ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2021
Просмотров: 369
Скачиваний: 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
Нижегородский
государственный
университет
им
.
Н
.
И
.
Лобачевского
В
.
А
.
КУТЫРЕВ
Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
Я
Т
Р
А
Н
С
Г
У
М
А
Н
И
З
М
А
Учебно
-
методическое
пособие
Рекомендовано
методической
комиссией
факультета
социальных
наук
для
магистрантов
ННГУ
,
обучающихся
по
направлению
030100 «
Философия
»,
и
аспирантов
Нижний
Новгород
2010
2
УДК
1/14
ББК
87
К
-95
К
-95
Кутырев
В
.
А
.
ФИЛОСОФИЯ
ТРАНСГУМАНИЗМА
:
Учебно
-
методическое
пособие
. –
Нижний
Новгород
:
Нижегородский
университет
,
2010. – 85
с
.
Рецензент
:
доктор
философских
наук
,
профессор
А
.
В
.
Дахин
В
философии
человека
все
увереннее
заявляет
о
себе
трансгуманизм
.
Его
суть
–
отказ
от
идентичности
существующего
Homo sapiens
в
пользу
постчеловека
- «
люденов
,
нелюдей
,
трансхьюманов
»
как
«
более
совершенных
существ
».
Причиной
вырождения
человека
является
экспансия
познавательно
-
информационных
,
био
и
нанотехнологических
подходов
к
миру
,
перерастающая
в
универсализацию
технологического
конструктивизма
.
Идеи
и
деятельность
по
конструированию
постчеловека
являются
выражением
движения
людей
по
пути
Mortido (
потери
способности
к
любви
и
влечение
к
смерти
).
Основная
цель
пособия
в
том
,
чтобы
показать
,
что
сохранение
нашей
идентичности
должно
опираться
на
ограничение
применения
технологий
ко
всему
и
вся
,
особенно
гуманитарных
,
на
коэволюцию
возможных
миров
и
приоритет
адекватной
человеческой
природе
«
феноменологической
реализации
»
одного
из
них
.
Предназначено
для
магистрантов
ННГУ
,
обучающихся
по
направлению
030100 «
Философия
» («
Философская
антропология
и
философия
культуры
»).
Оно
также
может
быть
полезно
аспирантам
других
гуманитарных
специальностей
при
подготовке
к
кандидатским
экзаменам
по
истории
и
философии
науки
.
Ответственный
за
выпуск
:
Председатель
методической
комиссии
факультета
социальных
наук
д
.
с
.
н
.,
профессор
В
.
П
.
Козырьков
УДК
1/14
ББК
87
©
Кутырев
В
.
А
. 2010
3
C
ОДЕРЖАНИЕ
Тема
1.
Предпосылки
и
(
по
)
явление
трансгуманизма
…………………….
4
Тема
2. Curriculum vitae:
венец
Природы
,
подобие
Бога
и
Личность
…..
13
Гимн
,
переходящий
в
реквием
………………………………………….
13
Особое
мнение
............................................................................. …
16
Тема
3.
Познать
нельзя
помиловать
………………………………………
18
Познай
самого
себя
(
Сократ
)
…………………………………….
18
Познавший
себя
–
собственный
палач
(
Ницше
)
…………………
20
Я
вернусь
к
людям
,
излечить
их
от
знания
,
не
знающего
любви
(
Будда
)
……………………………………………………………...
25
Тема
4.
Реконструкция
человека
…………………………………………...
30
Человек
как
тело
:
информационная
реконструкция
………….....
30
Человек
как
субъект
:
информационная
реконструкция
………...
36
Тема
5.
Перед
заходом
солнца
(
деконструкция
пола
и
умирание
любви
в
техническом
мире
)………………. ………………………………………......
44
Источник
жизни
,
высшая
ценность
духа
……………………….
44
Парасексуальная
революция
:
пейзаж
после
битвы
……………..
47
Гендер
как
социальный
конструкт
одномерного
человека
……….
52
Биотехническая
трансформация
человека
……………………….
57
Тема
6.
Конструирование
постчеловека
…………………………………..
62
Концептуальный
персонаж
в
персональном
компьютере
……...
62
Инопланетяне
среди
нас
………………………………..………….
69
Тема
7.
Вместо
заключения
………………………………………………..
76
За
философскую
антропологию
,
против
информационизма
и
трансгуманной
парадигмы
...........................................................
76
Литература
…………………………………………………………………….. 84
4
Тема
1.
Предпосылки
и
(
по
)
явление
трансгуманизма
Транс
– 1)
через
,
за
,
сквозь
,
пере
,
после
; 2)
состояние
за
пределами
сознания
и
понимания
.
Трансгуманизм
–
относительно
новое
теоретическое
движение
(
возникло
в
США
в
последнее
десятилетие
ХХ
века
,
в
России
оформилось
в
первые
годы
ХХ
I
века
),
обосновывающее
необходимость
«
усовершенствования
»
традиционного
человека
,
вплоть
до
замены
его
иной
формой
бытия
и
превращения
в
«
постчеловека
».
Оно
опирается
на
достижения
современной
научно
-
технической
революции
,
прежде
всего
в
сфере
Hi-Tech,
особенно
нано
-
био
-
инфо
-
когно
(NBIC)
технологий
и
искусственного
интеллекта
(AI),
открывшиеся
в
ее
ходе
невиданные
,
ранее
даже
не
предполагавшиеся
возможности
воздействия
на
людей
и
их
жизненный
мир
.
Соответственно
подразумевается
,
что
как
идеология
,
трансгуманизм
должен
прийти
на
смену
антропологии
и
гуманизму
–
теориям
и
мировоззрению
«
старого
», «
традиционного
», «
естественного
»
человека
.
Принято
считать
,
что
само
понятие
«
трансгуманизм
»
появилось
у
Дж
.
Хаксли
в
книге
«
Новые
бутылки
для
нового
вина
» (1957
г
.),
а
слово
«
трансчеловек
»
впервые
употребляется
в
научно
-
фантастическом
рассказе
Д
.
Бродерика
«
Выращивание
» (1976
г
.).
1
Но
обычно
,
беспорядочно
перемежая
,
говорят
то
о
сверх
,
то
о
транс
,
то
о
постчеловеке
.
В
любом
случае
,
однако
,
это
человек
,
модифицированный
с
помощью
новейших
технологий
до
такой
степени
,
что
с
традиционной
общепринятой
точки
зрения
уже
не
является
человеком
.
Многие
трансгуманисты
хотят
стать
постлюдьми
.
Средства
,
которые
они
собираются
использовать
для
превращения
в
постлюдей
,
включают
в
себя
«
молекулярную
нанотехнологию
,
генную
инженерию
,
искусственный
интеллект
,
лекарства
для
изменения
настроения
и
улучшения
памяти
,
терапию
против
старения
,
нейроинтерфейс
,
программы
для
управления
информацией
,
носимые
и
вживляемые
компьютеры
,
когнитивные
технологии
и
т
.
д
.».
2
Благодаря
им
,
перед
человеком
открываются
захватывающие
перспективы
изменения
,
преобразования
всего
и
вся
,
в
себе
и
вокруг
себя
.
Главным
итогом
,
вершиной
трансгуманизма
как
нового
состояния
человека
,
или
уже
(
пост
,
транс
)
нечеловека
,
будет
достижение
им
бессмертия
.
Трансгуманизм
-
почти
другое
наименование
иммортализма
,
или
иммортализм
–
это
трансгуманизм
в
состоянии
его
полной
реализации
.
…
Впрочем
,
мы
хотим
уйти
от
прямого
предварительного
пересказа
определений
и
идей
трансгуманизма
по
трансформации
человека
.
Попробуем
ввести
читателя
в
суть
дела
по
-
другому
.
В
2008
году
в
Интернете
случилась
полемика
между
живущим
,
точнее
,
функционирующим
в
США
выходцем
из
России
Александром
Болонкиным
и
автором
этого
пособия
,
живущим
,
точнее
,
существующим
в
России
.
Представляется
,
что
она
кратко
,
но
вполне
четко
иллюстрирует
принципиальные
цели
и
идеалы
трансгуманизма
,
открываемые
им
перед
человеком
перспективы
–
с
одной
стороны
,
и
резкое
,
отчаянное
1
См
.:
Летов
О
. «
Человек
и
«
сверхчеловек
»:
этические
аспекты
трансгуманизма
. //
Человек
. 2009.
№
1.
2
Трансгуманизм
: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/43/47
5
неприятие
,
аргументы
против
таких
перспектив
–
с
другой
.
Свидетельствуя
о
критическом
характере
этих
проблем
,
она
требует
их
более
основательного
обсуждения
и
понимания
,
хотя
бы
его
начала
.
Неожиданный
прорыв
(
А
.
Болонкин
)
Необычайно
быстрое
развитие
компьютерной
технологии
и
особенно
микрочипов
,
позволяющих
на
одном
квадратном
сантиметре
размещать
сотни
тысяч
электронных
элементов
,
открыло
перед
человечеством
совершенно
другой
метод
решения
проблемы
бессмертия
отдельного
индивидуума
.
Этот
путь
основан
не
на
сохранении
хрупких
биологических
молекул
,
а
в
переходе
на
искусственные
полупроводниковые
(
силиконовые
,
галлиевые
и
т
.
п
.)
чипы
,
устойчивые
при
больших
колебаниях
температур
,
которые
не
нуждаются
в
пище
,
кислороде
,
сохраняются
тысячи
лет
.
И
,
что
очень
важно
,
информация
из
них
легко
может
быть
переписана
в
другой
чип
и
храниться
в
нескольких
экземплярах
.
И
если
бы
наш
мозг
состоял
из
чипов
,
а
не
биологических
молекул
,
то
это
и
означало
,
что
мы
получили
бессмертие
.
И
тогда
наше
биологическое
тело
нам
стало
бы
тяжким
бременем
.
Оно
мерзнет
,
страдает
от
жары
,
нуждается
в
одежде
и
уходе
,
легко
повреждается
.
Куда
удобнее
иметь
стальные
руки
и
ноги
,
обладающие
огромной
силой
,
нечувствительные
к
холоду
и
жаре
,
которым
не
нужны
пища
и
кислород
.
И
даже
если
они
и
сломались
,
то
не
жалко
, –
купим
и
вставим
новые
,
еще
лучше
и
современнее
.
Может
показаться
,
что
у
человека
,
получившего
бессмертие
,
собственно
говоря
,
в
человеческом
понимании
,
от
человека
и
ничего
не
осталось
.
Но
у
него
осталось
самое
главное
–
его
сознание
,
память
,
представления
и
привычки
,
т
.
е
.
все
то
,
что
заложено
в
его
мозгу
.
Внешне
ему
можно
придать
тот
же
человеческий
и
более
изящный
облик
.
Например
,
красивое
молодое
лицо
,
стройную
фигуру
,
нежную
атласную
кожу
и
т
.
п
.
Более
того
,
этот
облик
можно
менять
по
желанию
,
в
соответствии
с
модой
,
вкусом
и
представлениями
о
красоте
самого
индивидуума
.
Мы
тратим
гигантские
средства
на
медицину
.
Если
бы
мы
тратили
хотя
бы
десятую
часть
этих
денег
на
развитие
электроники
,
то
получили
бессмертие
уже
в
ближайшем
будущем
.
Согласно
исследованиям
автора
такой
переход
в
бессмертие
(
Е
-
существа
)
будет
возможен
уже
где
-
то
через
10...20
лет
.
На
первых
порах
он
будет
стоить
несколько
миллионов
долларов
и
будет
доступен
только
весьма
состоятельным
людям
,
крупным
государственным
деятелям
и
знаменитостям
.
Но
уже
еще
через
10...20
лет
,
т
.
е
.
где
-
то
к
2020...2035
гг
.,
стоимость
ЧЭК
(
человек
эквивалентного
компьютера
-
чипа
),
самодвижущего
тела
,
органов
чувств
(
датчиков
)
и
коммуникаций
упадет
до
нескольких
тысяч
долларов
и
бессмертие
станет
доступным
для
большинства
жителей
развитых
стран
,
а
спустя
еще
10...15
лет
,
бессмертие
будет
практически
доступно
всем
жителям
Земли
.
Тем
более
что
на
первых
порах
можно
будет
записывать
в
чипы
только
содержание
мозга
,
а
снабжать
их
телом
для
самостоятельного
движение
и
существования
позднее
.
11
октября
1995
г
.
в
«
Литературной
газете
»
была
опубликована
моя
статью
«
Если
не
мы
,
то
наши
дети
будут
последним
поколением
людей
»,
посвященная
электронной
цивилизации
.
Месяц
спустя
в
ответной
статье
(«
Не
пора
ли
кувалдой
трахнуть
по
компьютеру
»
от
22.11.95)
редактор
Олег
Мороз
обсуждал
этическую
сторону
уничтожения
разумных
электронных
существ
с
целью
сохранения
человечества
.
6
Но
в
случае
снижения
стоимости
ЧЭК
и
доступности
процедуры
перевоплощения
для
большинства
люден
перед
смертью
в
Е
-
существо
(
переход
в
бессмертие
) –
ситуация
в
корне
меняется
.
В
самом
деле
,
такой
переход
,
в
первую
очередь
,
будут
осуществлять
старые
или
неизлечимо
больные
люди
.
И
трахать
кувалдой
по
компьютеру
будет
равносильно
убийству
собственных
родителей
и
уничтожению
возможности
самому
стать
бессмертным
.
Во
время
выступления
по
американскому
телевидению
ведущий
задал
мне
вопрос
«
А
будет
ли
электронное
'
существо
полностью
идентично
своему
родителю
,
с
его
эмоциями
и
чувствами
?»
Ответ
: «
В
первый
момент
–
да
!».
Однако
развитие
этих
существ
будет
таким
стремительным
,
что
мы
не
можем
предсказать
последствия
.
Если
биологическому
человеку
для
изучения
наук
,
иностранных
языков
и
,
т
.
п
.
нужны
десятки
лет
,
то
Е
-
существо
будет
приобретать
любые
знания
за
доли
секунды
(
время
перезаписи
их
в
свою
память
).
А
мы
знаем
,
как
отличается
мировоззрение
людей
окончивших
Вузы
от
мировоззрения
дошкольников
.
В
свете
того
,
что
первыми
Е
-
существами
скорее
всего
станет
ныне
живущее
среднее
поколение
людей
,
которые
на
первых
порах
сохранять
свои
чувства
к
своим
детям
(
к
молодому
ныне
живущему
поколению
),
вероятно
не
будет
массового
уничтожения
людей
Е
-
существами
.
Какое
–
то
время
они
будут
сосуществовать
вместе
.
Скорее
всего
,
рождаемость
людей
будет
ограничена
или
падать
в
силу
естественных
причин
,
а
живые
с
приближением
старости
будут
переходить
в
Е
-
существа
–
т
.
е
.
число
Е
-
существ
будет
расти
,
а
людей
уменьшаться
,
пока
не
дойдет
до
минимума
необходимого
для
зоопарков
и
небольших
резерваций
.
Очевидно
,
что
чувства
Е
-
существ
к
людям
как
к
своим
предкам
,
с
ростом
разрыва
между
умственными
способностями
людей
и
электронных
существ
,
будут
уменьшаться
,
пока
не
достигнут
нашего
отношения
к
человекообразным
обезьянам
или
даже
к
козявкам
.
Очевидно
и
другое
,
что
биологическое
размножение
будет
таким
дорогим
,
долгим
и
отсталым
,
что
уйдет
в
прошлое
.
Каждое
Е
-
существо
может
повторить
себя
путем
просто
перезаписи
всего
содержимого
своего
мозга
в
новое
Е
-
существо
,
т
.
е
.
размножаться
практически
мгновенно
,
минуя
все
стадии
детства
,
роста
,
обучения
,
накопления
опыта
и
т
.
п
.
Правда
полностью
идентично
родителю
такое
взрослое
«
дитя
»,
будет
только
в
первый
момент
своего
существования
.
С
течением
времени
,
в
зависимости
от
получаемой
информации
,
рода
занятий
,
Е
-
существо
будет
все
более
отделяться
от
своего
предка
,
и
,
возможно
,
даже
когда
-
то
может
стать
его
врагом
,
если
интересы
их
пересекутся
или
будут
противоположны
.
Прорыв
в
про
-
пасть
небытия
(
В
.
Кутырёв
)
Это
прекрасный
манифест
идей
и
целей
трансгуманизма
и
гуманологии
(
если
она
понимается
как
теория
любого
,
наряду
с
человеческим
разума
).
В
прямой
форме
,
с
открытым
забралом
перед
нами
выступает
последовательный
идеолог
компьютерного
постчеловеческого
мира
,
помещающий
человека
в
зоопарк
и
резервацию
(
лагеря
?)
в
статусе
обезьяны
или
даже
козявки
.
Е
-
существо
сначала
будто
-
бы
называется
человеком
,
а
потом
оказывается
его
смертельным
врагом
.
И
это
правда
!
Последняя
правда
,
к
которой
автор
приходит
в
конце
статьи
как
итогу
технической
де
(
э
)
волюции
человека
.
Данный
текст
надо
как
можно
шире
показывать
всем
людям
.
Вот
что
стоит
за
разглагольствованиями
насчет
«
бессмертия
».
Бессмертие
возможно
только
в
виде
смерти
живого
человека
и
превращения
в
роботообразное
,
у
которого
ничего
человеческого
не
останется
.
Эмоции
, «
привычки
»
жизни
ему
не
нужны
,
страстей
,
чувств
и
влечений
тела
у
него
нет
.
Зачем
о
них
«
помнить
»
и
сколько
7
будут
помнить
,
если
даже
захотят
?
Ведь
ему
не
нужно
«
ни
размножение
», «
ни
пища
и
ни
кислород
».
Тогда
зачем
маскироваться
«
под
человека
»,
к
тому
же
ограниченного
по
способностям
к
вычислению
и
«
мышлению
»,
по
количеству
ног
и
рук
.
У
Е
-
робота
будет
гораздо
больше
информационных
возможностей
,
стальных
рук
,
ног
,
а
лучше
колес
.
Он
будет
стремительно
совершенствоваться
,
поколение
за
поколением
,
уходя
в
техно
-
виртуально
-
космическую
бесконечность
.
В
дурную
бесконечность
перемен
без
какого
-
либо
образца
и
образа
.
Таким
образом
,
мы
свидетели
прямого
объявления
войны
человеку
.
И
,
к
сожалению
,
объявляет
ее
не
сумасшедший
,
не
шизофреник
.
По
крайней
мере
,
не
совсем
шизофреник
.
О
таких
существах
мечтали
Н
.
Федоров
,
К
.
Циолковский
,
сейчас
мечтают
многие
другие
космисты
,
их
вовсю
пропагандируют
теоретики
технического
бессмертия
и
трансгуманизма
.
Наука
и
техника
вырвались
за
пределы
земной
макрореальности
и
природных
констант
человека
.
Не
регулируя
их
безумное
развитие
,
не
давая
теоретического
отпора
и
не
изолируя
практически
идеологов
нашего
(
кто
чувствует
и
считает
себя
человеком
)
уничтожения
,
не
предавая
их
«
Нюрбергскому
трибуналу
»,
люди
обречены
.
(
Нацисты
практиковали
геноцид
в
отношении
некоторых
этносов
и
рас
.
Однако
,
выделяя
«
неполноценные
расы
»,
к
животным
,
тем
более
к
«
козявкам
»
(
которых
обычно
рефлекторно
давят
)
их
они
нас
все
-
таки
не
приравнивали
.
Сейчас
геноцид
объявлен
всему
человечеству
).
Вопрос
его
ликвидации
только
во
времени
.
Этот
……. (
любая
редакция
все
равно
вычеркнет
,
но
как
еще
можно
назвать
человека
,
обосновывающего
гибель
человеческого
рода
как
такового
)
дает
нам
всего
10-20
лет
.
Более
«
добрые
»
технократы
обычно
лет
50-100.
Маловато
.
Но
то
ли
еще
будет
,
по
мере
распространения
компьютеризации
и
внедрения
чипов
!
И
найдутся
«
философы
»,
которые
все
это
будут
оправдывать
.
Собственно
,
они
уже
нашлись
в
виде
идеологов
трансгуманизма
,
представители
которого
все
активнее
выклевывают
человеку
его
теоретические
глаза
.
И
потому
основная
масса
людей
ничего
не
видит
.
Поистине
(
повторю
свой
некий
ранний
тезис
), «
мы
не
будем
знать
,
когда
нас
не
будет
».
Те
же
,
кто
сопротивляется
самоубийству
,
будут
квалифицироваться
как
фундаменталисты
,
консерваторы
,
экстремисты
,
противники
науки
и
прогресса
,
а
также
«
свободы
и
прав
человека
».
Вот
трагическая
ирония
истории
:
идеология
вырождения
возводится
в
норму
! «
Прогресс
не
остановишь
»
-
так
обычно
говорят
о
смерти
,
которой
никому
не
миновать
.
Но
как
в
личной
жизни
,
зная
о
своем
конце
,
мы
к
нему
не
торопимся
,
а
живем
вопреки
перспективе
,
боремся
с
ней
,
так
и
человечеству
в
целом
надо
жить
по
логике
сопротивления
.
Где
только
возможно
уничтожая
бациллы
трансгуманизма
,
особенно
в
себе
,
как
идейно
,
так
и
социально
.
Разоблачая
соблазны
и
прельщения
бессмертием
,
показывая
абсурдность
самоценного
новационизма
.
Насколько
сумеем
осознать
свое
реальное
положение
и
будем
способны
действовать
–
настолько
и
продлимся
…
Разумеется
,
б
о
льшая
часть
людей
пока
находятся
в
своем
уме
и
,
столкнувшись
с
идеями
трансгуманизма
,
несмотря
ни
на
какие
посулы
,
выступает
против
собственного
самоубийства
.
Однако
нередко
от
теоретических
предостережений
насчет
его
опасности
отделываются
тем
,
что
считают
их
преждевременными
,
выражением
пессимизма
,
катастрофизма
,
паническими
и
т
.
п
.
Что
они
о
чем
угодно
,
но
«
не
про
нас
»,
не
о
нашей
ситуации
.
Вышеприведенная
полемика
показывает
,
насколько
далеко
зашло
дело
отрицания
человека
со
стороны
его
отдельных
представителей
.
И
какие
8
изощренные
передергивания
,
обещания
фантастических
благ
,
вперемежку
с
пошлостями
насчет
их
экономической
дешевизны
,
предлагаются
,
«
скармливаются
»
человеку
.
Чтобы
он
их
проглотил
-
и
отравился
,
возвел
патологию
в
норму
.
Впал
в
транс
.
Трансгуманизм
нельзя
понимать
узко
,
как
темы
,
которые
обсуждаются
на
сайтах
трансгуманистического
движения
в
связи
возможностями
манипуляции
человеческой
телесностью
и
сознанием
,
споры
о
наилучших
моделях
биомонстров
и
киборгов
.
Как
футурологические
утопии
,
хотя
и
близкие
к
осуществлению
.
Это
главная
,
организационно
оформившаяся
,
но
все
-
таки
только
одна
ветвь
антиантропологического
и
антигуманистического
мировоззрения
,
порождаемого
состоянием
различных
сфер
современной
жизни
.
На
самом
деле
борьба
с
человеком
имеет
более
глубокие
корни
,
она
зародилась
в
ходе
его
познания
,
постепенно
приобретая
потом
в
философии
и
антропологии
артикулированное
теоретическое
выражение
.
Она
имеет
,
не
сказать
что
большую
,
но
довольно
определенную
предысторию
,
историю
.
Принципиальным
историческим
поворотом
,
глубинным
философским
фундаментом
для
возникновения
трансгуманизма
является
трансформация
субстанциалистской
парадигмы
отношения
к
миру
в
функционалистскую
,
далее
,
что
очень
близко
,
в
релятивистскую
,
а
потом
в
конструктивистскую
.
Отказ
от
метафизики
с
ее
непременным
онтологизмом
и
начавшаяся
с
Канта
,
гносеологизация
философии
.
Впервые
открыто
отказ
от
человека
как
субъекта
и
как
сущего
в
середине
ХХ
века
провозгласил
структурализм
.
Это
,
однако
,
представлялось
неким
теоретическим
приемом
. «
Всерьез
и
надолго
»
о
смерти
человека
объявил
философский
постструктурализм
,
или
,
если
брать
шире
,
культурологически
-
постмодернизм
.
И
ставил
ее
достижение
своей
конечной
целью
.
Трансгуманизм
-
составной
элемент
,
состояние
,
результат
,
постмодернизма
.
Вытекающее
из
него
следствие
.
Выступая
в
разных
обличьях
,
прикрываясь
благими
намерениями
и
придумывая
некие
собственные
ценности
,
постмодернизм
/
трансгуманизм
подводит
под
разрушение
человека
концептуальный
и
методологический
фундамент
.
Культивируются
,
с
одной
стороны
,
соблазны
«
Прекрасного
нового
мира
»,
который
теперь
не
пугает
,
а
очаровывает
,
с
другой
-
фатализм
:
трансформации
человека
все
равно
не
избежать
.
Даже
если
это
плохо
,
ужасно
,
но
поскольку
неизбежно
,
значит
–
хорошо
.
Смиритесь
,
и
чем
быстрее
,
тем
лучше
.
От
апелляций
к
синергетической
вариативности
развития
,
к
свободе
человека
,
к
тому
,
что
он
как
-
то
может
выбирать
,
не
остается
и
следа
.
На
место
возвышающего
существующих
людей
гуманистического
мировоззрения
под
разными
соусами
предлагаются
идеи
«
расчеловечивания
человека
»,
сознательного
или
бессознательного
отказа
от
него
.
А
что
же
классическая
метафизика
,
антропология
,
ее
разные
ветви
,
философский
,
да
и
другие
разновидности
гуманизма
,
куда
они
смотрят
,
как
реагируют
на
эту
направленную
против
них
агрессию
?
Пока
практически
никак
. «
Спящий
гуманизм
» -
так
можно
определить
его
нынешнее
состояние
в
свете
нарастания
отрицающих
человека
тенденций
.
Адепты
и
теоретики
традиционного
гуманистического
мировоз
-
зрения
их
почти
«
не
зрят
».
Не