Файл: Выбор темы исследования. Проблема исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прогноз выполняется в двух вариантах. Первый заключается в выяснении того, как пойдет развитие, если его факторы и сопут­ствующие условия останутся неизменными, а выявленные тен­денции будут действовать в тех же направлениях и масштабах, что и в предшествующий период (тут ведущие методы — выявление и экстраполяция тенденций, ретроспективный анализ, экспертная оценка). Второй вариант предполагает мысленное моделирование ситуаций развития при внесении запланированных изменений в процесс, которые способствуют устранению помех, открывают новые источники и импульсы развития (тут используются пер­спективный анализ, мысленное моделирование, экспертная оцен­ка, поэтапная имитация, факторный и регрессионный анализ).

Наиболее ответственный этап проектирования — моделирова­ние, включающее создание моделей исходного (актуального) со­стояния преобразуемого процесса или объекта, моделей потреб­ного, желаемого состояния на конец планируемого периода и модель перехода от исходного состояния в требуемое. Под моде­лью понимают мысленно представленный и материально реали­зованный аналог, воспроизводящий изученный объект и способ­ный заменить его так, что появляется возможность получить но­вую информацию об объекте.

В принципе модель может быть по содержанию полностью или преимущественно описательной (чаще всего это текст, раскрыва­ющий принципы преобразования, его этапы и технологии, связи между проблемой, содержанием, способами его трансформации и результатами); структурной, представляющей состав, иерархию компонентов системы; функциональной или функционально-дина­мической (в этом случае используются преимущественно схемы и сравнительные таблицы, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы); эвристической, дающей возможность обнаружить новые связи и зависимости; интегратив­ной (смешанной), включающей в себя компоненты нескольких или всех видов моделей. Первые три вида можно отнести к позна­вательным и объяснительным, последние два — к моделям пре­образовательным (прагматическим), отражающим то, что еще необходимо осуществить. При использовании эвристических моде­лей применим такой подход, как управление «по отклонениям» от образца при движении от достигнутого к желаемому (иными словами, корректировка курса).

Модель позволяет составить более полный и обоснованный прогноз исследования, оптимизировать траекторию движения к результату, но это возможно только на базе уже выявленных тенденций, исторического опыта, выделенного и интерпретиро­ванного на основе ретроспективного анализа, экспертных оце­нок, экстраполяции тенденций на будущее, концептуального ис­толкования рассматриваемых фактов.


Замещая объект познания, модель позволяет получить новую информацию об объекте в силу большей выявленности опреде­ленных связей и отношений. Однако будучи упрощенным и схе­матическим отражением прототипа, она не отражает многих его существенных свойств, поэтому при моделировании и опериро­вании с моделью нужно учитывать:

-      целесообразность использования не одной, а нескольких мо­делей, отражающих прототип с разных точек зрения, с разных сторон: его генезиса, структуры, факторов развития, функций и т.д. Иными словами, возникает необходимость системного модели­рования, не только полно характеризующего процесс, но позво­ляющего выделить основную системообразующую связь, соподчиненность элементов;

-      обязательное соотнесение результатов анализа модели с имев­шимися ранее концепциями для получения более общей картины событий, процессов, феноменов;

-      необходимость соотнесения выводов, полученных на основе моделирования, с данными опросов, наблюдений, обобщенного опыта, с теориями и концепциями.

.

Модель должна быть рабочим инструментом, позволяющим отчетливо увидеть внутреннюю структуру изучаемого объекта или процесса, систему влияющих на нее факторов, ресурсное обеспечение раз­вития.

Как отмечает Н.В.Бордовская, модели в научном поиске вы­полняют разнообразные функции:

-        эвристическую (для генерирования и развития идеи преобра­зований);

-        объяснительную;

-        иллюстративную;

-        информационную;

-        проективную;

-        оценочную;

-        управленческую;

-        развивающую и стимулирующую в отношении познания пе­дагогической действительности;

-        нормативную.

Создание модели — относительно самостоятельный и важный этап процедуры исследования и исследовательского проектирова­ния. Чаще всего создаются описательные и структурные модели с выделением наиболее важных элементов и отношений в исследу­емой или проектируемой системе и их иерархическом упорядоче­нием.

На основе использования моделей можно осуществить и вы­движение, и предварительную мысленную проверку гипотезы, что особенно продуктивно в том случае, когда исходные параметры позволяют построить прогностические математические модели.

Разработка сценария преобразований и представляет собствен­но проектировочную деятельность, или

оформление проекта. Сце­нарий включает разработку направлений развития и основных (магистральных) мероприятий по реализации задуманного. В нем обозначены основные проблемы, точки роста, промежуточные ру­бежи и итоговые результаты, ресурсное обеспечение, критерии успешности, способы научно-методического сопровождения про­цесса преобразований.

Полученные сначала на основе мысленных, а потом реальных проб результаты нужно «вернуть» в многообразную, сложную, ситуативно обусловленную педагогическую действительность, где приходится считаться со многими привходящими обстоятельствами и помехами, непредвиденными трудностями, субъективными по­зициями. Тут «модельное» предвидение приходится корректиро­вать с учетом опыта, интуитивных оценок, здравого смысла, ре­сурсных возможностей, допустимой «цены» образования для обу­чающихся (потеря здоровья, переутомление, упущенные возмож­ности и т.д.) и педагогов (нагрузка в часах, усложнение деятель­ности и т.д.).

Наиболее объемный этап работы — программирование, выпол­няемое на основе прогноза, моделирования и мысленного вопло­щения модели с учетом помех, трудностей и факторов риска. Оно осуществляется по выделенным направлениям и содержит меро­приятия, обеспечивающие решение выдвинутых проблем и задач с указанием исполнителей и соисполнителей, сроков, размеров и источников ресурсного обеспечения. В процессе программирова­ния должны быть предусмотрены «стыковочные узлы» со средой (интерфейсы), а также необходимые меры для приспособления среды к принятию модели нового.

Дело в том, что при введении новшеств возможны или радикальная замена одной об­разовательной системы другой (что труднореализуемо и риско­ванно), или частичное и постепенное введение новых элементов в функционирующую систему, которые в итоге могут серьезно усовершенствовать ее или придать ей новое качество.

Может спросить:

Кадр 7

Принципы проектирования

•          Гармонии запросов государства, региона и образовательных ин­тересов граждан.

•          Опережающего (на основе вероятностных конструктивных про­гнозов) характера программ и проектов.

•          Вариативности сценариев и способов достижения образова­тельных результатов.

•          Инновационной направленности и исследовательского характе­ра разработки программ и проектов, а также проектируемой по ним деятельности.

•          Процедурной полноты (достаточности) работы над программны­ми документами, включающей все стадии разработки, реализацию и мониторинг.

•          Ресурсной, в том числе информационной, кадровой и финансо­вой обеспеченности.

•          Минимизации рисков.

•          Научно-методического сопровождения и оперативной поэтап­ной коррекции содержания и способов реализации программных до­кументов.


Прокомментируем некоторые принципы.

1. Гармонии интересов государства, общества и граждан (семьи). Это тот случай, когда трудно отдать приоритет какой-либо со­ставляющей. Нужен консенсус. В идеале эти интересы должны со­впадать, ибо и общество, и государство призваны отражать и вы­ражать интересы граждан.

Однако в реальности существует много несовпадений. Часто эти несовпадения вызываются ажиотажным спросом на опреде­ленные профессии, конъюнктурными факторами, неумением государственных ведомств увидеть и разъяснить людям перспективы развития. Одна из задач социально-педагогического проектирова­ния — преодолеть или уменьшить степень расхождений, найти способы достижения гармонии интересов государства, общества и человека.

2. Опережающего характера программ и проектов. Он вытекает из социальной роли образования, которое во многом работает на будущее, поэтому опережение должно достигаться и по отноше­нию к современному уровню социально-экономической жизни, ее технологическому обеспечению, и по отношению к уровню успешно функционирующих учреждений образования. С этим об­стоятельством связан и инновационный характер программ, вклю­чающих элементы поиска, исследования, и наличие риска в про­цессе движения к новому.

Однако имея дело с детьми (или взрослыми людьми), нужно очень осторожно относиться к возможным негативным послед­ствиям экспериментов, заранее выбирать менее рискованные ва­рианты, выявлять и нейтрализовывать факторы риска (неверное понимание, повышенная нагрузка, проскакивание через необхо­димые этапы развития и т.п.).

3. Неизбежности риска. Заявления типа «нельзя эксперименти­ровать и рисковать на детях» правомерно только с уточнениями: нельзя допускать серьезные, необдуманные и неконтролируемые риски, нужно помнить общую заповедь медицины, педагогики, психологии: «Не навреди!».

Риска нельзя избежать, но многие риски можно предвидеть. Например, при переходе школы к гимназическому образованию может возникнуть социальная напряженность, недовольство час­ти родителей, дети которых не смогут учиться в гимназии, могут возникнуть конфликты и в детско-подростковой среде, усилива­ется риск перегрузки (нередко уже на добровольной основе) учащихся-гимназистов. Нужна большая разъяснительная работа с родителями, медицинский и валеологический контроль
, меры по вовлечению учащихся-гимназистов и учащихся других школ в совместную разнообразную, в том числе физкультурно-оздорови­тельную деятельность.

9. Моделирование процесса исследования, его алгоритмизация.

Наиболее ответственный этап проектирования — моделирова­ние, включающее создание моделей исходного (актуального) со­стояния преобразуемого процесса или объекта, моделей потреб­ного, желаемого состояния на конец планируемого периода и модель перехода от исходного состояния в требуемое. Под моде­лью понимают мысленно представленный и материально реали­зованный аналог, воспроизводящий изученный объект и способ­ный заменить его так, что появляется возможность получить но­вую информацию об объекте. Модель позволяет составить более полный и обоснованный прогноз исследования, оптимизировать траекторию движения к результату.

Модель образовательного процесса включает в себя следующие компоненты, отражающие структуру образовательного процесса:

  • Целевой компонент.

  • Содержательный компонент.

  • Организационный компонент.

  • Аналитический компонент.

  • Результативный компонент.

Моделирование позволяет объединить эмпирическое и теоретическое знание в проведенном исследовании. Однако, модель не может дать больше сведений об исследуемом педагогическом процессе, образовательной деятельности, чем в нее заложено на этапе ее формирования. Расширение данных требует преобразование модели, перевод ее на уровень динамического развития.

Использование моделирования в качестве метода педагогического исследования реализуется по следующему алгоритму:

1. Определение целевого назначения исследования педагогического процесса, объекта или явления с выбором сущностных его свойств и параметров.

2. Создание моделей – их разных вариантов, с наделением их необходимыми свойствами.

3. Выражение вариантов моделей в виде абстрагированных образов математической или графической формы.

4. Проведение мониторинга выбранной модели, оценки ее свойств и выявление на ее основе свойств и признаков, которые не были ранее предвидены и предположены.

5. Корректировка модели на основании ее мониторинга или отказ от нее и создание новой модели.

10. Опросные методы в педагогике.