Файл: Адвокат навыки профессионального мастерства под редакцией Л. А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 621
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Справедливая компенсация материального вреда может присуждаться, если признано нарушение права за защиту имущества <*> или права на жизнь, в случае потери кормильца. Размер материального вреда необходимо подтверждать документально. В вышеупомянутом деле "Михеев против России" материальная компенсация по такой категории дел была присуждена впервые и составила 130 тыс. евро в связи с потерей заработка заявителем.
--------------------------------
<*> См.: ст. 1 Протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Юридические издержки могут включать суммы гонораров юристов по ведению дела в Европейском суде по правам человека, а также суммы гонораров по ведению дела заявителя в России, если его целью была защита прав, которые были признаны нарушенными Европейским судом по правам человека. Кроме того, они могут включать стоимость почтовых расходов. Все вышеназванные расходы должны быть подтверждены документально. Кроме того, эти расходы должны быть реальными, и не должны быть обусловлены "выигрышем" в Европейском суде по правам человека. Для примера можно сказать, что самая большая сумма юридических издержек по российским делам была присуждена по делу "Гусинский против России" и составила 88 тыс. евро.
Если заявитель не может оплатить услуги адвоката, то в этом случае размер юридических издержек можно определить двумя способами:
- заключить соглашение (с адвокатом) или договор поручения (если жалобу представляет юрист, не являющийся адвокатом), в которой указать, что оплата будет производиться после окончания дела (или частично, после каждого этапа);
- или указать порядок учета рабочего времени по ведению данного дела pro bono (это относится как к юристам, ведущим дела самостоятельно, так и тем, кто работает в общественных организациях).
Документы, касающиеся размера юридических издержек, должны быть также представлены в сроки, указанные судом. В противном случае заявитель рискует тем, что суд не будет рассматривать его требования.
После представления всех перечисленных выше сведений заявитель может ожидать постановления <*> по своей жалобе.
--------------------------------
<*> В соответствии с существующим переводом Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод постановлением называется решение Европейского суда по правам человека по существу жалобы.
7. Устное слушание
Цель устного слушания
По общему правилу, как уже упоминалось выше, все жалобы рассматриваются в письменном порядке, но в некоторых случаях, когда изложение фактических обстоятельств или правовых оценок сторонами в значительной мере различается и судьям для уяснения дела представляется необходимым задать вопросы в рамках открытого слушания, может быть назначено устное слушание. Устное слушание может быть назначено для разрешения вопросов приемлемости или вопросов существа жалобы раздельно или вопросы приемлемости и существа жалобы будут рассматриваться в одном слушании. Как правило, сторонам сообщают о назначении устного слушания за два месяца до слушания. Иногда дата устного слушания может меняться, о чем заявитель также будет извещен.
Письмо о назначении устного слушания
Если суд принял решение провести устное слушание, то в адрес заявителя или его представителя будет направлено письмо, в котором:
- будет назначена дата устного слушания;
- будут поставлены вопросы сторонам к устному слушанию.
Сторонам также предложат:
- направить в суд перечень лиц, которые будут участвовать в слушании;
- определить, на каком языке будут выступать стороны;
- сделать запрос на предоставление legal aid для участия в устном слушании;
- представить дополнительные документы;
- а также тесты своих выступлений.
В письме будут указаны даты, к которым следует представить перечисленную выше информацию.
Процедурные вопросы
В устном слушании могут участвовать представители заявителя и сам заявитель, соответственно, их имена должны быть известны суду заранее. Если кто-то из юристов не был формально заявлен как представитель на ранних стадиях рассмотрения дела, то следует вместе с ответом на этот вопрос направить и доверенность.
Следует иметь в виду, что legal aid может быть выделен судом для оплаты проезда, суточных и гонорара только одному юристу и заявителю, если тот настаивает на своем участии. Денежные средства выделяются только после слушания, с учетом фактического присутствия юриста и заявителя. Поэтому заявитель и представитель должны изыскать данные средства для поездки самостоятельно, хотя впоследствии Европейский суд по правам человека компенсирует эти расходы.
Что касается языка выступления, то обычной практикой является выступление на английском или французском языке, но в очень редких случаях заявителю, точнее, его представителям, может быть позволено выступать на родном языке. Например, на устном слушании жалобы Носов против России, 20 октября 2005 г., представитель заявителя выступал на русском языке, хотя такие прецеденты не приветствуются судом в основном из-за сложностей перевода юридических текстов и выступлений, так как у судей может сложиться неоднозначное понимание позиции заявителя. Суд требует, чтобы заявитель и его представители заранее поставили его в известность относительно языка своих выступлений.
Для представления дополнительных документов суд предоставляет на этом этапе ограниченное время, поэтому следует высылать только те дополнительные документы, которые абсолютно необходимы и, возможно, появились позднее, чем была подана жалоба, и имеют большое значение для разрешения дела.
На этом этапе переписки с Европейским судом по правам человека предпочтительнее высылать все письма по факсу, так как это наиболее быстрый способ информировать суд о своей позиции. Тем не менее все письма следует отправлять и обычной почтой заказным письмом с уведомлением.
Подготовка выступлений
Цель выступления сторон в ходе устного слушания заключается в том, чтобы донести свою правовую позицию до суда непосредственно, "без купюр", поэтому задачей представителей является четко выразить эту "правовую позицию".
Задача сторон облегчается тем, что суд ставит свои вопросы к устному слушанию. Вопросы формулируются так же, как и вопросы коммуникации. Они ставятся так, чтобы стороны могли высказаться по наиболее спорным аспектам жалобы.
При подготовке следует учитывать, что время выступлений сторон ограничено строго тридцатью минутами и выступать дольше этого времени просто недопустимо.
Поэтому в выступлении не следует:
- повторять фактические обстоятельства дела;
- цитировать прецеденты Европейского суда по правам человека;
- обосновывать свою позицию большим количеством международно-правовых актов.
В выступлении следует:
- еще раз заявить, какое именно право и в каком именно аспекте было нарушено в отношении заявителя, с учетом вопросов Европейского суда по правам человека;
- еще раз повторить, в чем именно выразилось нарушение права, отметив те аспекты, которые обычно рассматриваются судом в отношении права, нарушение которого обжалуется.
В выступлении в отличие от письменных меморандумов заявитель и его представитель могут себе позволить эмоциональные оценки.
Что касается языка выступлений, то опять-таки, по мнению автора, их следует готовить на английском (французском) языке. Предпочтительно именно готовить их на языке, а не переводить. Конечно, в идеале следует их показать тому, кто хорошо владеет иностранным языком.
Текст выступлений должен быть представлен в Европейский суд по правам человека за день до проведения устного слушания.
Проведение устного слушания
Устное слушание заранее назначается на определенное время, и список назначенных к слушанию дел можно посмотреть в Интернете на сайте суда.
В день устного слушания стороны должны явиться в суд раньше назначенного времени. Традиционно непосредственно перед слушанием стороны встречаются с президентом Палаты и руководителем секретариата секции для обсуждения процедурных вопросов, в частности потребуется ли сторонам время для подготовки ответов на вопросы судей. Суд может предоставить сторонам такую возможность в пределах разумного времени.
В самом заседании принимают участие сторона заявителя и сторона государства-ответчика. Палата заседает в составе семи судей, включая президента Палаты, двух или трех дополнительных судей и руководителя секретариата секции. В том случае, если дело слушается Большой палатой, то она заседает в составе 17 судей, трех-четырех дополнительных судей и руководителя секретариата секции.
Последовательность выступлений сторон определяется стадией дела. Если решается вопрос о приемлемости жалобы, то первым выступает сторона Правительства, а если по существу - то сторона заявителя. Как уже говорилось выше, длительность выступления каждой стороны ограничивается тридцатью минутами.
После представления сторонами своих позиций судьи могут задать свои вопросы. Если стороны полагают, что им необходимо время для подготовки ответов, то президент суда может предоставить от пяти до двадцати минут для подготовки.
Ответы на вопросы и комментарии позиций сторон в отношении друг друга ограничиваются десятью минутами.
Общая длительность устного слушания не превышает двух часов.
8. Постановления Европейского суда по правам человека
Как правило, такое постановление выносится в течение года с момента вынесения решения по вопросу о приемлемости, хотя этот срок весьма и весьма условен.
Постановление включает:
- перечисление состава Палаты, рассматривающей дело;
- имя заявителя, его представителя(лей), представителя государства-ответчика;
- процедуру рассмотрения жалобы в Европейском суде по правам человека;
- описание фактов;
- ссылку на внутреннее применимое законодательство государства-ответчика;
- предмет обращения заявителя;
- вопросы права, которые, как правило, разделены в соответствии с обжалуемыми статьями, где указываются позиции сторон и выводы суда;
- резолютивная часть: перечисляются выводы суда, а также указывается размер справедливой компенсации и юридических издержек, которые присуждены.
В соответствии с Европейской конвенцией по правам человека решения Европейского суда обязательны для исполнения <*>. Справедливая компенсация должна быть выплачена в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
--------------------------------
<*> Статья 46: "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением".
К сожалению, Правительство РФ не публикует сведений о выполнении решений Европейского суда по правам человека, поэтому сложно оценить, насколько хорошо и своевременно Правительство РФ делает это. Но серьезных проблем с выплатой компенсаций не было, и это дает надежду.
Для сведения, к концу января 2006 г. было вынесено более 200 постановлений по жалобам против России, подавляющее большинство которых было решено в пользу заявителей. Тем не менее Комитет министров Совета Европы, который является исполнительным органом и выносит заключительные резолюции по исполнению постановления суда, к той же дате принял и опубликовал на сайте только три резолюции по трем первым постановлениям - Калашников против России, Бурдов против России и Посохов против России.
9. Подведение итогов
Итак, Европейский суд по правам человека - все-таки наша правовая реальность. И помимо того, что нужно знать, что этот международно-правовой механизм собой представляет, а также знать его правовую практику, необходимо еще уметь им пользоваться, т.е. владеть или учиться владеть необходимыми навыками.
Данный материал был нацелен именно на то, чтобы показать, как происходит процесс обращения в Европейский суд по правам человека для заявителя, какие навыки требуются адвокату, какова технология работы адвоката в этой сравнительно новой для России сфере юридической практики.
Раздел VII. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА АДВОКАТА
Глава 19. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ
(ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ)
1. Принципы обучения
"Учиться, учиться и... еще раз учиться". Можно проинтерпретировать этот известный лозунг следующим образом: учиться в школе, учиться в университете и... еще раз учиться на практике. Обучение в ходе профессиональной деятельности - вещь настолько естественная, что часто мы воспринимаем словосочетание "опытный адвокат" как синоним "высококвалифицированного адвоката". Квалификация растет с опытом, однако и само адвокатское сообщество, и законодатель, не полагаясь только лишь на естественный ход событий, вводят требование о регулярном прохождении организованного повышения квалификации. В тройном призыве к обучению можно обнаружить и указание на три взаимосвязанных компонента профессионализма: знания, навыки и качества (ценности, установки) <*>.
--------------------------------
<*> См., например: доклад МакКрейта (1992 г.) на сайте Американской ассоциации юристов:
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 41
К сожалению, аналогичного описания "содержания" профессионализма, разработанного российскими адвокатами, пока нет. Думается, что появление аналогичного документа, выработанного представителями адвокатского сообщества, немало поспособствовало бы и профессиональному развитию действующих адвокатов, и реформе юридического образования.
Повышение квалификации всегда затруднительно и по объективным, и по субъективным причинам. Хорошо говорить о необходимости непрерывного образования, о потребности учиться всю жизнь. Адвокаты часто перегружены делами, не всегда свободны в распоряжении временем. Если на произвольное самообразование (чтение, обсуждение с ближайшими коллегами) еще можно выкроить время, то организовать повышение квалификации в команде, в рамках продолжительных курсов, семинаров, тренингов чрезвычайно сложно. Тем более стоит использовать такие возможности с максимальной эффективностью для участников.
И следующие советы стоит воспринимать именно как предложения по повышению эффективности программ повышения квалификации адвокатов. Эти идеи и методы опробованы множеством людей в массе программ и являются плодом коллективного опыта инструкторов и участников <*>.
--------------------------------
<*> Благодарность за демонстрацию активных методов обучения в программах подготовки и повышения квалификации юристов следует адресовать прежде всего инструкторам многочисленных семинаров, тренингов и стажировок, организованных в 90-е гг. XX в. Американской ассоциацией юристов (ABA/CEELI) и другими организациями при поддержке Американского агентства международного развития (USAID), фонда Форда, фонда Сороса (Open Society Institute, COLPI).
Прежде всего повышение квалификации воспринимается большинством людей как учеба, а это сразу вызывает воспоминания о школе, партах, участниках и учителях. И это может вызвать внутренний конфликт и у тех, кто учит, и у тех, кого учат, ведь в качестве "учителей" и "учеников" на этот раз встречаются профессиональные люди, коллеги с равным профессиональным статусом. И у тех, кто учит (будем называть их преподавателями, инструкторами, ведущими, тренерами), появляется большое искушение повести себя как школьный или институтский преподаватель. Поскольку в школах, и особенно на юридических факультетах, преподавание часто не отличается особой эффективностью, то и процесс, и результат могут расстроить всех участников обучения.
Как же обучаются взрослые? Попробуем найти 10 отличий от традиционного обучения школьников или начинающих участников:
- взрослый полагает, что ему не нужны азы;
- взрослый больше ценит свое время;
- взрослый, как правило, не считает преподавателя оракулом;
- взрослый подозревает подвох;
- взрослый хочет знать, чем все окончится;
- взрослый хочет понять, как практически он сможет применить результаты обучения;
- взрослый обладает большим собственным опытом;
- взрослый владеет собственным профессиональным языком, включая профессиональный жаргон;
- взрослый находится во власти шаблонов, стереотипов, пристрастий;
- взрослый, как правило, боится показаться неучем и несколько стесняется коллег (переживает за свою репутацию).
Как преодолеть эти кажущиеся трудности и превратить их в возможности для успешного развития профессионализма? Это возможно, если одновременно принять во внимание три взаимосвязанных компонента учебного процесса: 1) содержание (знания, навыки, качества, приобретаемый опыт); 2) методы обучения и 3) атмосферу, в которой проходит обучение. Последнее является ключевым. Обучение в привычной профессиональной среде в манере дружеского обсуждения дел в партнерской фирме (обучение в сотрудничестве) заведомо результативнее, чем работа в привычной лекционной манере (монолог и индивидуальное восприятие) или в духе дискуссионного клуба (обучение в соперничестве).
Сотрудничество предполагает взаимное уважение, доверие, предсказуемость, прозрачность и понятность правил и процедур. Участники занятий, заранее осведомленные о целях, планируемых результатах, планах занятий, формах собственного участия, об ожиданиях инструктора и своих коллег, чувствуют себя полноценными участниками процесса. Они могут контролировать ход событий вместе с инструктором.
Такой подход обучения отличается от традиционного своей открытостью и равенством участников. Его - по ощущениям участников - можно сравнить с идеальной процедурой судопроизводства в процессе с заведомо удовлетворительным для всех участников результатом (если это и не случалось в практике, то можно хотя бы представить). Можно, видимо, говорить об определенной культуре проведения таких занятий. Предполагается, что в качестве тренера, инструктора на семинаре по развитию профессионализма выступают опытные адвокаты, другие приглашенные юристы-практики, которые, как правило, не являются педагогами. Можно, опираясь на обширные достижения педагогической теории и практики, описать несколько несложных технологий, которые, вероятно, уже известны или могут быть быстро освоены, а их описание послужит памяткой при проведении занятий.
2. Что смогут узнать участники
Наиболее сложными для формулирования учебными результатами являются результаты из области знаний. Все помнят свои студенческие годы, когда "знать" обычно означало "запомнить" и "воспроизвести". То есть речь шла об информации, о тексте (лекции, учебника, кодекса). Но даже на уровне обыденного общения чувствуется недостаточность такого объяснения "знания". Мы спрашиваем друг у друга: "Ты прочитал текст? А ты в нем разобрался?" Для юристов это, как правило, означает: понял ли ты основную идею текста, проанализировал ли ты его, можешь ли сравнить его с другим текстом, можешь ли ее объяснить другому человеку, проинтерпретировать в своих целях, применить (сослаться, вписать в иной контекст), обобщить, сделать выводы, оценить, критически отнестись к тексту, предложить изменения или иной текст на эту тему. Представьте себе, что речь идет о комментарии к статье закона или о судебном решении. Предполагаем, что "знающий" юрист сможет проделать с текстом все вышеперечисленное, а не только запомнить и пересказать. Поэтому, если тренер намерен сообщить участникам какую-то действительно значимую информацию и рассчитывает на настоящее понимание, он должен организовать восприятие информации не просто путем выслушивания рассказа или чтения, а путем создания условий и постановки задач для работы с текстом, так чтобы участники индивидуально, в малых группах или в большой аудитории в ходе самостоятельной работы, диалога или дискуссии продемонстрировали свои познавательные способности на разных уровнях: проанализировали текст, проинтерпретировали, применили, оценили, изменили и т.п.
Обычное затруднение при таком подходе заключается в том, что юридическая информация весьма объемна и перейти к более высоким познавательным уровням невозможно без внимательного чтения (устное восприятие сложных текстов мало что дает). Действительно, трудно оперировать примерами из судебной практики без ссылок на документы, но если участники впервые увидели эти документы, то они, естественно, погрузятся в чтение и отвлекутся от комментариев инструктора или крайне поверхностно выполнят задание. В данном случае советы просты: постарайтесь или снабдить участников семинара всеми материалами заранее и укажите фрагменты для обязательного чтения, или выделить достаточное время в ходе семинара для прочтения материалов. И в том, и в другом случае полезно сформулировать вопросы и задания к текстам. Например, такие: "ознакомьтесь с представлением органа Минюста о нарушениях, допущенных адвокатом А. и квалифицируйте его действия в соответствии с Кодексом профессиональной этики"; "изучите материал дела и выработайте варианты позиции защиты"; "познакомьтесь с тактическими правилами проведения перекрестного допроса и подготовьте вопросы к свидетелю обвинения С."; "прочитайте выдержки из приговора и кассационной жалобы и предложите изменения текста жалобы".
Для эффективной работы с информацией постарайтесь руководствоваться принципом: "все, что можно сказать, можно написать". Помимо прочего можно надеяться, что коллеги смогут обдумать и обсудить предоставленную вами информацию и после окончания семинара.
3. Развитие практических навыков
Если процесс усвоения знаний связан с развитием когнитивных (познавательных) навыков, то их практическое применение в юридической профессии основано на использовании навыков действия и участия. Навыки, умения, способности, компетентности характеризуют качество деятельности <*>. В процессе развития навыка собственное представление обучаемого о своих способностях проходит ряд шагов (или витков бесконечной спирали обучения):
--------------------------------
<*> См. также: Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. С. 80 - 109.
Отсутствие навыка и представлений о нем
(неосознанная некомпетентность)
│
\ /
Тренинг и приобретение навыка
(осознанная некомпетентность)
│
\ /
Осознанное использование навыка на практике
(осознанная компетентность)
│
\ /
Рутинное (механическое, неосознанное) использование навыка
на практике (неосознанная компетентность)
│
\ /
Понимание необходимости дальнейшего развития навыка
(осознанная некомпетентность нового уровня)
│
\ /
...
Тренинг практических навыков возможен только через практическую деятельность. "Хочешь научиться что-то делать - делай!" Принципиально важно, что любое объяснение "как делать", любая демонстрация ("делай как я") - это только информационная подготовка к собственно обучению. Моделирование практических ситуаций на семинаре включает всем знакомый механизм "проб и ошибок", и навык осваивается через осмысление собственного опыта.
4. Можно ли научить качествам?
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> говорит, что образование - это обучение и воспитание. Результатом воспитания становятся характер, качества, отношения, установки, ценности, присущие человеку. Часть из них, по-видимому, не просто индивидуальна и скрыта от окружающих, но абсолютно "засекречена" и не подлежит исследованию и обсуждению, так как иное было бы вмешательством в личную жизнь. Однако среди личных качеств есть такие, которые отнесены к стандартам профессионального поведения. Честность и добросовестность адвоката, иные характеристики и профессиональные установки являются предметом обсуждения в ходе дисциплинарных разбирательств, публичных дискуссий и общения коллег. То же относится и к осознанию роли адвоката по отношению к клиенту, обществу, праву, государству. Именно эти внутренние установки во многом предопределяют практические действия юриста, его индивидуальный стиль, направление профессионального развития. Усилия тренера по развитию навыков использования механизмов международной защиты или "стратегического сутяжничества" могут столкнуться с внутренней конформистской установкой, задающей предел при работе по делу на уровне второй инстанции. При этом юрист может быть весьма компетентным, просто он не настроен на попытки изменения правовой ситуации в целом. Некоторые темы из области профессиональной этики могут быть не восприняты адвокатом, ощущающим свою профессию как своеобразный бизнес в противовес традиционным представлениям о служении обществу и праву.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150 (с послед. изм.).
Так можно ли ожидать каких-либо заметных ценностных изменений в результате тренинга? Кажется, это было бы слишком самонадеянно. Скорее можно создать ситуацию, требующую размышления и формулирования позиции по отношению к профессиональным ценностям и качествам. Моделирование ситуаций морального выбора, многосторонний анализ нарушений правил профессиональной этики могут стать стимулом к последующему (за рамками семинара) уточнению, а возможно, и к переосмыслению тех целей и ограничений, которые каждый определяет для себя как профессионала.
5. Интерактивные методы
Знания, навыки, качества развиваются в комплексе в ходе приобретения опыта. Иногда мы искусственно отделяем обучение от опыта практического (реального) действия. Тогда не избежать всех трудностей, связанных с обучением взрослых. Обучение без осмысленного опыта может оказаться лишенным всякого смысла.
Интерактивное <*> обучение - это совместное проблемное обучение через действие.
--------------------------------
<*> От англ. interact - взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга.
Во-первых, это обучение в сотрудничестве. Речь идет о сотрудничестве участников и с инструктором, и друг с другом. Участники взаимодействуют, работают в команде, инструктор помогает им как организатор, как один из источников необходимой для достижения цели информации, как комментатор их действий.
Во-вторых, обучение состоит в разрешении практических проблем, с которыми участники сталкиваются или могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.
Наконец, центральной частью процесса обучения является самостоятельная деятельность участников.
Таким образом, задавая вопрос о том, что делали участники во время занятия, можно отделить интерактивные методы ("мы вместе практически решали проблему") от более традиционных, академических методов: пассивных ("мы слушали") или чуть более активных ("мы по очереди отвечали на вопросы").
Разработано огромное количество разнообразных интерактивных методов организации учебной деятельности участников. Далее рассмотрим лишь некоторые из них - более применимые в программе повышения квалификации адвокатов. Но есть и универсальные рекомендации по использованию интерактивных методов - они касаются структуры занятия и техники работы инструктора.
6. Структура интерактивного занятия
В целях использования интерактивных методов можно принять следующие обозначения элементов интерактивного занятия:
1. Мотивация.
2. Согласование ожидаемых результатов.
3. Предоставление необходимой информации.
4. Интерактивная часть.
5. Подведение итогов.
Далее предлагается рассмотреть возможный алгоритм разработки интерактивного занятия. По ходу алгоритма рассмотрим отдельные части структуры. При этом все предлагаемые термины, советы, правила, последовательности - это вовсе не требование, а только модель, которая может и должна видоизменяться по вкусу и потребностям конкретного разработчика конкретного занятия. Естественно, предполагается, что разработчики занятий достаточно хорошо знакомы с отдельными интерактивными методами обучения.
Алгоритм разработки занятия
Инструктору при разработке интерактивного занятия предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Определение ожидаемых (планируемых) учебных результатов.
2. Определение критериев и форм оценивания.
3. Выбор метода.
4. Подготовка необходимой информации.
5. Выбор способа мотивации.
6. Детальное планирование занятия.
7. Проверка плана и материалов.
8. Тестирование плана и материалов.
9. Переработка плана и материалов.
10. Практическое использование плана и материалов.
11. Доработка плана и материалов.
Комментарии и советы:
Определение ожидаемых (планируемых) учебных результатов
Учебные результаты <*> рассматриваются не как возможные педагогические успехи инструктора, а как достижения участников занятий. В каких именно аспектах вырос профессиональный уровень участников? Или время занятия было потеряно ими впустую? Формулировка результата предопределит и содержание занятия, и выбор метода, и подбор материалов, и способы обратной связи.
--------------------------------
<*> Для многих привычнее говорить о целях или задачах занятия, а не об учебных результатах. Но мы настаиваем на этой формулировке, стремясь подчеркнуть, что это "результаты участника, достигнутые участником в интересах участника", а не просто запланированные инструктором цели. Это обычная практика в методологии, ориентированной на того, кто учится, а не на того, кто учит.
Для планирования результатов занятия хорошо себя зарекомендовала следующая формула:
"После этого занятия участник сможет сделать..."
Существует три вида учебных результатов:
1) описывающие знания;
2) описывающие умения и навыки;
3) описывающие ценности (установки, отношение).
Интерактивное обучение является обучением через практическую деятельность. И точно так же формулируются учебные результаты: они описывают, что участник сможет сделать в результате своего участия в занятии. Сочетание глаголов "сможет сделать", а не "сделает" или "должен сделать" указывает на вероятностный характер достижения результата. Нельзя гарантировать или даже прогнозировать, что все участники достигнут одинаковых результатов. Это противоречило бы сформулированным ранее принципам обучения. Неизвестно, все ли участники будут в равной степени стремиться к достижению предложенных результатов. Это лишь предложение, сделанное в интересах участников. Но выбор и окончательная оценка - за ними.
Традиционные формулировки, касающиеся приобретения знаний, типа "получит знания о...", "узнает о..." и т.п. нам не подходят.
Лучше использовать формулировки типа: сможет описать, рассказать, перечислить, классифицировать, сравнить, объяснить... и т.п.
Особенно часто подмена результата происходит в случае описания умений и навыков. Часто их формулируют, например, так: "участник будет знать, как проводить допрос в суде присяжных". На самом деле эта формулировка описывает в лучшем случае знания, но никак не практические навыки. И это тоже может быть целью, т.е. если использовать рекомендованную формулу, получится следующее:
- участник сможет сформулировать цели прямого и перекрестного допроса в суде присяжных, или
- участник сможет объяснить правила проведения допроса, или
- участник сможет рассказать об особенностях проведения допроса трудных свидетелей... и т.д.
Все эти результаты говорят о полученных знаниях.
Чтобы спланировать результаты, действительно описывающие умения и навыки (т.е. способность действовать), надо эти действия и описывать, например:
- участник сможет подготовить план допроса, или
- участник сможет эффективно провести допрос, или
- участник сможет контролировать ход допроса, проводимого противоположной стороной и своевременно и грамотно реагировать на допущенные нарушения... и т.д.
Сложнее всего формулировать результаты, описывающие ценности. Как можно описать внешнее проявление внутренних качеств, личностных характеристик? Полагаем, что это можно сделать через описание социально-правовых, этических проблем, над которыми участник задумается и к которым выразит свое отношение. При этом нельзя описать, какое именно отношение сформируется у участника (позитивное, негативное, равнодушное). Но создается образовательная ситуация, в которой участник не просто запомнит какие-то тексты, советы, не просто научится действовать по определенным алгоритмам, но и задумается о ценности тех общественных благ, нравственных основ, во имя которых и совершаются те или иные действия, критически осмыслит социально-правовую реальность, выработает свое личное прочувствованное, осознанное отношение к правовым феноменам, ситуациям, проблемам.
Предлагаем формулировать эти "ценностные", "воспитательные" результаты:
"Участник сможет задуматься и выразить свое отношение к..."
Например:
- участник сможет задуматься о запретах, связанных с подготовкой свидетелей, и выразить свое отношение к соответствующим нарушениям;
- участник сможет задуматься об этике перекрестного допроса потерпевшего (близкого родственника жертвы) и выразить свое отношение к данным ограничениям и т.д.
Рекомендуется определять для одного занятия не более двух-трех ожидаемых результатов. Как следует из принципов обучения, предложим эти формулировки участникам в начале занятия. Следует быть готовым прокомментировать их, проверить понимание участников и, если необходимо и возможно, изменить результаты.
Определение критериев и механизма оценивания
Под оцениванием на интерактивных занятиях понимается, естественно, не выставление оценок, а проверка достижения запланированных результатов, анализ эффективности занятия. Размышление о критериях и механизме оценивания может существенно помочь уточнить учебные результаты.
После определения ожидаемого результата по формуле "После этого занятия участник сможет сделать..." задайте себе вопрос: а как проверить, что результат достигнут? И здесь снова нужно задуматься не о действиях инструктора, а о действиях участника. Что должен сделать участник, чтобы инструктор убедился, что результат достигнут? То есть как он нам докажет, что теперь он "сможет сделать..."?
И тут нам опять помогает "волшебная формула" - участник должен сделать буквально то, что описано в формулировке ожидаемого результата (если этот "трюк" не получается, проверьте, правильно ли сформулирован ожидаемый результат - описывает ли он деятельность участника).
Например, если результат определен так: "После занятия участник сможет проанализировать дело", то способ проверки очевиден: надо, чтобы участник проанализировал материалы. Если он сможет это сделать, значит, результат достигнут. Кажется, что это так просто. Но возникает вопрос: а как, на основании каких критериев инструктор примет решение, что участник действительно справился?
Например, для данного результата критерии для проверки могут быть из следующего списка:
- участник выяснил цель клиента;
- участник выделил фактические обстоятельства, имеющие отношение к делу;
- участник отделил сведения об обстоятельствах от мнений и предположений;
- участник проанализировал доказательства;
- участник выделил "главные факты";
- участник описал ситуацию, ответив на вопросы: когда? где? что? как? кто? почему? для чего?;
- участник квалифицировал ситуацию;
- участник подтвердил свой вывод правовыми аргументами;
- участник сделал ссылку на норму права;
- участник сформулировал непротиворечивую, логичную позицию;
- участник сформулировал понятную позицию, доступную пониманию присяжных... и т.п.
Нужно внимательно следить, чтобы выбранные критерии не противоречили и не выходили за пределы выбранного учебного результата. Либо нужно вновь переформулировать, уточнить, изменить результат, например: "После занятия участник сможет проанализировать ситуацию и выработать позицию по делу".
На хороших интерактивных занятиях механизм оценивания встроен в само занятие, т.е. оценивание является интегрированным. Это логично - раз обучение проходит через деятельность, то и механизм оценивания должен быть адекватным. Иными словами, чтобы участник смог что-то сделать после занятия, он именно это и должен попробовать сделать и осмыслить во время занятия. Определение критериев оценивания помогает выбрать метод проведения занятия (он же - механизм оценивания).
Выбор метода
Теперь уже известно, что должен делать участник. Если забыли - смотрим "волшебную формулу" и критерии оценивания. Интерактивное обучение означает взаимодействие здесь и сейчас. То, что запланировано как результат, теперь превращается в процесс. Например, если результат "после занятия участник сможет проанализировать дело и выработать позицию", то на занятии участник будет анализировать материалы дела и вырабатывать позицию (если что-то описанное в формулировке результата оказалось непригодным для реального осуществления на занятии, видимо, снова нужно пересмотреть результат и затем уточнить критерии оценивания).
Как организовать взаимодействие участников с информацией, друг с другом и с инструктором, чтобы создать необходимую образовательную ситуацию? То есть ситуацию, в которой участник будет анализировать дело и вырабатывать позицию. Ответив на этот вопрос, и выберем метод.
Для создания необходимой образовательной ситуации в данном случае подходит множество интерактивных методов: анализ дела и обсуждение в малой группе, ролевая игра ("встреча с подзащитным", "вступительное заявление") и т.п.
На выбор метода влияют и вкусы, и подготовленность инструктора, и подготовленность участников, и наличие необходимых ресурсов, и количество времени для занятия и подготовки к нему, и, вероятно, другие факторы.
Проверить соответствие метода учебному результату можно с помощью критериев оценивания. Будет ли у участника возможность проявить себя, продемонстрировать нам свои возможности в соответствии с критериями? Если да, значит выбран подходящий метод. Если нет, надо или менять метод, или снова задуматься: а реалистичный ли результат запланирован?
Подготовка необходимой информации
Итак, если нужно, чтобы на занятии участник смог проанализировать дело и вырабатывать позицию, то как минимум необходимо предоставить участнику информацию о ситуации. Информацию можно представить в разной форме, например:
- рассказать о ситуации;
- попросить ознакомиться с материалами дела;
- показать видеозапись (из фильма или специально подготовленную);
- разыграть ситуацию;
- и т.д.
Данная информация должна быть проанализирована с точки зрения критериев оценивания. Сможет ли участник продемонстрировать все, что запланировано, работая с этой информацией? Например, если нужно, чтобы участник выделил фактические обстоятельства, имеющие отношение к делу, достаточно ли будет изложить сухую "фабулу", как в обычных практикумах для участников-юристов? Видимо, нет. Нужно будет "разукрасить" эту фабулу лишними подробностями, отвлекающей информацией, как это обычно и бывает в реальной жизни.
Также нужно удостовериться, что участники располагают необходимой правовой информацией. Даже если эта информация, в принципе, прекрасно известна участникам, как правило, необходимо ее "освежить", представить в наглядном виде, удобном для использования. Снова обратимся к критериям оценивания, посмотрим, как хотим, чтобы участники работали с этой информацией. Например, если нужно, чтобы участник сделал ссылку на норму права, то, очевидно, участники должны располагать текстами применимых нормативных актов. И снова вопрос: в каком виде представить эту информацию? Можно положить перед участником сборники законов и постановлений Пленума Верховного Суда РФ, комментарии к кодексу, обобщения судебной практики и т.п. Тут необходимо снова вернуться к "волшебной формуле", критериям и рассмотреть их в сочетании с выбранным методом. Не окажется ли так, что в результате такого представления правовой информации участник в первую очередь отработает и продемонстрирует навыки работы с документами, ориентирования в законодательстве, поиска применимой нормы. Но ведь такие результаты не планировались! Значит, нужно или изменить форму подачи правовой информации (например, приготовить подборку заведомо применимых текстов или дать прямые ссылки), или вновь задуматься над формулировкой результата и, возможно, снова уточнить его.
Наконец, следует продумать, какие инструкции нужно дать участнику и как их представить. Например, понадобится какое-то "рабочее определение" позиции по делу. Ведь каждый юрист понимает этот термин немного по-своему. Вероятно, потребуется предложить какой-то формат для представления позиции (желательно сделать это наглядно), привести примеры формулирования позиции, объяснить, что понимается под качествами хорошей позиции.
Выбор способа мотивации
Кажется, теперь все готово, чтобы участник смог на занятии анализировать дело и вырабатывать позицию по делу. Это правда - у инструктора все готово. Готов ли участник это делать? Снова возвращаемся к принципам интерактивного обучения. Инструкторам иногда кажется, что это они руководят процессом обучения, уверенной рукой ведут участников к светлым целям. Ведь это они запланировали такие замечательные результаты, определили критерии оценивания, выбрали метод и подготовили всю необходимую информацию. Но давайте посмотрим правде в глаза: решение о том, двигаться к учебному результату или нет, принимает участник. Это его решение и его ответственность. Инструктору кажется, что он выбрал актуальный, чрезвычайно важный и интересный результат. Согласен ли с этим участник? Или он должен просто послушаться инструктора, довериться ему как более опытному старшему товарищу, просто как преподавателю, которого он обязан слушаться (вспомните традиционное начало школьного урока: "Тема сегодняшнего занятия - ...")? Будет ли такое обучение в полной мере интерактивным - обучением в сотрудничестве?
Почему участник должен согласиться с инструктором, принять запланированный результат как свою личную цель и начать работать для его достижения? Самый очевидный ответ: участнику должно стать интересно. К чему же должно привлечь интерес участника, на чем сфокусировать его внимание?
Может быть, к личности инструктора. Что для этого сделать? Внести неожиданное изменение во внешний вид? Изменить тембр голоса? Пройти по аудитории, чтобы заглянуть в глаза каждому участнику?
Может быть, к данному занятию вообще. Что для этого сделаем? Проведем забавную разминку? Обсудим правила работы, подчеркивая особую важность их соблюдения именно на этом занятии?
Такие способы называются скорее фокусировкой внимания или настройкой на работу в команде. Это приемы несложной и безобидной манипуляции вниманием аудитории, но непосредственно к учебному результату они отношения не имеют.
Под учебной мотивацией понимается привлечение внимания непосредственно к проблеме, на разрешение которой направлена деятельность, описанная в сформулированном результате занятия. Такая проблемная мотивация - сама по себе мини-упражнение, в результате которого участник должен сказать себе:
я хочу узнать, понять ....... (впишите из запланированного результата в области знаний);
я хочу научиться делать ............ (впишите из запланированного результата в области навыков);
меня волнует, тревожит ................ (впишите из запланированного результата в области ценностей).
Способов такой проблемной мотивации множество: рассказы, демонстрации ситуаций, цитаты из юридических документов, из прессы, провокационные вопросы, видеофрагменты, демонстрация картин, карикатур, фотографий, ролевые игры и т.д., и т.п. В качестве мотивации может выступать и представление приглашенного специалиста (провоцирующее вопросы: чем может быть полезен этот специалист и что я хочу у него узнать).
К сожалению, иногда на этом этапе обнаруживается, что замотивировать участников трудно или на это требуется огромное время и усилия. Это снова повод вернуться к пересмотру ранее запланированного результата.
Детальное планирование занятия
Теперь можно составлять детальный пошаговый план занятий (с указанием всех действий участников занятия и времени на каждый элемент).
Продуманные элементы располагаются в соответствии со структурой занятия примерно одинаково:
- мотивация;
- согласование ожидаемых результатов;
- предоставление информации;
- интерактивная часть;
- подведение итогов.
В план, как правило, вносят также список необходимых для проведения занятия ресурсов (перечень материалов для предварительного чтения, раздаточных материалов, необходимое оборудование и т.п.).
Уже говорилось о мотивации, результатах, информации и методе. Но не говорилось о подведении итогов. Речь идет об организации рефлексии (самоанализа) участников и получении от них обратной связи. Что нужно сделать, чтобы участники сами проверили достижение результатов? В идеале стоило бы повторить занятие с другим методом или другими упражнениями и вместе с участниками проанализировать изменения в их знаниях, умениях, ценностных установках. Но на это обычно нет времени. Тем не менее на подведение итогов рекомендуется отводить значительное время, чтобы проводить его неформально.
В зависимости от запланированного результата можно подготовить набор контрольных вопросов, мини-заданий, возможно - оценочных форм, анкет, вопросников, позволяющих участникам еще раз продумать и прочувствовать проблематику занятия, ответить для себя на вопрос: смогу ли я теперь, после занятия сделать то, что было запланировано? Если нет, то каких знаний, навыков, качеств мне не хватает? Какой тренинг мне требуется?
В этой работе вновь не обойтись без "волшебной формулы" и критериев оценивания. И вновь на этой стадии можно уточнить запланированный результат.
Проверка плана и материалов
Проверка плана и материалов, кроме обычной редакторской правки, предполагает тестирование плана на реальность. Особенно это касается времени, отведенного на отдельные элементы. Попробуйте продумать каждую минуту занятия - кто и что будет делать, сколько это реально займет времени, какие инструкции придется дать дополнительно, отражено ли это в плане, какие ресурсы и когда будут использованы, отражено ли это в плане. Планируйте на каждый элемент время с запасом.
И все время проверяйте: чем будут заниматься участники, соответствует ли эта деятельность тому, что запланировали (см. результат и критерии оценивания).
Достаточно ли предоставлено им времени, информации, ясны ли инструкции?
Может быть, лучше уменьшить количество результатов или упростить их?
Тестирование плана и материалов
Обычно в длительных и воспроизводимых программах проводят "пилотное" занятие в "тепличной" дружественной атмосфере с участием коллег-инструкторов.
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 41
Часть коллег играет роль участников. Часть выступает в качестве наблюдателей. После проведения занятия обсуждается план занятия и материалы. Наблюдатели до занятия (и участники при обсуждении) должны располагать планом, материалами. Нужно также разъяснить участникам обсуждения критерии оценивания для однозначного понимания ожидаемых результатов. Имеет смысл обсуждать занятие в той же последовательности, как при его разработке, начиная с ожидаемых результатов. Цель наблюдателей и всех участников обсуждения - отметить недостатки и предложить усовершенствования плана и материалов занятия.
Переработка плана и материалов
На основе опыта тестирования происходит переработка плана и материалов занятия. При этом рекомендуется снова полностью пройти весь алгоритм.
Практическое использование плана и материалов
Очень важно, чтобы при этом инструктор относился к каждому занятию еще и как к собственному обучению, в том числе и обучению разработке занятия. Идеальных, совершенных планов занятий просто не существует и не может быть. Реальный план, реализуемый на занятии, также всегда будет отличаться от заранее подготовленного. И это нормально. Гораздо страшнее - механическое воспроизведение плана для разных групп участников без учета их индивидуальных и групповых особенностей. Поэтому чужие планы стоит использовать лишь как примеры.
Доработка плана и материалов
Хотелось бы, чтобы одновременно с практическим использованием планов и материалов инструкторы продолжали работу по их улучшению, в том числе посещая занятия друг друга и в дальнейшем совместно анализируя их. Иногда при этом максимум внимания уделяется действиям инструктора, но часто неудачи на занятии связаны не с ошибками при его проведении, а с некачественным планом.
Техника комментирования (обратной связи) <*>
--------------------------------
<*> См. также: Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. С. 107 - 109.
Центральной частью интерактивного занятия является само упражнение (ролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т.п.), но не менее значима, особенно при обучении практическим навыкам, заключительная часть занятия - подведение итогов, анализ, самооценка и комментирование действий участников. Комментаторы (наблюдатели) стремятся продемонстрировать ошибки, промахи, неточности и пути их исправления.
При проведении тренингов в качестве наблюдателей-комментаторов могут выступить прежде всего сами участники - адвокаты, стажеры. Но если комментирует тренер, ведущий, хотелось бы, чтобы и его критика воспринималась как помощь коллеги. Ведь на занятиях по повышению квалификации адвокатов (в рамках программ семинаров, в Центрах повышения квалификации, Центрах подготовки стажеров) инструкторами, как правило, являются коллеги - более опытные адвокаты.
К сожалению, субъект критики не всегда бывает готов благожелательно воспринимать комментарии коллег, инструктора, приглашенного специалиста, и тогда этот комментарий не достигает своих целей.
Частая первая естественная реакция - это реакция отторжения: "я не хочу слышать никакой критики", "комментатор сам не прав" и т.п. Критикуемый может замкнуться, закрыться, при повторе упражнения часто снова повторяет ошибки.
Еще одна возможная нежелательная реакция - это реакция оправдания: "я все делал правильно, но вы меня не поняли, я имел в виду другое". Начинается спор, возникает опасность конфликта, при воспроизведении упражнения критикуемый может намеренно повторять ошибки, чтобы доказать свою правоту.
Желаемая реакция - понимание: "я понял, в чем был не прав, что вы имеете в виду..." В результате критикуемый сам может объяснить недостатки выполнения задачи, описать более эффективные приемы, способы работы. При немедленном повторе он постарается избежать указанных недостатков.
Если комментарий действительно достиг своей цели, то критикуемый участник не просто осознает, он еще раз внутренне переживает ситуацию и формирует новый образ поведения: "теперь я бы действовал так..."
Также не следует забывать, что комментатор-наблюдатель должен обратить внимание и на удачные действия, находки критикуемого. При этом также важно проанализировать эти успешные ходы, указать на позитивные последствия, на применимость их в аналогичных ситуациях.
Обсуждая действия своих коллег, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации:
- дайте возможность критикуемому сначала оценить себя самому;
- отнеситесь с уважением ко всему, что делает ваш коллега;
- найдите успехи в действиях коллеги и сообщите ему о его достижениях;
- одобряйте творческий подход, самостоятельные находки, неожиданные ходы;
- не забывайте, что единственно верного решения, подхода, поведения нет, что возможны и другие варианты;
- высказывайтесь кратко и точно
;
- критикуя, ограничьтесь двумя-тремя темами.
Умение эффективно комментировать действия других также нуждается в постоянной тренировке. Помочь в отработке этого навыка может следующая структура позитивного критического замечания.
1. Тема
Определите тему замечания (о каких навыках, о каких элементах действий юриста вы будете говорить - например: "давайте обсудим, какие вопросы следует задать в начале беседы", "я хочу сказать о том, как завершать консультирование", "я хочу обратить внимание на формулировку вопросов, задаваемых юристом" и т.п.)
2. Воспроизведение
Продемонстрируйте, повторите те действия, слова критикуемого, которые вам показались удачными (неудачными) ("в начале беседы вы задали такой вопрос:...").
3. Диагностика
Объясните, в чем достоинство (недостаток) действий юриста, каковы возможные положительные (отрицательные) последствия таких действий ("после такого вопроса...").
4. Моделирование
Предложите другие варианты действий, пути исправления ошибок, приведите примеры ("можно было бы задать этот вопрос по-другому, например, так -...").
Такой детальный комментарий оказывается по-настоящему полезным. Потренировавшись в подобном комментировании, вы сможете избежать ненужного страха и напряжения при обсуждении действий коллег. Однако чтобы провести такой комментарий, надо быть предельно внимательным к действиям участника интерактивного упражнения или реальной процедуры, необходимо записывать вопросы, ответы, фиксировать жесты и т.п., иначе вы не сможете воспроизвести действия юриста. Заключительная часть комментария - моделирование - стимулирует следующие попытки. Если речь идет об учебном занятии, лучше всего немедленно повторить упражнение.
Труднее всего и для комментатора, и для критикуемого сохранить сбалансированный - критический и одновременно благожелательный настрой. Но только так можно учиться деловым, конструктивным, профессиональным отношениям.
Это, возможно, и есть главная цель занятий с использованием интерактивных методов: их участниками моделируется система профессиональных отношений. Они могут почувствовать себя коллегами, совместно решающими проблемы, осознать взаимную ответственность и ценность сотрудничества.
7. Отдельные методы
Интерактивное выступление
Традиционное публичное выступление представляется нам монологом оратора, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ораторов во все времена признавались произведениями искусства.