Файл: 1. 1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административнокомандного управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- ясно и четко разъяснять цели деятельности фирмы;

- не допускать не понятных сотрудникам тактических шагов;

- выделить для себя основные интересы подчиненных;

- высказывать похвалу открыто, а критику наедине.

Менеджер, формируя группу, стремиться добиться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые позволяют успешно справиться с работой, так как команда – это не просто совокупность индивидуальных способностей, а сбалансированный коллектив, члены которого могут работать вместе.
5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА
5.1Сущность и общая характеристика организационных структур

Слово «структура» означает совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих си­стему как нечто целое.

Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обес­печивающих выполнение необходимых функций управле­ния для достижения целей фирмы. Таким образом, орга­низационная структура менеджмента исходит из ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внут­ренней и внешней среды.

В структуре управления выделяются следующие эле­менты: звенья (отделы), уровни (ступени управления) и_связи — горизонтальные и вертикальные. Все элементы организационной структуры менеджмента взаимосвяза­ны между собой.

Звено, или отдел управления — это организационно обособленный, самостоятельный орган управления. Глав­ным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Связи между отделами имеют горизонтальный характер.

Уровень менеджмента можно определить как группу отделов, занимающую определеннyю ступень в управлен­ческой иерархии. Связи между ступенями иерархии - связи по вертикали — носят характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уров­ня и кончая верхним.

Структура объединяет человеческие и материальные ресурсы, упорядочивает связи между ними. Все структу­ры, независимо от их размера, имеют еще одно общее
свойство: они формируются для достижения целей фирмы.

Однако каждая управленческая структура обладает и своими специфическими особенностями, которые в зна­чительной степени влияют на повеление и эффективность деятельности людей.

Создание структуры является самым важным эле­ментом в организационной деятельности фирмы.

Давая общую характеристику органи­зационной структуры, можно выделить несколько поло­жений, определяющих ее значимость:

- организационная структура фирмы обеспечивает ко­ординацию всех функций менеджмента;

- структура организации определяет права и обязанности (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях;

- от организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание;

- структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т. е. стиль менеджмента и качество труда коллектива.

Организационные структуры имеют большое число видов и форм. Рассмотрим две наиболее распространенные классификации организаци­онных структур.

Первое разделение: формальные и неформальные ор­ганизационные структуры.

Формальная структура фирмы — это структура, выбранная и установленная менед­жерами высшего уровня путем соответствующих органи­зационных мероприятий, приказов, распределения полно­мочий, правовых норм и пр. Неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов, целей и пр. Неформальная структура является отражением межличностных отношений в рамках формальной структуры.

Предметом изучения данного курса являются формальные организационные структуры, которые делятся на две группы: механистические и органические структуры.

Механистическая организационная структура характеризуется большой сложностью, особенно большим, числом подразделений по горизонтали; высокой степенью форма­лизации; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в

; принятии решений.

Органическая структура более простая, имеет широкую информационную сеть, менее формализована. Управление в органических структурах децентрализовано.

Таким образом, механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида, управления. В отличие от нее органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях. Формы и стиль общения в органической структуре управления — партнерские, совещательные (в механистической — это приказы и инструкции), для менеджеров характерна высокая общеобразовательная подготовка.

Классификация организационных структур менеджмента представлена на рис.5.



Рисунок 5 - Классификация организационных структур управления

5.2 Виды организационных структур

5.2.1 Функциональныеи дивизиональные структуры

Функциональная структура является старейшей и наиболее часто используемой. Ее еще называют традици­онной, или классической. Этот вид структуры — резуль­тат департаментации (разделения) управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою опреде­ленную задачу в управлении, т. е. выполняет опреде­ленную функцию. При этом выполнение такой задачи осуществляется с учетом цели всей организации. Схема функциональной структуры представлена на рис.6.




Рисунок 6 – Функциональная структура управления
В зави­симости от вида организации (производственная, учебная, торговая и др.) функциональные отделы могут быть различными по своему содержанию. На рис. 7, 8 пока­заны простые функциональные структуры небольшой производственной фирмы и университета.


Президент




Производство

Маркетинг

Финансы


Рисунок 7 – Функциональная структура в фирме



Рисунок 8 – Функциональная структура в университете

Преимущества функциональной структуры управле­ния состоят в следующем:

- стимулирование деловой и профессиональной специа­лизации (например, специалист по маркетингу лучше выполнит работу в этой области, чем высшее руководство);

- улучшение координации в функциональных областях (служащие хорошо адаптируются в этой системе);

- уменьшение или исключение дублирования усилий
и снижение расхода материальных ресурсов;

Недостатки функциональной структуры:

- функциональные отделы могут в своей деятельности отойти от общей цели фирмы и уделять больше внимания выполнению своих внутренних задач, что может привести к конфликтам между отделами;

- в большой организации путь команд от руководителя к исполнителям становится очень длинным, что снижает их эффективность;

- ни один из отделов не несет ответственности за резуль­таты всей организации;

- сложность подготовки менеджеров высшего уровня, обусловленная узкой специализацией менеджеров среднего звена.

Рассмотренные трудности заставили искать другие виды структур. Функциональная структура эффективна в малых и в некоторых средних фирмах. Большие корпора­ции уже в течение нескольких десятилетий применяют дивизиональную структуру. Слово «дивизиональный» происходит от английского слова «division», что означает «разделение, часть, отдел». Деление организации на от­делы в этом виде структуры происходит по трем другим признакам: по продукту, группам покупателей и геогра­фическим регионам. Эти отделы действуют как почти самостоятельные организации и подчиняются только центральному органу управления или родительской (голов­ной) фирме, корпорации.

Необходимость дивизиональных продуктовых структур вызвана ростом числа крупных фирм и корпораций, про­никновением их в новые производственные сферы, часто совершенно отличные от старых. Возникли управленческие отделы, занимающиеся определенным продуктом. Полномочия по производству и сбыту такого продукта передаются одному руководителю. Руководители второ­степенных функциональных служб должны отчитываться перед ним.

Организационные структуры, ориентированные на по­требителя, состоят из подразделений, каждое из которых работает на определенную категорию потребителей. Поч­ти все крупные корпорации имеют такие отделы. Ти­пичными примерами таких структур являются структуры коммерческих банков, многих торговых организаций и да­же учебных заведений.

Создание региональных дивизиональных структур, так же как и продуктовых, обусловлено ростом корпорации, распространением ее влияния на обширные территории