ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 370

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

69 

Думается

что

 

в

 

свете

 

столь

 

захватывающих

 

дух

 

перспектив

,  

от

 

возгласов

 

и

 

восклицаний

 

не

 

может

 

удержаться

 

ни

 

один

 

живой

 

человек

У

 

традиционалистов

и

 

религиозных

и

 

светских

 

с

 

их

 

представлением

 

о

 

человеке

 

как

 

подобии

 

Бога

 

и

 

венце

 

природы

они

 

будут

 

негодующими

испуганными

 

и

 

даже

 

паническими

Особенно

 

от

 

этого

: «

И

 

слава

 

Богу

!». 

Слабые

 

души

Им

 

всегда

 

подавай

  

какие

-

то

 

подпорки

 

и

 

утешения

Вместо

 

перспектив

 – 

надежды

Они

видите

 

ли

хотят

 

жить

Да

 

поймите

вы

что

 «

поэтика

 

расчеловечивания

 (!- 

не

 

удержался

. – 

В

.

К

.) 

помимо

 

прочего

   

открывает

 

перспективу

 

новой

 

реаггрегации

возможность

 

заново

 

собрать

 

человека

 

и

 

мир

»

1

. «

Вечно

 

вчерашние

», 

недоверчивые

 

к

 

прогрессу

 

консерваторы

 

все

 

равно

 

захотят

 

разъяснений

 

разного

 

рода

 

пустяков

 

вроде

 

того

какова

 

будет

 

судьба

 

человека

   

и

 

его

  «

обычного

» 

феноменологического

 

мира

 

до

 

аггрегации

 

и

 

по

 

какому

 

плану

какие

  «

лего

»-

конструкторы

   

его

 

будут

 

собирать

 

заново

Зачем

 

повторно

 

собирать

 

то

что

 

было

Значит

 

собирать

 

будут

 

нечто

 

другое

Какое

Переведя

 

дух

мы

 

бы

 

тоже

 

решились

 

вступить

 

с

 

этим

 

ужасно

 

прогрессивным

 

автором

  

в

 

полемику

.  

Если

 

бы

 

дело

 

было

 

в

 

одном

 

данном

 

постчеловеческом

 

персонаже

.  

 
                                            

Инопланетяне

 

среди

 

нас

 

 

Согласно

 

Священной

 

истории

 

европейской

 

культуры

Бог

,  

сотворив

 

Землю

,  

поставил

 

владычествовать

 

над

 

всем

 

сущим

 

на

 

ней

 

человека

.  

Говоря

 

профанным

 

языком

 

экономизма

заключил

 

с

 

ним

 

договор

  

аренды

а

 

в

 

качестве

 

платы

 

просил

 

немного

 -  

благодарить

 

и

 

славить

 

Его

.  

Хорошо

 

или

 

плохо

в

 

течение

 

веков

 

человек

  

это

 

делал

,  

выполняя

 

роль

 

работающего

 

менеджера

,  

пока

 

однажды

 

не

 

объявил

 

себя

  

единственным

 

господином

 

всего

 

и

  

Сам

 

воссел

 

на

 

трон

 

владыки

Настала

 

эпоха

 

гуманизма

разума

 

и

 

прогресса

,  

люди

 

начали

 

жить

 

не

  «

ради

 

Бога

», 

а

 

ради

 

себя

Мир

 

богател

 

и

 

развивался

прогресс

 

науки

 

и

 

техники

 

вёл

 

к

 

постоянному

  

облегчению

  

их

 

быта

,  

способов

  

господства

Окружающая

 

среда

,  

место

на

 

котором

 

сидел

 

человек

 – 

трон

 = 

пенёк

табуретка

стул

кресло

 

непрерывно

 

совершенствовались

кресло

 

стало

 

таким

 

мягким

что

 

в

 

нём

 

можно

 

утонуть

,  

дизайнеры

   

трудились

 

над

 

его

 

формой

подгоняя

 

её

     

научными

«

эргономическими

 

методами

», 

под

 

малейшие

 

изгибы

 

тела

 

и

 

капризы

 

духа

.  

Богатство

комфорт

 

и

 

свобода

 

как

 

отказ

 

от

 

служения

 

чему

-

либо

 

Высшему

 

стали

 

последней

 

высшей

 

целью

  

цивилизации

а

 

в

  

центре

как

 

То

вокруг

 

кого

 

и

 

ради

 

чего

 

всё

   

растёт

меняется

 

и

 

вращается

кого

 

славят

 

и

 

превозносят

,   

стоит

  

Человек

.    

Вернее

как

 

мы

 

видели

стоял

,  

примерно

 

до

   

второй

 

половины

 

ХХ

 

века

.  

Примерно

 

до

 

открытия

  

микро

 

и

 

мега

-

миров

где

 

он

    

не

   

по

 

степени

как

 

на

 

Земле

,  

с

 

усилением

 

мощи

 

и

 

самоцен

(

ль

)

ности

  

технических

 

средств

,  

смещался

 

из

 

центра

 

на

 

периферию

,  

а

 

в

 

принципе

 

перестаёт

   

быть

 

субъектом

 

происходящих

  

процессов

Хотя

  

в

 

их

  

исследовании

  

представал

 

в

 

виде

  

творца

если

   

отвлечься

   

от

 

определяющего

   

инструментально

-

приборного

   

характера

 

                                                 

1

 

Там

 

же

С

. 292. 

 

70 

этого

 

творчества

В

 

целом

и

 

на

 

поверхности

 

Земли

и

 

в

 

глубинах

/

высотах

  

Вселенной

 

зримым

 

образом

  

нарастает

 

зависимость

 

человека

  

от

 

опосредующей

 

любую

   

его

 

активность

 

науки

техники

особенно

 

после

 

их

 

синтеза

   

в

 

technosciense = 

технологию

.  

Как

 

на

 

огромном

   

стальном

 

корабле

 

магнитная

 

стрелка

 

вместо

 

севера

чуть

 

дрогнув

начинает

 

неизменно

    

показывать

 

на

  

его

 

корпус

так

   

цели

 

и

 

потребности

 

человека

   

начинают

 

определяться

 

возможностями

  

используемых

 

им

 

техногенных

 

средств

Парадокс

 

в

 

том

что

 

по

 

мере

 

расширения

 

этих

 

возможностей

свобода

 

его

 

выбора

 

сужается

Он

 

получает

 

предложения

от

 

которых

  

трудно

 

или

 

вовсе

под

 

угрозой

 

потери

  

всего

 

достигнутого

нельзя

 

отказаться

Возможности

открывая

 

дорогу

 

одна

 

другой

,  

саморазвиваются

трансформируясь

 

в

 

необходимость

как

 

и

 

весь

 

прогресс

который

  «

не

 

остановишь

». 

После

 

превышения

 

определённой

обусловленной

  

природой

   

живого

 

и

 

опирающимся

 

на

 

неё

 

разумом

 

меры

 

в

 

способности

  

регулировать

 

всё

 

усложняющуюся

 

деятельность

она

 

все

 

больше

  

перестаёт

 

быть

 

собственно

 

человеческой

  

и

   

в

 

той

 

же

 

мере

    

субъект

   

становится

  

её

  

объектом

Соответственно

,  

внутри

 

теоретизирования

прежде

 

всего

,  

как

 

ни

 

странно

 - 

гуманитарного

,  

происходило

 

развенчание

   

человека

 

как

 

автора

субъекта

творца

.  

Наиболее

 

определённо

о

 

чем

 

стоит

 

напомнить

,  

это

 

выразилось

 

в

 

структурализме

. «

Задача

 

науки

, - 

говорил

   

К

  –

Л

Стросс

, - 

не

 

воспроизводить

   

человека

а

 

растворить

 

его

».  

Возникает

 

феномен

   

антигуманизма

вначале

  

«

слабого

»,  «

теоретического

», 

в

 

виде

  

приёма

 

познания

  (

русские

 

формалисты

 

в

 

литературоведении

,  

французские

 

в

 

историографии

 

и

   

марксизме

), 

а

 

потом

 

всё

 

решительнее

 

и

 

фундаментальнее

    -   

онтологического

концептуально

-

мировоззренческого

Происшедший

 

в

 

структурализме

 

отказ

 

от

 

объектно

-

субъектной

 

парадигмы

 

означал

 

отказ

 

от

  

признания

 

особого

 

положения

 

человека

 

в

 

мире

Он

 

такой

 

же

 

элемент

 

его

 

функционирования

 

и

 

развития

 

как

 

все

 

остальные

Он

 

больше

 

не

 

человек

а

  «

человеческий

 

фактор

», 

не

 

личность

а

 

актор

или

 

даже

   

агент

Ставшая

 

общим

 

местом

   

структурной

 

лингвистики

  

«

смерть

 

автора

» 

в

 

тексте

 

коррелировала

 

со

   

смертью

 

субъекта

его

 

«

факторизации

»  

в

 

социуме

Особое

 

внимание

 

смерти

 

человека

но

 

уже

   

не

 

в

 

качестве

 

субъекта

 

и

 

автора

а

 

вообще

,   

уделяется

 

в

 

постструктурализме

  (

шире

 – 

постмодернизме

), 

где

 

он

 

деконструируется

   

по

 

всем

 

параметрам

:  

как

 

природное

этническое

телесное

,  

мыслящее

   

существо

  (

анти

-

онто

-

этно

-

фоно

-

фалло

-

логоцентризм

   

Ж

Деррида

). 

Вместо

 

него

 

появляются

   

сингулярности

складка

следы

подпись

,  

карманы

,  

концепт

в

 

лучшем

 

случае

 – 

персона

(

жи

). 

Эти

 

поначалу

 

загадочные

 

терминологические

 

новации

как

 

вся

 

постмодернистская

 

философия

   

были

 

идеологически

 

преврат

(

щён

)

ным

 

отражением

 

происходящей

 

в

 

условиях

 

информационной

 

революции

   

возгонки

 

человека

 

в

 

виртуально

-

коммуникационную

   

реальность

где

   

он

«

детерриторизируясь

»  

до

   «

тела

 

без

 

органов

» 

и

 «

тела

 

без

 

пространства

», 

только

  

маркируется

.  

От

 

его

   

бытийной

 

идентичности

  

остается

 

знаково

-

символическая

 

идентификация

.  

Развенчание

 

гуманизма

  

в

 

качестве

  

ценностного

  

понятия

несущего

 

в

 

себе

 

представления

 

о

 

человеке

 

как

  

цели

 

и

 

смысле

 

мирового

 

развития

переплеталось

 

и

 

постепенно

 

перерастало

 

в

 

отказ

 

от

 

онтологического

 

антропоцентризма


background image

 

71 

антропоморфизма

антропологического

   

мировоззрения

 

как

 

такового

.   

«

Гуманитарная

 

парадигма

» 

переживает

 

внутреннее

 

брожение

кризис

сопровождаемый

   

предсказаниями

 

или

 

прямыми

 

заявлениями

 

о

 

происходящей

  

гуманитарной

 

катастрофе

Стремясь

 

учесть

   

требования

 

прогресса

её

 

берутся

  

модифицировать

но

   

так

что

 

от

 

человека

 

в

 

ней

   

мало

 

что

   

остаётся

.  

Вместо

 

гуманизма

 

и

 

антропологии

 

предлагается

,  

например

разрабатывать

  

гуманологию

,  

в

 

которой

   

человеческий

 

разум

 

уравнивается

 

с

 

техническим

 

разумом

фактически

 

искусственным

 

интеллектом

.

1

 

Однако

,    

поставленный

 

на

 

одну

 

доску

 

с

 

машинным

человеческий

 

разум

 

вряд

 

ли

   

может

 

с

 

ним

 

соревноваться

,   

да

 

и

 

просто

 

сосуществовать

.  

Или

 

выдвигается

 

идея

 

так

 

называемой

 

симметричной

 

антропологии

в

 

которой

 

происходит

   

уравнивание

 

людей

   

с

 

вещами

 – 

любыми

природными

техническими

.

2

 

Это

 

тоже

 

едва

 

прикрытый

 

риторикой

  

слепок

 

с

 

положения

 

человека

 

в

 

искусственной

 

среде

его

 

непрерывно

 

умаляющейся

   

роли

Не

 

случайно

в

     

компьютерных

 

текстах

 

исчезают

 

имена

 

собственные

которые

 

теперь

  

пишутся

 

с

  

маленькой

 

буквы

,  

ибо

 

техника

   

не

 

отличает

 

живое

 

от

 

неживого

Дальше

 – 

больше

Вместо

 

антропологии

,  

после

 

соответствующей

 

операции

 «

расчеловечивания

 

человека

»,  

вводится

  «

персонология

», 

личность

 

в

 

которой

   

представляется

 

как

  «

сгусток

  

свободного

 

духа

».

3

 

Сгусток

 

этот

открыто

 

объявленный

 

уже

 

постчеловеческим

бродит

 

опять

-

таки

 

по

 

информационно

-

коммуникационным

 

пространствам

 

и

 

даже

 

терминологически

 

совпадает

 

с

     

постструктуралистским

 

представлением

  

человека

 

в

 

виде

 

концепта

.  

В

 

итоге

 

или

 

параллельно

эти

 

и

   

подобные

 

абстрактные

 

брожения

 

увенчиваются

 

идеей

   

возникновения

  «

виртуального

 

человека

», 

естественно

более

   

прогрессивного

 

в

 

сравнении

 

со

 

старомодным

телесным

хотя

  

ещё

 

в

 

рамках

  

антропологии

 

и

 

гуманизма

В

 

предметном

 

мире

  

человек

 

тоже

   

не

 

обойдён

     

вниманием

   

передовых

занятых

  «

сдвигом

 

гуманитарной

 

парадигмы

» 

теоретиков

.  

Ради

 

него

для

 

его

 

блага

 

развёртывается

 

целое

  

направление

 

по

  «

конструированию

 

человека

», 

правда

не

  

ясно

 

какого

нового

 

или

 

реконструированию

 

«

старого

», 

рождённо

-

смертного

.

4

  

Воодушевлённые

   

достижениями

  Hi-Tech  

в

 

области

 

биотехнологий

конструкторы

   

человека

   

начинают

 

воспринимать

 

его

 

как

 

полигон

 

для

 

«redesigning-

а

» = 

самых

 

разных

 

манипуляций

 

и

 

модификаций

хотя

 

отсталые

  

из

 

них

,  

оговариваются

что

 

они

  «

против

»  

ликвидации

 

существующего

 

вида

особенно

   

в

 

лице

 

самих

 

себя

Чего

/

кого

  

тогда

    

конструируют

?   

И

,  

наконец

к

 

началу

 

ХХ

века

   

все

 

эти

   

двусмысленности

непоследовательности

самообманы

,    

сопровождающие

   

разложение

 

гуманитарной

 

парадигмы

   

нашли

 

своё

 

разрешение

   

в

 

возникновении

  

трансгуманизма

феномена

о

 

котором

 

мы

прямо

 

или

 

косвенно

вели

 

и

 

ведем

 

здесь

 

речь

Хотя

 

без

 

самообмана

 

он

 

тоже

   

не

 

обходится

  (

особенно

 

более

 

осторожный

российский

), 

однако

     

принципиальный

 

шаг

 

от

 

человека

 

к

  

                                                 

1

 

См

.: 

Эпштейн

 

М

.  

Знак

пробела

О

 

будущем

 

гуманитарных

 

наук

.  

М

., 2004.  

2

 

См

.: 

Бруно

 

Латур

.  

Нового

 

времени

 

не

 

было

Эссе

 

по

 

симметричной

 

антропологии

.  

СПб

.,  2006. 

3

 

См

.: 

Тульчинский

 

Г

Л

.  

Постчеловеческая

 

персонология

.  

Новые

 

перспективы

 

свободы

 

и

 

рациональности

СПб

., 2002.  

4

 

См

.:  

Конструирование

 

человека

Сб

трудов

 

Всероссийской

 

научной

 

конференции

Томск

,  2008. 

 

72 

новосущему

   

в

 

нём

 

сделан

Рубикон

 

антропологии

   

перейдён

.  

В

 

основе

 

идеологии

   

трансгуманизма

 

лежит

 

тезис

,  

что

 

человек

 

не

 

является

   

последним

  

звеном

 

эволюции

а

   

значит

,    

может

 

изменяться

 

и

 

совершенствоваться

   

без

 

каких

-

либо

 

ограничений

 - «

до

 

бесконечности

».   «

Трансгуманисты

 

хотят

  «

не

 

остаться

 

людьми

», 

а

 

наоборот

 –  

перестать

 

ими

 

быть

став

 

более

 

совершенными

 

существами

т

.

е

трансхьюманами

или

 

же

 

нелюдями

.  

Трансгуманисты

 

считают

что

 

мы

 

живём

 

в

 

эпоху

 

переходного

 

этапа

 

от

 

обычного

 

человека

 

к

 

постчеловеку

…»

1

Условием

 

непрерывной

 

эволюции

 

человека

 

является

 

его

 

бессмертие

Трансгуманизм

  - 

это

 

почти

 

другое

 

имя

 

иммортализма

Поскольку

 

в

 

нём

 

имеется

 

в

 

виду

 

не

 

просто

 

отказ

 

от

 

гуманизма

 

как

 

некой

 

ценности

а

  

преодоление

   

человека

 

как

     

Гомо

 

сапиенса

то

 

точнее

 

его

   

следовало

 

бы

  

называть

  «

трансг

о

манизмом

» 

или

 

трансантропологизмом

Но

    «

сердцу

 

не

 

прикажешь

», 

тем

 

более

 

трансгу

(

о

)

манному

постчеловеческому

.   

В

   

вопросе

,  

что

 

делать

 

с

 «

традиционным

 

человеком

»  

довольно

 

чётко

 

прослеживается

   

два

 

подхода

При

 

одном

   

полагают

что

 

развитие

 

новационных

прежде

 

всего

 

космических

   

и

 

нано

-

технологий

   

даст

 

изобилие

 

ресурсов

 

и

 

жизненного

  

пространства

 

для

 

всех

 -   «

людей

транслюдей

 

и

 

постлюдей

», 

другие

  

считают

что

 

тот

,  

кто

 

не

 

хочет

 

трансформироваться

,  

должен

 

уйти

 

со

 

сцены

,  

освободив

 

жизненное

 

пространство

 

и

  

сняв

 

нагрузку

 

на

 

ресурсы

В

 

качестве

 

примиряющей

 

позиции

 

высказываются

 

предложения

 

о

 

выделении

 

для

 

этого

 «old-fashioned 

man», 

поистине

 

ветхого

 

Адама

,  

специальных

 

зон

,  

резерваций

 

или

 

зоопарков

 

(

почему

-

то

  «

зоо

», 

хотя

 

бы

  «

гомо

»), 

где

 

он

 

мог

   

продолжать

 

коснеть

 

в

 

своём

 

живо

(

тно

)

м

 

несовершенстве

смертности

   

и

 

нежелании

 

воспользоваться

 

потенциалом

 

высоких

 

технологий

   

для

 

своего

 

непрерывного

 

биотехнического

  

(

у

)

совершенствования

.   

Трансгуманизм

 - 

это

 

антропогуманофагия

,  

прямой

 

вызов

   

идентичности

 

человека

какого

 

мы

 

знаем

какими

 

в

 

темпах

 

живого

 

и

 

рождённого

 

на

 

его

 

основе

 

разума

     

развивались

 

миллионы

     

лет

 

или

 

какими

 

нас

 

сотворил

 

Бог

сказав

: «

Это

 

хорошо

».  

Драматизм

 

складывающейся

 

ситуации

 

в

 

том

,  

что

   

пока

 

на

 

Земле

 

миллиарды

 

людей

   

воображали

 

и

 

продолжают

 

воображать

 

себя

 

венцом

 

природы

,  

надеясь

   

на

 

продолжение

 

своего

 

существования

 

в

 

обозримом

 

будущем

,   

прогресс

 

создаваемой

     

техники

   

привёл

 

к

 

тому

что

 

параметры

 

их

 

бытия

 

начали

 

его

 

ограничивать

Исторически

 

сложившийся

 

традиционный

 

человек

 

и

   

гуманизм

 

как

 

идеология

 

его

 

самоценности

   

становятся

 

тормозом

  

ускоряющегося

 

технического

 

прогресса

который

  

требует

 

теперь

  

подгонки

   

не

 

кресла

   

под

 

человека

а

 

человека

 

под

   

кресло

, «

совершенствования

» 

вместе

 

с

 

ним

  

того

кто

 

в

 

нём

 

сидит

Превратившись

 

в

 

трансгресс

он

  «

переступает

 

через

 

человека

», 

превращая

 

его

 

в

 

элемент

фактор

агента

 

в

 

общем

 

потоке

 

преодолевшего

 

устойчивость

 

новационного

 

развития

Существующий

 

человек

 – 

это

,   

по

 

меньшей

 

мере

 «

недостаточно

 

хорошо

», 

если

 

не

 

совсем

 

плохо

говорит

 

нам

     

наше

   

новое

 

божество

 - 

Технология

 

НБИК

  (

нано

био

,  

инфо

когно

). 

И

  

заказывает

проектирует

моделирует

 

Иное

при

 

чём

  

посредством

  

самих

 

людей

                                                 

1

 

Электронный

 

ресурс

.  

Энциклопедическая

 

справка

 // http//www.transhumanism – russia.ru/content/view/70/90 


background image

 

73 

похищая

   

их

 

собственно

 

человеческое

 

сознание

заставляя

   

мазохистски

 

восхищаться

 

тем

что

 

их

 

отменяет

 

и

 

заменяет

. «

Мы

 -  

биологическая

 

протоплазма

 

технической

 

цивилизации

мы

 – 

носители

   

прото

--

интеллекта

мы

 

прото

-

машины

именуемые

  «

организмами

». 

Мы

    - 

робкие

 

дебютанты

 

на

 

сцене

 

технотрансформационной

 

цивилизации

Вот

 

это

 

мироощущение

 

я

 

называю

    - 

debut de siecle», - 

провозгласил

 

своё

 

отношение

 

к

 «

гуманистическому

 

человеку

»  

М

Эпштейн

,  

формально

 

не

 

входящий

 

в

 

трансгуманистическое

 

движение

,  

но

 

наиболее

 

авторитетно

 

выражающий

 

его

 

идеи

 

в

 

русскоязычной

 

литературе

1

Отношение

 

к

 

Иному

напротив

восторженное

,  

описывающее

 

его

 

как

  

«

человека

-

ангелоида

», 

живущего

 

в

 «

церебрально

 

открытом

 

обществе

». 

Иногда

правда

слегка

 

опасливое

Подобные

 

взгляды

как

 

видим

не

 

фантастика

 

и

 

даже

 

не

 

футурология

о

 

чём

 

свидетельствуют

 

потоки

 

сообщений

 

из

 

лабораторий

 

мира

 

о

 

новых

 

и

 

новых

 

успехах

 

в

 

манипуляции

 

человеком

его

 

генами

вживлении

 

чипов

чтении

 

мыслей

 

и

 

т

 

д

и

  

т

.

п

Не

 

считая

   

себя

 

трансгуманистом

 

как

 

таковым

,  

М

Эпштейн

    «

просто

»  

предлагает

  

расширить

 

учение

 

о

 

человеке

 

до

 

учения

 

о

 

живых

 

и

 

искусственных

 

формах

 

разума

Перейти

 

от

 

антропологии

 

к

 «

гуманологии

». 

Однако

 

фактически

 

это

 

тоже

   

специфическая

 

ветвь

 

трансгуманизма

только

 

выросшая

 

на

  

собственном

 

теле

 

антропологии

В

 

ней

  

находит

 

свое

 

целевое

 

завершение

 (

транс

 

–  

переступание

 

через

 

существующее

 

к

 

иному

постмодернизм

 

и

   

ведущиеся

 

в

 

его

 

русле

 

так

 

называемые

  posthuman study.  

В

 

них

 

обоих

и

 

в

 

главном

 

стволе

 

и

 

на

 

его

 

гуманологической

 

ветви

,    

обобщаются

оформляясь

 

в

 

качестве

 

дисциплины

разного

 

рода

 

и

 

уровня

 

постчеловеческие

 

концепции

 

бытия

 – 

«

позитивной

 

смерти

».  

Нет

 

человека

 – 

нет

 

и

 

антропологии

Гуманология

,  

как

 

и

 

трансгуманизм

 

в

 

целом

  – 

это

 

учение

 

о

 

том

во

 

что

 

должен

 

превратиться

 

человек

 

в

 

ходе

 

дальнейшего

 

развития

 

техники

 

и

 

каково

 

место

если

 

такое

 

останется

будет

 

занимать

 

в

 

нем

 

нынешний

 

Адам

Антропос

Гомо

 = 

Человек

.  

Крайности

 

сходятся

 

и

 

в

  «

транс

», 

к

 

гуманологии

 

все

 

больше

 

дрейфует

 

все

 

еще

 

слывущий

 

вождем

 

российского

 

традиционализма

 

А

Дугин

Вместо

 

скучных

,  

прозаических

требующих

 

выхода

 

к

   

практике

 

забот

 

о

 

преодолении

 

кризиса

 

современного

 

человека

он

 

объявляется

   

существом

 

конченым

автор

 

прячется

 

от

 

всех

 

проблем

 

за

 

фейерверком

 

псевдорелигиозных

 

сайентологических

 

фраз

 

о

 

Homo novus,  “

сотканном

 

из

 

паутины

 

сверхчеловеческих

 

интуиций

”, 

собирателе

 

затонувшего

 

света

”, “

лазерном

 

сгущении

 

сакральной

 

воли

” 

и

 

т

.

д

.  

и

 

т

п

Можно

 

бы

   

предположить

что

,  

учитывая

 

нарастающее

 

влияние

 

информационной

 

реальности

 

на

 

человека

,  

данными

 

авторами

 

разрабатывается

 

некая

 

новая

 

дисциплина

 – 

информационная

 

антропология

Она

 

пополнила

 

бы

 

имеющийся

 

ряд

 

антропологий

 – 

социальную

культурную

религиозную

педагогическую

 

и

 

т

.

д

и

 

будучи

 

критической

 

по

 

своему

 

смыслу

могла

 

бы

 

противостоять

 

идеям

 “

несущественности

 

антропоморфности

” 

изнутри

на

 

почве

 

самого

 

информационизма

Для

 

этого

по

 

крайней

 

мере

,  

для

 

обсуждения

 

такого

 

                                                 

1

 

Эпштейн

 

М

.

Н

. Debut de siecle,  

или

 

От

 

пост

к

 

прото

-. 

Манифест

 

нового

 

века

. // 

Знамя

. 2001, 

5. 

С

. 184. 

Или

Аргонов

 

В

.

Ю

Искусственное

 

программирование

 

потребностей

 

человека

путь

 

к

 

деградации

   

или

 

стимул

 

развития

. // 

Вопр

филос

. 2008. 

 12.  

 

 

74 

поворота

 

проблемы

есть

 

все

 

основания

Но

как

 

видим

вопрос

 

о

 

человеке

 

ставится

 

круче

 – 

ему

 

вообще

 

отказывают

 

в

 

праве

 

на

 

существование

.  

Иллюстрируя

   

последствия

 

подобных

с

 

точки

 

зрения

 

судьбы

 

человека

,  

чудовищных

 

или

 

пустых

 

идей

,  

лучше

 

сослаться

 

не

 

на

 

тексты

 

М

Эпштейна

,   

А

Дугина

 

и

 

других

 

гуманологов

/

трансгуманистов

а

 

на

 

то

,  

как

 

они

 

воспринимаются

пересаживаются

 

на

 

почву

 

антропологии

квалифицируясь

 

в

 

качестве

 

ее

  «

достижений

».  

Человека

 

унижают

фактически

 

уничтожают

антропологию

 

ликвидируют

но

 

ничто

 

не

 

может

 

омрачить

   

сознание

 

ее

 

доверчивых

 

представителей

 – 

им

 

все

 

по

 

барабану

особенно

 

когда

 

они

 

берутся

  

за

  «

аналитический

 

обзор

» 

ее

 

развития

 

и

 

констатируют

: «

Мы

 

должны

 

говорить

 

уже

 

не

 

о

 

человеке

а

 

о

 

неких

 

гуманоидах

разных

 

формах

 

и

 

видах

 

гуманоидной

 

жизни

среди

 

которых

 

собственно

 

привычный

 

человек

 – 

лишь

 

один

 

из

 

видов

причем

 

уже

 

уходящий

Человек

 – 

вид

 

исчезающий

По

 

его

 

поводу

считает

 

М

Эпштейн

,  

впору

 

думать

 

о

 

создании

 

заповедников

 

для

 

человека

 

«

традиционного

», 

его

 

следует

 

заносить

 

в

 «

Красную

 

книгу

»… 

Он

 

действительно

 

становится

 

предметом

 

археологии

 

и

 

этнографии

символом

 

уходящих

 

форм

 

жизни

… 

Если

 

антропология

 

изучала

 

человека

 

как

 

часть

 

биосферы

как

 

высшую

 

и

 

последнюю

 

форму

 

ее

 

эволюции

то

 

гуманология

 

изучает

 

человека

 

как

 

часть

 

техносферы

в

 

которой

 

привычные

 

человеческие

 

формы

 

исчезают

»

1

.   

Да

,  

подобную

 

ученость

 

ничто

 

не

 

испугает

Хотя

   

смысл

 

этих

 

идей

 

как

  

призыв

 

к

 

осуществлению

 

дистопии

    «

Нового

 

прекрасного

   

мира

» 

вполне

 

однозначен

ее

  

скромное

 

обаяние

 

в

 

том

что

 

она

  

смиренно

 

принимает

  

любую

 

уготованную

 

ей

 

судьбу

любой

 

приговор

лишь

 

бы

 

он

 

был

 

вынесен

  «

от

 

имени

 

науки

». 

Ни

   

малейшей

 

обеспокоенности

никаких

 

сожалений

не

 

говоря

 

уже

  

том

чтобы

 

искать

   

выход

подумать

 

о

 

сопротивлении

.   

Если

 

же

хотя

 

бы

 

для

 

проформы

,  

процессы

 

трансгуманизации

 

прикрываются

 

заботой

 

о

  «

благе

 

людей

» 

или

 

на

 

самом

 

деле

 

способствуют

 

удовлетворению

 

их

 

сиюминутных

чаще

 

всего

 

навязанных

  

индивидуальных

 

потребностей

и

 

не

 

важно

что

 

за

 

счет

 

разрушения

 

перспектив

 

рода

, - 

здесь

 

уже

 

абсолютно

 

никаких

   

сомнений

.  

Культивируется

 

мышление

 

в

 

масштабе

 

одного

 

суждения

даже

 

не

 

умозаключения

а

 

когда

 

и

 

это

 

кажется

 

слишком

 

дальновидным

то

 

софистика

 

в

 

духе

: «

человек

 

будет

 

присутствовать

 

своим

 

отсутствием

»  

или

 

прямой

 

циничный

 

обман

.  

Поистине

 «

плясуны

».  

Ложь

,  

обман

 – 

составная

 

часть

 

жизни

но

 

они

 

обычно

 

предназначаются

   

для

 

чужих

если

 

же

 

для

 

себя

 

и

 

своих

то

 

во

 

благо

Ложь

 

во

 

вред

 

себе

 – 

верный

 

признак

что

 

ее

 

носители

 

вступили

 

на

 

путь

 

саморазрушения

что

 

антропология

 

превращается

 

в

 

свою

 

противоположность

.

     

 

В

 

кризисе

 

гуманизма

в

 «

сдвиге

 

гуманитарной

 

парадигмы

»,  

переросшем

 

в

 

трансгуманизм

 

находят

 

теоретическое

 

выражение

   

процессы

     

появления

 

на

 

нашей

 

планете

не

 

из

 

космоса

а

 

на

  

её

 

поверхности

представителей

 

новых

 

форм

  

сущего

Сначала

 

переходных

 -   

человек

-

без

-

чувств

человек

-

в

-

компьютере

человек

-

зомби

интелл

а

гент

  (

таких

 

уж

 

много

),   

потом

 

гибридных

 – 

киборг

гомутер

, e-Homo (

единицы

,  

но

  

не

 

гипотетические

,   

а

 

в

 

экспериментах

),  

потом

 

                                                 

1

 

Смирнов

 

С

.

А

Современная

 

антропология

Аналитический

 

обзор

. // 

Человек

. 2003. 

 5. 

С

. 92-93. 


background image

 

75 

«

небелковый

» 

Искусственный

 

Интеллект

 

как

   

форма

   

разума

полностью

 

преодолевшего

 

зависимость

 

от

 

человеческого

 

мозга

. «

Новосущие

» 

пока

     

не

 

составляют

 

большинства

но

 

это

 

передовой

 

отряд

 

цивилизации

её

 

реальность

.  

Инопланетяне

  

среди

 

нас

.

 

Производятся

 =  

высаживаются

   

десант

 

за

 

десантом

  

из

 

разных

 

отраслей

 

науки

 

и

 

техники

захватывая

 

внешние

  (

быт

территория

и

  

внутренние

 (

сознание

миры

 

людей

Они

 

пришли

.

  

По

 

телесному

  

образу

 

они

 

еще

 

подобны

 

человеку

,  

но

 

их

 

сознание

 

уже

 

трансформировано

, «

перезагружено

»  

силами

 

Иного

Космос

 

опускается

 

на

 

Землю

Уничтожение

 

природы

её

 

вытеснение

 

искусственной

 

средой

, «

забывание

» 

экологии

извращение

 

идеи

 

устойчивого

 

развития

культивирование

 

приоритета

 

прав

 

индивида

 

над

 

правами

 

рода

 

и

 

общества

вакханалия

 

новационизма

 – 

всё

 

это

 

проявление

этапы

  

де

(

э

)

волюции

 

человеческого

 

бытия

.

   

На

 

словах

в

 

глобальной

 

и

 

национальной

 

официальной

 

идеологии

,  

в

 

образовании

 

и

 

пропаганде

 

исповедуя

 

гуманизм

 

как

 

благо

   

человека

на

 

деле

 

человечество

 

все

 

активнее

 

и

 

быстрее

 

от

   

него

 

отказывается

Вооружённое

 

могучей

,  

подавляющей

 

инстинкт

 

самосохранения

 

научной

 

техникой

, «

преодолевая

 

себя

», 

оно

  

движется

  

по

 

пути

  

отрицания

,   

к

 

небытию

,  

однако

 

не

 

в

 

пустоту

не

 

в

 

хаос

а

 

к

 

самозамене

порождая

 

новую

невиданную

 

на

 

Земле

 

постчеловеческую

 

форму

 

сущего

Вытеснение

 

гуманизма

 

трансгуманизмом

интерес

 

к

 

которому

 

распространяется

,  

по

 

заявлениям

   

его

 

выразителей

  (

во

 

что

 

приходится

 

верить

)  «

экспоненциальными

 

темпами

», 

есть

  

проявление

 Mortido 

как

   

начинающего

 

превалировать

   

в

   

наших

   

чувствах

 

и

 

разуме

   

влечения

  

к

  

танатосу

 

Как

 

бы

 

то

 

ни

 

было

есть

 

надежда

 

или

 

она

 

совсем

 

слабая

все

кто

 

чувствует

 

себя

 

человеком

,   

должны

   

этой

 

линии

 

развития

  

противостоять

 

Вопросы

 

в

 

помощь

 

самостоятельному

 

осознанию

 

темы

 

1)

 

Что

 

такое

  

концепт

как

 

с

 

ним

 

связана

  

персонология

?  

2)

 

Гуманизм

 

и

 

гуманология

 – 

в

 

чем

 

различие

3)

 

Трансгуманный

 

человек

смоделируйте

   –  

каков

 

он

4)

 

Откуда

 

на

 

Земле

 

берутся

  

инопланетяне

?  

 
 
 
 

 

76 

Тема

 7. 

Вместо

 

заключения

 

За

 

философскую

 

антропологию

против

 

информационизма

 

и

 

трансгуманной

 

парадигмы

 

В

 

работе

  «

Философия

 

трансмодернизма

» (

Н

Новг

. 2006), 

продолжением

 

которой

 

является

 

данное

 

пособие

,  

нам

 

уже

 

приходилось

 

писать

 

об

 

обитающем

 

в

 

тропической

 

зоне

 

Юго

-

Восточной

 

Азии

 

крупном

 

земноводном

которое

 

настолько

 

нечувствительно

что

 

когда

 

у

 

него

вылезшего

 

на

 

берег

хищники

 

отгрызают

 

отдельные

 

части

 

туловища

оно

 

неподвижно

 

сидит

 

и

 

никак

 

не

 

реагирует

. «

Греется

 

на

 

солнышке

». 

Его

 

едят

 

с

 

хвоста

потом

 

боков

а

 

оно

выпучив

 

глаза

продолжает

 

сохранять

 

олимпийское

 

спокойствие

 (

показывали

 

по

 

телевидению

 

на

 

канале

  Rambler).  

Теперь

когда

 

речь

 

пошла

 

о

 

трансгуманизме

мы

 

не

 

только

 

вправе

но

  

обязаны

 

спросить

 

себя

 

и

 

других

не

 

этой

 

ли

 

амфибии

 

уподобляется

 

философская

 

антропология

да

 

и

 

все

 

человечество

С

   

разницей

что

 

в

 

тропиках

 

жертву

 

едят

 

представители

 

другого

 

вида

а

 

человек

 

носителей

 

смерти

 

выделяет

 

из

 

себя

 

сам

Эта

 

великая

 

нигилистическая

 

(

нигитологическая

революция

, «

революция

 

всех

 

революций

», 

начавшаяся

 

по

 

историческим

 

меркам

 

недавно

происходит

 

на

 

глазах

 

живущего

 

поколения

.  

Мишель

 

Фуко

 

пророчески

 

сказал

что

 

ХХ

 

век

 

будет

 

известен

 

как

 

век

 

Ж

Делеза

Возможно

,  

к

 

нему

 

надо

 

добавить

 

самого

 

М

Фуко

 

и

 

Ж

Деррида

 

как

 

провозвестников

 

и

   

ведущих

 

идеологов

 

постчеловеческой

 

информационной

 

реальности

Эта

  

гениальная

 «

смертетворящая

  

троица

» (

от

 

России

 

туда

 

можно

 

добавить

 

Г

.

П

Щедровицкого

открыла

 

дорогу

 

в

 

своеобразный

 

компьютерный

 

рай

конечно

 

не

 

технически

а

 

идейно

давая

 

ему

 

философское

 

обоснование

Они

 

стоят

 

у

 

истоков

 

конструирования

 

некой

 

глобальной

не

 

только

 

антитеистической

но

 

и

 

антиантропологической

антигуманистической

 

дистопии

стремясь

 

как

 

можно

 

быстрее

 

превратить

 

ее

 

в

 

реальность

Человечество

 

борется

 

против

 

расизма

 

и

 

национализма

,  

дискриминации

 

отдельных

 

народов

за

 

всевозможные

 

права

в

 

то

 

время

 

как

 

параллельно

 

отрицается

 

право

 

на

 

само

 

его

 

существование

Выступать

 

против

 

человека

 

как

 

такового

его

 

природной

 

и

 

духовной

 

идентичности

  

сейчас

 

нисколько

 

не

 

опасно

Опаснее

утверждая

что

 

это

 

гибельно

трагично

его

 

защищать

Если

 

кто

-

то

 

из

 

читателей

 

сочтет

 

подобные

 

аналогии

 

недопустимыми

 

и

 

сомнительными

он

 

должен

 

знать

что

 

отстал

 

от

 

жизни

От

 

богоборческих

противобытийных

,  

антивиталистких

 

и

 

антиантропологических

   

идей

 

основоположники

 

информационизма

  

ни

 

на

 

де

(

ре

)

конструктивистском

ни

 

на

 

грамматологическом

ни

 

на

 

трансмодернистском

 

этапе

 

никогда

 

не

 

отрекались

напротив

где

 

косвенно

а

 

где

 

прямо

 

их

 

пропагандировали

к

 

ним

 

призывали

Собственно

 

«

трансгуманистическое

 

движение

», 

опирающееся

 

на

 

биотехнологии

,  

можно

 

считать

  

их

 

опредмеченной

    

формой

Людей

 

злит

что

 

правда

 

проста

говорил

 

Гете

К

 

этому

 

можно

 

добавить

что

 

теперь

ради

 

постчеловеческой

 

толерантности

,   

ее

 

просто

 

не

 

хотят

 

знать

Ибо

 


background image

 

77 

удивительно

как

 

без

 

оценок

 

и

 

споров

словно

 

на

 

обычную

 

тему

   

для

 

«

индифферентного

 

философствования

 

университетских

 

профессоров

» (

К

Ясперс

мировая

 

духовная

 

элита

 

реагирует

 

на

 

самые

 

вызывающие

 

вызовы

 

человеку

Будто

 

не

 

верят

 

в

 

значимость

 

собственного

 

существования

не

 

отдают

 

отчета

 

в

 

практических

 

последствиях

 

того

что

 

предлагается

 

идейно

Как

 

можно

 

равнодушно

с

 

тепло

/

холодным

 

безразличием

 

воспринимать

например

,  

подлинный

  «

манифест

 

предательства

», 

с

 

которым

 

выступил

 

Ж

Делез

. «

Быть

 

предателем

 

собственного

 

биологического

 

вида

быть

 

предателем

 

собственного

 

пола

класса

собственного

 

большинства

 – 

не

 

таково

 

ли

 

условие

 

письма

И

 

быть

 

также

 

предателем

 

письма

Есть

 

много

 

людей

мечтающих

 

быть

 

предателями

Они

 

изо

 

всех

 

сил

 

верят

что

 

смогли

 

бы

И

 

однако

 – 

все

 

они

 

лишь

 

мелкие

 

обманщики

… 

Потому

 

что

 

быть

 

предателем

  - 

трудно

надо

 

творить

Терять

 

при

 

этом

 

свою

 

идентичность

свое

 

лицо

исчезать

превращаться

 

в

 

инкогнито

»

1

.  

Совершенно

 

верно

, «

письмо

», 

т

.

е

программология

 

отменяет

 

необходимость

 

существования

 

человека

  (

автора

творца

тела

субъекта

личности

), 

но

 

почему

  

надо

 

обязательно

   

стремится

 

и

 

как

 

можно

 

быстрее

 

отдавать

 

себя

 

и

 

мир

  «

под

 

письмо

»? 

Жертвуя

 

при

 

этом

 

всем

начиная

 

с

  «

фантазмов

», 

т

.

е

мышления

 

и

 

воображения

: «

экспериментируйте

 – 

и

 

никогда

 

не

 

интерпретируйте

Программируйте

 – 

и

 

никаких

 

фантазмов

, -  

кончая

 

их

 

причиной

: «

Мир

 

фантазмов

 – 

мир

 

прошлого

театр

 

злопамятства

 

и

 

вины

Сегодня

 

многих

 

можно

 

увидеть

 

идущими

 

и

 

кричащими

да

 

здравствует

 

кастрация

ибо

 

в

 

ней

 

Исток

 

и

 

Конец

 

желаний

»

2

.  

Совершенно

 

верно

что

 

духовность

 

и

 

человеческое

 

сознание

 

обусловлены

 

телесностью

ее

 

органами

особенно

 

если

 

не

 

г

(

о

)

ла

(

о

)

вным

то

  «

первым

», 

но

 

пусть

 

они

 

кастрируют

 

сами

 

себя

не

 

распространяя

 

эту

 

идеологию

 

на

 

все

 

человечество

да

 

еще

 ab ovo. 

А

 

если

 

распространяют

то

 

желающие

 

быть

 

живыми

,  

должны

   

им

 

давать

 

соответствующий

 

отпор

Пусть

 

разрушают

 

свою

 

«

машину

 

желаний

» 

и

 

заменяют

 

ее

  «

желанием

 

письма

», 

не

 

превращая

 

в

 

виртуальных

 

наркоманов

 

других

 

людей

Или

: «

Достоинства

 

устной

 

речи

 

оказались

 

недостаточны

 

для

 

того

чтобы

 

отказаться

 

от

 

искушения

 – 

использовать

 

изобретение

 

письма

  

для

 

осуществления

 

лелеемой

  

многими

 

мечты

 

– 

освободиться

   

от

 

природы

от

 

материальности

от

 

существования

переживаемого

 

как

 

принуждение

»

3

Таким

 

образом

сначала

 

боролись

 

с

  

«

тяжестью

 

бытия

», 

потом

 

жаловались

 

на

 

его

  «

невыносимую

 

легкость

», 

теперь

 

часть

 

человечества

 «

лелеет

» 

мечту

 

об

 

абсолютной

 

свободе

 (

идеал

 

либерализма

– 

освободиться

 

от

 

бытия

.  

Хотят

 

ничего

 

не

 

хотеть

 – 

перестать

 

существовать

При

 

помощи

 

письма

 – 

заменить

 

мир

 

программой

Пусть

 

так

Это

 

их

 

право

В

 

том

 

числе

 

морочить

 

себе

 

голову

 

некой

  «

позитивной

 

смертью

»: «

Смерть

 

позитивная

 – 

уже

 

не

 

смерть

это

 

просто

 

практика

 

исчезновения

  

в

 

том

что

 

есть

 

твое

 

существование

   

в

 

широком

 

смысле

 

и

 

в

 

силу

 

этого

 – 

бессмертие

которое

 

обретает

 

характер

 

повседневного

 

чувства

» –  

вот

 

вывод

к

 

которому

 

приходит

 

                                                 

1

 

Делез

 

Ж

О

 

превосходстве

 

англо

-

американской

 

литературы

. //

Логос

. 1999. 

С

.100. 

2

 

Там

 

же

С

. 100.  

3

 

Ажеж

 

Клод

Человек

 

говорящий

М

., 2003. 

С

183. 

 

78 

известный

 

российский

 

философ

 

и

 

аналитический

 

антрополог

 

В

Подорога

,  

подводя

 

итоги

 

беседы

 

с

 

Ж

.

Л

.

Нанси

1

.  

Учитель

 

соглашается

,  

что

 

его

 

вполне

 

правильно

 

поняли

с

 

единственным

   

пожеланием

: «

следует

 

продолжить

 

мышление

 

тела

переведя

 

его

 

в

 

мышление

 

техники

»

2

Пожалуй

хватит

Если

 

смерть

 

признается

  

позитивной

неким

 «

добром

», 

то

 

злом

 

становится

 

жизнь

.  

С

 

ней

 

и

 

воюют

скрывая

 

это

 

в

 

том

 

числе

 

от

 

самих

 

себя

высокоинтеллектуальными

 

разговорами

   

о

 

каком

-

то

  «

более

 

широком

 

существовании

». 

Так

 

происходит

 

перверсия

 

базовых

 

ценностей

 

нашего

 

мира

теоретическое

 

обоснование

 

самоотрицания

 

человечества

 

и

 

его

 

замены

 

искусственным

 

техногенным

 

разумом

.    

А

 

потом

 

и

 

не

 

разумом

 

как

 

рефлексией

  

«

над

 

бытием

», 

а

 

превращением

 

нашего

 

сущего

 

в

 

иную

 

субстанцию

новый

 

Абсолют

 

как

 

другую

 

реальность

Постантропология

 

трансформируется

 

в

 

онтологию

.  

       

Тем

 

не

 

менее

,  

придется

   

признать

 

одно

в

 

конце

 

ХХ

 

века

 

критическая

 

масса

 

изменений

 

в

 

духовной

 

сфере

 

человечества

 

завершилась

 

своего

 

рода

   

ядерным

 

взрывом

Под

 

воздействием

 

его

 

жесткого

 

радиационного

 

излучения

 

культура

 

теряет

 

все

 

качества

кроме

 

улавливаемых

 

дискурсом

в

 

конце

 

концов

математикой

Это

 

прелюдия

  

того

 

самого

 

холокоста

который

 

то

 

ли

 

описывает

то

 

ли

 

пропагандирует

  (

конечно

 

же

  «

в

 

языке

») 

Ж

Деррида

Предстоит

 

Всесожжение

 

вот

-

бытия

, Dasein, 

человеческого

 

феноменологического

 

мира

его

 

превращение

 

в

 

золу

 

количества

Пост

-

транс

(

модернизм

/

гуманизм

) – 

идеология

 

инфо

-

нано

-

террократии

.   

Роковой

приводящий

 

в

 

отчаяние

 

всех

кто

 

смотрит

 

дальше

 

своего

 

носа

 

и

  

хочет

 

быть

 

человеком

вопрос

 

в

 

том

что

 

они

 

встают

  «

поперек

 

прогресса

». 

Прогресс

 

переступает

 

через

 

человека

становится

 

трансгрессом

но

 

он

 

не

 

должен

 

ему

 

сопротивляться

бесполезно

плыть

 

всегда

 

надо

 

по

 

течению

если

 

не

 

стать

 

частью

 

катящегося

 

технического

 

вала

он

 

превратит

 

вас

 

в

 

часть

 

дороги

по

 

которой

 

катится

Этот

 

тяжелый

 

механи

(

сти

ческий

 

детерминизм

 

как

 

ни

 

странно

  

исповедуют

   

те

кто

 

пишет

 

о

 

плюрализме

потенциализме

бифуркации

мультикультурализме

о

 

возможности

 

перескакивания

 

микрочастиц

 

с

 

одной

 

орбиты

 

на

 

другую

 

и

 

т

.

д

Передовой

 

край

 

науки

 

сугубо

 

антидетерминистский

вероятностный

, «

сетевой

», 

но

 

когда

 

его

 

поворачивают

   

к

 

человеку

мир

 

вдруг

 

предстает

 

линейным

, «

одновозможностным

», 

сугубо

 

центричным

а

 

мировоззрение

 

становится

 

фаталистическим

Здесь

 

какая

-

то

 

неувязка

Как

 

и

 

если

 

смотреть

 

назад

в

 

историю

которая

 

развивалась

 

нелинейно

, «

пучками

», 

ветвилась

одни

 

ветви

 

засыхали

ломались

рядом

 

открывались

 

новые

 

почки

 

и

 

пускались

 

побеги

.  

На

 

земле

 

до

 

сих

 

пор

 

продолжают

  «

присутствовать

» 

многочисленные

 

виды

 

организмов

казалось

 

бы

 

превзойденные

 

эволюцией

Поэтому

 

говорить

 

о

 

неизбежном

 

научно

-

техническом

 

поглощении

 

существующей

 

жизни

в

 

том

 

числе

 

в

 

ее

 

высшей

 

разумной

 

форме

 

нет

 

                                                 

1

 

Подорога

 

В

Эпоха

  Corpus-

а

Вопросы

 

и

 

наброски

 

к

 

беседе

 

с

 

Ж

.

Л

Нанси

. // 

Нанси

 

Ж

.

Л

. Corpus. 

М

.. 1999. 

С

216. 

2

 

Нанси

 

Ж

.

Л

Заметки

 

по

 

поводу

  

заметок

 

и

 

вопросов

  

В

Подороги

. // 

Там

 

же

С

. 226.    

В

 

последних

 

работах

 

Ж

.

Л

Нанси

 

почти

 

буквально

 

перешел

 

на

 

язык

 

математики

Трансгрессия

 

гуманистики

 «

от

 

логоса

 

к

 

матезису

» – 

это

 

механизм

 

ее

 

окончательной

 

трансформации

 «

технистику

».