Файл: Выбор темы исследования. Проблема исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Выбор темы исследования. Проблема исследования.

Исследование имеет тем больше шансов на успех, чем более оно упорядочено, глубже обосновано и строго структурировано. Определение содержания, последовательности, внутренней связи этапов (шагов), исследовательских действий способствует выстраиванию логики исследования, которая фиксируется в особом исследовательском документе - исследовательском проекте или исследовательской программе.

Правильно выбрать тему исследования – наполовину обеспечить ее успешное выполнение. Тема исследования – это то главное, о чем в ней говорится, это предмет, который детально рассматривается, это материал, который отбирается и структурируется соответствующим образом.

Первым, ориентировочным, шагом будущего исследования стоит считать выбор предметной области, сферы, в которой предполагается вести поиск.

Чтобы правильно сориентироваться в выбранной сфере, исследователю полезно придерживаться примерного алгоритма, заданного на первом (подготовительном, ориентировочном) этапе: выбор темы и определение проблемы исследования – определение объекта и предмета исследования – определение и уточнение понятий и терминов – определение целей и задач исследования.

Выбор и уточнение темы - нередко длительный и нелегкий процесс. Источники темы могут находиться как в практической плоскости, так и в сфере теории, а довольно часто находятся как раз на их пересечении.

Стоит выделить шесть основных требований (характеристик), определяющих выбор темы

Тема—проблема:

1)Актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении).

2)Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач).

3) Перспективность (актуальность и значимость на обозримый период).

4)Проблемность (неочевидность решений, необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике).

5)Соответствие современным концепциям развития общества и человека (гуманно-личностная или социально-личностная ориентация).

6)Опыт и заинтересованность исследователя (личная выстраданность, сопричастность).

Все эти требования важны, но особых пояснений требуют такие компоненты, как актуальность, проблемность и ориентация на современные концепции. Тема должна в явном или скрытом (имплицитном) виде содержать проблему.


Этапы работы над темой

• Обнаружение противоречий и трудностей в педагогическом процессе.

• Определение проблемы и проблематизация темы.

• Определение конкретного предмета исследования.

• Отражение предмета и направления преобразований в наименовании темы.

• Конкретизация и ограничение (локализация) темы.

• Отграничение от близких и смежных тем.

• Формулирование (первоначальное определение) темы, ее корректировка и уточнение в процессе исследования.

Итак, тема должна сразу же высвечивать актуальность, значимость, перспективность, проблемность работы, а по возможности - и направление поиска и, конечно же, адекватно отражать содержание.

Тема должна быть сформулирована четко, предполагать однозначное ее понимание, отражать самое существенное (предмет исследования и направление поиска), однако не предвосхищая искомого решения. Тему нужно выразить по возможности лаконично, указывая главный предмет исследования, проблему и рамки поиска.

Проблема исследования – крупное обобщённое множество сформулированных научных вопросов, которое охватывает область будущих исследований.

Суть проблемной ситуации представляется в формулировки проблемы исследования. Сформулировать научную проблему для автора – это значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Проблема исследования формулируется как указание на противоречие между тем, что (или как) есть в реальности, и тем, что (или как) должно быть. Из формулировки проблемы должно быть понятно,

что не так,

почему не так и

что будет, если сделать как надо.

Сформулированная корректно проблема конкретизируется в цель исследования.

Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии (неадекватности) одной части реальности – другой.

Корректная формулировка проблемы исследования должна соответствовать некоторым требованиям:

максимально конкретно в формулировке проблемы должно быть указано на то, что в практической деятельности не соответствует (не делается в соответствии) модельной, идеальной ситуации, описанной в теории;



максимально конкретно в формулировке должно быть указано на то, что и как должно быть в идеальной ситуации, описанной в теории;

в формулировке проблемы должно быть указание на то, почему практическая деятельность не соответствует требованиям теории.

  1. Цель исследования, задачи исследования.

Цель — это представление о результате и одновременно проект деятельности исследователя, определяющий характер и системную упорядоченность исследовательских действий и операций по ее достижению (Н.В. Бордовская). Четко и конструктивно поставленные цели позволяют в ходе исследования раскрыть сущность, способы преобразования, механизмы достижения результата.

Цели могут выражать как теоретические, так и практические результаты: новые концепции, подходы, идеи, принципы классификации, тенденции (В.М. Полонский), а также и новые институты, программы, обучающие средства, типы образовательных учреждений и выявленные неизвестные ранее оценки, подходы к прошлому («предвидение прошлого»),

В предполагаемом результате могут быть представлены и зачатки нового знания: предположения, догадки, гипотезы, замыслы, подходы.

Выдвижение цели выступает результатом процесса целеполагания, присущей человеку способности опережающего отражения действительности, воссоздания, предвосхищения желаемого результата деятельности, в частности - инновационных преобразований. Цель непосредственно связана с мысленным воплощением решения проблемы, с устремлениями к эффективным и прогрессивным преобразованиям.

Следует различать исследовательские и практические цели. Достижение исследовательских целей (выявление факторов развития, его механизмов, благоприятствующих условий, разработка технологий и методических систем, теоретических основ и способов управления и т.д.) создает условия для выявления средств достижения целей практических (сохранение здоровья, успешное обучение, развитие способностей, готовности к самореализации, воспитание гражданственности и т.д.). Однако одни цели не могут быть подменены другими. Достижение исследовательских целей предусматривает непосредственное определение предназначения исследования. Практические результаты в данном контексте служат подтверждением истинности найденных решений.

Естественно, что достигнуть поставленной цели сразу невозможно. Возникает необходимость планирования поэтапного движения к цели, что воплощается в выдвижении задач исследования.


Задачи - результат декомпозиции целей, это «частичка» цели в конкретной ситуации, в определенной точке траектории движения к цели.

Если цель чаще всего формируется одна, то задач выдвигается несколько. Однако их не должно быть очень много (иногда выдвигается 8-10 задач и более), иначе их трудно отслеживать. Должны быть выделены, логически и хронологически увязаны между собой основные задачи, для решения каждой из них нередко требуется выдвижение подзадач.

Можно рекомендовать выдвижение четырех групп исследовательских задач: диагностической, теоретико-моделирующей, опытно-экспериментальной и прикладной. При этом в каждой группе может быть либо одна, либо две относительно самостоятельных задачи, выступающие как воплощение движения к цели на конкретных этапах поиска.

Первая группа задач связана с изучением и анализом ситуации, истории вопроса, отечественного и зарубежного опыта решения обсуждаемых проблем, с диагностикой уровней развития формируемых качеств личности или состояния образовательных систем. Средствами реализации задач этой группы служит изучение литературы и других источников, наблюдение, беседа, опрос, экспертная оценка, тестирование.

Вторая группа задач - теоретико-моделирующая - связана с выявлением структуры исследуемого процесса, факторов, движущих сил развития систем и процессов, значимых связей и взаимодействий, принципов и методов преобразования. Речь идет о создании системы прогнозирования и моделирования, функционирования и развития систем; выявлении закономерностей; выделении критериев оценки успешности преобразований; создании системы информационного обеспечения и анализа результатов. Пожалуй, это самый сложный и трудоемкий «узел» исследования. Он реализуется на основе теоретического анализа и синтеза, мысленного моделирования, прогнозирования и других теоретических методов исследования.

Третья группа задач — это конструирование и реализация опытно-преобразующей и экспериментальной части исследования. На этом этапе определяются конкретные задачи опробования теоретических подходов и моделей, способов организации опытно-поисковой и экспериментальной работы и интерпретации ее результатов. После этого осуществляется процесс обобщения опыта, экспериментирования, опытной работы.

Наконец, четвертая группа задач - определение условий, способов реализации, носителей конкретных нововведений; разработка методик и технологий практического использования результатов исследования. Разумеется, блок «цели-задачи», как и все другие, требует постоянной коррекции и уточнения.


3. Предмет, объект и гипотеза исследования: характеристика и особенности.

Объект – это определенный процесс или взятая в динамике система, подлежащая изучению и с этой целью выделенная исследователем из объектной области. Объект содержит в себе социальное противоречие, проблему, подлежащую научному анализу. Чем четче определен объект исследования, тем более правильно можно выделить предмет исследования.

Объект должен характеризоваться:

1) четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

2) определенной временной ограниченностью;

3) возможностями его количественных измерений.

Объект всегда отвечает на вопрос: «Что будет исследоваться?»

Предмет – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования.

В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет исследования является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Формирование предмета исследования обусловлено как свойствами объекта, так и характером проблем. Предмет теоретического исследования различается с предметом эмпирического исследования, так как теоретические законы не могут быть выведены путем простого обобщения эмпирических фактов. Непосредственный предмет теоретического исследования представляет собой ряд идеализированных, абстрактных объектов, схем и моделей. На эмпирическом уровне в качестве предмета исследования выступают свойства и отношения реальных объектов, эмпирические закономерности, которые могут быть выведены путем статистического обобщения эмпирических фактов.

Предметом исследования могут выступать прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса, содержание физкультурного образования, формы и методы педагогической деятельности, дидактическое взаимодействие между тренером-педагогом и спортсменом-учеником, особенности и тенденции развития спортивной науки и практики и т.п.