ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прогноз выполняется в двух вариантах. Первый заключается в выяснении того, как пойдет развитие, если его факторы и сопутствующие условия останутся неизменными, а выявленные тенденции будут действовать в тех же направлениях и масштабах, что и в предшествующий период (тут ведущие методы — выявление и экстраполяция тенденций, ретроспективный анализ, экспертная оценка). Второй вариант предполагает мысленное моделирование ситуаций развития при внесении запланированных изменений в процесс, которые способствуют устранению помех, открывают новые источники и импульсы развития (тут используются перспективный анализ, мысленное моделирование, экспертная оценка, поэтапная имитация, факторный и регрессионный анализ).
Наиболее ответственный этап проектирования — моделирование, включающее создание моделей исходного (актуального) состояния преобразуемого процесса или объекта, моделей потребного, желаемого состояния на конец планируемого периода и модель перехода от исходного состояния в требуемое. Под моделью понимают мысленно представленный и материально реализованный аналог, воспроизводящий изученный объект и способный заменить его так, что появляется возможность получить новую информацию об объекте.
В принципе модель может быть по содержанию полностью или преимущественно описательной (чаще всего это текст, раскрывающий принципы преобразования, его этапы и технологии, связи между проблемой, содержанием, способами его трансформации и результатами); структурной, представляющей состав, иерархию компонентов системы; функциональной или функционально-динамической (в этом случае используются преимущественно схемы и сравнительные таблицы, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы); эвристической, дающей возможность обнаружить новые связи и зависимости; интегративной (смешанной), включающей в себя компоненты нескольких или всех видов моделей. Первые три вида можно отнести к познавательным и объяснительным, последние два — к моделям преобразовательным (прагматическим), отражающим то, что еще необходимо осуществить. При использовании эвристических моделей применим такой подход, как управление «по отклонениям» от образца при движении от достигнутого к желаемому (иными словами, корректировка курса).
Модель позволяет составить более полный и обоснованный прогноз исследования, оптимизировать траекторию движения к результату, но это возможно только на базе уже выявленных тенденций, исторического опыта, выделенного и интерпретированного на основе ретроспективного анализа, экспертных оценок, экстраполяции тенденций на будущее, концептуального истолкования рассматриваемых фактов.
Замещая объект познания, модель позволяет получить новую информацию об объекте в силу большей выявленности определенных связей и отношений. Однако будучи упрощенным и схематическим отражением прототипа, она не отражает многих его существенных свойств, поэтому при моделировании и оперировании с моделью нужно учитывать:
- целесообразность использования не одной, а нескольких моделей, отражающих прототип с разных точек зрения, с разных сторон: его генезиса, структуры, факторов развития, функций и т.д. Иными словами, возникает необходимость системного моделирования, не только полно характеризующего процесс, но позволяющего выделить основную системообразующую связь, соподчиненность элементов;
- обязательное соотнесение результатов анализа модели с имевшимися ранее концепциями для получения более общей картины событий, процессов, феноменов;
- необходимость соотнесения выводов, полученных на основе моделирования, с данными опросов, наблюдений, обобщенного опыта, с теориями и концепциями.
.
Модель должна быть рабочим инструментом, позволяющим отчетливо увидеть внутреннюю структуру изучаемого объекта или процесса, систему влияющих на нее факторов, ресурсное обеспечение развития.
Как отмечает Н.В.Бордовская, модели в научном поиске выполняют разнообразные функции:
- эвристическую (для генерирования и развития идеи преобразований);
- объяснительную;
- иллюстративную;
- информационную;
- проективную;
- оценочную;
- управленческую;
- развивающую и стимулирующую в отношении познания педагогической действительности;
- нормативную.
Создание модели — относительно самостоятельный и важный этап процедуры исследования и исследовательского проектирования. Чаще всего создаются описательные и структурные модели с выделением наиболее важных элементов и отношений в исследуемой или проектируемой системе и их иерархическом упорядочением.
На основе использования моделей можно осуществить и выдвижение, и предварительную мысленную проверку гипотезы, что особенно продуктивно в том случае, когда исходные параметры позволяют построить прогностические математические модели.
Разработка сценария преобразований и представляет собственно проектировочную деятельность, или
оформление проекта. Сценарий включает разработку направлений развития и основных (магистральных) мероприятий по реализации задуманного. В нем обозначены основные проблемы, точки роста, промежуточные рубежи и итоговые результаты, ресурсное обеспечение, критерии успешности, способы научно-методического сопровождения процесса преобразований.
Полученные сначала на основе мысленных, а потом реальных проб результаты нужно «вернуть» в многообразную, сложную, ситуативно обусловленную педагогическую действительность, где приходится считаться со многими привходящими обстоятельствами и помехами, непредвиденными трудностями, субъективными позициями. Тут «модельное» предвидение приходится корректировать с учетом опыта, интуитивных оценок, здравого смысла, ресурсных возможностей, допустимой «цены» образования для обучающихся (потеря здоровья, переутомление, упущенные возможности и т.д.) и педагогов (нагрузка в часах, усложнение деятельности и т.д.).
Наиболее объемный этап работы — программирование, выполняемое на основе прогноза, моделирования и мысленного воплощения модели с учетом помех, трудностей и факторов риска. Оно осуществляется по выделенным направлениям и содержит мероприятия, обеспечивающие решение выдвинутых проблем и задач с указанием исполнителей и соисполнителей, сроков, размеров и источников ресурсного обеспечения. В процессе программирования должны быть предусмотрены «стыковочные узлы» со средой (интерфейсы), а также необходимые меры для приспособления среды к принятию модели нового.
Дело в том, что при введении новшеств возможны или радикальная замена одной образовательной системы другой (что труднореализуемо и рискованно), или частичное и постепенное введение новых элементов в функционирующую систему, которые в итоге могут серьезно усовершенствовать ее или придать ей новое качество.
Может спросить:
Кадр 7 Принципы проектирования • Гармонии запросов государства, региона и образовательных интересов граждан. • Опережающего (на основе вероятностных конструктивных прогнозов) характера программ и проектов. • Вариативности сценариев и способов достижения образовательных результатов. • Инновационной направленности и исследовательского характера разработки программ и проектов, а также проектируемой по ним деятельности. • Процедурной полноты (достаточности) работы над программными документами, включающей все стадии разработки, реализацию и мониторинг. • Ресурсной, в том числе информационной, кадровой и финансовой обеспеченности. • Минимизации рисков. • Научно-методического сопровождения и оперативной поэтапной коррекции содержания и способов реализации программных документов. |
Прокомментируем некоторые принципы.
1. Гармонии интересов государства, общества и граждан (семьи). Это тот случай, когда трудно отдать приоритет какой-либо составляющей. Нужен консенсус. В идеале эти интересы должны совпадать, ибо и общество, и государство призваны отражать и выражать интересы граждан.
Однако в реальности существует много несовпадений. Часто эти несовпадения вызываются ажиотажным спросом на определенные профессии, конъюнктурными факторами, неумением государственных ведомств увидеть и разъяснить людям перспективы развития. Одна из задач социально-педагогического проектирования — преодолеть или уменьшить степень расхождений, найти способы достижения гармонии интересов государства, общества и человека.
2. Опережающего характера программ и проектов. Он вытекает из социальной роли образования, которое во многом работает на будущее, поэтому опережение должно достигаться и по отношению к современному уровню социально-экономической жизни, ее технологическому обеспечению, и по отношению к уровню успешно функционирующих учреждений образования. С этим обстоятельством связан и инновационный характер программ, включающих элементы поиска, исследования, и наличие риска в процессе движения к новому.
Однако имея дело с детьми (или взрослыми людьми), нужно очень осторожно относиться к возможным негативным последствиям экспериментов, заранее выбирать менее рискованные варианты, выявлять и нейтрализовывать факторы риска (неверное понимание, повышенная нагрузка, проскакивание через необходимые этапы развития и т.п.).
3. Неизбежности риска. Заявления типа «нельзя экспериментировать и рисковать на детях» правомерно только с уточнениями: нельзя допускать серьезные, необдуманные и неконтролируемые риски, нужно помнить общую заповедь медицины, педагогики, психологии: «Не навреди!».
Риска нельзя избежать, но многие риски можно предвидеть. Например, при переходе школы к гимназическому образованию может возникнуть социальная напряженность, недовольство части родителей, дети которых не смогут учиться в гимназии, могут возникнуть конфликты и в детско-подростковой среде, усиливается риск перегрузки (нередко уже на добровольной основе) учащихся-гимназистов. Нужна большая разъяснительная работа с родителями, медицинский и валеологический контроль
, меры по вовлечению учащихся-гимназистов и учащихся других школ в совместную разнообразную, в том числе физкультурно-оздоровительную деятельность.
9. Моделирование процесса исследования, его алгоритмизация.
Наиболее ответственный этап проектирования — моделирование, включающее создание моделей исходного (актуального) состояния преобразуемого процесса или объекта, моделей потребного, желаемого состояния на конец планируемого периода и модель перехода от исходного состояния в требуемое. Под моделью понимают мысленно представленный и материально реализованный аналог, воспроизводящий изученный объект и способный заменить его так, что появляется возможность получить новую информацию об объекте. Модель позволяет составить более полный и обоснованный прогноз исследования, оптимизировать траекторию движения к результату.
Модель образовательного процесса включает в себя следующие компоненты, отражающие структуру образовательного процесса:
-
Целевой компонент. -
Содержательный компонент. -
Организационный компонент. -
Аналитический компонент. -
Результативный компонент.
Моделирование позволяет объединить эмпирическое и теоретическое знание в проведенном исследовании. Однако, модель не может дать больше сведений об исследуемом педагогическом процессе, образовательной деятельности, чем в нее заложено на этапе ее формирования. Расширение данных требует преобразование модели, перевод ее на уровень динамического развития.
Использование моделирования в качестве метода педагогического исследования реализуется по следующему алгоритму:
1. Определение целевого назначения исследования педагогического процесса, объекта или явления с выбором сущностных его свойств и параметров.
2. Создание моделей – их разных вариантов, с наделением их необходимыми свойствами.
3. Выражение вариантов моделей в виде абстрагированных образов математической или графической формы.
4. Проведение мониторинга выбранной модели, оценки ее свойств и выявление на ее основе свойств и признаков, которые не были ранее предвидены и предположены.
5. Корректировка модели на основании ее мониторинга или отказ от нее и создание новой модели.
10. Опросные методы в педагогике.