ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К необходимым техническим средствам относятся также специализированные компьютерные инструменты, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей.
Компьютерные инструменты обучения поддерживают развитие жизненной компетенции детей: дифференциацию и осмысление картины мира; развитие устной и письменной коммуникации; читательское развитие; развитие слухового восприятия окружающего мира; формирование элементарных математических представлений, необходимых в обиходе и др.
Для слабослышащих и позднооглохших детей дошкольного возраста могут быть использованы интерактивные наглядные; игровые познавательные; конструкторские; коррекционные; диагностические электронные образовательные ресурсы (ЭОР), компьютерные программы, направленные на работу по развитию речи, над ее произносительной стороной.
Электронный образовательный ресурс для детей дошкольного возраста – это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети, предназначенная для использования в психолого-педагогической работе с детьми для получения ими новых знаний и навыков, развития важных умений и индивидуальных способностей, а также формирования ключевых для развития действий и видов деятельности. Каждый ЭОР предполагает полноценную реализацию ребенком какого-либо вида деятельности, включающего совокупность действий, приводящих к результату по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Основным достоинством ЭОР являются их инновационные качества: высокая интерактивность, полномасштабная мультимедийность, широкое использование моделирования.
Использование ЭОР нового поколения создает условия для развития слабослышащих и позднооглохших воспитанников, их подготовке к обучению в системе начального общего образования, обеспечивает реализацию АООП.
Адаптированной программой предусмотрено использование образовательной организацией обновляемых образовательных ресурсов, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.6. Планирование образовательной деятельности
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса как одно из основных условий реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации.
Дошкольные образовательные организации должны реализовывать различные программы: коррекционные, вариативные, дополнительного образования.
Дошкольные образовательные организации выбирают для работы программы из числа рекомендованных к применению и адаптируют их с учетом особенностей контингента конкретной группы или организации. При их разработке используются методические материалы и рекомендации по организации образовательного процесса со слабослышащими и позднооглохшими дошкольниками.
Для слабослышащих и позднооглохших детей обязательно должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков слуховых, речевых, физических и психических функций, в зависимости от имеющихся у детей нарушений.
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов.
Выделяются следующие формы работы с детьми с нарушениями слуха: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями.
В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно.
3.7. Режим дня и распорядок
Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т.ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов
Совершенствование и развитие АООП и сопутствующих нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов предполагается осуществлять с участием научного, экспертного и широкого профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием Российской Федерации, руководства Организаций, а также других участников образовательных отношений и сетевых партнеров по реализации образовательных программ (далее – Участники совершенствования Программы).
Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в совершенствовании и развитии АООП будут включать:
─ предоставление доступа к открытому тексту АООП в электронном и бумажном виде;
─ предоставление возможности давать экспертную оценку, рецензировать и комментировать ее положения на открытых научных, экспертных и профессионально-педагогических семинарах, научно-практических конференциях;
─ предоставление возможности апробирования АООП, в т. ч. ее отдельных положений, а также совместной реализации с вариативными образовательными программами на базе экспериментальных площадок и других заинтересованных организаций, участвующих в образовательной деятельности и обсуждения результатов апробирования с Участниками совершенствования АООП.
В целях совершенствования нормативных и научно-методических ресурсов АООП запланирована следующая работа.
1. Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:
– научно-методических материалов, разъясняющих цели, принципы,научные основы и смыслы отдельных положений АООП;
– нормативных и научно-методических материалов по обеспечению условий реализации АООП;
– научно-методических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с АООП;
– методических рекомендаций по разработке АООП Организации с учетом положений Программы и вариативных образовательных программ, а также адаптивных коррекционно-развивающих программ;
– практических материалов и рекомендаций по реализации АООП.
2. Апробирование разработанных материалов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на дошкольном уровне общего образования.
3. Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических и практических материалов с Участниками совершенствования Программы, в т. ч. с учетом результатов апробирования, обобщение материалов обсуждения и апробирования.
4. Внесение корректив в АООП, разработка рекомендаций по особенностям ее реализации и т. д.
5. Регулярное научно-методическое консультационно-информационное сопровождение Организаций, реализующих АООП.
Для совершенствования и развития кадровых ресурсов, требующихся для реализации АООП, разработчиками предусмотрены разработка дополнительных профессиональных образовательных программ, а также их научно-методическое сопровождение.
Развитие информационных ресурсов, необходимых для разработки и утверждения адаптированных основных образовательных программ Организаций с учетом ПрАООП и вариативных образовательных программ дошкольного образования, направлено на осуществление научно-методической, научно-практической поддержки Организаций и предполагает создание веб-страницы АООП, которая должна содержать:
─ тексты нормативно-правовой документации дошкольного образования,
─ перечни научной, методической, практической литературы,
─ перечни вариативных образовательных программ дошкольного образования, а также дополнительного образования детей дошкольного возраста,
─ информационные текстовые и видео-материалы,
─ разделы, посвященные обмену опытом;
─ актуальную информацию о программах профессиональной подготовки, переподготовки и дополнительного образования,
– актуальную информацию о проведении научно-практических и обучающих семинаров, тренингов и вебинаров, конференций.
Совершенствование материально-технических условий, в т. ч. необходимых для создания развивающей предметно-пространственной среды, планируется осуществлять Организациями в процессе реализации АООП.
Совершенствование финансовых условий реализации АООП направлено в первую очередь на повышение эффективности экономики содействия.
Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:
– развитию кадровых ресурсов путем разработки проектов различных программ мотивации сотрудников АООП, разработки предложений по совершенствованию эффективных контрактов с сотрудниками, управления АООП;
– развитию материально-технических, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для достижения целей АООП;
– сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации АООП, в т. ч. поддержке работы Организации с семьями слабослышащих и позднооглохших детей;
– достаточному обеспечению условий реализации АООП разными Организациями, работающими в различных географических, экономических, социо-культурных, климатических и других условиях.
3.4. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
-
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с двигательной патологией (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
-
возможности для беспрепятственного доступа дошкольника с НОДА к объектам инфраструктуры образовательной организации;
-
санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены в себя кушетки, пеленальные столики для смены памперсов и т.д.).
-
социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с НОДА, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.);
-
пожарной и электробезопасности с учетом потребностей детей с двигательной патологией, воспитывающихся в данной дошкольной организации.
Организация должна быть оснащена специальным оборудованием. которое включает:
-
средства передвижения: кресло-каталка; каталка-кроватка, подъемники для пересаживания, микроавтобус и др.; -
средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки); -
ортопедическая обувь и ортопедические приспособления; -
специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие особенностям детей и санитарно-гигиеническим требованиям; -
тренажеры для развития манипулятивных функций рук; -
оборудование светлой и темной сенсорной комнаты;
Для того чтобы ребенок с двигательной патологией попал на территорию образовательной организации необходимо установить пандус у входа в здание. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12°), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.