Файл: Предмет, метод и система учебной дисциплины Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 739
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одним из направлений деятельности Совета и его структур является оценка эффективности международно-правовых актов, регламентирующих различные аспекты оказания правовой помощи.
Значительное внимание уделяется сотрудничеству в разработке и согласованном осуществлении мер подготовки и повышения квалификации кадров прокуратуры, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения.
Руководителем Совета является его председатель, который избирается как правило, на один год.
По результатам выполненной работы Совет принимает такие документы, как рекомендации, соглашения, протоколы, коммюнике, заявления или поправки к ним. Итоговые документы считаются принятыми при единогласном голосовании.Совет может принять рекомендации о проведении или непосредственно организовать проведение международных научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, иных мероприятий, способствующих достижению целей сотрудничества.
22. Обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов в рамках координационной деятельности по борьбе с преступностью и правонарушениями.
Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное соглашениями, производятся на основании запросов. Форма и содержание запроса о содействии, порядок исполнения запроса, представление документов и других материалов, содержание предоставляемой информации, в принципе не отличаются от предусматриваемых договорами о правовой помощи.
Правоохранительные органы в целях предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений на безвозмездной основе предоставляют по запросам сведения, имеющиеся в оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетах, архивах, а также осуществляют обмен имеющимися в их распоряжении научно-техническими, информационно-аналитическими материалами и нормативными правовыми актами в сфере борьбы с преступностью.
23. Проведение совместных с правоохранительными органами научных и учебных мероприятий, взаимное консультирование.
Обмен опытом по противодействию преступности, совместная разработка методических рекомендаций по организации деятельности, проведение совместных конференций, направленных на повышение профессиональной компетентности и личных качеств, организация и проведение совместных мероприятий в образовательных учреждениях и тд. Здесь можно написать про проведение семинаров в школах и т.д.
24. Координация деятельности правоохранительных органов по предупреждению правонарушении среди несовершеннолетних.
Борьба за сокращение преступлений несовершеннолетних, за укрепление законности и правопорядка в городе (районе) предполагает совместную и согласованную деятельность правоохранительных органов, на которые возложена эта задача.
Координационными функциями по борьбе с правонарушениями и преступлениями несовершеннолетних наделены прокуратура и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В этой связи возникает необходимость в разграничении их координационных функций: по кругу координируемых органов и по содержанию координационной деятельности.
Целью координационной деятельности прокуратуры является борьба с преступлениями (в том числе преступлениями несовершеннолетних и в отношении них). Целью координационной деятельности комиссий является организация борьбы с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
Таким образом, предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних входит в задачу координационной деятельности как городской (районной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, так и прокуратуры, что требует выстраивания четких процедурных взаимоотношений (в необходимых случаях разумно формализованных).
Прокуратура не входит в число координируемых КДН учреждений и организаций. Координируемые органы направляют в комиссии свои ведомственные планы и выступают соисполнителями мероприятий, предусмотренных комплексным планом предупреждения преступности несовершеннолетних.
Участие прокуратуры в составлении комплексного плана по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних строится на иной основе. Прокурор направляет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав свои предложения о включении в комплексный план тех или иных профилактических мероприятий. Эти предложения основываются не только на анализе информации о состоянии преступности несовершеннолетних в городе (районе), но и на использовании данных, полученных прокуратурой в процессе осуществления координационных мер совместно с другими правоохранительными органами. Таким путем устанавливается взаимосвязь и необходимая согласованность между комплексным планом комиссии и планом мероприятий правоохранительных органов по профилактике преступлений несовершеннолетних.
Планы совместных профилактических мероприятий правоохранительных органов автономны относительно комплексного плана предупреждения преступности несовершеннолетних, но они связаны общими целями и задачами.
Правоохранительные органы, осуществляя профилактические мероприятия, используют специфические средства и методы в рамках своей компетенции, отсюда иной характер их совместных мероприятий.
Профилактические мероприятия правоохранительных органов и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав дополняют друг друга, усиливают их действенность, способствуют ускорению реализации общих и специальных мер, реализации задач ранней профилактики.
Эти меры направлены на улучшение условий обучения и воспитания детей и подростков, их бытовое устройство, улучшение здоровья, охрану прав и предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и т.п. Таким образом, участие прокуратуры в проведении единой линии в профилактике преступности несовершеннолетних повышает координирующую роль и активность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в решении поставленных перед ней задач.
Реализация ряда профилактических мероприятий требует взаимодействия между правоохранительными органами, учреждениями и организациями, координируемыми комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. К ним относятся:
1) учебно-методическая работа (семинары, лекции, проведение обследований);
2) выявление контингента несовершеннолетних, нуждающихся в профилактическом воздействии;
3) выявление причин и условий, способствующих совершению подростками преступлений;
4) правовоспитательные мероприятия;
5) контроль за состоянием профилактической деятельности.
Учебно-методическая работа – это изучение действующего и нового нормативного материала, ознакомление с основными методами воспитательно-профилактической деятельности, внедрение научных рекомендаций, распространение положительного опыта и т.п. Проводится она главным образом по плану координационных мероприятий правоохранительных органов.
Необходимость в координируемых действиях возникает и при проведении правоохранительными органами обобщения уголовных дел в целях углубленного изучения конкретных причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Здесь прокуратура использует свои координационные полномочия при решении организационных вопросов (составление единой программы, единых методических документов для изучения уголовных дел) путем распределения обязанностей с учетом компетенции участников. Сведение воедино результатов изучения и обобщений, анализ и реализация выводов и предложений также осуществляются прокуратурой.
Направление информаций о результатах обобщения и анализа – одна из важных форм взаимодействия правоохранительных органов с другими государственными, общественными, иными организациями. В них ставятся вопросы устранения причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, предлагаются пути их решения.
Прокуратура в необходимых случаях взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при осуществлении ею контроля за условиями содержания и воспитания детей и подростков в специализированных учреждениях. Прокурор участвует в проверках, проводимых комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (оценивая состояние законности в деятельности этих учреждений). Это дает возможность при совместном обобщении материалов надзорной и контрольной проверок всесторонне изучить положение дел на объекте, выявить весь комплекс недостатков, определить формы совместной реализации результатов проверки. Результаты могут быть обсуждены на координационном совещании правоохранительных органов при участии представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Совместная информация направляется администрации города (района).
Согласованная деятельность необходима и при проведении правовоспитательной работы среди несовершеннолетних, родителей и педагогов. Ведущая роль в ней отводится работникам правоохранительных органов, имеющим юридическое образование.
Практика осуществления прокуратурой координационной функции пошла по пути расширения круга координируемых органов. На координационные совещания, организуемые прокурором, приглашаются представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по некоторым вопросам – представители органов образования, органов, ответственных за организацию летнего отдыха детей, и др. По характеру правомочий комиссия наделена широкими правоохранительными функциями и может быть по этому критерию отнесена к числу правоохранительных органов.
На координационных совещаниях, проводимых прокурором, обсуждаются итоги работы по предупреждению преступности несовершеннолетних за определенный период, рассматриваются и утверждаются планы совместных мероприятий, заслушиваются отчеты руководителей правоохранительных органов о выполнении совместных профилактических мероприятий; обсуждается положительный опыт взаимодействия в профилактической работе и внедрение его в практику; контролируются ранее принятые постановления координационных совещаний.
Рекомендации (решения) координационного совещания в прокуратуре доводятся до сведения правоохранительных органов, в необходимых случаях могут направляться в иные органы.
25. Координация деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции.
Основными задачами координационной деятельности являются:
- разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению коррупционных преступлений и иных коррупционных правонарушений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений;
- объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией;
- устранение дублирования и параллелизма в их деятельности по противодействию коррупции
Координационная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- осуществление правоохранительными органами совместного всестороннего анализа состояния коррупционной преступности на определенной территории,
- выполнение федеральных, региональных и местных программ по борьбе с коррупцией (антикоррупционных программ);
- совместная разработка предложений по предупреждению коррупции, по совершенствованию законодательства, в том числе регионального;
- обобщение практики применения антикоррупционного законодательства и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности, а также разработка необходимых предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по противодействию коррупции;
- систематическое изучение практики координации, обобщение результатов подобной деятельности, определение эффективности принятых решений
- разработка и осуществление скоординированных мер, направленных на повышение эффективности деятельности
- обеспечение координации и взаимодействия при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- обеспечение взаимодействия с общественными организациями, средствами массовой информации и иными представителями гражданского общества.