Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

Выполнили слушатели группы 3.4.4

Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в начальной школе

Кувшинова Снежана Николаевна,

учитель начальных классов МОУ «Школа №84 города Донецка»,

Лубочникова Марианна Викторовна,

учитель начальных классов МОУ «Школа №93 им.Н.П.Жердева города Донецка»
Руководитель выпускной работы

Полищук Елена Николаевна,

старший преподаватель кафедры дошкольного, начального и специального общего образования

Работа допущена_______________________

(подпись)
Донецк, 2021 г.

АННОТАЦИЯ
В основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). С каждым годом увеличивается число детей с девиантным поведением. В связи с этим возрастает роль профилактики, направленной на выявление детей, склонных к девиации. Актуальность проблемы девиантного поведения детей требует понимания сущности данного явления, владения основными методиками его диагностики и организации профилактической работы.

В выпускной работе рассмотрены вопросы, позволяющие максимально раскрыть сущность профилактики девиантного поведения, проводимой педагогами двух школ - МОУ «Школа № 84 г.Донецка» и МОУ «Школа № 93 им. Н.П. Жердева города Донецка».

Цель выпускной работы: выявить особенности профилактической деятельности с несовершеннолетними девиантного поведения.

Задачи работы:

1.Уточнить содержание понятий «несовершеннолетний», «профилактика», «девиантное поведение».


2.Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

3.Подобрать методы исследования и профилактики, показать приемы работы в школе с учащимися с девиантным поведением.

В первом разделе «даны определения понятий «профилактика», «девиантное поведение», сделан обзор психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Во втором разделе даны практические рекомендации по организации профилактической работы с учащимися с девиантным поведением, представлены формы просветительской работы с родителями по исследуемой проблеме.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в работе рекомендации могут быть использованы работниками общеобразовательных учреждений при оказании необходимой социальной помощи семьям и детям.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………….……………………………...………….5

Раздел 1. Критерии определения ученика как личности с девиантным поведением.. 8

1.1. Девиантное поведение и его проявления .....………………………….…………....8

1.2. Причины отклонений поведения ребенка …………………………...…..………. 13

1.3. Рекомендуемый инструментарий для проведения психологических исследований ……………………………………………………………………...……. 16

1.4. Формы, методы и средства профилактики девиантного поведения учащихся ...20

Раздел 2. Психопрофилактическая и просветительская работа …………………..... 22

2.1. Профилактическая работа с учащимися с девиантным поведением …….….......22

2.2. Формы просветительской работы с родителями учащихся ……………...…….. 33

Выводы ………………………………………..……………………………………........36

Список использованных источников и литературы…………………………………...38

Приложение 1 ……………………………………………………………….……….......41

Приложение 2 ..…………………………………………………………………......……43

Приложение 3 ………………………………………………………….....……………...44

Приложение 4 ……………………………………………………………………....……48

Приложение 5 ……………………………………………………………….……….......51

Приложение 6 ………………………………………………………….....……………...53

Приложение 7 ……………………………………………………………………....……55

Приложение 8 ……………………………………………………………….……….......59

Приложение 9 ……………………………………………………………….……….......71

Приложение 10 …………………………………………………………….………….....76


ВВЕДЕНИЕ
В основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). С каждым годом увеличивается число детей с девиантным поведением. В связи с этим возрастает роль профилактики, направленной на выявление детей, склонных к девиации. Актуальность проблемы девиантного поведения детей требует понимания сущности данного явления, владения основными методиками его диагностики и организации профилактической работы.



Именно дети находятся сегодня в социально опасном положении из-за того, что не сформирована собственная система устойчивых нравственных убеждений и ценностных ориентаций, из-за того, что факты окружающей жизни не дают им возможности адекватно реагировать на события. Еще в раннем детстве расстройства процесса становления личности могут сопровождаться различными проявлениями антисоциальной направленности, такими, как: причинение вреда принадлежащей другим собственности, экспансивность, жестокость по отношению к животным. Расхождения в уровне агрессивности становятся заметными уже в возрасте двух лет. С возрастом признаки агрессивности меняются, хотя устойчивость их сохраняется.

У детей появляются специфические поведенческие реакции, составляющих специфический комплекс: реакция эмансипации (крайняя степень - бродяжничество), реакция группирования со сверстниками (формирование собственной субкультуры), реакция увлечения (хобби).

К категории «находящихся в социально опасном положении» попадают различные обучающиеся: неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими отклонениями, дети, находящиеся на учете по делам несовершеннолетних, и просто дети из неблагополучных семей. Это делает довольно сложной проблему выбора адекватных методов психической и педагогической работы с данными школьниками. Сейчас всё чаще педагогам школ приходится работать с учащимися, склонными к девиантному поведению, когда они не соблюдают требования социальной нормы, выбирают отличный от ее требований вариант поведения в той или иной ситуации, что, в свою очередь, ведёт к нарушению меры взаимодействия личности и общества. В основе отклонений в поведении преимущественно лежит конфликт интересов, ценностей, деформация средств их удовлетворения, ошибки воспитания, жизненные неудачи, нарушения эмоциональной сферы.

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Проблему девиантного поведения изучали Л. С. Выготский, Н.Ю.Максимова, В.М. Мясищев, Ю.А.Клейберг, Д.И.Фельдштейн и др. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения.


Отмеченные обстоятельства и актуальность определили выбор темы работы: «Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением».

Цель работы: выявить особенности профилактической деятельности с несовершеннолетними девиантного поведения.

Мы предположили, что профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения среди несовершеннолетних является необходимой и эффективной, если выявить её сущность и содержание.

Задачи:

1.Уточнить содержание понятий «несовершеннолетний», «профилактика», «девиантное поведение».

2.Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

3.Подобрать методы исследования и профилактики, показать приемы работы в школе с учащимися с девиантным поведением.

Объект: девиантное поведение несовершеннолетних.

Предмет: методы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, контент-анализ понятий, наблюдение, изучение и обобщение опыта педагогов-практиков, психологов-практиков.

Теоретическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней рассмотрены различные причины девиантного поведения, его виды и формы, проанализированы технологии социальной работы, которые используются при работе с девиантными учащимися, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в работе рекомендации могут быть использованы работниками общеобразовательных учреждений при оказании необходимой социальной помощи семьям и детям.

РАЗДЕЛ 1. КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕНИКА КАК ЛИЧНОСТИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

1.1. Девиантное поведение и его проявления

Девиантное поведение в педагогической литературе рассматривается как концепция действий либо единичные действия человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от общепринятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательные (негативные) отклонения в поведении человека, противоречащие установленным в обществе правовым и моральным общепризнанным нормам [24;62].

Е. В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивые действия


личности (группы), отклоняющиеся от общепризнанных мерок, наносящие настоящий ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождаемые социальной дезадаптацией, приносящие скрытую выгоду его носителю (личности, группе) [11] .

Хотя, теоретически девиантное поведение подразделяют на положительное явление - служащее прогрессу общества, и отрицательное – что подтачивает устои общества и тормозит его развитие, термин используется в негативном смысле.

Девиантное поведение - это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится на грани правовой и деликвентной (уголовной). Детей, которым присущи отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированными, дезадаптированными, педагогически или социально заброшенными, трудными детьми, трудновоспитуемыми, склонными к правонарушениям, детьми, которые нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом внимании и др. Эти термины часто используются как синонимы. Проанализировав представленный выше терминологический ряд, дифференцируя названные понятия, можно выделить их отличительные особенности.

Термин «трудновоспитуемый» впервые ввел в 1924 году В. Н. Сорока-Росинский — известный педагог, посвятивший всю свою жизнь воспитанию детей, при этом пояснив, что тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефективности, а, наоборот — по причине сложности и богатства своей натуры.

Социально и педагогически запущенный ребенок (по Р. В. Овчаровой) характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружающими. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены [19]. Понятие «педагогически запущенный ребенок» большинство авторов связывают с труднообучаемостью и трудновоспитуемостью ребенка, недостаточностью у него знаний и умений, необходимых для того, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми к нему родителями, педагогами, детским коллективом.

В профессиональной среде можно встретить самые разные взгляды на сущностные основания понятия «дети с девиантным поведением». Одни исследователи (А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева и др.) полагают, что к названной категории детей следует относить всех психически здоровых детей (с отклонениями в пределах нормы), но имеющих проблемы (задержки, отставания) в нравственном, умственном, эмоционально-волевом развитии вследствие недостатков воспитания (семейного или общественного), неблагоприятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза и в силу этого не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия. Другие исследователи (В. К. Зарецкий, Н. С. Смирнова, Ю. В. Зарецкий, Н. М. Евлашкина, А. Б. Холмогорова) считают, что дети с девиантным поведением — это дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, нуждающиеся в помощи, которые без специальной помощи не смогут справиться со сложившейся ситуацией.