Файл: Образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет психологии и дефектологии
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
доктор пед. наук, профессор
___________Ю. В. Варданян
«___»______________2020 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
РАЗВИТИЕ БЕСКОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Автор работы ___________________________________________К. А. Панченко
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль Психология в образовании и социальной сфере
Руководитель работы
канд. психол. наук, доцент _______________________________С. В. Сергунина
Нормоконтролер
канд. психол. наук, доцент ________________________________ И. И. Иванова
Рецензент
канд. психол. наук, доцент _________________________________И. И. Иванова
Саранск 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………… | 8 |
| 12 |
| 12 |
| 17 |
| 22 |
| 29 |
| 29 |
| 35 |
| 44 |
Заключение……………………………………………………………................ | 49 |
Список использованных источников…………………………………….......... | 52 |
Приложение А «Индивидуальные данные исследования учащихся по методике «»……………….......... | 58 |
Приложение Б «Индивидуальные данные исследования учащихся по «»……………………………………………………………....... | 59 |
Приложение В «Индивидуальные данные исследования учащихся по «»……………………………………………………………........ | 60 |
Приложение Г «Конспекты занятий программы развития бесконфликтного поведения подростков в процессе психологического тренинга»………………………………………………….…………………... | 61 |
Приложение Д «Анализ статистической значимости изменения бесконфликтного поведения подростков по методике «» на контрольном этапе эксперимента»…………………… | 68 |
Приложение Е «Анализ статистической значимости изменения бесконфликтного поведения подростков по методике «на контрольном этапе эксперимента …………………………………………… | 69 |
Приложение Ж «Анализ статистической значимости изменения бесконфликтного поведения подростков по «»………………...………………………….. | 70 |
Приложение И «Психолого-педагогические рекомендации по развитию бесконфликтного поведения подростков в процессе психологического тренинга»……………………………………………………………………… | 71 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков, которые часто попадают в неформальные группы, переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентаций. Установки, направленные на конфликт в обществе, становятся более разнообразными. Социальная ситуация, в которой оказывается подросток, способствует проявлению деструктивных тенденций в поведении.
Подростки, участвующие в конфликте, действуют в соответствии со своими установками, приобретенными в семье, в окружении сверстников, в обществе, что не всегда позволяет им эффективно разрешать конфликтные ситуации. Психологическая незрелость самого подростка, его низкая готовность к подобным ситуациям являются причиной того, что ребенок не знает, как себя вести в конфликтных ситуациях и, как правило, выбирает неконструктивные способы поведения. Это значительно вредит психологическому здоровью самого подростка и его взаимоотношениям с окружающими.
Проблема конфликтного поведения подростков и вопрос предотвращения конфликтов в подростковой среде находят свое отражение в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Трудности межличностного взаимодействия подростков рассматриваются в трудах В.И. Андреева[1], Г. М. Андреевой[2], И. М.Гавриловой[6], А. А. Ганеевой[7], Л.И. Божович[5], И.Ю. Кулагиной[22], Н. И. Леонова, [23], С. Г. Михарского [25], X. Ремшмида[31], Л.М. Семенюк[33], и многих других авторов.
Результаты исследования конфликтов и конфликтного поведения, приведенные в работах А.Л. Анцупова[3], М.Л. Гомелаури [8], Н.В. Гришиной[9], А.П. Егидеса [14], Л.Э. Зотовой[17], Ю.И.Корчагиной[21], Н.И. Леонова[23], Ф. Райса[30], М.И. Рябых[32], Д.И. Фельдштейна[37], Б.И. Хасана[40], позволяют рассмотреть различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль. В своих работах исследователи дают определения, описывают виды конфликтов, выделяют закономерности их возникновения и разрешения.
Однако, несмотря на имеющиеся в данной области разработки, указанная проблема по-прежнему остается актуальной. Необходимы исследования, которые призваны описать и разработать систему работы психологов, педагогов, социальных педагогов, учителей, классных руководителей и родителей по расширению диапазона стратегий их поведения в конфликте и формирования умения находить оптимальные пути их разрешения.
Изучение проблемы особенностей поведения подростков с установкой на конфликт позволит охарактеризовать специфику психологических характеристик отдельных групп, разработать практические рекомендации по формированию стратегий разрешения конфликтов.
Объект исследования: развитие бесконфликтного поведения подростков.
Предмет исследования: развитие бесконфликтного поведения подростков в процессе психологического тренинга.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать программу развития бесконфликтного поведения подростков в процессе психологического тренинга.
Задачи исследования:
-
провести теоретический анализ проблемы исследования в зарубежной
и отечественной психолого-педагогической литературе;
-
определить особенности поведения подростков в конфликтных
ситуациях;
-
рассмотреть тренинг как технологию развития бесконфликтного
поведения;
-
провести исследование исходного уровня бесконфликтного поведения
подростков;
-
разработать программу развития бесконфликтного поведения подростков в процессе психологического тренинга; -
выявить эффективность программы развития бесконфликтного поведения подростков в процессе психологического тренинга.
Гипотеза исследования: развитие бесконфликтного поведения подростков в процессе психологического тренинга будет эффективным, если спроектировать и апробировать программу, направленную на формирование у подростков умений и навыков корректного выхода из конфликта.
Методологической основой исследования являются разработки К. Томаса[47] и Дж. Г. Скотта[48], Н.П. Фетискина[44].
Методы исследования:
-
теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; -
метод эмпирического исследования: опросник «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, методика «Оценка стратегий поведения в конфликте» Дж. Г. Скотта, методика «Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации» Н.П.Фетискина; -
метод математической статистики: Т-критерий Стьюдента.
Опытно-экспериментальная
база исследования: МОУ «Гимназия № 19» г. о. Саранск. В исследовании приняли участие 26 подростков в возрасте 13–14 лет.
Практическая значимость исследования. Представленная в исследовании программа, апробация результатов исследования и психолого-педагогические рекомендации могут быть использованы педагогами и психологами в образовательном процессе для развития бесконфликтного поведения подростков в процессе психологического тренинга.
Апробация результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, два раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
1 Теоретические основы поведения подростков в конфликтных ситуациях
-
Проблема конфликта в психологии
Понятие «конфликт» происходит от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение», «борьба», «противостояние».
В связи с этим в психологической науке и раскрывается значение термина «конфликт». Рассмотрим некоторые из определений.
Так, например, в философской энциклопедии конфликт определяется как «предельный случай обострения противоречия» [39].
В. В. Дружинин под конфликтом понимает способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем. [13].
Н. В. Гришина рассматривает конфликт как некое биполярное явление – противостояние двух начал (активных субъектов), проявляющееся в активности сторон, которая направлена на преодоление имеющихся противоречий [9].
Одно из наиболее распространенных определений конфликта мы находим в психологическом словаре, где он рассматривается как сложно разрешимое противоречие, подкрепленное острыми эмоциональными переживаниями [29].
А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [3].
Б.И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, пишет о том, что любой конфликт представляет собой противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Для своего разрешения это «противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет» [40].
Мы приходим к выводу, что конфликт – это острое решение возникшего противодействия, которое сопровождается негативными эмоциями и буквальными или мыслимыми действиями.
Возникновению конфликтов способствуют определенные причины. По этому вопросу среди ученых – психологов существуют разные точки зрения.
Так, Т. В. Драгунова предлагает следующую классификацию причин возникновения конфликта:
– объективные (например, столкновение интересов, различия в целях, различия в способах достижения целей и др.);
– социально-психологические (например, неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе, трудности адаптации, наличие двойных стандартов в обществе, рассогласованность взглядов между поколениями и др.);
– личностные (например, стремление к превосходству, конфликтность, вспыльчивость, принципиальность и др.) [12].
По мнению А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный.
Объективные причины конфликтов обусловлены в основном обстоятельствами социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок. Это приводит к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов определяются индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Именно из-за своих психологических особенностей один из участников конфликта не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается найти совместно с оппонентом выход из создавшейся конфликтной ситуации, а выбирает стратегию противодействия.