Файл: 1. 1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административнокомандного управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работы исполнительского характера в каждом конкретном случае являются специфическими и зависят от уровня управленческой иерархии, особенностей личности менеджера, специфики задания и т. п. Управленческая деятельность в целом может быть систематизирована и группироваться по различным признакам. Так, управленческую деятельность менеджера можно классифицировать по следующим признакам:

  • функции управления;

  • этапы процесса управления (процесса принятия управленческого решения);

  • объекты управления;

  • форма осуществления.

По функциям управления управленческую деятельность менеджера можно подразделить на следующие виды деятельности:

а) Планирование деятельности персонала, в том числе разработка заданий, планирование ресурсов;

б) Организация деятельности персонала, включающая весь спектр работ по обеспечению выполнения плановых заданий;

в) Контроль за выполнением поставленных задач и за эффективностью работы персонала;

г) Мотивация труда персонала.

С учетом этапов процесса управления можно выделить следующие виды управленческой деятельности менеджера:

- определение целей управления;

- ситуационный анализ;

- аналитическая работа и выбор вариантов действий;

- принятие решений и организационная работа по обеспечению их выполнения.


По объектам управления управленческую деятельность можно классифицировать на управление предприятием, цехом, участком, отделом, лабораторией, группой, исполнителем. Кроме того, объектом управленческой деятельности менеджера является сам менеджер, который обязан:

а) Планировать свою работу по управлению и выполнению заданий;

б) Планировать использование своего рабочего времени;

в) Осуществлять контроль за своей деятельностью и совершенствовать ее;

г) Обеспечивать мотивированность своей деятельности;

д) Заниматься самосовершенствованием, в том числе в тех областях знаний и практической деятельности, которые косвенным образом влияют на результаты его труда.

По форме выполнения различают:

а) самостоятельную работу;

б) работу с людьми (деловое общение).

Рабочий день менеджера не нормирован. Рабочий день длительностью девять и более часов стал обычным для многих менеджеров в ведущих фирмах зарубежных стран. Не являются исключением в этом смысле управленцы в нашей стране.

Причинами этой “особенности” управленческого труда являются:

  • откладывание принятия решения на завтра. Первый признак такого “греха” – кипа бумаг на столе менеджера. Этот “грех” является следствием слабости характера менеджера. Ему следует преодолеть свой страх перед необходимостью безотлагательного принятия решения. Письменное изложение помогает яснее сформулировать мысли и отчетливее увидеть проблему. Действенным лекарством от слабоволия может быть установление для себя жестких сроков решения вопросов;

  • выполнение работы наполовину. Для повышения производительности труда и защиты собственной нервной системы более полезно ограничиться окончательным решением только нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел, которые не удастся довести до конца. Определение очередности – лучшее средство излечиться от этого недуга;

  • стремление сделать все сразу. Этот “грех” тесно связан с вышеназванным и является, по существу, причиной его. Универсальным средством является планирование рабочего дня и хода выполнения работ;

  • стремление сделать все самому. Это один из распространенных “грехов” начинающих менеджеров. Качество управления в большей степени зависит от того, как менеджер загружает своих подчиненных, а не от способности лично решать проблему;

  • неумение разграничить функции. Это часто приводит к тому, что менеджер возлагает на себя часть обязанностей других исполнителей. Самое эффективное средство – разработка четких должностных инструкций и делегирование полномочий;

  • попытки свалить вину на других. Эта черта характера ведет к тому, что слишком много времени тратиться на выяснение причин неудач. Интеллектуальную энергию следует больше направлять в будущее, чем в прошлое.




    1. Особенности научной организации труда менеджера

Научная организация труда менеджера предполагает:

а) широкое использование методов и теоретических положений различных наук (общественных, естественных, технических) при организации труда менеджера;

б) научный анализ и комплексную рационализацию труда менеджеров на основе достижений науки, техники и передового опыта.

Задачи, решаемые с помощью научной организации труда, можно разделить на экономические, социальные и психофизиологические.

Экономические задачи состоят в обеспечении рационального использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов и создании условий для роста производительности труда и повышения интереса к труду.

К психофизиологическим задачам относятся создание наиболее благоприятных условий труда, снижение утомляемости, сохранение здоровья.

Основные принципы научной организации труда менеджера в основном совпадают с принципами НОТ в любой другой сфере трудовой деятельности. К ним относятся такие принципы, как специализация, пропорциональность, параллельность, прямо точность, непрерывность, комплексность, мотивация и др.

К основным направлениям научной организации управленческого труда следует относить:

  • разделение и кооперацию труда менеджеров;

  • повышение квалификации менеджеров;

  • рационализацию труда;

  • внедрение прогрессивных форм и методов стимулирования труда;

  • улучшение условий и гигиены труда;

  • развитие творческих основ труда на базе автоматизации рутинных видов деятельности.

Разделение и кооперация труда предполагают, что за каждым подразделением и исполнителем в аппарате управления должно быть закреплено определенное и в достаточной степени однородное количество видов работ. Это позволяет повышать производительность и качество труда, накапливать конкретный практический опыт.

Разделение и кооперация труда основываются на:

а) делегировании полномочий (с вышестоящего уровня управления на нижестоящий);

б) ”экономии квалификации” (запрете использовать высококвалифицированных работников на работах, требующих низкой квалификации);


в) документальном закреплении обязанностей в положениях о подразделениях, должностных инструкциях и т. п.

Повышение квалификации управленческих кадров рассматривается как важное условие эффективного управления. В условиях НТП темпы изменения производства настолько стремительны, что работник аппарата управления, как показывает зарубежный опыт, должен как минимум раз в 4-5 лет повышать свою квалификацию. Более того, он должен самостоятельно регулярно знакомиться с новейшей технической и экономической литературой.

Рационализация труда в управлении главным образом связана с совершенствованием документирования и документооборота, планированием совершенствования управления, улучшением системы контроля, качественной подготовкой и проведением совещаний, заседаний.

Внедрение прогрессивных форм и методов материального и морального стимулирования труда обеспечивает активизацию трудовой деятельности менеджеров за счет самоорганизации труда. В реализации данного направления важную роль должен играть правильный выбор методики и показателей оценки деятельности менеджеров, которые должны учитывать сложность, объем и качество работы; профессиональную компетентность; организаторские способности; исполнительность; инициативность; взаимоотношения с коллегами.

Организация рабочих мест менеджеров предполагает проведение мероприятий, предусматривающих:

- размещение менеджеров в помещениях, способствующих взаимодействию работников и служб;

- оснащение рабочих мест мебелью, соответствующей физиологическим особенностям работающих;

- расстановка мебели и оборудования с учетом последовательности трудовых операций;

- обеспечение рабочих мест средствами механизации, оргтехникой;

- учет психологического воздействия цвета, музыки, освещения при оформлении интерьеров кабинетов.

Улучшение условий труда предполагает улучшение той внешней среды, в которой трудится работник, той производственной обстановки, которая его окружает.

Внешняя среда оказывает сильное влияние на организм человека, его физиологические возможности, психику, а, следовательно, и работоспособность. Научная организация труда предполагает обеспечение таких условий труда (общее состояние производственных помещений, температура воздуха и его влажность, освещение, вибрация, шум и т. п.), которые соответствуют оптимальным с точки зрения санитарно – гигиенических норм.

Развитие творческих основ труда предполагает создание условий, при которых труд считается не только обязанностью, но и сферой самовыражения личности,
раскрытия потенциала, заложенного в человеке природой. Современный этап позволяет освободить менеджера от традиционных операций, дать ему возможность проигрывать варианты решений, создать условия для полноценного творческого труда.


    1. Направления изучения личностных качеств руководителя и его деятельности

Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнить решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т. е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми.

Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуация постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

Изучение личностных качеств и деятельности руководителя является неотъемлемой частью менеджмента. В этом изучении можно выделить четыре основных направления.

1 Ролевое направление, в рамках которого изучается сама деятельность руководителя, т. е. те роли, которые он должен исполнять на своем рабочем месте.

2 Личностное направление, в рамках которого ученые пытаются установить личностные характеристики, присущие наиболее деятельным руководителям. Пик своего расцвета данное направление переживало в 30 – 50-е годы XX столетия, когда разрабатывалась теория великих людей. Однако в этих и последующих исследованиях не были определены характеристики личности, обеспечивающие успешное руководство в любых ситуациях.