Файл: Образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения и тогда причины возникающего конфликта носят главным образом субъективный характер.
Мы находим обоснованной также теорию А. Маслоу, согласно ей подобными причинами являются потребности человека, за удовлетворение которых он борется:
– физиологические;
– социальные;
– потребность в безопасности и защищенности;
– потребность в уважении;
– потребность самовыражения.
В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт[24].
В развитии конфликта выделяются три базовых периода:
1) предконфликтная ситуация (появление / провоцирование объективной проблемной ситуации, осознание сторонами данной ситуации, появление попыток разрешить указанную ситуацию неконфликтным(ыми) способом(ами), проявление собственно предконфликтной ситуации);
2) собственно конфликт (наличие инцидента, эскалации, сбалансированного противодействия, завершения конфликтной ситуации);
3) послеконфликтная ситуация (появление частичной нормализации отношений, постепенное восстановление и полная нормализация отношений) [23].
В зависимости от причин, содержания и последствий конфликты могут иметь различную направленность: конструктивные (имеющие созидательную, мотивационную направленность) и деструктивные (приводящие к различному роду разрушений).
Среди конструктивных функций конфликта выделяются:
– познавательная функция (конфликт оценивается как сигнал неблагополучия отношений);
– функция развития (конфликт – источник развития личности и стимулирования взаимоотношений);
– инструментальная функция (конфликт – инструмент разрешения противоречий);
– функция перестроения (конфликт – стимулирует процесс перестройки отношений);
– функция разрядки (конфликт может способствовать снятию эмоционального напряжения).
К деструктивным функциям конфликта относятся:
– разрушение имеющейся совместной деятельности,
– ухудшение или разрыв отношений,
– негативное самочувствие участников,
– низкая эффективность последующего взаимодействия и другое[3].
Обратимся к определению видов конфликтов. В своей работе «Конфликт в психологической литературе» Т. В. Драгунова выделяет следующие их виды:
– по количеству участников: внутриличностные, межличностные, межгрупповые;
– по направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные;
– по содержанию: рациональные, эмоциональные;
– по функциям: созидательные, разрушительные;
– по средствам: мирные, вооруженные;
– по источнику: объективные, субъективные;
– по длительности: краткосрочные, долгосрочные;
– по характеру: целенаправленно спровоцированные, спонтанные;
– по влиянию на окружающую среду: прогрессивные, регрессивные;
– по сферам: политические, бытовые и др. [4].
Вне зависимости от вида конфликта основной целью его участников является отстаивание собственных интересов, позиции и мнения, активное доказательство неправоты оппонента за счет использования обвинений, нападок, словесных оскорблений, унижений и т. п. [42].
Исходя из вышесказанного, мы коротко остановимся на понимании термина «основные участники конфликта». Участников конфликта часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.
Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон выходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.
Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, это не очень удачное понятие, так как это слово уже по определению несет некоторую негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа.
Еще одним обязательным атрибутом конфликта является его объект, то есть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Элемент материальной, социальной или духовной сферы становится объектом конфликта тогда, когда является притязанием личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.
Исходя из этого, некоторые авторы считают
, что объект конфликта должен быть неделим. Однако объект конфликта может быть, как неделимым, так и делимым. Условием для конфликта становится желание хотя бы одной из сторон считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов разрешения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его субъективные, но и объективные составляющие.
Каждый конфликт можно охарактеризовать с точки зрения остроты противодействия, участвующих в нем сторон. То есть интенсивностью конфликта. По этому принципу выделают конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон [1].
Несомненно, наилучшим вариантом для человека является предупреждение конфликта, а не участие в нем. Под предупреждением конфликтов понимается система приемов, методов и средств воздействия на предконфликтную ситуацию и ее участников. Подобное воздействие возможно в следующих направлениях:
– изменение своего отношения к ситуации и самой проблеме,
– изменение отношения оппонента к проблеме (воздействие на его сознание),
– «ликвидация» предмета конфликта.
Одним из эффективных приемов предупреждения конфликта является поддержание ситуации сотрудничества [3].
Мы находим бесспорной и вполне убедительной позицию А. П. Егидеса, изложенную в учебном пособии «Психология конфликта». Автор пишет: «Разрешение и устранение конфликтной ситуации возможно в том случае, если противоборствующие стороны совместно и вполне осознанно осуществляют устранение причин, породивших сложившуюся ситуацию. В тех случаях, когда конфликты разрешаются победой одного из участников, устранение конфликта оказывается временным и событие через какой-то период обязательно, так или иначе, заявит о себе при провоцирующих обстоятельствах» [14].
Анализируя вышесказанное, мы приходим к пониманию того, что под конфликтом понимается в основном некое противостояние, столкновение позиций и мнений, серьезное разногласие, спор. Конфликт имеет как субъективные, так и объективные причины, может выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции. Его решение может быть осуществлено посредством использования одной из стратегий – сотрудничество, компромисс, приспособление, конкуренция и уклонение. Одной из наиболее эффективных стратегий в разрешении конфликтной ситуации является сотрудничество.
1.2 Особенности поведения подростков в конфликте
Подросток, как никто другой, склонен к участию в конфликте. Это объясняется рядом объективных причин физиологического и психологического характера.
В возрастной психологии подростковый возраст определяется как стадия развития в онтогенезе, которая находится между периодами детства и взрослости (диапазон от 11–12 до 16–17 лет). Она характеризуется наличием качественных изменений, связанных с вхождением во взрослую жизнь, является одним из самых сложных и ответственных периодов жизни. [28].
Именно в этом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований.
Всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его полового созревания и духовного становления. Не случайно подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.
Это словно второе рождение, - отмечал В.А. Сухомлинский: «И глаза не те, и голос уже не тот, и что самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы всё качественно иное» [36]. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил. В.А. Сухомлинский, выделяя такие противоречия в духовном развитии подростка, считал их естественными, соответствующими этому периоду возрастного развития ребенка.
Авторы возрастной психологии И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий характеризуют особенности переходного возраста наличием у подростков таких личностных качеств, как непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Противоречия этого возраста отражены авторами в описании жизненной позиции большинства подростков:
– желание быть хорошими, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых
;
– желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать;
– потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым;
– богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении;
– презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие;
– романтическая восторженность и грубые выходки;
– удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе [22].
Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе. Это является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость[33].
Указанные изменения и многое другое определяют функциональные состояния подростка. Младший подростковый возраст характеризуется максимальной активностью и значительным ростом энергии. Одновременно это этап повышенной утомляемости и частичного снижения работоспособности. Двигательное беспокойство, повышенная возбудимость подростков часто скрывает быстрое и резкое наступление утомления, которое самим школьником в силу его недостаточной зрелости еще слабо контролируется и понимается. Указанные показатели, проявляются в повышенной вспыльчивости, обидчивости по отношению к взрослым, демонстративности поведения[26].
«Чувство взрослости» – центральное новообразование подросткового периода – отношение подростка к себе как к взрослому, что выражается в желании казаться взрослым и самостоятельным. Подросток, претендуя на равноправие в отношениях со взрослыми, часто идет на конфликты при отстаивании своей «взрослой» позиции. Одним из самых ярких противоречий данного возраста является стремление подростка получить статус взрослого и соответствующие возможности при наличии тенденции к избеганию взрослой ответственности[5].
Мы можем говорить о кризисе переходного возраста, который может выражаться либо как:
– «кризис независимости» - негативизм, бунтарство, наглость, упрямство, ревность;
– либо как «кризис зависимости» - послушание, несамостоятельность, стремление быть как все, инфантильность.