Файл: Образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от того, характерен ли личности подростка «кризис независимости» или «кризис зависимости», в конфликтных ситуациях могут проявляться пять видов стратегии поведения: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка и соперничество.
Соперничество, как стратегию поведения в конфликте, выбирают подростки, пользующиеся авторитетом у сверстников или готовые к яркому отстаиванию своей позиции. У них отмечается твердость характера, сила воли, стремление удовлетворить собственные интересы[23].
Стратегией сотрудничества подростки, как правило, пользуются редко, т. к. не владеют навыками конструктивного урегулирования.
Компромисс также встречается не часто – подростки, желающие одного и того же, не хотят уступать друг другу.
Стилем «избегание» подростки пользуются в том случае, когда они не совсем уверены в своей правоте или сама проблема не является первостепенной. Со временем разногласия могут разрешиться самостоятельно, или подросток осуществляет поиск выхода из сложившейся ситуации позже при появлении дополнительной информации и возможностей[8].
Как отмечает Е. А. Данилова, стилем «приспособление» или «уступка» подросток пользуется в тех ситуациях, когда не заинтересован в защите своих интересов – он идет на сделку в ущерб себе, но при этом сохраняет дружеские отношения со сверстниками. Данный стиль подростком используется не с целью разрешения конфликта, а для достижения собственного спокойствия и стабильности[10].
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения. Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Способ поведения, выбираемый подростком в конфликте, зависит также от врожденных свойств их центральной нервной системы (темперамента), уровня воспитанности подростка (нравственные качества личности), а также значимости предмета, из-за которого возник конфликт [9].
Автор работы «Психологические особенности агрессивного поведения подростков» Л.М. Семенюк выделяет среди конфликтных подростков на основе определенного типа их поведения, с учетом направленности их личности четыре группы подростков. Рассмотрим их подробнее.
Первую группу подростков, по мнению Л.М. Семенюк, характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.
В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм[33].
Л. Э. Зотова отмечает, что агрессивность – одна из форм поведения подростков в конфликтных ситуациях. Она выступает как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Она может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой подросток не видит другого выхода, кроме как драка или вербальная угроза [15].
А. А. Ганеева и А. В. Гайнуллина отмечают, что стиль поведения подростка в конфликтной ситуации так же будет определяться его индивидуальными особенностями. Так, подростки с сенситивным типом личности в конфликте, владея нужными знаниями,
умениями и навыками для разрешения ситуации, по ряду причин когнитивного характера не могут самостоятельно их применить. У подростков с гармоническим типом отмечается ориентация на разрешение конфликта без причинения ущерба себе и другим, особенно если другая сторона готова к данному решению. Инфантильные подростки склонны к обвинению себя и своей неспособности разрешить возникшие конфликты. Интровертивные подростки оценивают конфликты как неправильные поступки, в которых не следует участвовать – они идут на их разрешение. Подростки с доминирующим типом личности в конфликте проявляют высокую эмоциональную реакцию на несправедливость со стороны оппонента. Тревожные подростки решают конфликты путем насилия и психологического давления. Данное поведение связано с их повышенной тревожностью, вспыльчивостью, возбудимостью, чувствительностью к угрозам, напряженностью и раздражительностью [5].
Таким образом, на основе проведенного анализа можно говорить о том, что подростковый возраст – это период усиленного развития, сопровождающийся качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь. Особенности данного периода – «чувство взрослости», расширение самосознания, повышение критичности мышления, потребность в самоутверждении. Именно данные и иные особенности периода приводят к частому появлению конфликтных ситуаций, в которых подростки ведут себя по-разному. Часть из них активно отстаивает собственную позицию, другие – уходят от конфликта и т. д. Выбор стратегии поведения в конфликте и особенности конфликтного поведения подростков определяются их личностными особенностями, наличием у них соответствующих навыков, степенью их заинтересованности в результатах конфликта и т. д.
1.3 Тренинг как технология развития бесконфликтного поведения
Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтности ребенка. В большинстве случаев подросток просто недостаточно компетентен в вопросе выхода из конфликта.
Одним из средств разрешения этой проблемы может стать обращение к тренингу как технологии развития бесконфликтного поведения.
Термин «тренинг» происходит от английского «тренировка», «упражнение». Он направлен на приобретение компетентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других, более точную самооценку. Тренинг способствует повышению чувственности в области межличностных отношений, например, быстрому распознаванию эмоционального состояния другого человека.
Тренинг призван формировать умения, необходимые для разрешения сложных жизненных ситуаций; навыки адекватного выхода из конфликтных ситуаций, развивать коммуникативные качества и позитивные свойства личности, учить правильному общению. Именно от умения и желания правильно общаться во многом зависит бесконфликтное поведение.
Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Общение как процесс конструктивного взаимодействия включает в себя следующие этапы:
– знакомство (при первой встрече) и установление контакта;
– ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего;
– обсуждение интересующей проблемы,
– решение проблемы,
– завершение контакта (выход из него).
Выделяют несколько компонентов общения:
– вербальное, то есть словесное общение,
– невербальное общение - жесты, мимика, позы, контакт глазами, прикосновения;
– паравербальное общение - передача информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.
Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию.
Таким образом, взаимодействуя друг с другом, мы не только слышим то, что человек нам говорит, но и видим то, как он это говорит. Отсюда следует, что для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности нашей информации.
Рассматривая тренинг как технологию развития бесконфликтного поведения, остановимся на его задачах. В специальной литературе мы находим следующие из них:
– создание условий для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем;
– расширение знаний участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способностей безоценочного их принятия;
– формирование умения управлять своими чувствами и эмоциональными реакциями;
– формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей;
– обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
– помощь в осознании подростком своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Участие в тренинге отражается на эмоциональной, поведенческой и когнитивной сфере взаимоотношений подростка. Это выражается в том, что участник тренинга по его окончании может:
– самостоятельно находить выходы из сложных жизненных ситуаций (поведенческая составляющая);
– самостоятельно продумывать дальнейшие «шаги» по выходу из сложившейся ситуации и, исходя из этих условий, самостоятельно моделировать свое поведение (когнитивная составляющая);
– менее эмоционально реагировать на сложные жизненные перипетии; снижать уровень возникновения фрустрации, страхов и стрессовых состояний (эмоциональная составляющая).
Для решения названных задач тренинги располагают множеством форм и методов: разного рода упражнения, анкеты, опросники, экспресс-анализы, своды правил по предупреждению конфликта, по выходу из него и т.д.
Рассмотрим некоторые из них.
Так, например, для предотвращения конфликта тренинг развития бесконфликтного поведения рекомендует в общении на личностном уровне следовать следующим правилам:
– не использовать конфликтогены (слова, действия, бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта;
– не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
– проявлять внимание к собеседнику,
–критиковать правильно. Часто причиной конфликта становится несправедливая или некорректно высказанная критика. Критика должна быть направлена на какой-то конкретный поступок, а не на личность оппонента.
– быть настроенным позитивно. Не нужно заранее настраивать себя негативно. Основой конструктивного бесконфликтного общения является уважение к собеседнику. Он может вам не нравиться, но это не значит, что он не заслуживает вашего уважения.
Обратимся еще к одному из тренингов, который предлагает обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях.
Далее приводятся правила, делающие процедуру разрешения конфликта наиболее эффективной.