ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 371

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

59 

вспомнить

что

 

вора

 

судят

 

не

 

за

 

кражу

а

 

за

  

воровство

Не

 

за

 

ее

 

факт

 - 

укравший

 

может

 

тут

 

же

   

возместить

 

ущерб

а

 

за

 

подрыв

 

основ

 

социальности

Его

 

наказывают

 

за

 

то

что

 

он

 

нарушил

 

принцип

не

 

укради

С

 

точки

 

зрения

 

сохранения

  

антропологической

 

идентичности

 

людей

 

в

 

случае

 

с

 

клонированием

 

спорить

 

собственно

 

не

 

о

 

чем

бесполое

 

размножение

   

означает

 

отмену

 

самого

 

принципа

 

жизни

,  

разрушение

 

ее

 

фундамента

, "

лишение

 

кредита

"  

специфического

 

для

 

человека

 

способа

 

его

 

существования

после

 

чего

 

с

 

неизбежностью

 

обрушиваются

 

любые

 

отношения

 

близости

 

и

 

наступает

 

буквальная

 

атомизация

 

общества

Утрата

   

источника

 

взаимного

 

влечения

 

означает

 

подрыв

 

эмоциональной

 

сферы

   

личности

на

 

чем

 

держится

 

ее

 

нравственная

 

и

 

эстетическая

 

жизнь

не

 

говоря

 

о

 

любви

что

 

в

 

свою

 

очередь

  

приведет

 

к

 

выхолащиванию

 

творческих

 

начал

 

мышления

Это

 

вызов

 

сущности

 

человека

тоже

что

 

стрелять

 

по

 

ногам

их

 

верхней

 

части

 

и

 

собираться

 

идти

 

жить

 

дальше

Не

 

выйдет

Работы

 

по

 

клонированию

 

должно

 

быть

 

запрещено

 

как

 

ядерное

химическое

 

и

 

биологическое

 

оружие

Как

 

смертельная

 

угроза

 

людям

при

 

том

 

не

 

отдельным

 

индивидам

хотя

 

в

 

массе

а

 

всему

 

их

 

роду

 

на

 

Земле

И

 

все

-

таки

  

клонирование

создание

 

биологических

  

монстров

 

не

 

последнее

  

достижение

   

человека

 

на

 

пути

 

отрицания

 

своей

 

телесной

 

природы

Это

 

только

 

биороботизация

субстратно

 

закрепляющая

   

распространение

 

функционально

 

одномерных

 

людей

опредмечивание

 

положения

когда

 

парасексуальная

 

практика

 

теряет

 

связь

   

с

 

собственной

 

исходной

 

базой

Паразит

 

теперь

 

может

 

жить

 

без

 

хозяина

Но

естественно

недолго

На

 

смену

 

социогендерным

 

конструктам

 

отказа

 

от

 

сексуальности

 

и

 

биотехническому

 

конструированию

  

способов

 

бесполого

 

размножения

разрабатываются

   

способы

   

отказа

 

от

 

размножения

 

человека

 

вообще

Другими

 

словами

от

 

биологического

 

человека

 

как

 

такового

От

 

жизни

 

как

 

носителя

 

разума

 

и

 

переходу

 

к

 

постчеловеческим

 

формам

 

его

 

функционирования

К

 

разуму

 

без

 

жизни

 

и

 

смерти

на

 

полностью

 

искусственной

,  "

изобретенной

основе

 

в

 

виде

 

систем

 

с

 

искусственным

 

интеллектом

Гениальным

 

провозвестником

   

нового

 

направления

 

развития

 

человечества

 

был

 

Н

Федоров

Он

 

сознательно

 

и

 

без

 

маскировки

 

объявил

 

природу

    "

нашим

 

общим

 

врагом

". 

Пропагандисты

 

его

 

идей

 

обычно

 

делают

 

акцент

 

на

 

том

что

 

у

 

него

 

отвергается

 

смерть

Он

 

всех

 

воскрешает

.  

Однако

 

жизнь

 

и

 

смерть

 

две

 

стороны

 

одной

 

медали

 

и

 

обе

 

укоренены

 

в

 

сексуальности

Половое

 

размножение

признавал

 

Н

.

Федоров

это

 

гигантская

 

сила

на

 

которой

 

стоит

 

вся

 

природа

возможно

 

это

 

и

 

есть

 "

сердцевина

 

ее

". 

Половой

 

раскол

половое

 

соперничество

смена

 

поколений

 

служили

 

самым

 

действенным

 

средством

   

развития

 

человеческого

 

рода

Но

  "

должно

 

наступить

 

время

когда

  

сознание

 

и

 

действие

 

заменят

 

рождение

"

1

На

 

место

 

стыда

 

и

 

похоти

 

к

 

другому

 

полу

 

придет

 

деятельность

 

по

  "

воскрешению

 

отцов

" - 

воссозданию

 

умерших

Поскольку

 

все

 

живущие

 

в

 

конце

 

концов

 

умрут

а

 

новые

 

не

 

рождаются

то

 

возникает

 

странный

 

мир

:   

ожившие

 

мертвые

которые

 

будут

 

существовать

 

вечно

Рай

                                                 

1

 

Федоров

 

Н

Ф

Соч

., 

М

., 1982. 

С

. 396. 

 

60 

По

-

видимому

во

 

избежание

 

того

чтобы

   

воссозданные

 

существа

 

не

 

мучились

 

половыми

 

проблемами

,  

Н

.

Федоров

 

нигде

 

не

 

пишет

 

о

 

воскрешении

 

женщин

Субъективно

это

 

конечно

 "

сексизм

в

 

его

 

предельном

 

выражении

Но

 

если

 

посмотреть

 

на

 

подобные

 

гипотезы

 

с

 

высоты

   

нынешнего

 

состояния

 

техники

то

 

видно

,  

что

 

дело

 

не

 

в

 "

отцах

", 

религиозном

 

воскресении

 

или

 

плохом

 

отношении

 

к

 

женщинам

.  

Новые

 

существа

 

вообще

 

не

 

будут

 

живыми

хотя

 

будут

 

разумными

Предполагается

что

 

они

 

перейдут

 

на

 

автотрофное

 

питание

то

 

есть

 

на

 

потребление

 

неорганической

 

энергии

 - 

солнца

,  

химических

 

реакций

электричества

.   

Следовательно

у

 

них

 

нет

 

системы

 

пищеварения

не

 

нужен

 

рот

живот

А

 

поскольку

 

они

     

не

 

рожают

у

 

них

 

нет

 

и

 

органов

 

размножения

Напрягать

 

воображение

,  

каким

 

тогда

 

будет

 

облик

 

человека

 

не

 

стоит

Его

 

не

 

будет

 

вовсе

.  

Это

 

ликвидация

 

тела

 

и

 

функциональная

 

трактовка

 

жизни

а

 

фактически

 

разума

 

на

 

новой

не

 

биологической

  

субстратной

 

основе

: "

кремний

 

против

  

водно

-

углеродного

 

шовинизма

".  

В

 

эпоху

,  

когда

 

компьютерные

 

роботы

 

с

 AI  

стали

 

реальностью

 

и

 

стремительно

 

совершенствуются

можно

 

смело

 

утверждать

что

 

Великий

 

Технократ

 

предвосхитил

 

их

 

возникновение

Он

 

первый

по

 

крайней

 

мере

 

в

 

русской

 

культуре

трансгуманист

,  "

проектировщик

и

 

идеолог

   

Постчеловека

 

как

 

искусственного

 

субъекта

.  

И

 

отныне

со

 

вступлением

 

человечества

 

в

 

техно

-

информационную

 

стадию

 

развития

судьба

 

пола

 

и

 

любви

   

зависит

 

от

 

возможностей

 

взаимодействия

 

живых

 

естественных

 

людей

 

и

 

биосферы

 

как

 

среды

 

их

 

обитания

с

 

искусственным

 

разумом

 

и

 

ноосферой

 

как

 

средой

 

его

 

функционирования

 

1

                                                      *     *    *    
Sos…  sos… sos… -  

Спасите

 

наши

 

души

спасите

 

наш

 

пол

спасите

 

самих

 

себя

 – 

так

 

теперь

 

можно

 

перевести

 

этот

 

сигал

 

бедствия

Когда

 

его

 

подают

значит

,  

надеются

 

на

 

помощь

 

извне

На

 

кого

 

надеяться

 

человечеству

?  

Только

 

на

 

себя

Или

,  

кто

 

верит

на

 

Бога

В

 

любом

 

случае

 

спасение

 

приходит

 

к

 

тем

кто

 

борется

 

до

 

конца

.  

Даже

 

в

 

случае

 

обращения

 

к

 

высшей

 

силе

на

 

Бога

 

надейся

а

 

сам

 

не

 

плошай

.  

Главным

 

духовным

 

препятствием

 

в

 

борьбе

 

за

 

жизнь

 

и

 

любовь

 

является

  

фатализм

Им

 

особенно

 

пропитана

как

 

ни

 

парадоксально

либерально

-

прогрессистская

 

идеология

: "

Прогресс

 

не

 

остановишь

", "

Иного

 

не

 

дано

", 

"

Техника

   

наша

 

судьба

и

 

опирается

 

на

 

линейные

 

представления

 

об

 

истории

 

Вселенной

У

 

плюралистов

В

 

то

 

время

 

как

 

эволюция

   

биоты

 

показывает

что

 

появление

 

на

 

Земле

 

более

 

поздних

по

 

одним

 

параметрам

 

высших

по

 

другим

 

низших

     

форм

 

жизни

 

не

 

обязательно

 

отменяет

 

ранние

Возникшие

 

миллионы

 

лет

 

назад

 

виды

  

живут

 

рядом

 

с

 

нами

намного

 

более

 

молодыми

Нашли

   

нишу

 

своего

 

обитания

 

и

 

процветают

Другие

 

не

 

нашли

.  

И

 

погибли

Современное

 

синергетическое

 

мировоззрение

носителями

 

которого

 

обычно

 

объявляют

 

себя

 

прогрессисты

нелинейно

   

и

 

предполагает

   

наличие

 

точек

 

бифуркации

когда

 

развитие

 

меняет

 

вектор

может

 

пойти

  

в

 

новом

 

направлении

Значит

 

будущее

в

 

определенных

 

границах

 - 

открыто

Субъективно

  

это

 

осознается

 

как

 

свобода

.  

                                                 

1

 

Подробнее

 

об

 

этом

 

см

.: 

Естественное

 

и

 

искусственное

борьба

 

миров

Н

.

Новгород

, 1994; 

Культура

 

и

 

технология

борьба

 

миров

М

., 2001. 


background image

 

61 

В

 

техногенном

 

обществе

 

принцип

 

свободы

 

приходится

 

брать

 

на

  

вооружение

 

экологам

,  

гуманистам

 

и

 

антиглобалистам

.  

Они

 

верят

,

что

 

в

 

коэволюциии

 

с

 

искусственным

 

человек

 

способен

удерживая

 

свою

 

биологическую

 

нишу

сохранить

 

идентичность

Для

 

этого

 

надо

 

выбирать

 

и

 

реализовывать

 

такие

 

стратегии

 

поведения

которые

 

бы

 

ее

 

поддерживали

а

 

не

 

разрушали

Значит

к

   

стихийному

 

развитию

 

искусственного

   

надо

 

относиться

  

аналогично

 

как

   

к

 

процессам

 

природы

Пытаться

 

познавать

 

и

 

овладевать

 

им

.  

Технонаука

 

стала

 

производительной

 

силой

 

и

 

социальным

 

институтом

.  

Значит

,  

она

 

должна

 

регулироваться

 

подобно

 

всем

 

остальным

 

сферам

 

социальных

 

отношений

Моралью

идеологией

законами

.  

Это

 

задача

которую

 

осознают

 

консерваторы

стремясь

 

привлечь

 

к

 

ней

 

внимание

 

остальной

 

части

 

человеческого

 

общества

Главной

 

опасностью

исходящей

 

от

 

прогрессизма

,  

стала

 

установка

: "

все

что

 

технически

 

возможно

,  

следует

 

осуществлять

". 

Это

 

как

 

бы

 

само

 

собой

 

разумеется

Хотя

 

даже

 

ученые

 

понимают

что

 

все

 

возможное

 

не

 

осуществляется

Гипотез

проектов

изобретений

 

огромное

 

количество

Но

 

их

 

отбор

 

происходит

 

тоже

 

стихийно

по

 

финансовым

 

и

 

другим

 

случайным

 

соображениям

В

  

то

 

время

 

как

 

нужно

 

отбирать

соотнося

  

с

 

целями

 

и

 

благом

 

человечестства

Прежде

 

всего

 

с

 

фундаментальным

 

для

 

него

 

благом

 - 

быть

Сохраниться

 

как

   

высшая

 

одухотворенная

 

форма

 

жизни

Если

конечно

,  

хотеть

 

сохраняться

а

 

не

 

превращаться

 

в

 

Иное

Перед

 

наукой

 

и

 

техникой

 

надо

 

ставить

 

социально

-

гуманитарные

 

фильтры

которые

 

бы

 

соотносили

   

все

 

их

 

достижения

 

с

 

мерой

 

человека

Не

 

его

 

приспосабливать

 

к

 

технике

а

 

технику

 

к

 

человеку

беря

 

во

 

внимание

 

не

 

сиюминутные

 

потребности

   

в

 

комфорте

 

или

 

исполнение

 

капризов

а

 

долговременные

 

интересы

Когда

-

то

 

иначе

 

не

 

могли

 

и

 

думать

Сейчас

 

такой

 

подход

 

надо

 

отстаивать

идя

 

против

 

течения

В

 

ситуации

 

выживания

 

это

 

естественно

по

 

течению

 

плывет

   

уже

 

дохлая

 

рыба

Мораторий

 

в

 

технонауке

подобно

 

мораторию

 

на

 

клонирование

должен

 

быть

 

не

 

исключительным

а

 

рутинным

 

явлением

 

для

 

тех

 

или

 

иных

 

направлений

 

деятельности

Как

 

и

 

категорические

 

запреты

   

в

 

зависимости

 

от

 

стадии

 

исследований

Они

 

могут

 

предлагаться

 

и

 

обсуждаться

 

общественностью

приниматься

 

властными

 

структурами

 

регулярно

по

 

крайней

 

мере

 

не

 

реже

чем

 

например

присуждаться

 

государственные

 

или

 

Нобелевские

 

премии

Предусматриваемая

 

международным

  

законодательством

 

ответственность

 

за

 

угрожающее

 

человечеству

 

наукотворчество

 

должна

 

подкрепляться

  

социально

-

психологически

созданием

  

атмосферы

   

требовательного

 

здравомыслия

 

и

 

критического

 

восприятия

  

стихийной

 

экспансии

 

технологизма

Особенно

 

в

 

отношении

 

таких

 

сущностных

 

сфер

 

жизни

 

как

 

пол

 

и

 

любовь

ибо

 

за

 

сумерками

 

любви

 

следует

 

закат

 

человека

Ничего

 

не

 

любить

 

и

 

быть

 

ничем

, - 

говорил

 

Л

Фейербах

, - 

это

 

одно

 

и

 

то

 

же

Тому

кто

 

уже

 

захвачен

 

верой

 

в

 

свободу

 

техники

а

 

не

 

человека

в

 

неизбежность

 

его

 

подчинения

 

отчужденным

 

от

 

него

   

силам

полезно

 

отрефлектировать

 

свое

 

личное

 

поведение

В

 

отношении

 

собственной

 

индивидуальной

 

судьбы

 

люди

 

абсолютные

 

фундаменталисты

Реакционеры

   

(

кто

 

не

 

самоубийцы

).  

Каждый

 

знает

,  

к

 

чему

 

все

 

идет

но

 

сознательно

 

туда

 

не

 

 

62 

стремится

Живет

 

вопреки

 

тому

о

 

чем

 

говорит

 

опыт

 

и

 

рассудок

,  

поступая

 

как

 

крайне

   

иррациональное

 

существо

Заботится

 

о

 

здоровье

стариках

 

и

 

детях

до

 

последнего

 

момента

 

сажает

 

деревья

строит

 

дома

 

и

 

планы

Кто

 

делает

 

это

 

хорошо

получает

 

отсрочку

Потому

 

что

   

жизнь

 

выше

 

логического

Она

 

первична

 

и

 

не

 

обязана

 

оправдываться

 

перед

  

своим

 

следствием

.  

Жизнь

  

хочет

 

продолжения

 

по

 

самой

 

своей

 

сути

Любовь

 

к

 

жизни

  

выше

  

поисков

 

ее

 

смысла

 

и

 

является

 

условием

 

его

 

наличия

.  

Таким

 

же

 

образом

 

стоит

 

относиться

 

к

 

судьбе

 

родового

 

человека

,  

исходя

  

прежде

 

всего

 

из

 

жизни

  

и

 

только

     

потом

 - 

мысли

Здесь

 

отсрочка

наше

  "

раньше

или

  "

позже

",  

может

 

равняться

 

сотням

 

лет

Но

  

для

 

поддержания

  

этой

 

способности

 

все

 

равно

 

надо

 

сохранять

 

любовь

.  

Нужна

 

экология

 

пола

Которая

 

должна

 

стать

 

составной

 

частью

 

экологии

 

человека

противостоящей

 

 

попыткам

 

его

 

«

переделки

», 

конструирования

 

и

 

переконструирования

ибо

 

фактически

 

это

   

означало

 

бы

 

его

 

смерть

 

и

 

возникновение

  

чего

-

то

 

Иного

.      

 

Вопросы

 

в

 

помощь

 

самостоятельному

 

осознанию

 

темы

1)

 

Любовь

 

как

 

феномен

 

жизни

 

2)

 

Любовь

 

как

 

феномен

 

культуры

 

3)

 

В

 

чем

 

действительный

 

смысл

  «

сексуальной

 

революции

», 

происшедшей

 

на

 

Западе

 

во

 

второй

 

половине

 

ХХ

 

века

Каков

 

ее

 

результат

4)

 

Пол

 

и

 

гендер

 – 

в

 

чем

 

различие

Каков

 

ваш

 «

гендер

»? 

5)

 

Эволюционный

 

смысл

 

возможного

  

клонирования

 

человека

?  

6)

 

Итог

 

и

 

идеал

  

применения

   

биотехнологии

  

к

 

человеку

 
 
 
 
 
                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

63 

Тема

 6. 

Конструирование

  

постчеловека

 

Концептуальный

 

персонаж

 

в

 

персональном

 

компьютере

 

 

Низвержение

 

человека

   

с

 

пьедестала

   

подобия

 

Бога

венца

 

природы

 

и

 

личности

его

 

низведение

 

до

   

телесности

а

 

потом

 

тела

 

без

 

органов

,  

пола

   

и

 

пространства

 

с

 

одной

 

стороны

и

 

до

 

субъектности

а

 

потом

 

сингулярности

 

и

 

складки

 

с

 

другой

является

 

содержательным

 

исполнением

 

приговора

 

к

 

смерти

который

 

ему

 

частично

 

составил

а

 

в

 

основном

 

зачитывает

 

постмодернизм

Эти

 

процессы

 

инспирируются

 

самой

 

реальностью

ситуацией

 

человека

 

в

 

ней

Но

 

поскольку

 

он

как

 

мы

 

уже

 

удивлялись

,  

продолжает

 

жить

то

 

возникают

 

разнонаправленные

 

желания

довести

 

дело

  «

до

 

конца

», 

найдя

 

ему

 

замену

 

и

 

называя

 

ее

 

кто

  «

воскрешением

», 

кто

  «

позитивной

 

смертью

» 

или

 

попытаться

 

реформировать

   

философскую

 

антропологию

 

с

 

учетом

 

вновь

 

открывшихся

 

обстоятельств

Появились

 

авторы

которые

   

хотят

   

спасти

 

человека

Для

 

этого

 

надо

 

поставить

 

историческую

 

метафизику

  

на

 

более

  

адекватные

 

современности

 

основания

Если

 

деконструктивизм

в

 

сущности

,  

конструирует

 

антиантропологию

то

 

в

 

противовес

 

ему

 

надо

 

развивать

 

другую

 

антропологию

Самую

 

значимую

 

ее

 

версию

по

 

нашему

 

представлению

предложил

 

С

.

С

Хоружий

1

.  

Современная

 

цивилизация

считает

 

он

испытывает

 

неотвратимое

 

влечение

 

к

 

Антропологической

 

Границе

 

и

 

заворожена

   

ею

 

как

 

кролик

 

удавом

Отсюда

 

проистекают

 

опасные

 

проблемы

   

и

 

угрозы

 

человеку

которые

 

невозможно

 

предотвратить

центрируясь

 

на

 

субъекте

как

 

это

 

происходит

   

в

 

рамках

 

субстанциально

-

эссенциалистской

   

метафизической

 

антропологии

Потому

 

что

 

субъект

 

действительно

 

умирает

: «

этот

 

род

 

антропологизма

 

потерпел

 

крах

»

2

  

Вместо

 

него

 

остается

  «

субъектная

 

перспектива

», 

которую

 

надо

тематизируя

попытаться

 

реализовать

Положение

  «

Я

 

есть

 

субъектность

а

 

не

 

субъект

» 

позволяет

 

говорить

 

об

 

определенном

 

консенсусе

 

в

 

отношении

 

нынешнего

 

антропологического

 

кризиса

Важно

 

найти

 

корни

начала

 

субъектности

Они

 

не

 

тождественны

    «

Я

», 

но

 

тем

 

или

 

иным

 

образом

 

заключают

 

его

 

в

 

себе

 – 

как

 

направление

  

деятельности

 

и

 

энергию

как

 

сферу

в

 

которой

 

развертывается

  

или

 

умаляется

 

наша

 

идентичность

Такую

 

возможность

будучи

 

особой

 

формой

 

бытия

открывает

 

Духовная

 

практика

Она

 

обладает

 

синергийной

 

природой

 

приобщения

 

к

 

внеположенному

 

повседневности

 

источнику

 -  

Телосу

Опора

 

на

 

Духовную

 

практику

 

позволяет

 

говорить

   

о

 

новой

сохраняющей

   

субъектность

  

«

энергийной

 

антропологической

 

парадигме

» 

как

 

перспективе

 

человечества

 

на

 

III 

тысячелетие

.  

Кроме

 

принятия

 

или

 

непринятия

 

энергийно

-

субъектной

 

парадигмы

принципиальное

 

значение

 

имеет

 

ее

 

интерпретация

Например

в

 

ареале

 

                                                 

1

 

Хоружий

 

С

.

С

Заметки

 

к

 

энергийной

 

антропологии

. «

Духовная

 

практика

»  

и

 «

отверзание

 

чувств

»: 

два

 

концепта

 

в

 

сравнительной

 

перспективе

. //

Вопросы

 

философии

. 1999, 

 3;

Хоружий

 

С

.

С

К

 

антропологической

 

модели

 

третьего

 

тысячелетия

. //

Философские

 

науки

.

М

., 2003. 

Вып

.8. 

2

 

Хоружий

 

С

.

С

К

 

антропологической

 

модели

 

третьего

 

тысячелетия

. // 

Философские

 

науки

.

М

., 2003. 

Вып

.8.

С

134. 

 

64 

энергийной

 

по

 

своей

 

природе

 

виртуальной

 

реальности

человеческая

 

субъектность

   

остается

 

недооформленной

, «

недородом

», 

не

 

говоря

 

уже

 

о

 

самоидентификации

В

 

стратегиях

   

Бессознательного

 

человек

 

может

 

обладать

 

идентичностью

но

 

она

 

без

 

топологического

 

единства

 

и

 

цельности

Следовательно

ядром

 

энергийной

 

антропологии

 

должна

 

быть

 

непосредственно

 

персональная

личная

 

Духовная

 

практика

хотя

 

и

 

здесь

 

есть

 

одно

  «

но

». 

Как

 

известно

 

ее

 

наиболее

 

распространенными

 

формами

 

являются

христианский

 

православный

 

исихазм

когда

 

в

 

качестве

 

телоса

 

выступает

  «

обожение

» 

как

 

соединение

 

человеческой

 

энергии

 

с

 

благодатью

 

и

 

древнейшие

 

восточные

 

практики

 

погружения

  

человека

 

в

  

нирвану

превращающие

 

его

 

сознание

 

в

 

поток

 

дхарм

Возникающую

 

альтернативу

 

этих

 

двух

 

подходов

автор

 

решает

 

в

 

пользу

 

возведения

 

субъектности

 

в

 

личность

 

во

 

все

 

полноте

 

ее

 

идентичности

Высоко

 

оценивая

   

этот

 

замысел

 

реформирования

   

философской

 

антропологии

решимся

 

на

 

его

 

критическое

 

обсуждение

Чтобы

 

тематизировать

 

влечение

 

современного

 

человека

  «

к

 

Границе

» (

а

 

нам

 

кажется

 

возможным

 

сказать

 

решительнее

: «

к

 

Иному

», 

к

 

самоотрицанию

предлагается

 

поменять

 

исходные

 

категории

 

традиционного

 

метафизического

  

мышления

:  

перейти

 «

от

 

бытия

 

к

 

становлению

» (

от

 

материи

 

к

 

энергии

от

 

вещей

 

к

 

свойствам

от

 

субъекта

 

к

 

субъектности

). 

И

 

так

чтобы

 

это

 

было

 «

становление

 

вверх

», «

возведение

 

себя

 

к

 

Личности

» – 

синергия

 

с

 

Богом

Неудача

  «

самостояния

» 

толкает

 

к

 

тому

чтобы

 

искать

 

внешние

 

благодатные

 

опоры

Ради

 

спасения

 

человеку

 

надо

 

стать

 

Богочеловеком

Препятствием

 

подобному

 

направлению

 

энергии

 

видятся

  

«

разравнивание

 

себя

»,  

восточные

 

духовные

 

практики

  

и

 

задержка

 

с

 

выбором

 

у

 

постмодернистского

 

сознания

находящегося

 

в

  «

перманентной

 

онтологической

 

бифуркации

». 

Думается

что

 

это

 

сильное

 

облегчение

 

и

 

упрощение

 

проблемы

Восточные

 

духовные

 

практики

 

в

 

моде

но

 

они

 

маргинальны

а

 

постмодернизм

 

вовсе

 

не

 

стоит

 

на

 

распутье

Переориентировавшись

 

с

 

бытия

 

на

 

становление

на

 

энергию

 

и

 

субъектность

 , 

то

 

есть

 

на

 

самом

 

деле

как

 

мы

 

видели

 

при

 

анализе

 

реконструкции

 

субъекта

не

 

отвергая

а

 

используя

 

энергийную

 

парадигму

он

отталкиваясь

 

от

 

нее

пошел

 

дальше

от

 

становления

 

к

 

потенциализму

 

и

 

ничто

 (

от

 

свойств

 

к

 

отношениям

от

 

субъектности

 

к

 

сингулярности

). 

Становленческий

 

принцип

 

не

 

уводит

 

нас

 

от

 

иного

,  

а

 

приближает

 

к

 

нему

Иерархия

 

китов

на

 

которых

 

мир

 

держался

 

в

 

индустриальную

 

эпоху

 – 

материя

энергия

информация

разворачивается

 

в

 

направлении

 

нового

 

субстанциализма

 

и

 

монизма

 – 

информационного

На

 

третье

 

тысячелетие

  

явственно

  

намечается

 

не

 

энергийная

а

  «

информационная

 

парадигма

», 

которая

по

 

оценке

 

самого

 

С

.

С

Хоружего

является

 

антиантропологией

Но

  «

анти

» – 

это

 

отрицательная

 

характеристика

Постмодернизм

 

на

 

ней

 

не

 

останавливается

 

и

 

ведя

   

речь

 

о

 

постчеловеке

предлагает

 

развивать

  «

постантропологию

»

1

Ее

 

исходная

 

категория

 – 

хаос

  (

ничто

вакуум

виртуальность

), 

вместо

 

принципа

   

тождества

 

принцип

 

различия

 

и

 

повторения

вместо

 

вещей

 

и

 

свойств

  «

граммы

» 

или

на

 

                                                 

1

 

Объективности

 

ради

,  

надо

 

сознаться

что

 

понятие

 

постчеловека

 

мы

 

вводили

 

довольно

 

давно

хотя

конечно

как

 

предупреждение

 

и

 

предмет

 

критики

См

.: 

Человек

 

в

 

постчеловеческом

 

мире

проблема

 

выживания

. // 

Природа

, 1989. 

5; 

Алгебра

убивающая

 

гармонию

. // 

Человек

. 1991. 

3. 


background image

 

65 

техническом

 

языке

, «

биты

». 

Вместо

 

онтологии

   

грамматология

т

е

вместо

 

бытия

которое

 

всегда

 

определяло

   

сознание

, «

битие

», 

которое

 

заменяет

 

его

 

программой

вплоть

 

до

  «

снятия

», 

до

 

сознания

вследствие

 

чего

 

мы

 

все

 

меньше

 

отдаем

 

в

 

этом

 

отчета

Однако

 

вернемся

   

от

 

общей

 

картины

 

мира

 

к

 

человеку

теперь

вернее

к

 

постчеловеку

Насколько

 

человек

 

не

   

равен

 

субъекту

, «

теоретическому

 

человеку

», 

настолько

 

и

 

постчеловек

 

не

 

равен

 

сингулярности

 

или

 

складке

Он

 

в

 

них

 «

не

 

вмещается

». 

Как

 

живое

 

сознание

 

не

 

сводимо

 

к

 

конфигурации

 

мозговых

 

нейронов

 

и

  

не

 

объясняется

 

физикалистски

так

 

информационизм

  

не

 

объясняет

 

функциониррование

 

складки

 

и

 

сингулярностей

 

при

 

их

 

восприятии

 

человеком

Складка

 

должна

 

интерпретироваться

 

и

 

иметь

 

значение

поскольку

 

информационная

 

реальность

 

соотносится

 

с

 

реальностью

 

тел

 

и

 

вещей

Сингулярность

 

есть

 

некое

 

единичное

 

образование

но

 

она

 

не

 

остается

 

точкой

 

без

 

содержания

 

и

 

смысла

Выводимые

 

на

 

экран

 

живого

 

сознания

 

информационные

 

процессы

 

поневоле

 

приобретают

 

понятийные

 

формы

Даже

 

у

 

математиков

 

и

 

программистов

Доведя

 

дело

 «

до

 

точки

», 

до

 

бессмыс

(

енн

)(

ов

)

ого

  

абстрактного

 

количества

приходится

 

возвращаться

 

к

 

его

   

какому

-

то

 

качественному

семантическому

 

или

 

даже

 

образно

-

чувственному

 

наполнению

Это

 

называется

 

симуляцией

 

бытия

 

и

 

воскрешением

 

субъекта

 – 

на

 

стадии

 afterpostmodtrnism-

а

.  

Когда

 

речь

 

идет

 

о

 

восприятии

 

информации

 

применительно

 

к

 

предметной

 

реальности

 – 

это

 

симулякры

Когда

 

вещи

 

и

 

явления

   

симулируются

 

(

воскрешаются

в

 

контексте

 

самой

 

информационной

 

реальности

 – 

это

  «

тела

 

мысли

», 

концепты

Вся

 

так

 

называемая

 

квантово

-

механическая

 

онтология

 

является

по

-

видимому

реальностью

 

симулякров

Если

 

симуля

(

криза

)

цией

 

человека

  

в

 

предметном

 

мире

 

можно

  

считать

 

его

 

превращение

 

в

  «

человеческий

 

фактор

», 

и

 

в

 «

гомутера

» (

гомо

+

компьютер

),  

то

 

концепт

(

уализация

человека

  

в

 

информационном

 

мире

  

конкретизируется

  

через

 

понятие

: «

персонаж

». 

В

 

целом

 

это

 

пост

точнее

, after-

транс

-

модернистские

 

вариации

 

на

 

тему

 

постчеловека

его

 

замены

 

на

  «

иное

» 

и

 

превращения

 

философской

 

антропологии

 

в

 

«

постчеловеческую

 

персонологию

». 

Разумеется

такой

 

последовательности

какую

 

мы

   

приписываем

 

рождающему

 

трансгуманизм

 

постмодернизму

в

   

развитии

 

не

 

было

.  

Это

 

не

 

шествие

 

гегелевского

  

духа

Но

 

она

 

не

 

навязывается

она

 

просматривается

  «

по

 

законам

 

чтения

», 

сквозь

 

временные

  

несоответствия

 

и

 

противоречия

 

подходов

Право

 

читателя

 

на

 

другую

, «

более

 

правильную

» 

интерпретацию

 

автора

 

обосновано

 

самим

 

постмодернизмом

 

в

 

тех

 

идеях

которые

 

направлены

 

на

  

постижение

а

 

не

 

мистификацию

 

происходящих

 

процессов

когда

 

ответственный

 

историзм

освобождающий

 

Джоконду

 

от

 

усов

 

и

 

возвращающий

 

бороду

 

Марксу

служит

 

не

 

только

 

истине

но

 

и

 

благу

Дальнейшая

 

логика

 

нашего

 

собственного

 

текста

 

заставляет

 

сосредоточиться

   

на

 

судьбе

 

человека

загоняемого

   

или

 

безвыходно

 

попавшего

 

в

 

капкан

 

информационной

 

реальности

 

и

 

трансформирующегося

 

в

 

ней

 

в

 «

концепт

» 

и

 «

персонаж

». 

Постмодернистский

 

концепт

 – 

это

 

понятие

потерявшее

 

изначальный

 

гносеологический

 

статус

 

и

 

ставшее

 

неким

 

видом

 

бытия

, «

онтосом

». 

Это

 - 

 

66 

понятие

 

и

 

в

 

таком

 

качестве

 

относится

 

к

  «

вещам

», 

хотя

   

не

 

является

 

вещью

 

в

 

(

мета

)

физическом

 

смысле

 

слова

Ближе

 

всего

 

оно

по

-

видимому

к

 

формам

 

Аристотеля

когда

 

подсвечник

 

состоит

 

из

 

бронзы

   

как

 

материи

 

и

 

«

подсвечниковости

» 

как

 

формы

За

 

исключением

 

того

что

 

концепт

-

вещь

 

не

 

предполагает

 

бронзы

Мир

 

концептов

 – 

мир

 

чистых

   

бытийствующих

 

форм

«

подсвечниковостей

», 

существующих

 

самостоятельно

без

  «

бронзы

». 

Тогда

 

может

 

лучше

 

подойдет

 

аналогия

 

с

 

платоновскими

 

эйдосами

идеями

Да

за

 

исключением

 

того

что

 

в

 

отличие

 

от

 

эйдосов

пребывающих

 

в

 

трансцендентном

 

мире

,  

концепты

   

по

 

своей

 

природе

 

имманентны

Они

 

не

 

являются

 

образцами

 

для

 «

земных

» 

вещей

хотя

 

могут

 

с

 

ними

 

соотноситься

. (

тогда

правда

это

 

будут

 

симулякры

). 

Концепты

  

свободно

 

конструируются

  

как

 

некие

 

множественности

хотя

   

не

 

всякая

 

множественность

   

концептуальна

Задача

 

философии

,  

таким

 

образом

,  

в

 

том

,  

чтобы

  «

творить

 

концепты

», 

создавая

 

из

 

их

 

совокупности

 

самоценную

 

имманентную

 

реальность

Философы

 

должны

 

культивировать

всячески

 

усиливая

свою

 

миропроизводительную

 

потенцию

.  

А

 

вот

 

здесь

пожалуй

пора

 

одуматься

 

и

 

при

-

тормозить

.  

Концепты

 – 

вещь

 

настолько

 

тонкая

что

 

мы

 

рискуем

   

быть

 

обвиненными

 

в

 

том

в

 

чем

 

часто

 

упрекают

 

постмодернизм

 – 

в

 

произвольной

 

трансформации

 

чужих

 

смыслов

Описание

 

концептов

  «

со

 

стороны

»  

вызывает

 

нарастающее

 

недоверие

 

даже

 

у

 

(

о

)

писателя

Целесообразно

 

поэтому

 

дать

 

слово

 

оригинальным

 

авторам

 

концепции

 

концептов

.  «

Концепт

, - 

полагают

 

Ж

.

Делез

 

и

 

Ф

.

Гваттари

, - 

лишен

 

пространственно

-

временных

 

координат

  

и

 

имеет

 

лишь

 

интенсивные

 

ординаты

В

 

нем

 

нет

 

энергии

а

 

есть

 

только

 

интенсивности

он

 

аэнергичен

Концепт

 – 

это

 

событие

а

 

не

 

сущность

 

и

 

не

 

вещь

… 

Концепт

 

определяется

 

как

 

нераздельность

 

конечного

 

числа

 

разнородных

 

составляющих

пробегаемой

 

некоторой

 

точкой

 

в

 

состоянии

 

абсолютного

 

парения

   

с

 

бесконечной

 

скоростью

»

  1

Он

 

реален

 

без

 

актуальности

идеален

но

   

без

 

абстрактности

У

 

него

 

нет

 

референции

он

 

(

пересказываем

 

идеи

 

Делеза

 

близко

 

к

 

тексту

автореферентен

а

 

будучи

 

творимым

,  

одновременно

 

сам

 

полагает

 

и

 

себя

 

и

 

свой

 

объект

В

 

контексте

 

метафизической

 

картины

 

мира

,   

приводимые

 

характеристики

 

концептов

 

ни

 

на

 

что

 

не

 

похожи

 

или

 

похожи

 

на

 

заумь

  (

нет

 

пространственно

-

временных

 

координат

реален

но

 

не

 

действителен

не

 

сущность

 

и

 

не

 

вещь

 

и

 

т

.

п

.). 

Если

 

«

модернистская

» 

философия

 

это

 

не

 

критикует

то

 

либо

 

из

 

страха

 

быть

 

обвиненной

 

в

 

антиплюрализме

 

и

 

консерватизме

  (

смертный

 

грех

 

в

 

инновационную

 

эпоху

), 

либо

 

загипнотизированная

 

настроением

 

ко

 

всему

 

толерантного

 

равнодушия

Что

 

касается

 

безоговорочно

  «

принявших

 

постмодернизм

», 

то

 

в

 

большинстве

 

случае

 

они

 

пересказывают

 

его

 

идеи

 

без

 

понимания

,  

о

 

чем

  

речь

 («

без

 

референции

»). 

Представители

 

индустриалистского

 

научно

-

технического

в

 

том

 

числе

 

«

неклассического

» 

и

 

так

 

называемого

 

постнеклассического

   

знания

  

отмалчиваются

уходя

 

от

 

оценки

 

концепт

-

философствования

 

как

 

от

 

чего

-

то

 

постороннего

их

 

не

 

касающегося

считая

что

 

это

 

проблемы

,  

придуманные

 

                                                 

1

 

Делез

 

Ж

., 

Гваттари

 

Ф

Что

 

такое

 

философия

СПб

., 1998. 

С

.32. 


background image

 

67 

гуманитариями

Иногда

правда

берут

 

на

 

себя

 

труд

 

продемонстрировать

 

их

 

некомпетентность

 

в

 

науке

Известная

 

книга

 

Алена

 

Сокала

 

и

 

Жана

 

Брикмона

 

«

Интеллектуальные

 

уловки

». 

М

., 2002 

вся

 

построена

 

на

 

примерах

 

несостоятельности

 

апелляций

 

постмодернистских

 

авторов

 

к

 

физике

 

микромира

 

и

 

научной

 

эпистемологии

в

 

показе

что

 

их

 

ссылки

  

на

 «

бесконечные

 

скорости

», 

«

парения

» 

и

  «

ординаты

» 

в

 

лучшем

 

случае

 

метафоры

в

 

худшем

 

субъективные

 

фантазии

Действительно

все

 

приверженные

  

истине

 

метафизические

 

философы

 

и

 

ученые

 

естественники

положив

 

при

 

чтении

 

постмодернистских

 

текстов

 

руку

 

на

 

сердце

 (

нередко

 

в

 

силу

  

суровой

 

необходимости

), 

должны

 

честно

 

сказать

что

 

это

 

некая

 

разновидность

 

абсурдистской

   

литературы

Со

 

всеми

 

ее

 

типичными

 

признаками

Однако

 

если

 

им

 

предложить

перенеся

 

руку

 

с

 

сердца

 

на

  «

мышь

» 

компьютера

посмотреть

 

на

 

экран

 

и

 

хотя

 

бы

 

минимально

 

рефлексируя

пересказывать

что

 

и

 

как

 

там

 

делается

они

 

должны

 

будут

возвратив

 

руку

 

на

 

сердце

признаться

 

в

 

своей

 

ошибке

Концепт

-

философия

 

характеризует

 

происходящие

 

на

 (

в

нем

 

процессы

 

вполне

 

адекватно

Она

 

не

 

только

 

не

 

заумна

 

и

 

не

 

абсурдна

она

 

эмпирична

описательна

 

и

 

даже

 

банальна

Делез

 

не

 

зря

 

определял

 

ее

 

как

 «

трансцендентальный

 

эмпиризм

». 

Трансцендентальный

но

 

не

 

трансцендентный

Трансцендентальный

 

как

 

иной

 

по

 

отношению

 

к

 

нашему

 

миру

У

 

нее

 

есть

 

референт

Им

 

является

 

информационная

 

реальность

открывающаяся

     

человеку

 

при

 

его

 

присоединении

 

к

 

персональному

 

компьютеру

После

 

квалификации

 

постмодернизма

 

в

 

качестве

 

философии

 computer 

science 

он

 

становится

 «

открытой

 

книгой

», 

которая

 

свободно

 

читается

 

на

 

любой

 

странице

Применительно

 

к

 

человеку

к

 

философской

 

антропологии

концепт

 

«

разгадывается

», 

конкретизируется

  

как

 

персона

 

или

 «

персонаж

». 

Персона

(

ж

) – 

эмпирический

 

концепт

 

личности

обозначающий

 

то

что

 

от

 

нее

 

осталось

 

после

 

вычета

 

телесности

 

и

 

выпадения

 

из

 

реальных

 

социальных

 

связей

Личность

 

имеет

 

тело

а

 

персонаж

 – «

тело

 

мысли

». 

Личность

 

живет

 

в

 

обществе

а

 

персонаж

 

на

 

сцене

в

 

кино

 

или

 

в

 

персональном

 

компьютере

в

 

интернете

.  

При

 

электронной

 

переписке

в

 

виртуальных

 

конференциях

 

участвуют

 

персонажи

часто

 

анонимные

сталкиваются

  «

интенсивности

» 

отчужденных

 

от

 

человека

 

мыслей

Персонажи

 – 

это

 

некая

 

активность

наделенная

   

сознанием

или

 

«

артикулированное

 

сознание

».  

Они

 

относятся

 

к

 

людям

 

условно

, «

соотносятся

» 

с

 

ними

при

 

том

,  

если

 

люди

 

захотят

 

их

  «

приписать

» 

себе

 

как

 

существам

 

предметного

 

мира

К

 

поиску

 

прототипов

 

тех

 

или

 

иных

 

персонажей

в

 

случае

 

их

 

преступного

 

поведения

приходится

   

прилагать

 

специальные

 

усилия

 

специальных

 

служб

.  

Их

 

пытаются

 «

натурализовать

», 

очеловечить

,  

но

 

не

 

всегда

 

успешно

В

 

отличие

 

от

 

архаического

 

кино

 

персонажи

 

виртуальной

 

реальности

  

не

 

зафиксированы

 

неизменным

 

образом

Вбирая

 

в

 

себя

 

мысли

 

человека

взаимодействуя

 

с

 

другими

 

чистыми

 

мыслями

они

 

изменяются

развиваются

Делаются

 

попытки

 

полного

 

сканирования

 

содержания

 

сознания

 

с

 

последующим

 

его

  «

культивированием

» 

ради

 

генерирования

 

новых

 

смыслов

Возникает

 

«

информационная

 

синергия

». 

Постчеловеческие

  (

постприродные

)  

и

 

постличностные

  (

постсоциальные

концепты

 

начинают

 

жить

 

собственной

 

 

68 

жизнью

составляя

если

 

опять

 

вспомнить

 

Ж

Делеза

не

 «

народ

-

тело

», 

а

 «

народ

-

мозг

», 

хотя

 

и

 

мозг

 

здесь

 

нельзя

 

понимать

 

буквально

Тем

 

более

 

жизнь

Это

 

точки

 

сборки

 

информации

ее

 

сингулярности

оформленные

 

как

  «

тела

 

без

 

пространства

». 

Все

 

остальное

 

выносится

 

за

 

скобки

Если

 

бы

 

так

За

 

скобки

    - 

еще

 

полбеды

Драма

 

человека

 

в

 

том

что

 

постмодернизм

   

не

 

хочет

 

ограничивать

 

генезис

 

концептов

 

и

 

персонажей

 

информационной

 

реальностью

 

и

 

стремится

 

придать

 

им

 

статус

 

всеобщности

Концепты

 

вместо

 

вещей

 

и

 

персонажи

 

вместо

 

людей

   

везде

    – 

вот

 

претензия

Постчеловек

 

не

 

намерен

 

сидеть

 

в

 

компьютерной

 

клетке

 

и

 

висеть

 

в

 

сетях

 

интернета

Он

 

пересматривает

 

природу

 

и

 

историю

 

как

 

таковые

Он

 

хотел

 

бы

  

расчеловечить

 

всех

кто

 

продолжает

 

быть

 

человеком

:  

с

 «

органами

», 

чувствами

,  

в

 

культуре

способным

 

к

 

труду

любви

,  

субъектному

 

сознанию

быть

 

личностью

 

и

 

верить

 

в

 

идеалы

если

 

не

 «

обожения

», 

то

 

хотя

 

бы

 

гуманизма

И

 

развертывает

 

соответствующую

 

идеологию

предлагая

 

ее

 

на

 «

третье

 

тысячелетие

». 

Не

 

ту

не

 

энергийную

о

 

которой

 

пишет

 

С

.

С

Хоружий

.  

Желая

  «

концептуализировать

» 

человека

 

в

 

целом

 

и

 

понимая

 

на

 

что

 

замахиваются

Ж

.

Делез

 

и

 

Ф

Гваттари

 

делают

 

это

как

 

мы

 

убедились

завуалированно

на

  «

эзоповском

» 

мышлении

Это

 

лидеры

первопроходцы

Эпигонам

 

проще

Они

 

выражают

 

то

что

 

еще

 

недавно

 

казалось

 

немыслимым

 

и

 

непроизносимым

Такой

 

откровенностью

 

и

 

претензией

 

на

 

фундаментальность

 

среди

 

такого

 

рода

 

подходов

 

выделяется

 

концепция

  «

постчеловеческой

 

персонологии

» 

Г

.

Л

Тульчинского

, «

вмещающая

 

в

 

себя

, - 

уведомляет

 

аннотация

 

к

 

книге

ни

 

много

 

ни

 

мало

, - 

как

 

философскую

 

антропологию

 

и

 

культурологию

так

 

и

 

традиционную

 

метафизику

»

1

Учение

 

о

 

постчеловеке

 – 

наше

  

все

Знай

 

наших

Воспроизводя

 

основные

 

идеи

 

постмодернизма

 

типа

: «

границы

 

идентичности

 

личности

 

не

 

совпадают

 

с

 

кожно

-

волосяным

 

покровом

» 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

   

считая

 

главным

 

делом

 – 

тело

он

 

уверяет

что

  «

так

 

называемое

 

«

расчеловечивание

» 

современной

 

культуры

 

и

 

цивилизации

так

 

пугающее

  

иных

 

записных

 

гуманистов

в

 

высшей

 

степени

 

плодотворно

».

2

 

Открывающиеся

 

перед

 

человеком

 

новые

 

перспективы

 

«

открывают

 

несущественность

 

антропоморфности

человеческого

Можно

 

сказать

что

 

современная

 

культура

 

расчеловечивает

 – 

и

 

слава

 

Богу

Причем

 

в

 

буквальном

 

смысле

Это

 

расчеловечивание

 

открывает

 

важность

 

постчеловечности

позволяет

 

за

 

тремя

 

соснами

 

увидеть

 

лес

 

и

 

путь

 

в

 

нем

.  

Похоже

настала

 

пора

 

четкого

 

различения

 

понятий

 

гуманизма

 

и

 

гуманитарности

включая

 

в

 

последнюю

 

и

 

постчеловеческую

 

персонологию

Гуманизму

похоже

место

 

рядом

 

с

 

экономизмом

 

и

 

национализмом

 - 

формами

 

ограниченной

 

гуманитарности

Гуманитарность

 

же

 

предстает

 

персонологией

 

свободного

 

духа

Перспектива

 – 

постчеловеческая

 

персонология

»

3

            

                                                 

1

 

См

.: 

Тульчинский

 

Г

.

Л

Постчеловеческая

 

персонология

Новые

 

перспективы

 

свободы

 

и

 

рациональности

СПб

,. 

2002. 

2

 

Там

 

же

С

. 638.  

3

 

Там

 

же

С

.638.