Файл: 1. 1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административнокомандного управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- ясно и четко разъяснять цели деятельности фирмы;
- не допускать не понятных сотрудникам тактических шагов;
- выделить для себя основные интересы подчиненных;
- высказывать похвалу открыто, а критику наедине.
Менеджер, формируя группу, стремиться добиться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые позволяют успешно справиться с работой, так как команда – это не просто совокупность индивидуальных способностей, а сбалансированный коллектив, члены которого могут работать вместе.
5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА
5.1Сущность и общая характеристика организационных структур
Слово «структура» означает совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих систему как нечто целое.
Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей фирмы. Таким образом, организационная структура менеджмента исходит из ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внутренней и внешней среды.
В структуре управления выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени управления) и_связи — горизонтальные и вертикальные. Все элементы организационной структуры менеджмента взаимосвязаны между собой.
Звено, или отдел управления — это организационно обособленный, самостоятельный орган управления. Главным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Связи между отделами имеют горизонтальный характер.
Уровень менеджмента можно определить как группу отделов, занимающую определеннyю ступень в управленческой иерархии. Связи между ступенями иерархии - связи по вертикали — носят характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и кончая верхним.
Структура объединяет человеческие и материальные ресурсы, упорядочивает связи между ними. Все структуры, независимо от их размера, имеют еще одно общее
свойство: они формируются для достижения целей фирмы.
Однако каждая управленческая структура обладает и своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на повеление и эффективность деятельности людей.
Создание структуры является самым важным элементом в организационной деятельности фирмы.
Давая общую характеристику организационной структуры, можно выделить несколько положений, определяющих ее значимость:
- организационная структура фирмы обеспечивает координацию всех функций менеджмента;
- структура организации определяет права и обязанности (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях;
- от организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание;
- структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т. е. стиль менеджмента и качество труда коллектива.
Организационные структуры имеют большое число видов и форм. Рассмотрим две наиболее распространенные классификации организационных структур.
Первое разделение: формальные и неформальные организационные структуры.
Формальная структура фирмы — это структура, выбранная и установленная менеджерами высшего уровня путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и пр. Неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов, целей и пр. Неформальная структура является отражением межличностных отношений в рамках формальной структуры.
Предметом изучения данного курса являются формальные организационные структуры, которые делятся на две группы: механистические и органические структуры.
Механистическая организационная структура характеризуется большой сложностью, особенно большим, числом подразделений по горизонтали; высокой степенью формализации; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в
; принятии решений.
Органическая структура более простая, имеет широкую информационную сеть, менее формализована. Управление в органических структурах децентрализовано.
Таким образом, механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида, управления. В отличие от нее органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях. Формы и стиль общения в органической структуре управления — партнерские, совещательные (в механистической — это приказы и инструкции), для менеджеров характерна высокая общеобразовательная подготовка.
Классификация организационных структур менеджмента представлена на рис.5.
Рисунок 5 - Классификация организационных структур управления
5.2 Виды организационных структур
5.2.1 Функциональныеи дивизиональные структуры
Функциональная структура является старейшей и наиболее часто используемой. Ее еще называют традиционной, или классической. Этот вид структуры — результат департаментации (разделения) управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою определенную задачу в управлении, т. е. выполняет определенную функцию. При этом выполнение такой задачи осуществляется с учетом цели всей организации. Схема функциональной структуры представлена на рис.6.
Рисунок 6 – Функциональная структура управления
В зависимости от вида организации (производственная, учебная, торговая и др.) функциональные отделы могут быть различными по своему содержанию. На рис. 7, 8 показаны простые функциональные структуры небольшой производственной фирмы и университета.
Президент
Производство
Маркетинг
Финансы
Рисунок 7 – Функциональная структура в фирме
Рисунок 8 – Функциональная структура в университете
Преимущества функциональной структуры управления состоят в следующем:
- стимулирование деловой и профессиональной специализации (например, специалист по маркетингу лучше выполнит работу в этой области, чем высшее руководство);
- улучшение координации в функциональных областях (служащие хорошо адаптируются в этой системе);
- уменьшение или исключение дублирования усилий
и снижение расхода материальных ресурсов;
Недостатки функциональной структуры:
- функциональные отделы могут в своей деятельности отойти от общей цели фирмы и уделять больше внимания выполнению своих внутренних задач, что может привести к конфликтам между отделами;
- в большой организации путь команд от руководителя к исполнителям становится очень длинным, что снижает их эффективность;
- ни один из отделов не несет ответственности за результаты всей организации;
- сложность подготовки менеджеров высшего уровня, обусловленная узкой специализацией менеджеров среднего звена.
Рассмотренные трудности заставили искать другие виды структур. Функциональная структура эффективна в малых и в некоторых средних фирмах. Большие корпорации уже в течение нескольких десятилетий применяют дивизиональную структуру. Слово «дивизиональный» происходит от английского слова «division», что означает «разделение, часть, отдел». Деление организации на отделы в этом виде структуры происходит по трем другим признакам: по продукту, группам покупателей и географическим регионам. Эти отделы действуют как почти самостоятельные организации и подчиняются только центральному органу управления или родительской (головной) фирме, корпорации.
Необходимость дивизиональных продуктовых структур вызвана ростом числа крупных фирм и корпораций, проникновением их в новые производственные сферы, часто совершенно отличные от старых. Возникли управленческие отделы, занимающиеся определенным продуктом. Полномочия по производству и сбыту такого продукта передаются одному руководителю. Руководители второстепенных функциональных служб должны отчитываться перед ним.
Организационные структуры, ориентированные на потребителя, состоят из подразделений, каждое из которых работает на определенную категорию потребителей. Почти все крупные корпорации имеют такие отделы. Типичными примерами таких структур являются структуры коммерческих банков, многих торговых организаций и даже учебных заведений.
Создание региональных дивизиональных структур, так же как и продуктовых, обусловлено ростом корпорации, распространением ее влияния на обширные территории