Файл: Предмет, метод и система учебной дисциплины Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 741
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Указ Президента от 18.04.1996 г. № 567 Статья 5.
1. совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;
2. выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;
3. разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;
4. подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;
5. обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
6. разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;
7. обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;
8. изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.
Для повышения эффективности координационной деятельности в первую очередь заслуживают внимания предложения о подготовке основ координации деятельности государственных органов по борьбе с преступностью. Наличие такого нормативного правового акта, принятого в виде федерального закона, позволило бы обеспечить объединение усилий в борьбе с преступностью не на ведомственной (прокурорской), а на государственной основе, в рамках, определенных законом. В этом случае координация деятельности правоохранительных органов, осуществляемая органами прокуратуры, должна стать составной частью общей координации действий органов законодательной и исполнительной власти по борьбе с преступностью в Российской Федерации. При этом значительная роль в этой координации должна отводиться органами исполнительной власти. Правительству РФ, особенно в социальной профилактике правонарушений, по контролю за деятельностью правоохранительных органов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Что касается координационного статуса органов прокуратуры, то он может быть укреплен более подробной регламентацией в Законе о прокуратуре координационной деятельности прокуроров. Учитывая значимость этого направления деятельности прокуратуры, следовало бы в специальном разделе закона отразить основные вопросы координации. При этом, предусмотреть распространение координационных полномочий прокуратуры не только на область борьбы с преступностью, но и на деятельность по выявлению и устранению иных правонарушений, как это и было в прежнем союзном законодательстве о прокуратуре.
Заслуживает внимания и проблема четкого правового урегулирования компетенции участников координационной деятельности, особенно в сфере уголовного правоприменения в отношении организованной преступности и коррупции. Несовершенство законодательства приводит к тому, что основную ответственность за состояние борьбы с организованной преступностью несут органы внутренних дел, тогда как другие, обеспечивают только отдельные направления этой борьбы. Это приводит к тому, что работники одного органа правоохранительной системы стремятся изолироваться от других органов, замыкаясь в рамках своей компетенции, не делятся друг с другом информацией криминального характера, не согласовывают проводимые в отношении
одних и тех же лиц оперативные мероприятия. Это отрицательно сказывается на результатах в выявлении и пресечении преступлений. Для исправления такого положения прокурор в рамках координационной деятельности должен принимать меры по согласованности таких, в том числе путем вынесения подобных вопросов для обсуждения на рабочих или координационных совещаниях.
Выполнению задач по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью способствует привлечение к решению отдельных проблем средств массовой информации, общественности, представителей негосударственных формирований. Освещение в печати, по радио и телевидению проблем преступности, принимаемых правоохранительными органами совместных мер по укреплению законности и правопорядка, создают общественный резонанс, воздействуют на тех, от кого зависит решение насущных вопросов, привлекают представителей общественности, население к участию в борьбе с преступностью.
-
Полномочия органов прокуратуры по осуществлению координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
В п. 2 ст. 8 Закона о прокуратуре: «п.2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.»
Прокуратура, являясь органом уголовного преследования и высшего надзора, выступает координирующим звеном в борьбе с преступностью. Осуществляя координацию, прокурор объединяет усилия всех правоохранительных органов и имеет здесь главенствующее положение. Он лучше, чем кто-либо иной, разбирается в вопросах возбуждения и расследования уголовных дел, поскольку осуществляет надзор за деятельностью правоохранительных органов. Координирующая роль прокуратуры играет немаловажное значение в расследовании преступлений
Члены координационного совещания, т.е в том числе и прокурор:
вносят предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения;
вносят в согласованном порядке проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятия решения;
участвуют в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение;
определяют участников рабочих групп;
вносят предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации.
- 1 2 3
Полномочия Генерального прокурора РФ по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О прокуратуре РФ» и положением, утвержденным указом Президента №567
На федеральном уровне действует координационное совещание руководителей правоохранительных органов РФ. (Министр Внутренних дел, Председатель СК РФ, Директор ФСБ, руководитель ФТС и др). В рамках международного сотрудничества действует координационный совет Генеральных прокуроров государств-участников СНГ, членами которого являются Гены, а наш является председателем.
Осущ-ет руководство координационной деят-ю; созывают координационные совещания, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания; истребует статистическую и иную необх-ю информацию, необходимую для организации координационной деятельности; организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов; назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания
-
Полномочия прокуроров субъектов РФ по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
На региональном действует координационный совещание под председательством прокурора субъекта. Туда входят военные и иные спец. прокуратуры, а также руководители иных ПО, дислоцирующиеся на территории субъекта РФ.
Осущ-ет руководство координационной деят-ю; созывают координационные совещания, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания; истребует статистическую и иную необх-ю информацию, необходимую для организации координационной деятельности; организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов; назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания. Осущ-ет координац-ю деят-ть в пределах субъекта РФ. Может осущ-ть полномочия прокурора города/района.
-
Полномочия городских, районных прокуроров по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
На постоянной основе создаются координационные совещание под председательством прокурора города/района.
Осущ-ет руководство координационной деят-ю; созывают координационные совещания, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания; истребует статистическую и иную необх-ю информацию, необходимую для организации координационной деятельности; организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов; назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания. Осуществляет координац-ю деят-сть в пределах города/района.
13. Понятие и классификация (по содержанию деятельности и по субъектам, с которыми осуществляется сотрудничество) основных форм координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Формы координационной деятельности - конкретные виды взаимодействия правоохранительных органов с целью эффективной борьбы с преступностью в рамках координационной деятельности.
Пункт 6 положения
Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:
-
проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; -
обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; -
совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; -
создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; -
проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; -
взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; -
оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью; -
издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов; -
выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий; -
разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.