Файл: Выбор темы исследования. Проблема исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предмет отвечает на вопрос – «как будет рассматриваться объект, в каких аспектах своего функционирования, в связи с чем?»

(На всякий случай)

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Гипотеза конкретизирует цель исследования и является главным методологическим инструментом в организации исследования. Она связывает теоретическую концепцию с эмпирической базой исследования. Гипотеза не должна противоречить методологическим принципам наук, истинность которых уже давно доказана, должна быть доступна проверке в ходе исследования, достаточно проста и не содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации.

Гипотеза– предположение решения проблемы (противоречия). Как можно предсказать определенные события или явления? Гипотеза формулируется в форме утверждения, включающего результат и пути (условия) его достижения:

мы получим то-то и то-то, если используем средства….

такой-то результат будет эффективным, если соблюсти следующие условия…



4. Организация научного исследования, основные этапы психолого-педагогического исследования.

Эффективность научного поиска во многом обусловливается логикой исследования или, другими словами, последовательностью исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам.

Характер и последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе ра­боты результатами и возникшими трудностями. Тем не менее ос­новную работу по конструированию логики педагогического ис­следования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположитель­ные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Можно выделить три этапа конструирования логики исследо­вания: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.

Первый этап (постановочный)
 - от выбора темы до опре­деления задач и разработки гипотезы. Как правило, осуществляется по общей для всех исследований логической схеме: проблема - тема - объект - предмет - научные факты - исходная концепция - ведущая идея и замысел - гипотеза - задачи исследования. Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.

Второй этап (собственно исследовательский) - логика работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна. Может включать: отбор методов - проверка гипотезы - конструиро­вание предварительных выводов - их опробование и уточнение - построение заключительного вывода.

Третий этап (оформительско-внедренческий) – заключительный этап исследования. Его логика включает: апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформ­ление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомен­дации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.

В то же время необходимо иметь в виду, что логи­ка каждого исследования специфична, своеобразна. В каждом исследовании необходимо найти один из оптималь­ных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня ос­нащения работы, возможностей исследователя и других факто­ров, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

5. Педагогический эксперимент.

Этот метод используется тогда, когда возникает необходимость определения и сравнительного анализа влияния отдельных факторов или условий на ход и результативность процесса, а также более точного измерения параметров и результатов процесса.

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя —экспериментатора в изучаемый процесс, поиск оптимальных решений на основе точно фиксируемых характеристик и параметров его протекания.

Обязательными признаками эксперимента является варьирование, изменение степени или характера влияния различных факторов и условий, что позволяет выявить и сравнить степень их влияния на ход и результаты процесса.



Характерные признаки эксперимента

• Точное фиксирование исходного уровня и условий протекания процесса.

• Внесение запланированных изменений (независимых переменных).

• Варьирование условий и изменений.

• Воспроизводимость процесса и результатов.

• Точное фиксирование результатов (в том числе зависимых переменных).

• Интерпретация результатов с выделением «веса» влияющих (варьируемых) факторов

Виды эксперимента

По способу организации различают эксперимент лабораторный, протекающий в специально организованных условиях, и эксперимент естественный, проводимый в обычных ситуациях процесса обучения и воспитания, когда учащийся (воспитуемый) может и не догадываться о том, что он стал участником эксперимента.

По назначению различают: эксперимент констатирующий, с помощью которого фиксируется достигнутый на данное время уровень развития обучаемых (воспитуемых) или характеристики изучаемых процессов и ситуаций; эксперимент зондирующий, проводимый с целью уточнения исходных положений и инструментария последующей работы; эксперимент преобразующий, в котором изучается эффективность внесенных изменений.

По логике поиска различают эксперимент линейный, когда изменения идут в одном варианте, и вариативный, когда сравнивается эффективность нескольких вариантов предлагаемых изменений.

Наиболее распространенная (классическая) процедура проведения эксперимента заключается в соблюдении принципа единственного различия, когда на каждом этапе работы варьируется, изменяется только один фактор, все же другие остаются неизменными и подконтрольными. Варьирование этого экспериментального фактора (его называют независимым переменным) позволяет выявить наилучшие варианты его использования. Факторы или показатели результативности, изменившиеся под влиянием независимого переменного, выступают как зависимые переменные. Если, например, проверяется определенный способ оздоровления учащихся, выступающий независимым переменным, то уровень заболеваемости, динамика движения учащихся по группам здоровья, показатели их психологической комфортности, резистентности и другие выступают как зависимые переменные.

Иногда вводится еще понятие «дополнительные переменные». Имеются в виду условия и изменчивые, порой непредсказуемые, влияния, связанные с индивидуальными особенностями участников работы или со случайными обстоятельствами. Эти дополнительные условия,
следуя принципу единственного различия, нужно попытаться уравнять, сделать это довольно трудно. В таких случаях прибегают к использованию приемов относительного уравнивания всех условий и показателей в экспериментальных и контрольных группах.

Несколько проще уравнять объективные условия: продолжительность деятельности, содержание и объем изучаемого (если проверяется, к примеру, содержание, технология или техническая оснащенность процесса). Сложнее с субъективными факторами. Речь прежде всего о педагоге (учителе, воспитателе). Можно поручить работу в сравниваемых группах одному и тому же педагогу или разным, но примерно равным по уровню опыта, мастерства, творческого потенциала педагогам. И в том, и в другом вариантах чистота эксперимента окажется относительной. Отношение к нововведениям, личностные качества, стиль общения — уравнять все это полностью невозможно, так же как трудно избежать влияния заинтересованности экспериментатора в предлагаемом им варианте.

Другой субъективный фактор — состав обучаемых или воспитуемых. При «уравнивании» этого фактора используются несколько приемов.

1. В качестве экспериментального берут заведомо более слабый класс или группу с худшими показателями (характеристиками) успешности в той или иной деятельности. В случае если в этих условиях эксперимент даст лучшие результаты, будет убедительно доказано преимущество этого варианта. В противном случае ясным станет только определяющее влияние состава групп.

2. Проводится так называемый перекрестный эксперимент. Группы вариативного эксперимента (в частности, экспериментальная и контрольная) на следующих друг за другом этапах эксперимента меняются местами: экспериментальная группа становится контрольной, а контрольная — экспериментальной. Если независимо от состава групп экспериментальный вариант дает лучшие показатели, то результаты можно считать достоверными. В противном случае остается только констатировать, что решающим фактором успеха оказался состав группы.

3. Уравнивание состава экспериментируемых групп на основе условного распределения участников на подгруппы по уровням выраженности ведущего признака или совокупности признаков. В зависимости от содержания работы это может быть общий уровень учебной успешности, уровень работоспособности, уровень здоровья и т.д. Например, можно разделить учащихся по уровню учебной успешности на три группы (наиболее грубое деление): успешно обучающиеся, удовлетворительно успевающие, слабо успевающие и отстающие. Затем число учащихся в каждой из групп сравниваемых классов уравнивается путем исключения «лишних» (они не исключатся из учебной работы, а просто достигнутые ими результаты не идут в зачет по эксперименту). В результате в экспериментальном и контрольном классах оставляются для зачета, например, по 10 успешно обучающихся, по 8 успевающих и 6 слабо успевающих. Относительность такого уравнивания очевидна.


При организации и проведении эксперимента очень важна точность исходной, сопутствующей и итоговой диагностики. Как правило, она проводится по одинаковым критериям и с использованием одинаковых количественных и качественных показателей, процедур измерения и оценки.

Важно также совершенно четко определить содержание, объем и условия работы в контрольных группах. Если они неудовлетворительны, не соответствуют современным требованиям, то эксперимент теряет смысл.

Таким образом, педагогический эксперимент — довольно сложная для проведения комплексная исследовательская методика. Выбор эксперимента как ведущего метода далеко не всегда целесообразен. Он оказывается необходимым в целях точной диагностики ситуации, для проверки отдельных гипотез, для выявления зависимостей между определенными условиями и оптимизацией результатов, для выяснения сравнительного влияния факторов, выявления причинно-следственных связей. Для решения иных задач чаще всего используются методы наблюдения, опросов, экспертных оценок, изучения и использования передового опыта, опытно-поисковой работы. Планируя работу, следует подумать о том, чтобы использовать менее сложные, но достаточные для достижения целей методы и методики, и только там, где возникает явная потребность в эксперименте, планировать и проводить его.