Файл: Выбор темы исследования. Проблема исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Система методов педагогического исследования

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все их многообразие можно разделить на три группы:

1) методы изучения педагогического опыта;

2) методы теоретического исследования;

3) математические методы.
1-ая группа: Методы изучения педагогического опыта (или методы эмпирического познания педагогических явлений)– это способы реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. В данном случае изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

  • Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений.

Выделяют следующие этапы наблюдения:

- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния личности) исследователя.

  • Методы опроса. К ним относятся:

1) Беседа- самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.


Разновидностью беседы является интервьюирование (здесь исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы записываются, открыто во время интервью)

2) Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ и т.п. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний). Помогает исследователю вооружиться некоторыми объективными данными, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

  • Эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Целью изучения педагогического эксперимента является изучение причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта исследования, его задач и гипотез);

- методический (разработка методики исследования);

- собственно эксперимент;

- аналитический – количественный и качественный анализ

Трудности экспериментального исследования состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, здесь требуется особая деликатность, такт со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.
2-ая группа: Методы теоретического исследования. К ним относят:

1) Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.

2) Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формирования гипотез и для оценки собранных фактов. Эти методы связаны с изучением литературы.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:



- составление библиографии – перечня источников;

- реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

- конспектирование;

- аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;

- цитирование.
3-ая группа: Математические и статические методы. Применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

С помощью статических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана- показатель середины ряда; степень рассеивания – дисперсия и др.

Таким образом, в педагогике еще много не выявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы исследователям. Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов - практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов. А также на научной основе проверять свои собственные педагогические открытия.

7. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании

Проек­тирование — реальное воплощение идеи опережающего отраже­ния человеком действительности и пошагового конструирования нового или обновленного объекта. Для проектирования характер­на конструктивность, т. е. нацеленность на получение практически значимого результата (И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская, 2005) с учетом реальных возможностей ресурсного обес­печения намеченного.

Основные творческие процедуры исследовательского процес­са: прогнозирование, моделирование и программирование в ши­роком понимании составляют единый процесс, называемый про­ектированием.

Педагогическое проектирование — движение от абстрактно­модельного представления о траектории движения к результату и от самого результата к описанию конкретных действий (шагов) для достижения результатов.


Результатом проектирования в педагогическом исследовании чаще всего являются образовательная программа, инновационное образовательное учреждение.

Логика проектирования.

Проектирование как часть исследовательской деятельности характеризуется общими закономерностями и специфическими чертами, которые отражаются в логике проектирования. Проектирование имеет следующие ЧЕТЫРЕ стадии.

1) Разработка общего проекта. На этой стадии определяются цели проекта, намечается его структура, разрабатываются его концептуальные основы, продумываются основные вопросы организации (где и кем будет реализовываться проект, какие психолого-педагогические условия и материальные ресурсы необходимы для его реализации, сколько времени необходимо для реализации проекта), способы взаимодействия в процессе реализации проекта, определяются критерии и показатели, по которым можно будет судить об эффективности, результативности и оптимальности проекта.

2) Разработка рабочего проекта (конструирование). На этой стадии осуществляется уточнение и детализация общего проекта: определенным образом компонуется содержание обучения или воспитания, разрабатываются образовательные технологии, готовятся необходимые материалы и т.д. Результатом этой стадии является разработка учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций в области обучения и воспитания, системы обучающих или воспитательных занятий и т.д., в которых и воплощается проект.

После завершения разработки образовательный проект проходит еще две стадии:

3) экспертизу (на этой стадии проект оценивается компетентными специалистами, которые дают заключение о возможности его внедрения в практику образования);

4) внедрение.

К использованию метода проектирования предъявляются следующие обязательные требования:

концептуальность, т.е. непротиворечивость методологического 
и теоретического уровней и психолого-педагогического инструментария — как исследовательского, так и предлагаемого к внедрению в практику образования;

- наличие значимой в социальном, профессиональном, исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, имеющей комплексный характер и требующей привлечения разнообразной информации, средств, способностей;

- теоретическая и практическая значимость предполагаемых результатов — например, модернизация содержания образования в учебных заведениях определенного типа; подготовка серии научных (научно-методических, научно-популярных) публикаций по определенной психолого-педагогической тематике; план воспитательных мероприятий и пр.;

самостоятельная деятельность исследователей (индивидуальная, парная, групповая);

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

корректное использование методов исследования.

Проектирование в психолого-педагогическом исследовании может использоваться не только как собственно исследовательский метод, но и как способ определения возможных траекторий развития образовательного учреждения, воспитанника, содержания образования и других феноменов. В этом случае предлагаются несколько вариантов проекта; впоследствии из их числа отбирается оптимальный для данных условий.
8. Прогнозирование, моделирование, оформление проекта и программирование

Основные творческие процедуры исследовательского процес­са: прогнозирование, моделирование и программирование в ши­роком понимании составляют единый процесс, называемый про­ектированием.

Прогнозирование— взгляд в будущее, процесс получения про­гноза, предположительных суждений о состоянии исследуемого процесса через определенный временной промежуток (год, два, три, пять и т.д.). В результате прогнозирования рождается про­гноз, который может быть определен как пошаговая разработка пути становления образа будущего. Прогноз выполняется на осно­ве предпрогнозной ориентации, выяснения динамики развития на предшествующем этапе и предположения о том, как будут дей­ствовать выявленные тенденции, особенности развития в буду­щем при сохранении или изменении условий, существовавших ранее (эта процедура именуется экстраполяцией тенденций). Об­разовательные прогнозы должны выполняться на основе соци­ально-экономических и социокультурных прогнозов. Ясно, что их должны выполнять специалисты по экономическому и социаль­ному прогнозированию. К сожалению, такие прогнозы пока либо вообще не выполняются, либо носят приблизительный, очень неточный характер, что сильно затрудняет педагогическое про­гнозирование.