Файл: 1. 1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административнокомандного управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно "вырастают" из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Цена дружбы не имеет ничего общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело формальной организации может быть весьма существенным. И, когда задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Наиболее распространенное использование и злоупотребление этой властью выражается в форме неофициального общения (так называемый "тайный" телеграф). Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).

Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, - это ее способность действовать или бездействовать. В практике управления имеется немало примеров, когда организации были поставлены "на колени" несанкционированным менеджментом (сюда не включаются забастовки, так как они санкционированы профсоюзом и носят законный характер).

Несанкционированное установление производственных норм - это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем некоторые организации могут быть спасены, так как неформальные группы могут работать более усердно, чем установлено нормами. Неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить раз­витие организации. Задача менеджера состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.

Влияние неформальных отношений может контролировать­ся, но, чтобы этого добиться, менеджер должен иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформаль­ная организация. Когда у менеджера возникает базовая мотивация функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей страте­гии поведения,

Менеджер должен понять, что неформальные организации порождаются основным принципом человеческой психики: они образуются и развиваются тогда, когда люди вза­имодействуют между собой. В основе их деятельности лежит концепция малых групп. Взаимодействие порождает чувства, а из чувства рождается консенсус. Взаимодействие людей и составляет базис неформальной организации.



    1. Горизонтальное и вертикальное разделение труда

Горизонтальное разделение труда. Организация труда на научной основе объективно требует соответствующих форм его разделения, главной целью которого является специализа­ция работников на выполнении отдельных видов работ, опера­ций и процедур. Работа распределяется между участниками тру­дового процесса по профессиональному признаку. Оттого, насколько полно и глубоко учтена квалификация, будет зависеть эффективность труда, личный трудовой вклад исполнителей.

Горизонтальное разделение труда - это качественная и количественная дифференциация, и специализация трудовой деятельности. По сути, это разделение всей работы на состав­ляющие компоненты, т.е. расчленение общего производствен­ного процесса на частное, непрерывное обособление различ­ных видов трудовой деятельности со специализацией производства и исполнителей.

По горизонтали труд разделяется, как правило, по фун­кциональному, товарно-отраслевому и квалификационному при­знакам.

Функциональное разделение труда находит отражение, прежде всего в специализации работников по видам деятель­ности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения.

Разделение труда по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении кон­кретных трудовых операций и процедур, например специали­зация продавцов на продаже одного какого-либо товара; осу­ществление слесарем ремонта только одного узла сложной машины и т.п.

Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности, и сходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалифика­ции. В таком случае не должен нарушаться принцип, согласно которому ни один работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнить работник более низкой квали­фикации. Нарушение этого принципа повышает стоимость ра­бот и ведет к расточительству человеческих ресурсов.

Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в орга­низации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была ус­пешной. В данном случае на первый план выступает обособ­ление функции управления, суть которой состоит в целенаправ­ленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. Кто-то должен взять на себя обязанности капитала с тем, чтобы определить круг обязанностей подчиненных, планировать, организовывать, координировать и контролировать все структуры и звенья организации. В такой работе всегда присутствуют два момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (проведение их в жизнь).



Наиболее сложным представляется вид трудовой деятель­ности, связанный с проведением в жизнь управленческих ре­шений. Это, прежде всего, обусловлено большим разнообразием управленческих работ. Чтобы привести их в определенную систему, целесообразно выполнить отдельные функции, которые классифицируются по объектам и направлению управляющего воздействия, по этапам выполнения трудового процесса или по другим аспектам.

В укрупненном плане вертикальное разделение труда осу­ществляется по следующим направлениям:

- общее руководство - выработка и проведение в жизнь глав­ных, перспективных направлений деятельности организации;

- технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управле­ния, комплексной механизации и автоматизации производства;

- экономическое руководство - стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности организации, внедрение хозрасчета и обеспечение ее рентабельной работы;

- оперативное управление - составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструкти­рование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса;

- управление персоналом - подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.


    1. Сущность управленческой деятельности

Считается, что эффективность работы в организации опре­деляется степенью и уровнем развития вертикального разде­ления труда. По сути, речь идет об организации труда руково­дителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей.

Управленческий труд выделился в особую категорию об­щественного труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду В широком понимании
управление - это процесс планирова­ния, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

То есть управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправ­ленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых кол­лективов в целом.

Можно выделить специфические особенности управленческого труда:

1) умственный труд работников аппарата управления, со­стоящий из трех видов деятельности:

а) организационно-административная и воспитательная рабо­та (прием и передача информации, доведение решений до ис­полнителей, контроль исполнения);

б) аналитическая и конструктивная работы (восприятие инфор­мации и подготовка соответствующих решений);

в) информационно-техническая работа (документационные, учеб­ные, вычислительные и формально-логические операции);

2) участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц);

3) предмет труда - информация;

4) средства труда - организационная и вычислительная техника;

5) результат труда - управленческие решения.

В зависимости от функциональной роли в процессе управ­ления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.

Труд руководителей представляет собой наиболее высо­кую ступень управления. Они принимают решения по важней­шим вопросам деятельности организации, направляют и коор­динируют работу низших звеньев.

Специалисты выполняют функции по подготовке и реали­зации управленческих решений. В их деятельности сочетают­ся функции управления и исполнения.

Вспомогательный персонал (технические исполнители) осу­ществляет информационное обслуживание аппарата управления.

Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифици­руют и по другим признакам, в частности по составу и профи­лю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занима­емому в системе управления. По данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней.
Объект и субъект управления

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подси­стем управления:
управляемой и управляющей. В обоих слу­чаях отношения между управляемой и управляющей подсисте­мами - это взаимоотношения людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управле­ния - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.
4 МЕНЕДЖЕР В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
4.1 Характер, содержание и особенности управленческого труда

менеджера

Труд менеджера (или управленческий труд) выделился из общего процесса производства в результате разделения, специализации и кооперации производства. Управленческий труд направлен на организацию всех производственных процессов и обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы в целом.

В отличие от рабочего, занятого непосредственно в производстве материальных благ, управленческий труд имеет свои особенности. Во-первых, результаты управленческого труда в большинстве своем невозможно измерить прямо, например количеством выпущенных деталей, погонных метров материи, тонн стали и т. п. Труд машинистки, копировальщика можно оценить количественно. Труд же руководителя цеха, мастера, директора, главного инженера невозможно оценить достаточно точно. Их труд (или качество труда) проявляется в показателях работы руководимого ими подразделения, предприятия, т. е. косвенно, через труд других. Во-вторых, в сфере управленческого труда мы имеем дело со специфическими предметами, орудиями, продуктами труда. Предметом труда в сфере управления выступает информация. Орудиями труда аппарата управления является организационная и вычислительная техника, используемая для обработки информации, продуктом является также информация в форме документов, решений, распоряжений. В-третьих, труд менеджера имеет высокую значимость. Эта значимость проявляется, прежде всего, в цене ошибки. Ошибка рабочего может быть оценена стоимостью бракованной детали, ошибка директора может привести к банкротству предприятия.

Содержание труда менеджера во многом определило место, которое он занимает в управленческой иерархии. В менеджменте принято различать собственно управленческие функции и функции исполнительского характера, т. е. функции, связанные с личным участием менеджера в выполнении заданий. Чем выше должность менеджера в управленческой иерархии, тем больше удельный вес управленческих работ в общем бюджете его рабочего времени, и наоборот, чем ниже должность, тем больше исполнительских работ возлагается на менеджера.