Файл: Адвокат навыки профессионального мастерства под редакцией Л. А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 623
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональной задачей адвоката является все же не сама по себе демонстрация ораторского мастерства, а достижение конкретного результата (убедить суд в правильности своей позиции по поводу виновности обвиняемого, проинформировать депутатов о достоинствах и недостатках законопроекта, объяснить акционерам суть предусмотренных корпоративным правом процедур и т.п.). Этот результат - решение слушателей (судей, депутатов, акционеров...). Принимая решение, они отвечают адвокату, соглашаясь или не соглашаясь с его мнением, аргументацией, советами. Таким образом, в профессиональной деятельности юриста выступление никогда не является просто монологом (лекцией в традиционном понимании этого слова). Адвокат всегда работает в режиме диалога, рассчитывая на восприятие информации собеседником (клиентом, коллегой по работе, стороной в переговорах, судом)...
И преподаватель, и участник, выступающий в аудитории, и юрист-практик могут усилить эффективность своего выступления, сделав его более интерактивным по сравнению с традиционным монологом (конечно, не следует забывать о соблюдении правил, установленных для выступлений строгой процессуальной формы, но даже в судебных прениях могут быть использованы отдельные интерактивные элементы).
Можно включить в свое выступление элементы диалога, задавая вопросы и получая из аудитории ответы, в том числе неожиданные. Можно таким образом вызвать интерес и привлечь внимание слушателей, опереться на их опыт, использовать ответы для подчеркивания верности вашей позиции или для демонстрации разнообразия мнений по проблеме. Можно прокомментировать некоторые ответы немедленно или далее по ходу выступления. Вопросы и ответы позволят вам оценить подготовленность и восприятие аудитории. Можете оттолкнуться от ответов, чтобы перейти к следующей теме или скорректировать ход выступления, изменить его содержание и форму.
В ходе выступления можно провести ролевую игру. Она сможет наглядно проиллюстрировать содержание речи, убедить в точности ваших аргументов <*>. Для проведения ролевой игры вы можете пригласить заранее подготовленных ассистентов или прибегнуть к помощи кого-то из слушателей.
--------------------------------
<*> В художественном фильме "12 разгневанных мужчин" (ставшем хорошим учебным пособием по суду присяжных) очень точно показано, как одному присяжному удается разубедить остальных членов коллегии в несомненной виновности подсудимого только после демонстрации нескольких ролевых игр
, имитировавших поведение обвиняемого, потерпевшего и свидетелей. Устные объяснения при этом не имели такого успеха.
В некоторых случаях, особенно если выступление предполагается очень продолжительным или состоящим из нескольких отдельных "фрагментов", можно разделить его между двумя ораторами. Периодическая смена (но ни в коем случае не частое мельтешение) выступающих поддержит внимание слушателей и позволит каждому из ораторов максимально сосредоточиться на своей части...
В рамках собственного выступления можно предоставить слово и приглашенному специалисту для подготовленного краткого комментария, что часто более эффективно, чем цитирование.
Наконец, резко повышается качество выступления при использовании наглядных пособий.
Наглядные пособия
В качестве таких пособий может быть использована схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. Здесь действует принцип "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Впрочем, в качестве наглядных пособий могут выступать и аудиозаписи. Часто бывает полезно, чтобы перед глазами слушателей постоянно находились план вашего выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов, отдельные понятия. Это послужит вам своеобразной подсказкой, исключит "заглядывание в бумажку" и в то же время усилит контакт со слушателями - они вместе с вами будут следить за выполнением плана. Другие наглядные пособия могут быть продемонстрированы вами по ходу выступления. Но нужно заранее продумать, когда и с помощью каких технических средств вы будете демонстрировать то или иное пособие. Любой текст, изображение могут быть просто продемонстрированы, воспроизведены на плакате, ксерокопированы и розданы слушателям, увеличены на экране с помощью проектора и т.п. Необходимо также подготовить помещение так, чтобы наглядные пособия были доступны всем слушателям <*>.
--------------------------------
<*> В последнее время распространилась мода на использование компьютерных демонстраций Power Point. Это очень удобный способ представления информации, но не стоит забывать об уже сложившейся культуре его применения: каждый слайд должен содержать немного текста крупным шрифтом, крупные схемы, но и в этом случае распечатка всей презентации раздается участникам.
При использовании наглядных пособий необходимо подготовиться к их комментированию, в том числе к ответам на вопросы о происхождении этих пособий, об источниках информации. Нужно продумать целесообразность демонстрации каждого наглядного пособия, возможную реакцию аудитории, чтобы, с одной стороны, слушатели не представили себя зрителями в цирке, где фокусник достает из рукава все новые предметы, а с другой - чтобы они не увлеклись незапланированным переписыванием текстов с плакатов, не давая возможности продолжать выступление. Наглядные пособия должны работать на выступление, а не наоборот.
Использование видеозаписей
Видеофильмы могут послужить своеобразными наглядными пособиями. Сегодня есть возможность воспользоваться учебными фильмами, например, о работе суда присяжных.
Художественные фильмы не менее эффективны. Демонстрация фрагментов из них может послужить и мотивацией в начале занятия, и вводом информации (демонстрацией удачных приемов или ошибок), и предметом изучения, анализа и критики в интерактивной части <*>. Демонстрация некоторых фильмов с остановками (стоп-кадр) и обсуждениями по ходу может представлять из себя самостоятельное занятие.
--------------------------------
<*> См. список художественных фильмов о работе юристов на сайте
Для тех же целей можно специально подготовить видеодемонстрацию ситуации <*>.
--------------------------------
<*> Во время проведения тренинга с адвокатами Казахстана в Алматы группа участников организовала видеозапись "задержания подозреваемого" для занятия по отработке навыка допроса понятого в качестве свидетеля. Имитация выглядела настолько натуральной, что привлекла внимание настоящих милиционеров. Такая запись требует тщательной проработки "сценария", репетиций и, желательно, участия профессионального оператора.
В некоторых случаях, если невозможно пригласить специалиста по определенной теме, можно целиком или фрагментарно использовать видеозапись его выступления (конечно, с его разрешения).
Одним из самых эффективных методов развития практических навыков является видеозапись самой учебной деятельности с последующим просмотром и обсуждением. Если есть возможность, стоит записать действия участников в ходе ролевых игр и затем предложить самим участникам просмотреть запись и провести самооценку. Если позволяет время в ходе семинара участники просматривают записи вместе с инструктором и проводят обсуждение в соответствии с правилами комментирования.
Приглашение специалистов
Под специалистами здесь понимаются представители различных профессий, связанных с темами занятий. Это - судьи, прокуроры, узкоспециализированные адвокаты, эксперты, сотрудники ОВД, чиновники, ученые... В качестве своеобразных специалистов могут выступать и граждане, ранее обращавшиеся за юридической помощью или самостоятельно решавшие свои правовые проблемы, даже бывшие обвиняемые и осужденные, а также граждане, побывавшие в роли присяжных заседателей. Также может быть полезно приглашение депутатов, активистов правозащитных общественных организаций.
Приглашенные специалисты могут стать активными участниками любых интерактивных занятий - дискуссий, анализа дел, ролевых игр.
Полезность приглашения специалиста очевидна - кто лучше практика сможет прокомментировать практические действия начинающего юриста, поделиться опытом практической деятельности, помочь отработать практические навыки.
Однако приглашение специалиста требует специальной подготовки. Он должен быть заранее осведомлен о запланированных учебных результатах, о плане занятия. Его действия должны быть согласованы с основным ведущим. По возможности имеет смысл заранее получить вопросы участников и передать их приглашенному специалисту.
Вопросы. Сократический диалог
Опыт проведения программ обучения практическим навыкам показал, что самым сложным делом для начинающих юристов является задавание вопросов <*>. При этом затруднения возникают и с содержанием вопроса (что спрашивать, о чем спрашивать?), и с формулированием вопроса (как спрашивать, как построить вопрос?), и с целью задавания вопроса (для чего спрашивать?).
--------------------------------
<*> Очевидно значение этого навыка для деятельности юриста на разных стадиях работы, например во время интервьюирования, анализа дела, проведения допроса.
Очевидно, что единственным способом овладения этим навыком является обучение через действие: спрашивайте! Можно легко организовать тренинг по отработке навыка задавания вопросов даже без всяких ролевых игр. Для начала просто расспросите друга, коллегу о проведенном дне, как будто понадобилось выяснить точную хронологию событий и их очевидцев (например, для установления его алиби). Или попробуйте, гуляя по городу, задавать друг другу вопросы о зданиях, о ландшафте, как будто нужно получить описание места происшествия...
В учебной аудитории или в тренинговой группе задавание вопросов часто является основным приемом работы. Преподаватель (инструктор) и участники все время задают друг другу вопросы. При индивидуальной или коллективной подготовке к занятиям есть возможность не только повторить материал, но и потренироваться в постановке вопросов. Ведь готовность правильно сформулировать вопрос и показывает высокий уровень владения материалом независимо от предмета. При этом можно поставить себя на место преподавателя и задать самому себе или коллеге вопросы "от имени преподавателя".
В юридических вузах и в программах повышения квалификации западных юристов особенно популярен такой метод, как "сократический диалог" ("сократов диалог", "сократический семинар", "метод Сократа"). Конечно, он отличается от диалогов, которые вел Сократ, неизменно приводивший собеседника к противоречию путем задавания закрытых вопросов, на которые собеседник был вынужден отвечать положительно. На занятиях обычно нет цели поймать кого-то в логическую ловушку. Смысл "сократического диалога" в разработке цепочки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выводу. При этом правила такого диалога предполагают, что один человек все время только задает вопросы, а другой только отвечает на них (ситуация, аналогичная допросу в суде).
В соответствии с целями "сократического семинара" вопросы разного типа обычно направлены на прояснение позиции собеседника по какой-то проблеме:
- Как вы считаете, надо ли соглашаться с клиентом при определении стратегии? Почему вы так считаете? (вводные вопросы)
- Что вы имели в виду? Как вы можете по-другому сформулировать свою позицию? (прямые уточняющие, проясняющие вопросы)
- Что дало вам основание сделать такой вывод? Какие аргументы вы можете привести в подтверждение своей позиции? (вопросы, вскрывающие аргументацию)
- Не похоже ли будет тогда положение юриста на положение врача, который без раздумий выписывает рецепт по просьбе пациента? (вопросы с использованием аналогий)
- Что бы сказали по этому поводу сами клиенты? (вопросы, помогающие встать на другую точку зрения)
- Не означает ли это, что юрист должен обеспечить уход от ответственности за планируемое правонарушение? (вопросы с использованием псевдовыводов или крайних позиций)
"Сократический диалог" приучает не просто грамотно задавать вопросы, но планировать ход диалога, составлять его алгоритм: предполагать возможные варианты ответов и заранее готовить варианты последующих цепочек вопросов. Так появляется "дерево вопросов"...
Творческие проблемные задания (анализ дела и выработка позиции <*>, составление документа и т.п.)
--------------------------------
<*> Анализ дела (и связанная с ним выработка позиции как результат анализа) является ключевым навыком адвоката. В то же время анализ дела (case study) известен как основной метод обучения юристов, во всяком случае, в школах права англосаксонских стран. Однако в последнее время этот метод становится ведущим и на юридических факультетах в странах континентальной правовой традиции. При этом анализ дела может проводиться как индивидуально, так и группой участников семинара. Последовательность шагов анализа дела см. в гл. 6.
Творческие проблемные задания в отличие от традиционных требуют от участников не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют несколько (иногда - бесчисленное множество) "правильных ответов". Часто "правильный ответ" неизвестен и инструктору. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (ходатайства, искового заявления, жалобы), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.
Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера делового заинтересованного общения всех участников образовательного процесса, включая инструктора или приглашенного специалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует участников.
Мозговой штурм <*>
--------------------------------
<*> Также иногда используется термин "мозговая атака".
Мозговой штурм (МШ) - это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Цель первого этапа МШ - предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому МШ очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.
Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос (например, "какие доказательства могут быть собраны по этому делу?", "какие последствия влечет для нашего клиента заключение договора дарения?" и т.п.).
Правила мозгового штурма
1. Каждый может свободно высказывать предложения.
2. Участники высказываются по очереди, точно и кратко.
3. Любые предложения принимаются и одобряются участниками.
4. Ведущий записывает все предложения.
5. Нельзя критиковать и комментировать предложения.
6. Можно развивать предыдущие идеи.
В МШ велика роль ведущего. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если остальные участники неожиданно остановились). Но главное - он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам МШ. Записывать может сам ведущий или его помощник. Ведущий может просить участников повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять участников генерировать идеи.
Второй этап МШ - обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы участники даже делятся на две группы - генераторов идей (проводят первый этап МШ) и аналитиков (проводят второй этап МШ). Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.
Дерево решений
Этот метод является одновременно и учебным, и рабочим инструментом юриста. Он работает с проблемными, нестабильными, конфликтными ситуациями, часто в условиях недостаточности и недостоверности информации, но при этом - со множеством вариантов поведения субъектов. На всех этапах работы юрист стоит перед необходимостью выбрать оптимальный вариант решения, действия, совета, формулировки и т.п. Построение "дерева решений" - простой практический способ "взвесить" преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов могло бы выглядеть следующим образом:
Проблема: | |||||
Вариант 1: | Вариант 2: | Вариант 3: | |||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Принципиально важно проанализировать и взвесить все имеющиеся варианты, причем не только с позиции сегодняшнего дня, но и с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы <*>. И на этапе предложения вариантов, и на этапе определения их плюсов и минусов можно провести мозговой штурм.
--------------------------------
<*> Практическое значение оценки вариантов становится очевидным при отработке навыков консультирования или выработки позиции по делу.
Займи позицию
Многие дискуссии становятся неконструктивными из-за того, что участники изначально не определили свои позиции по обсуждаемому вопросу. Метод "займи позицию" помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение можно начать с постановки дискуссионного вопроса (т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы), например: "Вы за или против вынесения дисциплинарного взыскания к адвокату Х. за данное нарушение?" Все участники, подумав над вопросом, должны занять позицию - т.е. подойти к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:
┌────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐
│ Абсолютно за │ │ Абсолютно против │
└────────────────────────┘ └─────────────────────────┘
┌────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐
│ Скорее за │ │ Скорее против │
└────────────────────────┘ └─────────────────────────┘
Можно вместо формулирования дискуссионного вопроса выступить с дискуссионным утверждением, например: "Необходимо наказать адвоката Х. за данное нарушение". Затем также попросить занять позицию в соответствии со своим отношением к данному утверждению:
┌────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐
│ Полностью согласен │ │ Полностью не согласен │
└────────────────────────┘ └──────────────────────────┘
┌────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐
│ Скорее согласен │ │ Скорее не согласен │
└────────────────────────┘ └──────────────────────────┘
Заняв позиции, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме, уточняя свою позицию (например, "я за привлечение Х. к дисциплинарной ответственности, но взыскание должно быть минимальным") и приводя аргументы в поддержку своей позиции (например, "я против наказания, так как это создаст прецедент, которым можно в будущем воспользоваться и в отношении добросовестных адвокатов"). Представители разных позиций выступают по очереди, при этом любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.
Работа в малых группах
Работа в малых группах предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у вас есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.
К групповой работе следует приучаться постепенно. Стоит начинать с малых групп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до пяти - семи человек.
При работе в малой группе из пяти человек участники могут выполнять следующие роли:
- Ведущий (посредник-организатор работы группы).
- Секретарь (записывает результаты работы).
- Докладчик (представляет результаты работы группы другим группам).
- Наблюдатель (о роли наблюдателя ниже).
- Хронометрист (следит за временем, отпущенным на групповую работу).
Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа работает на протяжении длительного времени в одном составе, желательно менять роли.
Рекомендуется объединять в одной группе участников с разным уровнем подготовки. В разнородных (в половом, этническом и культурном отношении) группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями, проблема может быть рассмотрена с разных сторон.
Существует много способов распределения по группам.
- Можно заранее составить списки групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы.
- Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить всех участников рассчитаться "на первый-второй-третий..." по числу групп. После расчета первые номера образуют первую группу, вторые - вторую и т.д.
- Еще один способ - в зависимости от позиции по обсуждаемой проблеме. Например, при анализе и оценке ситуации с признаками этического нарушения можно выяснить первоначальное мнение участников и соответственно разделить на группы: первая группа - те, кто видит нарушение, вторая группа - те, кто не видит нарушения, третья группа - те, кто не может определиться.
- Наконец, кажущийся самым простым способ - по желанию участников. Например, при выработке позиции по делу, можно спросить, кто хочет разрабатывать позицию обвинения, а кто - защиты. В данном случае есть опасность, что группы будут слишком неравномерными.
Полезно сохранять стабильный состав группы достаточно долго, чтобы участники могли достигнуть мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем участникам поработать с разными людьми и узнать их.
Участники постепенно будут осознавать, какие умения необходимы для работы в небольшой группе. Чтобы помочь друг другу приобрести эти навыки, стоит выбрать "наблюдателей", которые будут анализировать индивидуальное поведение членов группы, определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами, обращая внимание на следующие аспекты (можно составить форму для наблюдения с указанными вопросами и заполнять ее по ходу работы группы):
- Уважение к правам и мнениям других людей. Каждый ли член группы имеет равную возможность высказаться?
- Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди, которые стараются любыми способами навязать свою точку зрения другим?
- Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция им близка?
- Готовность слушать. Говорят ли члены группы сами больше, чем прислушиваются к словам других?
- Конфликт. Если возникает конфликт мнений, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Выносят ли они вызвавшие разногласия вопросы на открытое обсуждение?
- Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли уточняющие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника, соблюдают ли правила вежливости?
После окончания групповой работы, ее результаты должны быть представлены другим группам (при этом можно использовать плакаты, схемы, таблицы и т.п.). Не забудьте выяснить: чем обосновано такое решение группы? Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к общему согласию? Представители других групп также могут задавать вопросы. Вы можете сравнить стиль работы разных групп, проанализировать, как он повлиял на эффективность работы, обсудить значение правил работы в группе <*>.
--------------------------------
<*> Правила работы в группе применимы не только к работе малых групп, но и к любому обсуждению, дискуссии в любой аудитории.
Правила проведения дискуссии в группе
1. Каждый участник имеет возможность высказаться, если захочет.
2. Все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, даже если не согласны с ними.
3. Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали.
4. Все участники делают замечания кратко и по существу.
5. Каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.
6. Все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мирным путем с учетом интересов участников и правил работы.
7. Все участники стремятся создать открытую, деловую, дружескую атмосферу.
Ролевые игры (работа с клиентом, переговоры, заявление ходатайства, допрос, прения, учебный судебный процесс и т.п.)
Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре участникам предлагается "сыграть" другого человека или "разыграть" определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование)...
В повседневной работе, особенно по сложным делам, профессиональные юристы часто прибегают к проведению ролевых игр, имитируя отдельные этапы работы с клиентом, с противоположной стороной, с участниками судебного процесса. При этом сам юрист может выступать не только в собственном качестве консультанта, защитника, обвинителя, представителя, но и в "роли" клиента, подзащитного, обвиняемого, доверителя, а также в образе другого юриста - своего процессуального противника. Такой прием позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданной точки зрения, спрогнозировать поведение других участников конфликта, выявить слабые места в собственной подготовке. Для участия в таких ролевых играх в качестве одного из наблюдателей по возможности приглашают более опытного коллегу, специалиста по данной категории дел.
При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты (например, "после проведения этой ролевой игры участники смогут провести интервьюирование поэтапно и с соблюдением этических принципов взаимоотношений с клиентом" или "после проведения этой ролевой игры участники смогут выработать позицию по уголовному делу").
Затем потребуется разработать или адаптировать учебные материалы - универсальных учебных материалов для обучения навыкам, видимо, не существует. В зависимости от ожидаемых учебных результатов, от подготовленности участников, их специализации, приоритетов и вкусов, от имеющегося времени сценарий будет меняться. Важно избежать ошибок при выборе дела - если дело реальное, его, возможно, потребуется упростить (при этом надо также не забыть изменить имена реальных персонажей). Для отработки простых навыков требуются простые фабулы, простые инструкции для исполнителей ролей, не перегруженные отвлекающими внимание деталями. Некоторую опасность представляют вымышленные фабулы - здесь, увлекшись сочинительством, можно упустить значимую для решения проблемы информацию, и тогда, например, участник вместо запланированной вами подготовки выступления в прениях потратит все время на размышления о квалификации при нехватке фактических данных, подозревая подвох со стороны автора фабулы. Целесообразно готовить к ролевой игре следующие материалы:
- Фабула дела представляет краткое описание ситуации, известное всем участникам.
- Информация по делу и инструкции для активных участников игры (например, юриста и клиента, обвинителя и защитника и т.п.). Информация может быть представлена в виде простого повествования или в форме документов. Часть информации может быть конфиденциальной, известной только одному участнику. По поводу части информации могут быть особые инструкции, например для исполнителя роли клиента: "Сообщите консультирующему юристу о наличии у вас второй группы инвалидности только в ответ на прямой вопрос о состоянии здоровья".
- Инструкция для наблюдателей может включать список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе игры, чтобы подготовиться к комментированию, например: "Действовал ли консультирующий юрист в духе сотрудничества с клиентом? Что об этом свидетельствует?"
- Руководство для ведущего - включает описание ожидаемых учебных результатов и пошаговый план проведения.
Каждый раз, готовясь к ролевой игре, необходимо разрабатывать собственный сценарий, подробный пошаговый план с указанием времени на выполнение каждого элемента занятия.
Технология проведения ролевой игры <*>
--------------------------------
<*> Этот план (описывающий условное занятие по отработке навыков интервьюирования) носит, конечно, лишь рекомендательный характер. Не все шаги должны быть обязательно реализованы, может быть изменена их последовательность. Но опыт проведения занятий в различных аудиториях доказывает необходимость выдержать как минимум следующую цепочку шагов: мотивация - согласование результатов - представление плана - распределение ролей - подготовка к ролевой игре - ролевая игра - деловая обратная связь.
1. Мотивация (фокусировка) (это может быть вопрос, например: "Зачем юрист задает клиенту вопросы?", мини-демонстрация, например невежливого, нетактичного поведения юриста с первых секунд появления клиента в кабинете, короткий рассказ или обмен мнениями об интересных и показательных примерах из практики, например о встречах с "трудными" клиентами).
2. Согласование ожидаемых учебных результатов (участники обмениваются ожиданиями, например: "Я надеюсь, что после этой игры смогу провести интервьюирование клиента", "Я надеюсь понять, как себя вести в начале беседы с клиентом" и т.п., уточняют формулировку ожидаемых результатов, возможно уменьшают их количество).
3. Договоренность о терминах (может потребоваться вспомнить значение каких-либо понятий, содержание отдельных элементов технологической цепочки работы юриста и т.п. Например, уточнить, чем интервьюирование отличается от консультирования).
4. Представление плана игры (оптимально, если план вместе с указанием времени на выполнение каждого шага роздан всем участникам или вывешен на плакате).
5. Представление правил игры (необходимо напомнить, что будут делать активные участники и наблюдатели на каждом этапе: "Во время подготовки исполнитель роли клиента будет входить в образ, а консультант подготовит свое рабочее место, настроится на работу с клиентом, спланирует свои действия, наблюдатели познакомятся со списками вопросов для оценки интервью. Затем в течение 10 минут пройдет сама встреча консультанта и клиента. Затем активные участники и наблюдатели по очереди в течение одной-двух минут каждый прокомментируют действия консультанта").
6. Демонстрация (иногда, особенно в начале обучения новому навыку, приглашенный специалист или более подготовленный коллега может сам показать несколько вариантов действий юриста в разыгрываемой ситуации, напомнив тем самым некоторые правила поведения, это может быть повторением первоначальной "мотивационной" демонстрации, но уже без явных ошибок).
7. Распределение ролей (оптимально запланировать заранее распределение по ролям, учитывая опыт предыдущих занятий и необходимость предоставить всем равные возможности для участия в различных ролях - юристов, клиентов, наблюдателей. Участники в соответствии с их ролями получают заранее приготовленные материалы).
8. Подготовка к ролевой игре (если необходимо, участники могут договориться об увеличении времени на подготовку, готовиться можно как индивидуально, так и с помощью коллег, которые затем выступят в качестве наблюдателей).
9. Ролевая игра (активные участники действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия участников, но ведут записи для последующего комментирования).
10. Ролевая обратная связь (участники игры, например, "консультант" и "клиент" комментируют происшедшее, не выходя из ролей, они могут раскрыть содержание конфиденциальной информации, оценить действия друг друга).
11. Деловая обратная связь (участники игры, выйдя из роли, и наблюдатели комментируют действия консультанта. Рекомендуется начинать с его собственной самооценки. Должны соблюдаться правила комментирования).
12. Комментирование специалиста (приглашенный специалист или преподаватель комментирует действия консультанта и обращает внимание на плюсы и минусы ранее прозвучавших комментариев).
13. Связь с другими занятиями, курсами, предметами (участники могут обратить внимание на возможности, которые предоставляет содержание предыдущих и последующих курсов, занятий для развития данного навыка, на известные им источники полезной информации. Например, курс юридической психологии может быть полезен для обучения оценке индивидуально-психологических особенностей личности клиента, курс криминалистики - для обучения тактике проведения беседы, учебное пособие по ведению переговоров - для обучения навыкам выявления интересов клиента и т.д.).
Для упрощения процесса подготовки можно предложить следующее процентное соотношение времени на проведение отдельных элементов ролевой игры:
1. Мотивация (фокусировка) ─┐
2. Согласование ожидаемых учебных результатов > 15%
3. Договоренность о терминах ─┘
4. Представление плана игры ─┐
5. Представление правил игры > 10%
6. Демонстрация ─┘
7. Распределение ролей ─┐
8. Подготовка к ролевой игре > 15%
─┘
─┐
9. Ролевая игра > 25%
─┘
10. Ролевая обратная связь ─┐
11. Деловая обратная связь > 35%
12. Комментирование специалиста │
13. Связь с другими занятиями, курсами, предметами ─┘
Опыт показывает, что наиболее ценным элементом оказывается "деловая обратная связь", проводимая в соответствии с правилами комментирования. Необходимо тщательно планировать время, отведенное на каждый шаг ролевой игры, и следить за соблюдением плана, чтобы успеть плодотворно обсудить действия активных участников, тогда игра будет иметь обучающий эффект. Планирование времени - это не просто вспомогательное действие. Это также отработка навыков организации работы, управления временем, планирования беседы, выступления в суде и т.д.
* * *
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что выбор любого метода обучения обусловлен запланированным результатом занятия, а эффективность использования метода в первую очередь зависит от той атмосферы, которая сложилась на занятии, от той профессиональной культуры, которую демонстрируют инструктор и участники. При удачном стечении обстоятельств и надлежащей подготовке и участники, и инструкторы смогут в результате занятия ощутить столь привычное для юристов чувство успеха, столь редкое для юристов чувство гармонии и столь необычное для юристов чувство справедливого исхода дела.
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 41
Глава 20. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА:
ПОНЯТИЕ, ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Этику определяют как "учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле" <*>; как "совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе" <**>. В последнем случае речь идет о профессиональной этике, под которой понимают, "во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии" <***>.
--------------------------------
<*> Малый энциклопедический словарь: В 4 т. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. М., 1994. Т. 4. Столб. 2166.
<**> Краткий словарь иностранных слов. М., 1988. С. 625.
<***> Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М., 1989. С. 278.
Профессиональная деятельность людей регламентируется как правовыми, так и этическими нормами. С определенной долей условности применительно к каждой профессии можно говорить о профессиональной этике, хотя вряд ли в работе продавца или водителя автобуса можно выделить специфические, присущие только ей черты, отличающиеся от принятых в обществе в целом этических норм общения. Однако в некоторых сферах (например, медицина, юриспруденция, педагогика) этическое регулирование занимает существенную часть в общем объеме нормативной регламентации профессиональной деятельности, что обусловлено особым содержанием возникающих в этих сферах правоотношений.
"Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области" <*>.
--------------------------------
<*> Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М., 1999. С. 32.
Внутри юридической этики можно выделить различные подвиды в зависимости от конкретного направления деятельности: судебная этика <*>; прокурорско-следственная этика; адвокатская этика (этика практикующего юриста).
--------------------------------
<*> См.: Кодекс судейской этики. Утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. // Российская юстиция. 2005. N 1 - 2.
Оказывая правовую помощь доверителю, адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать его права и законные интересы всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре); по уголовным делам адвокат-защитник вправе с момента допуска к участию в уголовном деле использовать не запрещенные УПК РФ средства и способы защиты (см. ч. 1 ст. 53 УПК РФ).
В процессе оказания доверителям юридической помощи адвокат повышает свою квалификацию, получает определенный доход, в том числе и в установленных законом случаях, когда юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно <*>. Отвечающий интересам доверителя результат оказания правовой помощи рассматривается практикующими юристами как способ создать себе определенный имидж на рынке юридических услуг <**>.
--------------------------------
<*> См., например: ст. 26 Закона об адвокатуре; ч. 5 ст. 50 УПК РФ; ст. 50, 100 ГПК РФ.
<**> При проведении занятий по профессиональной этике в 1998 - 2000 гг. на семинарах по обучению студентов практическим навыкам и по изучению преподавателями юридических вузов методик обучения студентов практическим навыкам на вопрос "какие цели преследует адвокат, работая с доверителем, к чему стремится?" были получены следующие ответы: решить проблему доверителя и помочь ему; сделать точный прогноз; отстоять интересы доверителя; получить от доверителя как можно больше информации; выяснить позицию доверителя; добиться восстановления законности; помочь государству; повлиять на совершенствование законодательства; провести правовой ликбез; исполнить гражданский долг; исполнить обязанность; заниматься любимым делом; повысить профессионализм; поддержать "профессиональную форму"; создать и сохранить имидж; сделать так, чтобы доверитель стал постоянным; выступить для доверителя в роли "жилетки", в которую можно выплакаться и излить все свои переживания; заработать деньги.
Однако не все средства допустимы для достижения тех целей, к которым стремится адвокат, в процессе оказания правовой помощи доверителю. Установление в Законе об адвокатуре (см. ст. 8, 18 и др.), а также в иных нормативно-правовых актах гарантий независимости адвоката является одной из важных гарантий конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе адвокатами, но независимость адвоката отнюдь не подразумевает невозможность привлечения его к различным видам юридической ответственности, в том числе дисциплинарной.