ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 359

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

79 

достаточных

 

оснований

Маловероятно

Эта

 

тенденция

 

будет

 

взорвана

 

и

 

что

-

нибудь

 

да

 

останется

По

 

крайней

 

мере

,  

вопрос

 

о

 

судьбе

 

человека

 

стоит

 

считать

 

открытым

а

 

значит

 

предметом

 

борьбы

 

и

 

в

 

какой

-

то

 

мере

 

его

 

собственного

 

субъективного

 

выбора

.  

В

 

то

 

же

 

время

как

 

видно

 

по

   

распространению

 

трансгуманистического

 

движения

объективно

 

ведущего

 

к

 

появлению

 

на

 

нашей

 

Земле

  «

инопланетян

»,   

часть

 

человечества

 

практически

 

готова

 

и

 

соглашается

 

стать

 

материалом

 

для

 

пост

(

не

)

человеческого

   

разума

 

или

 

вообще

 

раствориться

 

в

 

иной

 

субстанции

Соглашается

 

утратить

 

идентичность

 Homo sapiens,  

перестав

 

считать

 

свое

 

существование

   

самоценным

 

и

 

уникальным

Хочет

 

из

 

цели

 

превратиться

 

в

 

средство

На

 

древе

 

человеческого

 

рода

от

 

его

 

корневища

 

пустился

 

побег

«

пасынок

»,  

формируется

 

отряд

готовый

 

к

 

тому

чтобы

 

не

 

реальность

 

преобразовывать

приспосабливая

 

ее

 

к

 

себе

как

 

это

 

делалось

пока

 

она

 

была

 

естественной

а

 

преобразовываться

 

самим

приспосабливаясь

 

к

 

реальности

когда

 

она

 

стала

 

искусственной

.  

Основание

новая

 

реальность

  

больше

 

не

 

хочет

 

принимать

 

нас

 

такими

какие

 

есть

Отторгает

Человека

  «

не

 

хватает

»: 

емкости

 

мозга

пластичности

 

тела

или

 

он

 

лишний

органы

чувства

,  

живые

 

мысли

Что

-

то

 

надо

 

убрать

что

-

то

 

добавить

Короче

 

говоря

его

 

надо

 

улучшать

 – 

генетически

технически

информационно

. «

Не

 

стоит

 

прогибаться

 

под

 

изменчивый

 

мир

пусть

 

он

 

прогнется

 

под

 

нас

» - 

призывают

 

лирически

 

настроенные

 

физики

 

из

 «

Машины

 

времени

» (

лириков

 

как

 

таковых

 

в

 

машинное

 

время

 

практически

 

нет

). 

Увы

торжествует

    «

эргономика

 

наоборот

»: 

конструируют

 

не

 

кресло

 

под

 

человека

а

 

человека

 

под

 

кресло

«

Конструирование

 

человека

» 

стало

 

респектабельной

 

темой

 

философских

 

конференций

А

 

поскольку

 

искусственная

 

среда

  (

кресло

изменяется

   

быстрее

 

биоты

то

 

все

 

трансгуманистические

  «

улучшения

» 

тут

 

же

 

будут

 

стареть

Потребуются

 

новые

 

и

 

новые

 

модификации

Все

 

растворяется

 

в

 

потоке

 

становления

В

 

этом

 

смысл

 

лозунга

  «

от

 

бытия

 

к

 

становлению

», 

когда

 

его

 

применяют

 

к

 

человеку

.  

Садисты

 

по

 

отношению

 

к

 

природе

 

превращаются

 

в

 

мазохистов

 

по

 

отношению

 

к

 

технике

Как

 

заметил

 

Вальтер

 

Беньямин

 

еще

 

в

 

ХХ

 

веке

 «

его

 (

человечества

 –

В

.

К

.) 

самоотчуждение

  

достигло

 

той

 

степени

которая

 

позволяет

   

переживать

 

свое

 

собственное

 

уничтожение

 

как

 

эстетическое

 

наслаждение

 

высшего

 

ранга

»

1

В

 

преобладании

 

такого

 

рода

   

эстетизма

 

в

 

«

постсовременном

 

искусстве

» 

вряд

 

ли

 

надо

 

кого

 

убеждать

Удовольствие

 

от

 

самоотрицания

   

испытывают

 

все

  «

захваченные

» 

трансгуманизмом

Это

 

те

 

«

поэты

 

расчеловечивания

»,  

в

 

ком

 

воля

 

к

 

смерти

 

начала

 

преобладать

 

над

 

инстинктом

 

жизни

Оторванные

 

от

 

почвы

 

функционеры

акторы

факторы

,  

виртуалисты

онанисты

,  

киберпанки

а

 

в

 

принципе

 

вся

 

уставшая

 

западная

 

цивилизация

которую

 

смывает

 

более

 

молодая

 

культурная

 

волна

 

третьего

 

мира

Не

 

случайно

 

проблема

 

обуздания

 

страстей

 

и

 

сублимации

  libido, 

так

  

занимавшая

 

ее

 

в

 

начале

 

ХХ

 

века

к

 

его

 

концу

 

отошла

 

на

 

второй

 

план

заменившись

 

сетованиями

  

на

 «

нулевую

 

сексуальность

», 

потерю

 

чувства

 

жизни

депрессии

другими

 

словами

движением

 

по

 

пути

    mortido.   

Впрочем

                                                 

1

 

Беньямин

  

В

Произведение

 

искусства

  

в

 

эпоху

 

его

 

технической

 

воспроизводимости

М

., 1996. 

С

. 65. 

 

80 

постепенно

 

к

 

этому

 

начнут

 

относиться

 

как

 

к

 

должному

см

. «

Обойдемся

 

без

 

секса

ведь

 

мы

 

же

 

пост

-

люди

» (

иронизирует

 

Славой

 

Жижек

). 

Впрочем

все

 

это

 

понятно

в

 

особенности

  

из

 

обсуждения

 

информационной

 

реконструкции

 

тела

 

и

 

духа

освещая

 

которую

 

мы

чтобы

 

не

 

быть

 

голословными

старались

 

больше

 

цитировать

.  

Желание

 

части

 

человечества

 

решать

 

все

 

проблемы

опираясь

 

на

 

принцип

  

Deus ex computer , 

а

 

постепенно

 

и

 

самим

 

уйти

 

в

 

машину

    («

Да

 

ты

 

файл

?!»), 

считая

 

это

 

бессмертием

запретить

 

нельзя

Достаточно

 

много

     

виртуальных

 

наркоманов

аутистов

, «

интеллагентов

»  

и

 

приближающихся

 

к

 

ним

 

«

персонажей

»,  

которые

 

чувствуют

 

себя

 

лишними

 

на

 

Земле

,  

в

 

лучшем

 

случае

 

«

земно

-

водными

» (

реально

-

виртуальными

).  

Не

 

любят

 

и

 

боятся

 

ее

Чуждые

 

природе

они

 

испытывают

 

к

 

ней

 

почти

 

отвращение

Тяготятся

 

своим

 

телом

 

и

 

духом

чувственностью

Их

  «

нечистотой

», 

нестерильностью

Люди

 

без

 

воли

 

и

 

деятельного

 

желания

желающие

 

быть

 

без

 

органов

 

и

 

без

 

пространства

Внутренне

,  «

по

 

сознанию

», 

это

 

уже

 

зомби

пред

-

роботы

Их

 

жалко

но

 

они

 

сами

 

жалеют

 

тех

кто

 

остается

 

в

 

природе

 

и

 

вовлечен

 

в

 

предметный

 

мир

Жалеют

 

как

 

отсталых

 

традиционалистов

фундаменталистов

  

и

 

ограниченных

 

консерваторов

Поэтому

если

 

хотят

,  

пусть

 

уходят

… 

уходят

… 

уходят

… 

Чтобы

 

отбить

 

концептуальную

 

атаку

  

идеологов

   

смерти

  

человека

 

путем

 

его

 

технического

 

перерождения

или

хотя

 

бы

 

не

 

допустить

 

ее

 

универсализации

надо

 

исходить

   

из

 

признания

 

положения

что

 

идеи

 

информационной

 

и

 

биотрансгуманистической

 

 

де

(

ре

)-

конструкции

 

человека

 – 

это

 

его

 

теоретический

 

геноцид

форма

 

самоубийства

.  

 

Гуманизм

 

или

 

трансгуманизм

антропология

   

или

 

гуманология

онтология

 

или

 

грамматология

бытие

 

или

 

ничто

 

– 

выбирать

 

надо

 

что

-

то

 

одно

Или

по

 

крайней

 

мере

, «

каждому

 - 

свое

». 

Сохраняющая

 

себя

   

антропология

 

возможна

   

только

 

при

 

условии

 

борьбы

 

с

 

де

-

ре

-

конструктивно

-

информационной

 

и

 

всей

  

трансгуманистической

  

парадигмой

борьбы

 

за

 

то

чтобы

 

наши

 

технологии

 

не

 

выходили

 

за

 

рамки

 

статуса

 

средств

 

деятельности

Да

 

к

 

тому

 

же

 

при

 

избирательном

 

применении

Необходимо

 

также

 

признание

 

наличия

 

границ

 

в

 

рациональном

 

познании

считаясь

 

с

 

тем

что

 

«

Возможно

в

 

человеке

 

есть

 

нечто

 

закрытое

принципиально

 

недоступное

 

для

 

науки

 

с

 

ее

 

объективными

 

методами

   

исследования

И

 

сами

 

успехи

 

наук

 

о

 

человеке

подтверждают

   

такое

 

предположение

… 

Человек

 

не

 

умещается

 

в

 

границу

 

знания

Человек

 

больше

 

того

что

 

он

 

о

 

себе

 

знает

 

или

 

может

 

знать

»

1

Соответственно

надо

 

пересматривать

 

историю

 

человеческой

 

мысли

борьбу

 

течений

выделяя

 

в

 

ней

 

традиции

линии

идеи

на

 

которые

   

философская

 

антропология

 

могла

 

бы

 

опереться

 

как

 

на

 

более

 

глубокий

 

и

 

прочный

 

фундамент

Это

 

особая

 

задача

направление

 

решения

 

которой

   

пока

 

можно

 

только

 

обозначить

.  

Думается

что

 

философия

 

выживания

 

должна

 

исходить

   

не

 

из

 

мировоззрения

 

универсального

 

эволюционизма

 

и

 

прогрессизма

возгоняющей

 

все

 

сущее

 

к

 

какой

-

то

 

абстрактной

 

точке

а

 

из

 

установки

 

на

 

коэволюцию

 

миров

 

и

 

                                                 

1

 

Гусейнов

 

А

.

А

Что

 

же

 

мы

 

такое

? // 

Человек

. 2001. 

 2, 

С

. 7. 


background image

 

81 

бесконечность

 

Вселенной

при

 

этом

 

человек

 

рассматривается

 

как

 

ее

 

микрокосм

целью

 

нашей

 

деятельности

 

должно

 

быть

 

бытие

а

 

не

 

становление

  (

линия

 

Парменида

а

 

не

 

Гераклита

); 

парадигмой

 

культуры

 

должен

 

стать

 

девиз

: Homo 

non vult esse nisi homo

1

  (

Н

Кузанский

);    

смысл

   

нашей

 

жизни

  

надо

 

видеть

 

не

 

в

 

перерождении

   

в

 

иное

а

 

в

    "

совершеннейших

 

экземплярах

" (

Ф

.

Ницше

);  

возможна

  

ситуация

когда

 

придется

 

уповать

 

на

 

то

,  

что

 "

нас

 

спасет

 

только

 

Бог

(

М

Хайдеггер

); 

этическим

 

идеалом

 

должно

 

быть

 

богочеловечество

что

 

предполагает

  

отказ

 

от

 

прометеизма

 

и

 

претензий

 

на

 

человекобожие

 (

Н

.

Бердяев

); 

главным

 

назначением

  

философии

 

считать

  

поддержание

 "

традиции

 

воссоздания

 

человека

" (

М

Мамардашвили

).   

Это

 

та

 

линия

   

аргументов

вокруг

 

которой

 

можно

 

выстраивать

 

идеологию

 

сохранения

   

жизни

 

на

 

Земле

Она

 

близка

 

духу

 

великих

 

религий

призывавших

 

не

 

к

 

трансформации

а

 

нравственному

 

возвышению

 

личности

Она

 

совпадает

 

с

 perennial philosophy  (

вечной

 

философией

)  

и

 

может

  

стать

 

предпосылкой

 

вечности

 

человека

.  

 

*            *            * 

Спиноза

 

полагал

что

 

любое

 

сущее

 

всегда

 

хочет

 

быть

 

самим

 

собой

Камень

 

хочет

 

оставаться

 

камнем

тигр

 

хочет

 

оставаться

 

тигром

Ну

 

а

 

человек

 – 

человеком

Происходит

 

изменение

рост

развитие

но

 

в

 

пределах

 

своей

 

формы

Это

 

проблема

 

идентичности

 

и

 

сохранения

 

устойчивости

   

систем

которая

 

как

 

будто

 

беспокоит

 

человечество

Особенно

  «

большой

 

системы

» – 

его

 

самого

Важно

 

только

 

видеть

что

 

ей

 

противоречит

 

и

 

поступать

 

хотя

 

бы

 

с

 

минимальной

 

последовательностью

Не

 

допускать

не

 

внедрять

не

 

применять

 

ничего

выводящего

   

систему

 

жизни

 

из

 

режима

 

динамического

 

равновесия

Это

  

необходимый

 

консерватизм

 

существования

 

всякого

 

сущего

В

 

эпоху

 

прогрессизма

 

и

 

новационизма

  

консерватизм

  «

ославлен

» 

как

 

нечто

 

мешающее

 

человеку

его

 

благу

.  

Между

 

тем

 

в

 

нем

 

выражается

 

не

 

большее

нежели

 

приверженность

 

ценности

 

собственной

 

идентичности

своего

     

бытия

А

 

блага

 

без

 

бытия

 

не

 

бывает

Ничто

 

не

 

является

 

незаменимым

 

и

 

уникальным

 

с

 

точки

 

зрения

 

Абсолюта

 

и

 

бесконечного

 

множества

И

 

все

 

когда

-

то

 

кончится

Однако

 

все

 

уникально

 

и

  

ничто

 

незаменимо

 

с

 

точки

 

зрения

 

чего

-

либо

  

как

 

такового

И

 

в

 

этом

 

качестве

 

любое

 

нечто

 

имеет

   

основания

 

бороться

 

за

 

свое

 

существование

Представляя

 

конкретную

 

форму

 

бытия

человек

 

должен

 

направлять

 

усилия

 

на

 

ее

 

сохранение

Изменения

 

идут

 

стихийно

а

 

для

 

поддержания

 

тождественности

 

нужны

 

сознательные

 

действия

Это

 

относится

 

как

 

к

 

индивиду

 

на

 

протяжении

 

личной

 

жизни

так

 

и

 

к

 

роду

 

в

 

его

 

эволюции

Надо

 

порицать

 

не

 

консерватизм

 – 

за

 

его

 

желание

 

жить

а

 

капитулянтскую

 

апологию

 

смерти

особенно

 

когда

 

она

 

подается

 

в

 

красивых

 

теоретических

 

упаковках

Право

 

знать

что

 

происходит

 

с

 

человечеством

 

в

 

принципиальном

 

плане

 

и

  

как

 

преодолеть

 «

кошмар

 

прогресса

» 

должна

 

обеспечивать

 

философия

В

 

этом

 

ее

 

специфическая

 

рефлексивная

 

роль

или

 

теоретическая

 

вина

если

  

она

 

ее

 

не

 

выполняет

Известные

 

идеи

 

устойчивого

 

(

ограниченного

развития

экологии

 

культуры

гуманистического

 

рационализма

 

                                                 

1

 

Человек

 

не

 

хочет

 

быть

 

ничем

 

иным

 

кроме

 

человека

. /

лат

/. 

 

82 

или

если

 

она

 

окажется

 

оправданной

той

 

же

 

информационной

 

антропологии

,  

далеко

 

не

 

исчерпаны

они

 

нуждаются

 

в

 

дальнейшей

 

разработке

а

 

главное

 – 

в

 

осуществлении

Что

 

касается

 

определения

 

роли

 

философии

 

как

: «

творить

 

концепты

», «

умножать

 

возможные

 

миры

», «

никто

 

ей

 

не

 

нужен

», «

она

 

ничего

 

не

 

должна

» – 

это

 

типичные

 

примеры

 

корпоративного

 

праздномыслия

компьютерные

 

игры

выдувание

 

и

 

пускание

 

мыльных

 

пузырей

  (

необходимые

 

категории

 

и

 

концепции

 

в

 

ней

 

всегда

 

вырабатывались

) – 

занятия

,  

кроме

 

авторов

 

никому

 

не

 

интересные

 

и

 

не

 

надо

 

удивляться

если

 

ее

  «

закроют

» 

или

 

о

 

ней

 

забудут

.  

В

 

свете

 

деконструктивистской

 

трансгуманистической

 

агрессии

   

против

 

философии

 

сейчас

   

уместно

   

провозгласить

: «

Назад

к

 

феноменологическому

 

реализму

!»  

Философия

тем

 

более

,  

антропологическая

,  

должна

 

нести

  

ответственность

 

перед

 

людьми

 

за

 

целевые

 

ориентиры

которые

 

она

 

предлагает

за

 

оценки

которые

 

она

 

дает

 

состоянию

 

мира

 

и

   

если

 

оно

 

трагично

то

 

должна

 

помогать

 

им

 

сохранить

 

достоинство

 

при

 

любом

 

обороте

 

дела

Если

 

же

 

она

 

служит

 

мировоззренческим

 

наркотиком

помогая

 

им

 

умереть

 

в

 

недостойном

 

сознательного

 

существа

   

сне

то

 

ее

 

надо

 

так

 

и

 

называть

наркотическая

 

философия

Или

 - 

танатософия

В

 

лучшем

 

случае

 

идеология

технонаучный

 

миф

Подобную

 

роль

на

 

наш

 

взгляд

играет

 

для

 

человечества

 

идеология

 

пост

(

транс

)

модернистского

 

 

антигуманного

 

«

постчеловеческого

 

трансгуманизма

». 

Живой

 

человек

 

не

 

может

 

все

 

время

 

спать

 

или

 

быть

 

равнодушным

 

свидетелем

 

своей

 

жизни

он

 

ее

 

участник

Философия

насколько

 

она

 

живая

 – 

тоже

Она

 

для

 

тех

чья

 

душа

 

не

 

спит

Человека

 

можно

 

уничтожить

но

 

его

 

нельзя

 

победить

 – 

так

 

всегда

 

считали

 

лучшие

 

представители

 Homo 

vitae

 

sapiens. 

В

 

конце

 

концов

как

 

говорили

 

древние

Omnia homini, dum vivit, speranda 

sant.

1

  

 

Вопросы

 

в

 

помощь

 

самостоятельному

 

осознанию

 

темы

1)

 

Возможна

 

ли

 

и

 

нужна

 

ли

 

информационная

 

антропология

Как

 

она

 

соотносится

 

с

 

философией

 

человека

2)

 

Каков

 

действительный

 

смысл

 «

позитивной

 

смерти

»? 

3)

 

Основные

 

направления

 

гуманистического

 

обновления

 

метафизики

4)

 

Что

 

такое

 

феноменологический

 

реализм

5)

 

Ваше

 

представление

 

о

  (

на

)

значении

 

философии

   

в

 

современном

 

мире

 
 
 

 

                                                 

1

 

Пока

 

человек

 

жив

он

 

на

 

всё

 

должен

  

надеяться

. /

лат

./ 


background image

 

83 

                                                       

Литература

 

 

Непосредственно

 

по

 

трансгуманизму

 

ответственной

 

литературы

  

философско

-

теоретического

 

характера

 

к

  2009 

году

     

на

 

русском

 

языке

   

немного

больше

  

полуфантастические

  

футурологические

  

описания

 

возможных

  

постлюдей

.  

Однако

  

любая

 

патология

,   

став

  

частью

   

бытия

,  

в

 

конце

 

концов

,  

возводится

 

в

 

норму

 

и

   

через

 2-3 

года

после

 

периода

 

некоторой

 

критики

,  

эти

 

идеи

 

основной

 

массой

 

теоретиков

   

будут

 

приняты

 

как

 

позитивные

  (

так

 

произошло

 

с

 

постмодернизмом

). 

Соответственно

 

пойдет

 

и

   

вал

 

публикаций

Пока

 

же

 

можно

 

рекомендовать

   

сайты

 

в

 

Интернете

Трансгуманизм

Российское

 

трансгуманистическое

 

движение

,  

Википедия

.  «

Бумажные

» 

источники

 

указываются

 

в

 

основном

 

философско

-

антропологические

но

 

контекстные

,  

по

 

близким

 

к

 

трансгуманизму

  

проблемам

 

 

1)

 

Бадью

 

А

Делёз

 «

Шум

 

бытия

».- 

М

., 2005. 

2)

 

Бауман

 

З

Индивидуализированное

 

общество

. – 

М

., 2002.  

3)

 

Бодрийяр

 

Ж

В

 

тени

 

молчаливого

 

большинства

,  

или

 

Конец

 

социального

. - 

М

., 2000. 

4)

 

Бибихин

 

В

.

В

.  

Мир

. – 

М

., 2007. 

5)

 

Бруно

 

Л

Нового

 

времени

 

не

 

было

Эссе

 

по

 

симметричной

 

антропологии

. - 

СПб

., 2006. 

6)

 

Вирилио

 

П

Информационная

 

бомба

Стратегия

 

обмана

. - 

М

., 2002. 

7)

 

Виртуалистика

экзистенциальные

 

и

 

эпистемологические

 

аспекты

. - 

М

.. 

2004. 

8)

 

Гуревич

 

П

.

С

Философия

 

человека

Ч

.1-2. - 

М

., 2001.  

9)

 

Гуревич

 

П

.

С

Деантропологизация

   

человека

. // 

Вопросы

 

философии

. - 

2009. - 

 3. – 

с

. 19. 

10)

 

Гусейнов

 

А

А

Что

 

же

 

мы

 

такое

? // 

Человек

. - 2001. - 

 2. - 

11)

 

Дебор

 

Г

Общество

 

спектакля

.  - 

М

., 2000. 

12)

 

Декларация

 

в

 

защиту

 

клонирования

 

и

 

неприкосновенности

 

научных

 

исследований

. // 

Человек

. - 1998. - 

 3. - 

13)

 

Декомб

 

В

Современная

 

французская

 

философия

. - 

М

., 2000. 

14)

 

Делез

 

Ж

., 

Гваттари

 

Ф

Что

 

такое

 

философия

? - 

СПб

., 1998.  

15)

 

Делез

 

Ж

Логика

 

смысла

. - 

М

-

Екатеринбург

, 2000. 

16)

 

Деррида

 

Ж

Письмо

 

и

 

различие

. - 

М

., 2000. 

17)

 

Деррида

 

Ж

Золы

 

угасшъй

 

прах

. - 

СПб

., 2002. 

18)

 

Дьяков

 

А

.

В

Жан

 

Бодрийяр

Стратегии

 «

радикального

 

мышления

». - 

СПб

., 

2008. 

19)

 

Жижек

 

Славой

Добро

 

пожаловать

 

в

 

пустыню

 

реального

. - 

М

., 2002. 

20)

 

Зеленов

 

Л

.

А

Антропономия

 (

Общая

 

теория

 

человека

). - 

Н

Новг

. 1991. 

21)

 

Иванов

 

Д

.

В

Виртуализация

 

общества

.  - 

СПб

., 2000. 

22)

 

Информационное

 

общество

. - 

М

,  2004. 

23)

 

Кастельс

 

М

Галактика

 

Интернет

. - 

Екатеринбург

, 2004. 

24)

 

Конструирование

 

человека

. - 

Томск

, 2007. 

 

84 

25)

 

Кон

 

И

.

С

Человеческие

 

сексуальности

 

на

 

рубеже

 

ХХ

века

. // 

Вопросы

 

философии

. - 2000. - 

 8. - 

26)

 

Культура

 

времен

 

апокалипсиса

. - 

Екатеринбург

, 2005. 

27)

 

Кутырев

 

В

.

А

Апология

 

человеческого

. // 

Вопросы

 

философии

. – 2003. - 

1.   

28)

 

Кутырев

 

В

.

А

Человек

 

в

 

ХХ

веке

:  

уходящая

 

натура

… // 

Человек

. - 2001.  

 1.  

29)

 

Кутырев

 

В

.

А

Они

 

пришли

… (

о

 

де

(

э

)

волюции

 

человека

 

к

 

трансгуманизму

). // 

Философия

 

хозяйства

. – 2009. - 

 2.  

30)

 

Липовецки

 

Ж

Эра

 

пустоты

. - 

СПб

., 2001. 

31)

 

Летов

 

О

Человек

 

и

 «

сверхчеловек

»: 

этические

 

аспекты

 

трансгуманизма

. // 

человек

. 2009. 

 1. 

32)

 

Маркс

 

К

Экономическо

-

философские

 

рукописи

 1844 

г

. // 

Маркс

 

К

., 

Энгельс

 

Ф

.

Соч

., 2-

е

 

изд

т

. 42.  

33)

 

Марков

 

Б

.

В

 

Храм

 

и

 

рынок

Человек

 

в

 

пространстве

 

культуры

. - 

СПб

., 

1999. 

34)

 

Марков

 

Б

.

В

Реквием

 

сексуальному

. //

Бодрийяр

 

Ж

Забыть

 

Фуко

. - 

СПб

., 

2000. 

35)

 

Маркузе

 

Г

Эрос

 

и

 

цивилизация

Одномерный

 

человек

. - 

М

., 2003. 

36)

 

Михель

 

Д

Тело

территория

технология

. - 

Саратов

, 2000. 

37)

 

Нанси

 

Ж

-

Л

. Corpus. - 

М

., 1999. 

38)

 

Носов

 

Н

.

А

Виртуальный

 

человек

. - 

М

.. 1997. 

39)

 

Онтология

 

и

 

антропология

 

гуманизма

. - 

Владимир

, 2006. 

40)

 

Перспективы

 

метафизики

. - 

СПб

., 2001. 

41)

 

Подорога

 

В

.

А

Феноменология

 

тела

Введение

 

в

 

философскую

 

антропологию

 - 

М

., 1995. 

42)

 

Смирнов

 

С

.

А

Современная

 

антропология

Аналитический

 

обзор

. // 

Человек

. - 2003. - 

 5. - 

43)

 

Тульчинский

 

Г

.

Л

Постчеловеческая

 

персонология

. - 

СПб

, 2002. 

44)

 

Философия

 

искусственного

 

интеллекта

. - 

М

.. 2005.  

45)

 

Философская

 

антропология

 

и

 

гуманизм

. - 

Владимир

, 2004. 

46)

 

Фролов

 

И

.

Т

О

 

человеке

 

и

 

гуманизме

Работы

 

разных

 

лет

. - 

М

., 1989. 

47)

 

Фукуяма

 

Ф

Наше

 

постчеловеческое

 

будущее

. - 

М

., 2004. 

48)

 

Хоружий

 

С

.

С

Очерки

 

синергийной

 

антропологии

.  - 

М

.,  2005. 

49)

 

Человек

. RU: 

Гуманитарный

 

альманах

. - 

Новосиб

., 

НГУЭУ

. 2007. 

50)

 

 

Шайхитдинова

 

С

.

К

Информационное

 

общество

 

и

 «

ситуация

 

человека

». -

Казань

, 2008. 

51)

 

Шичанина

 

Ю

.

В

Феномен

 

иномерности

 

в

 

современной

 

культуре

. - 

Ростов

-

на

-

Дону

, 2004. 

52)

 

Щедровицкий

 

Г

.

П

Философия

Наука

Методология

. - 

М

., 1998. 

53)

 

Эпштейн

 

М

Знак

 __

пробела

О

 

будущем

 

гуманитарных

 

наук

. - 

М

., 2004. 

54)

 

Эпштейн

 

М

Творческое

 

исчезновение

 

человека

Введение

 

в

 

гуманологию

// 

Философские

 

науки

. - 2009. - 

 2. - 

55)

 

Юдин

 

Б

.

Г

Многомерный

 

образ

 

человека

На

 

пути

 

к

 

созданию

 

единой

 

науки

 

о

 

человеке

. - 

М

., 2007. 


background image

 

85 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир

 

Александрович

 

Кутырев

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

ТРАНСГУМАНИЗМА

 

 

Учебно

-

методическое

 

пособие

  

 
 
 
 
 
 

Государственное

 

образовательное

 

учреждение

 

высшего

 

профессионального

 

образования

 «

Нижегородский

 

государственный

 

университет

 

им

Н

.

И

Лобачевского

». 

603950, 

Нижний

 

Новгород

пр

Гагарина

, 23

 

 

Подписано

 

в

 

печать

 12.11.09. 

Формат

 60

х

84 1/16. 

Бумага

 

офсетная

Печать

 

офсетная

Гарнитура

 

Таймс

Усл

печ

л

.

 5.

 

Заказ

 

 638. 

Тираж

 3

00

 

экз

.

 

 

Отпечатано

 

в

 

типографии

 

Нижегородского

 

госуниверситета

 

им

Н

.

И

Лобачевского

 

603600, 

г

Нижний

 

Новгород

ул

Большая

 

Покровская

, 37