех лет. В течение этого времени обращение заявителя и приложенные документы рассматриваются сотрудниками и судьями Европейского суда по правам человека. Заявитель и его адвокат могут узнать только их выводы.

В худшем случае заявитель получает письмо, в котором его уведомляют о решении о неприемлемости. Это решение принимается единогласно тремя судьями без указания мотивов. В письме лишь дается общая ссылка на ст. 34 - 35 Европейской конвенции по правам человека. Решение нельзя обжаловать, поэтому заявителю остается только принять его. Как уже указывалось выше, более 90% жалоб отклоняются в таком порядке.
4. Коммуникация
В лучшем случае, наступает второй этап работы с Европейским судом по правам человека - коммуникация. На этом этапе заявителю и его адвокату необходимо оформить ряд формальных документов:

- доверенность представителя (если она не была оформлена ранее);

- legal aid <*> на подготовку письменных документов;

--------------------------------

<*> Далее будет использоваться этот термин, который в переводе с английского языка означает - денежные средства, выделяемые на оплату услуг адвоката.
- а также ответить на вопрос суда о своих предпочтениях относительно устного или письменного порядка рассмотрения жалобы.

Но главным на этом этапе является то, что заявитель должен подготовить меморандум, о котором речь пойдет ниже.

Второй этап начинается с того, что заявитель получает письмо, в котором ему сообщают о направлении его жалобы на рассмотрение Правительства <*>. К этому письму прилагаются описание фактов на английском языке, как их суммировали юристы суда, а также вопросы сторонам, т.е. заявителю и Правительству. Такое письмо Европейского суда по правам человека означает, что жалоба коммуницирована и решение по вопросу приемлемости и, возможно, по существу будет выносить Палата и оно будет мотивированным. В вышеназванном письме Европейского суда по правам человека будут определены даты представления возражений Правительства на русском и английском языках. После получения меморандума Правительства Европейский суд по правам человека направит его заявителю для того, чтобы он имел возможность ответить на вопросы суда и возразить на меморандум Правительства. Как правило, и Правительству, и заявителю предоставляется восемь недель для предоставления своего меморандума. В течение того времени, пока заявитель ожидает меморандум Правительства, следует разрешить с судом ряд процедурных вопросов, которые упоминались выше.

--------------------------------

<*> Далее термин "Правительство" означает сторону - процессуального оппонента заявителя, так как это устоявшийся термин для Европейского суда, хотя в России интересы государства в Европейском суде представляет Уполномоченный по правам человека в РФ в Европейском суде по правам человека, назначенный указом Президента РФ. Этот пост в настоящее время занимает А.А. Лаптев.
Оформление доверенности
Если заявитель направлял жалобу самостоятельно, то на этапе коммуникации суд попросит его выбрать себе юридического представителя, т.е. заявитель должен будет направить доверенность с указанием имени и других данных представителя в адрес суда.

Как уже было сказано, доверенность должна быть подписана адвокатом в знак того, что он принимает на себя обязательства представительства. Формально, в соответствии с правилом 36 (4) Регламента Европейского суда по правам человека представлять интересы заявителя может адвокат, имеющий право практиковать в своей стране. Но пока суд не требует жесткого исполнения этого правила по российским жалобам. Это связано с тем, что в нашей стране по большому кругу дел, за исключением уголовных, в суде могут выступать не только адвокаты, но и юристы, не имеющие этого статуса, а также с тем, что в России пока ограничен круг адвокатов, которые могут на адекватном уровне представлять интересы заявителей.
Приложение 3
Европейский суд по правам человека

ДОВЕРЕННОСТЬ <*>

(ст. 36 Регламента Суда)

Я, ...........................................................

..............................................................

(имя, фамилия, отчество, адрес заявителя)
настоящим уполномочиваю ......................................
..............................................................

(имя, фамилия, отчество, адрес представителя)

представлять мои интересы при рассмотрении дела в Европейском суде

по правам человека, а также в любом другом последующем судопроиз-

водстве, предусмотренном Европейской конвенцией по правам челове-

ка, касательно моей жалобы, представленной в соответствии со

ст. 34 Конвенции против
..................................................................

(государство-ответчик)
..................................................................

(дата первого обращения)
..................................................................
..................................................................

(место и дата)
..................................................................

(подпись заявителя)
Указанные полномочия принимаю

..................................................................

(подпись представителя)
--------------------------------

<*> Доверенность должна быть заполнена и подписана заявителем, а также адвокатом либо иным лицом, уполномоченным выступать в качестве представителя.
Legal aid
Если заявитель не может оплатить услуги адвоката, то он может обратиться в Европейский суд по правам человека с просьбой о предоставлении legal aid. Следует учитывать, что legal aid предоставляется непосредственно юристу, поэтому заявителю в запросе следует указать, кто именно будет представлять его интересы. В ответ на запрос заявителя суд вышлет ему форму с вопросами о его финансовом положении: размер заработной платы, наличие движимого и недвижимого имущества, займов, залогов, ценных бумаг, иждивенцев. Форма составлена на английском языке и заполнять ее следует также на английском языке. Форма заполняется в трех экземплярах, каждый из которых подписывается заявителем, два из них направляются в Европейский суд по правам человека, а третий остается у заявителя (или его юридического представителя). Информация о запросе legal aid передается Правительству, но суд решает этот вопрос самостоятельно, так как legal aid оплачивается из его бюджета. Если вопрос решен положительно, то суд вышлет юридическому представителю форму подтверждения предоставления legal aid, в которой будет определен размер выделенной суммы. Представитель должен подписать эту форму, а также форму с указанием реквизитов его счета. Эти формы также подписываются в трех экземплярах и два из них следует отправить в суд. Сумма выделяемого legal aid, как правило, невелика, она составляет 600 - 700 евро, которые включают оплату составления письменных возражений и секретарские расходы. Эта сумма одинакова для всех стран Совета Европы. Представитель получает перевод на определенную судом сумму на свой банковский счет в течение двух-трех месяцев.

Следует отметить, что суд всегда в своих письмах инструктирует заявителей и их представителей о том, когда, что и как нужно сделать, поэтому важно следовать этим инструкциям.
Запрос о порядке разбирательства
В этот же период, как правило, заявитель получает запрос Европейского суда по правам человека относительно того, какой порядок слушаний предпочтет заявитель. Если заявитель хотел бы, чтобы его дело рассматривалось в устном слушании, то он должен об этом сообщить суду, указав причины своего выбора, например, принципиальность этого дела для правовой практики в России или противоречивость фактических обстоятельств. В любом случае, даже если обе стороны - заявитель и Правительство - предпочтут устное слушание, суд будет решать этот вопрос по своему усмотрению. Следует отметить, что общим порядком является письменное рассмотрение дел, устное - скорее исключение <*>.

--------------------------------

<*> Более подробно об устном и письменном порядке рассмотрения дела см. далее.
Подготовка меморандума
К тому времени как заявитель и его представитель оформят все предыдущие процедурные бумаги, скорее всего, суд вышлет меморандум Правительства, т.е. ответы Правительства на те вопросы, которые поставил суд, а также укажет дату представления меморандума.

К вопросам суда следует относиться очень внимательно. Они показывают заявителю и его представителю, какие именно правовые аспекты заинтересовали суд в жалобе. Кроме того, суд будет рассматривать только те вопросы, которые он коммуницировал, т.е. вопросами ограничиваются "предмет и основания иска" заявителя. По общему правилу, суд не будет возвращаться к рассмотрению тех аспектов жалобы, которые остались за пределами поставленных вопросов <*>.

--------------------------------

<*> В некоторых случаях, когда заявитель и его юрист полагают, что другие аспекты также заслуживают рассмотрения, они могут обратить внимание суда на них еще раз, что в редких случаях может привести к дополнительной коммуникации.
Итак, перед подготовкой своих возражений заявитель и его представитель располагают:

- своей жалобой (с приложениями);

- фактами, которые обобщены юристами суда;

- вопросами юристов;

- меморандумом Правительства (на русском и английском языках) с приложениями, если они есть.

Подготовка возражений отличается от написания жалобы тем, что факты уже презюмируются установленными. Поэтому основная цель обмена меморандумами - уточнить правовые позиции сторон.
Структура меморандума
В отличие от формуляра жалобы для меморандума не существует определенной четкой формы, поэтому можно предложить только авторское видение построения этого документа. В качестве образца использованы непосредственно решения Европейского суда по правам человека. Так, меморандум может включать следующие разделы:

- "процедурный" (с указанием, когда жалоба была зарегистрирована, когда коммуницирована, когда был получен ответ Правительства);

- описание фактов (этот раздел факультативный: если заявитель согласен с изложением фактов, подготовленным судом, то их можно не повторять заново, указав, что факты представлены правильно, если заявитель полагает, что факты изложены с искажениями, то их можно описать еще раз, уточнив искаженные моменты);

- ответы на вопросы;

- предмет обращения (еще раз указать, какие права заявитель считает нарушенными в отношении себя).
Ответы на вопросы Европейского суда по правам человека
Ответы на вопросы можно назвать основной частью меморандума. Несколько примеров таких вопросов:

- Определялись ли "гражданские права и обязанности" заявителя в значении ст. 6 Европейской конвенции по правам человека в результате рассмотрения иска, предъявленного главе администрации района прокурором? Если да, то имел ли заявитель возможность на доступ к правосудию в данном случае? Было ли разбирательство в суде справедливым и состязательным, как того требует ст. 6?

- Была ли затронута ст. 1 Протокола 1 в контексте данного дела?

- Был ли заявитель лишен свободы в нарушении п. 1 ст. 5 Европейской конвенции по правам человека? В частности, можно ли считать, что заявитель был лишен свободы законно в значении пп. f настоящей статьи?

Как видно, вопросы могут быть общими, а могут дополняться уточняющими. Для того чтобы ответить на вопросы коммуникации, следует использовать комментарии практики Европейского суда по правам человека, которые помогут выразить позицию заявителя наиболее грамотно.

С точки зрения юридической техники следует соблюдать несколько правил:

- указать, какое из прав заявитель считает нарушенным в начале и в конце ответа на вопрос;

- выделить тот аспект права, который является предметом рассмотрения, т.е. конкретизировать нарушение;

- соблюдать общие принципы анализа нарушений по различным статьям, о которых упоминалось выше.

В меморандуме можно цитировать предыдущие решения Европейского суда по правам человека для обоснования своей позиции, но не следует этим злоупотреблять, чтобы у суда не создалось впечатление, что заявитель представил научную работу по практике Европейского суда по правам человека, а не свои возражения.

Представляя свои возражения, заявитель находится в более благоприятном положении по сравнению с Правительством на этом этапе, так как он имеет возможность прокомментировать меморандум Правительства. Комментировать ответы Правительства следует после собственных ответов на вопрос суда, но это может варьироваться в зависимости от особенностей дела.

Если заявитель намерен приложить дополнительные материалы к своим возражениям, то их следует перечислить в тексте.
Язык меморандума
Возражения на меморандум Правительства можно подавать как на русском, так и на английском языке. Самый лучший вариант - направить возражения и на русском, и на английском языке <*>. Нежелательно готовить возражения только на английском языке, так как существует большая вероятность, что заявитель и его представитель не смогут правильно выразить свою позицию на чужом языке, а при наличии русскоязычной версии меморандума юристы суда имеют возможность сравнить и точно понять позицию заявителя.

--------------------------------

<*> В принципе можно подавать документы и на французском языке, но, как правило, юристы по российским делам работают на английском языке.
Направление меморандума в Европейский суд по правам человека
Возражения следует подавать в назначенную дату. Если по каким-то уважительным причинам заявитель не имеет возможности направить меморандум своевременно, то он может попросить разрешение суда направить свои возражения позже на две недели - месяц, объяснив причину задержки. Как правило, суд разрешает это сделать. Возражения лучше всего направлять по факсу <*> и по почте заказным письмом с уведомлением.

--------------------------------

<*> Номер факса Европейского суда по правам человека напечатан на любом его письме в нижнем колонтитуле.
После направления меморандума
После направления в суд своих возражений для заявителя наступает второй период ожидания. Как правило, этот период короче, чем ожидание коммуникации или отказа Комитета. И заявитель уже точно может рассчитывать получить мотивированное решение по вопросу приемлемости, хотя вероятность признания жалобы неприемлемой по-прежнему достаточно велика.
5. Решение по вопросу о приемлемости
Если у суда нет дополнительных вопросов к заявителю или Правительству, то в среднем через год после представления меморандумов заявитель может получить решение по вопросу приемлемости. Решение выносится на одном из официальных языков Совета Европы, т.е. на английском или французском языке. Решения по российским делам, как правило, выносятся на английском языке. Это решение будет выслано заявителю по почте. Решение по вопросу приемлемости также будет размещено на сайте Европейского суда по правам человека <*>. Как правило, оно размещается в Интернете через три недели после принятия, поэтому заявитель может получить текст решения раньше, чем оно появится на сайте.

--------------------------------

<*> .
Если в решении жалоба объявлена неприемлемой, то на этом рассмотрение дела в Европейском суде по правам человека заканчивается. Заявитель не имеет возможности обжаловать это решение. Для адвоката, представляющего интересы заявителя, "отказное" решение бесспорно представляет интерес, так как мотивировка дает возможность понять причины объявления жалобы неприемлемой и в следующий раз избежать своих собственных ошибок.
6. Коммуникация перед решением по существу
Если жалоба объявлена приемлемой, то для заявителя и его представителя наступает третий этап работы с Европейским судом по правам человека.

Этот этап также включает разрешение ряда процедурных и содержательных аспектов:

- вопросы размера справедливой компенсации и юридических издержек;

- предпочтение проведения устного или письменного слушания по существу (этот вопрос является факультативным на этой стадии);

- подготовку второго меморандума по существу обжалуемых нарушений (если суд сочтет, что ему необходимы дополнительные комментарии заявителя и Правительства, или по собственному желанию сторон).

Одновременно с решением о приемлемости заявитель, как правило, получает письмо суда, в котором суд запрашивает об этих аспектах, которые упомянуты выше.
Дополнительные возражения
В отличие от коммуникации до вынесения решения по вопросу о приемлемости ответы заявителя и Правительства, а также их дополнительные возражения и документы, которые стороны считают необходимым представить, должны быть представлены к одной и той же дате, указанной в письме к обеим сторонам. В этом письме также указывается, что срок представления дополнительных возражений и документов не может быть перенесен на более поздний срок. Следует учитывать, что на этой стадии все документы должны представляться на одном из официальных языков Совета Европы, т.е. на английском или французском. Что касается структуры меморандума, то она может быть такой же, как и на предыдущей стадии.

Если суд не поставил дополнительных вопросов, а заявитель полагает, что он уже представил в суд все необходимые документы и ясно выразил свою позицию, то ему следует к указанной дате написать в суд об этом.
Требования о справедливой компенсации
Следует также отметить, что только на этом этапе следует представлять в Европейский суд по правам человека требования заявителя по справедливой компенсации. Они могут включать:

- моральный вред;

- материальный вред;

- юридические издержки.

Обычно суд присуждает компенсацию именно морального вреда, что объясняется содержанием обжалуемых прав в Европейский суд по правам человека. По российским делам суммы компенсации морального вреда варьируются от 500 до 5000 евро <*>. В среднем сумма справедливой компенсации составляет 2000 - 3000 евро. Исключением стала только сумма присужденной компенсации по жалобе "Илашку и другие против Молдовы и России", которая составила в общей сложности более полумиллиона евро. Следует учитывать изменяющуюся практику по выплатам справедливой компенсации Европейского суда по правам человека. Так, по делу "Михеев против России" <**> заявителю, который подвергся пыткам во время допросов в милиции, в результате чего выпрыгнул из окна и сломал себе позвоночник, была присуждена компенсация материального вреда в размере 130 тыс. евро и 120 тыс. евро - морального вреда. По делам, которые касаются нарушения права на справедливое судебное разбирательство в результате неисполнения решения суда государственными и муниципальными органами, есть тенденция к снижению компенсации. Например, она может составлять около 25 евро, в случае когда речь идет о задолженности государства в 800 руб. <***> Поэтому, определяя размер справедливой компенсации, адвокат должен адекватно оценивать "стоимость" нарушения, и не следует рассматривать Европейский суд по правам человека как средство обогащения заявителя и его представителя.

--------------------------------

<*> См.: постановления по делам Посохов против России, Калашников против России.

<**> См.: Постановление от 26 января 2006 г.

<***> См.: Обзор решений Европейского суда по правам человека по российским жалобам. 2005. Ноябрь
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   41